|
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
При планировании и проведении коррекционных занятий у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи необходимо учитывать нарушения фонематического восприятия и возможные особенности протекания высших психических функций, что требует в свою очередь, построения индивидуальной коррекционной программы для каждого ребенка. Такая работа будет более эффективной и результативной.
Опираясь на таких авторов как Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.А.Ткаченко, А.С. Герасимова вся работа по развитию фонематического восприятия разделена на этапы (5 – 6 этапов) и проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Такая система работы будет очень эффективной, устраняя все недостатки в развитии фонематического восприятия и приближая к возрастной норме.
Этап – узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют так же развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего не возможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
Эта же работа может продолжаться на воспитательных и фронтальных логопедических занятиях.
Рекомендую использовать такую наглядность – это музыкальные инструменты, предметы сделанные из стекла, железа, дерева, пластмассы, игрушки и т.д.
На первых занятиях детям предлагаю послушать звуки окружающего мира, отвечая на вопросы логопеда: Что шумит? Кто разговаривает? и т.д.
Для различия неречевых звуков можно использовать такие игры:
«Найдем спрятанную игрушку, ориентируясь на силу ударов в барабан»
Что бы поддерживать интерес у детей, можно заменять звуки, например, ударять в бубен, звенеть колокольчиком и т.д.
«У кого колокольчик» (ребенок – водящий должен отгадать и показать за спиной какого ребенка звенел колокольчик);
«Что звучит» (по характеру звучания назвать музыкальный инструмент);
-
Используя предметы, сделанные из разного материала, ребенок называет каждый, ориентируясь на характер звучания каждого предмета;
«Повтори за мной» (воспроизведение ритмического рисунка, используя неречевые звуки);
Этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
Для реализации данного этапа использовать следующие игры:
Эту же игру можно усложнить, когда звукосочетания произносятся, то громко, то тихо.
«Определи, где котенок» (меняя силу голоса)
Усложнение этой игры, когда дети меняют тембровую окраску звукокомплекса (мяу), а водящий отгадывает (дрожит, боится и т.д.)
Игра – драматизация сказки «Три медведя».
Игра «Мама и детки» (воспроизведение звукоподражаний домашних животных разным по высоте голосом, а дети, ориентируясь на высоту голоса, поднимают соответствующие картинки).
На следующем этапе проводится работа над различием слов, близких по звуковому составу. Предварительно подбирается наглядный материал, который можно использовать на данном этапе: предметные картинки из разных тематических групп, парные картинки, названия которых похожи по звуковому составу и разные; в качестве сигналов можно использовать цветовые кружки.
Так как на этом этапе логопедической работы дети еще некоторые звуки произносят дефектно, использую такие приемы, где опора идет на слуховое восприятие, а не на произношение. Учитывая особенности психологического развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи целесообразно речевой материал подкреплять наглядным.
Приемы работы:
Определение правильного произношения слова в цепочке слов (вагон – вакон – фагон – вагоп ит.д.). В качестве сигнала можно использовать хлопок в ладоши.
Звуковой состав слов можно постепенно усложнять.
Расставить в той же последовательности картинки, в которой произнес их названия логопед;
Ребенку предлагают поместить предметную картинку под той, название которой более близкое по звучанию;
Т.А.Ткаченко предлагает в индивидуальной работе на данном этапе использовать дидактические игры опять же с опорой на предметные картинки.
1 «Найди пару» - надо назвать предметы, изображенные на картинках и выбрать пару звучащую похоже;
2 игра «Доскажи словечко» - ребенок должен закончить двустишие одним из трех предложенных слов.
Ой, ребята, верь, не верь –
От меня сбежала…
(кошка, дверь, стенка)
3 «Рифмовки» - найти неправильное слово и заменить его похожим по звуковому составу
Много снега во дворе –
Едут танки по горе.
(санки).
На IV этапе детей, будучи уже достаточно подготовленными, учат различать слоги. Начинаем работу с более простых упражнений и игровых заданий, а затем переходим к более сложным.
На индивидуальных занятиях можно использовать следующие приемы:
Найти лишний слог в цепочке слогов, в качестве сигналов можно использовать цветные кружки;
Воспроизведение слогов ряда со сменой ударного слога;
Повторение цепочки слогов: за – зо – зо, зо – за – за, за – зо – за и т.д.
-
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости – мягкости;
Повторение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости – звонкости (сначала по два слога, затем по три слога);
Когда дети научатся читать слоговые сочетания, то можно использовать такие упражнения:
чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;
запись слогов различных типов под диктовку;
на этом этапе детей обучают делить слова на слоги, выполнять анализ и синтез слогов. Для этого предлагаю использовать такие игры:
-
«Играем в карты» - один ребенок кладет карту, на которой записан один слог, а второй карту с таким слогом, чтобы получилось слово;
«Кто больше придумает слов на заданный слог»;
«Подобрать слово в рифму к цепочке слогов».
Эти игры лучше использовать на подгрупповых занятиях.
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем рекомендуют начинать с дифференциации гласных звуков, так как их легче услышать, легче произнести, легче выделить; Для большей эффективности проводимой индивидуальной работы необходимо использовать наглядность: картинки с изображением животных, картинки, названия которых начинаются с гласного звука, согласного.
Используя картинки (волк, ребенок и т.д.), произносят звуки длительно: волк воет (у – у – у), младенец плачет (а – а – а);
Проговорить названия картинок. Выполнить соответствующие движения (хлопнуть в ладоши или поднять руку), если услышит слово на заданный гласный звук.
Когда упражнения на узнавание гласных звуков будут усвоены, можно переходить к упражнениям на узнавание согласных:
Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке;
Показать картинки, которые начинаются на заданный звук;
Придумать слово с определенным звуком.
На этом этапе целесообразно использовать группы предметных картинок, специально подобранных по определенным звукам.
Проводится ряд игр:
«Покажи лишнюю картинку»;
«Назови, чем похожи названия картинок»
На последнем этапе формируют навыки элементарного звукового анализа, как высшей формы фонематического восприятия. Этим мы готовим ребенка к овладению элементами грамоты уже в подготовительной группе, что позволяет быть более успешным при овладении чтением и письмом в начальных классах.
Начинается эта работа с обучения детей делить слова на слоги, определения количества слогов в слове. Для этого предлагают использовать такие приемы:
Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове, удары сопровождаются четким произнесением слогов;
«Разрезные картинки»: разрезание картинок на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписание и название каждого слога;
Среди предлагаемого ряда картинок (слов) ребенок выбирает самое длинное слово - название изображенного предмета, самое короткое, называет одинаковые по количеству слогов слова.
Далее проводится анализ гласных звуков, что можно сделать следующими игровыми приемами:
Использование кубиков из строительного набора или конструктора. Строительство башни в соответствии с количеством произнесенных звуков;
Выделение первого (гласного) звука, последнего в словах (можно с наглядной опорой).
После гласных приступают к анализу согласных звуков. При этом на индивидуальных занятиях необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала дети учатся выделять последний согласный звук. Легче всего им удается опознание на конце слова глухих взрывных согласных.
Приемы работы:
Название предмета, изображенного на картинке, выделяя голосом последний звук;
Отбор картинок, названия которых заканчиваются на заданный звук;
Выделение первого звука в словах;
Определение места данного звука в слове (в начале, в середине или в конце слова).
И только в последнюю очередь обучают детей звуковому анализу и синтезу слов, так как этот вид работы является для дошкольника самым трудным. Но все ученые, занимавшиеся данной проблемой, считают очень важным этот этап для успешного овладения чтением и письмом в школе. Чтобы выполнить звуковой анализ, ребенок должен не только правильно распознавать и дифференцировать звуки, анализировать их, но и составлять из звуков и слогов слова. В этом могут помочь следующие упражнения: Составление слов из данных звуков, предварительно медленно произнося каждый звук, сначала используя простые односложные слова, позже - двусложные;
Если кто-то из детей усвоил буквы и умеет читать, то предлагают использовать следующие приемы:
Составить слово из звуков, данных в разбивку;
Разгадывание ребусов: КОФ., КОС.;
Дополнить слово подходящим слогом;
Раскладывание картинок под соответствующие им схемы слов (используются звуко - слоговые схемы слов);
Придумывание слов, соответствующих ритмическому рисунку: !; !!; !!!; !!!!;
Определение количества звуков в слове, последовательность звуков, название каждого звука.
Таким образом, проводя такую систематическую и последовательную работу на индивидуальных и подгрупповых занятиях, можно устранить недостатки в развитии фонематического восприятия и тем самым подготовить детей к успешному овладению в дальнейшем чтением и письмом.
|
|
|