Главная страница

Семинар по теме: «Проектная деятельность в детском саду»


Скачать 106.38 Kb.
Название Семинар по теме: «Проектная деятельность в детском саду»
Дата 14.02.2016
Размер 106.38 Kb.
Тип Семинар

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области

структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования (место нахождения: 446640 Самарская область, муниципальный район Алексеевский, с.Алексеевка,

ул. Советская, 39)

Семинар по теме: «Проектная деятельность в детском саду»

Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

Залишева Галина Сергеевна

Воспитатель

(январь 2013 г)

Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной

деятельности в детском саду (из опыта работы)

Одним из перспективных и эффективных методов в образовательной деятельности детских садов, в наши дни является  метод проектирования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
   Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников и семьи, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную деятельность по достижению поставленной цели.

Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в нашем детском саду «Солнышко» в частности, в компенсирующей группе «Сказка» практически уже 8 лет. Предпосылками использования метода проекта явились следующие моменты:
- видоизменилась и совершенствуется развивающая среда в детском саду;
- имеются специалисты высокой квалификации, педагоги дополнительного образования;
- используются комплексные, вариативные и парциальные программы, инновационные технологии;
- осуществляется интеграция базисного и дополнительного образования, создание единого образовательного пространства;
- имеется потребность педагогов в инновационной деятельности;
- происходит адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
- осуществляется многофункциональное взаимодействие с социумом.

Метод проекта предполагает повышение качества работы в образовательном пространстве детского сада:
- произошло обогащение предметно – развивающей среды;
- повысилась активность и творческо-поисковая деятельность всего педагогического коллектива;
- сблизились позиции детского сада и семьи к совместной творческой деятельности;
- было пополнено программно – методическое обеспечение.

И свою деятельность мы начали с разработки цикла интереснейших проектов, направленных на возрождение, прежде всего, национальной культуры, нравственно-патриотическое воспитание детей, их духовное обновление, воспитание любви к родному краю, приобщение к истокам своим. Я назову наиболее интересные значимые проекты, которые были реализованы ранее, но запомнились всем своей масштабностью.

Это, прежде всего, педагогический проекты «Лев Толстой в Самарском Заволжье», и проект «Великий русский писатель Л.Н.Толстой», разработанные группой педагогов и детей, и впоследствии, реализованные в компенсирующей группе «Сказка» уже дважды. Проект был долгосрочным, многоэтапным. Этот проект принимал участие в конкурсе педагогических разработок педагогических работников образовательных учреждений Самарской области и получил достойную оценку и признание Министерства образования и науки Самарской области и Самарской Губернской Думы

Целью проекта стало приобщение детей, родителей и всех педагогов к ценностям великой русской культуры, к изучению жизни и творчества гуманиста, писателя Л. Н. Толстого в Самарском Заволжье для раскрытия величины его наследия и формирования духовно-нравственных качеств у детей. На родительском собрании проект был проанализирован, прежде всего, родителями, были намечены пути его реализации и конкретные мероприятия и действия, которые возьмут на себя родители. Родители так прониклись темой, что просто заваливали добытым материалом: газетные вырезки, книги познавательные о творчестве писателя, организовали дома подборку художественной литературы. В ходе реализации проекта, был использован богатейший архивный материал, художественная литература писателя, встречи с интереснейшими людьми, которые много лет ведут эту работу в районе: директором местного краеведческого музея Н. М. Гоголевой, авторами сборников стихов «Толстовская поляна» Р. Хижняк и В. Ждановой и др. Практически каждая семья по крупицам собирала материал, посещали библиотеки, делали альбомы, принимали участие в литературно-тематическом вечере «Лев Толстой в Самарском Заволжье», где дети читали стихи, драматизировали сказку «Три медведя», приняли участие в районном конкурсе детского рисунка по творчеству писателя и т. д.

«День без книги – потерянный день» - гласит народная мудрость. «Чтение книги – тропинка, по которой умелый, умный, думающий взрослый находит путь к сердцу ребенка…..» Эти слова выдающегося педагога В. А. Сухомлинского подчеркивают величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей. Но, к сожалению, интерес к книге в последние годы падает, вхождение в книжную культуру снижается, предпочтение отдается телевидению, компьютерным играм. Вовсе не случайно 2003 – 2012 г. г. ООН объявила Десятилетием грамотности.

Именно поэтому в феврале 2011 года в нашей группе «Сказка», по инициативе детей, был успешно реализован познавательно-творческий проект «Как рождается книга».

Главная его идея и ценность состояла в воспитании у детей любви к книге, желания узнавать из книг что-то новое, развивать интерес к книге, как к произведению искусства. На протяжении всего проекта дети ежедневно, шаг за шагом, знакомились с историей создания книги, могли сравнить книги древних времен с книгами нашего времени.

Методическое обеспечение проекта педагогами, родителями было настолько разнообразным, что позволило каждый день сделать открытием. Родители несли нам в группу необычные, красочные и разнообразные книги: книжки- непромакайки, книжки малышки, книжки-игрушки ,книжки – раскраски, книжки-ширмы, книжки гиганты и т.д. Дети смогли увидеть разнообразные виды бумаги, пергамент, берестяные грамоты, папирус, свитки, привезенные из Египта, глиняные пластины, спилы деревьев, чернильницу и перо и т.д.

В непосредственной образовательной и в повседневной деятельности дети пытались воспроизвести книги, написанные в древние века: писали угольками, царапали палочками на бересте, писали гусиным пером и т. д. А дома в семье рисовали обложки для книг, делали с родителями семейные книжки-самоделки. Родителям было интересно принимать участие в экскурсии в районную библиотеку, в редакцию газеты «Степная правда», в музей. Данный проект еще теснее сплотил взрослых и детей, зародил в их сердцах ростки творческого поиска и интереса.

Не менее важной задачей нашего детского сада является воспитание у детей любви к родному краю, к земле на которой мы родились и живем, уважение к людям труда на селе. Не секрет, что нынешнее поколение не знает, как выращивают хлеб, сколько сил и труда вкладывается в этот процесс. «Откуда хлеб на стол пришел?» - так назывался педагогический проект, успешно реализуемый в подготовительной логопедической группе «Сказка» уже неоднократно. Этот проект стал настолько значимым и интересным для детей, что нам просто очень хотелось его повторения уже с другими детьми. Именно любовь к родной земле, к людям труда - воспитывает в детях нравственные качества личности, желание помогать, беречь и охранять нашу землю.

Весь путь превращения зернышка в душистый каравай смогли проделать не только ребята, но и родители: родители несли в группу разные виды зерновых культур, читали рассказы и учили стихи, принимали участие в экскурсиях на элеватор, хлебоприемное предприятие ОДО «Алексеевское ХПП», на пекарню, мельницу. Дети увидели труд людей на сушильных агрегатах, весовой, семенной лаборатории. Познакомились с операторами, рабочими, лаборантами по проверке зерна на качество, влажность, сортность. Дети участвовали в процессе получения муки, смогли оценить тяжелый труд пекарей и ощутить незабываемый вкус теплого душистого хлеба. Итоговым мероприятием стало чаепитие, организованное родителями с разнообразной выпечкой, приготовленной дома с детьми и принесенной в группу: это и пряники, птички из теста, хворост, каравай, большие кренделя и витушки. Особенно активными были: семья Ольховой Кати, бабушка Подробовой Кристины, бабушка Луконина Андрея и другие.

Не менее значимой для приобщения детей к историческому прошлому русского народа и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников стала и методическая разработка педагогический проект, посвященный 65 – годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт, ничто не забыто». В проекте четко отражена вся воспитательно-образовательная работа с детьми, родителями, общественными организациями, прослеживается их связь друг с другом, их идейная направленность.

Разнообразие форм и методов, техническое обеспечение, применение инновационных технологий, помогли выполнить все поставленные задачи: «уроки мужества», встречи с ветеранами, интересными людьми, посещение музеев, библиотек, возложение цветов к обелискам и мемориалам, просмотр и анализ цикла документальных телепередач для детей о войне и мире и т. д. Много внимания уделено художественному слову, игровым и продуктивным видам деятельности, оснащению развивающей среды. Презентацией проекта стал праздник «Никто не забыт, ничто не забыто». В нем были учтены все полученные детьми в ходе реализации проекта знания, умения, представления о ВОВ, героическом подвиге русского народа. Были использованы стихи, рассказы, песни и танцы, драматические номера, которые трогали всех до слез. Главная цель праздника – обобщение знаний о важнейшей странице нашей истории, воспитание чувства сопричастности к героическому наследию народа, гордость за свою Отчизну. И в этом проекте родители стали главными: шили детям пилотки, галстуки, помогали делать декорации к празднику, более 60% приняли участие в конкурсе детского рисунка, посвященного победе русского народа в Великой Отечественной войне.

«Луговые растения и цветы» так назывался проект, проводимый с детьми и родителями ранним летом в нашей группе. Он также реализовывался вместе с родителями, но остановиться я хотела бы на итоговом мероприятии, которое было проведено в нетрадиционной форме, где удачно сочетались и информационные технические средства и естественный природный ландшафт. Организовала праздник на лугу учитель-логопед Леонтьева Е. В. Родители ,дети и педагоги были полноправными участниками образовательной и одновременно развлекательной деятельности: отгадывали загадки, рассказывали о лекарственных растениях, вдыхали ароматы весенних растений, пели песни, играли в игры, читали стихи, водили хороводы и там же на лужайке смотрели компьютерную презентацию, угощались соками и печеньем. Эмоциональное тепло, душевное сближение все участников, положительные эмоции – итог проведенного мероприятия с нашими детьми.

Хотелось рассказать еще об одном, не менее интересном и значимом проекте, в котором главными участниками стали не только дети, но и родители. Это проект «200 лет Бородинскому сражению», который проводился в сентябре этого года. Тема необычайно интересная и малоизученная. Именно поэтому требовалась огромная помощь родителей. В начале, родители были в недоумении, но вникнув в суть проекта, сами увлеклись: собирали материал по крупицам в интернете, в детской библиотеке, приносили книги в группу, распечатывали картинки, рисовали рисунки дома, после прочитанных произведений, принесли нам флешку из музее, где Н.М. Гоголева с группой школьников посетили Бородинскую панораму и поделились своими впечатлениями. А в группе дети эти рисунки презентовали, рассказывали впечатления о тех знаменательных событиях 1812 года. Параллельно, в старших группах детского сада, эта тема также изучалась и итогом реализации проекта «200 лет Бородинскому сражению», стало развлечение, которое состоялось 6 сентября 2012 года с детьми из групп «Сказка», «Теремок» и «Колокольчик» их родителями.

«Урожай у нас хорош» - так назывался проект в нашей компенсирующей группе «Сказка» прошедший в сентябре 2012 г. Родители также принимали самое активное участие в ходе его реализации и на заключительном его этапе.

Более 80 % родителей совместно с детьми приняли участие в районной выставке декоративно-прикладного творчества, посвященной 14 Поволжскому Агропромышленному форуму. Поделки из овощей, фруктов и природного материала отличались оригинальностью и неповторимостью. «Осенью на каждой грядке выросли загадки», под таким названием прошла презентация данного проекта» 4 октября 2012 года. В ходе родительского собрания, проведённого в нетрадиционной форме, были раскрыты основные задачи, а главное возможности коррекции речевых нарушений через использование современных компьютерных технологий, с учётом ФГТ. Дети, родители, педагоги групп и педагог-психолог, отправились в увлекательное путешествие.  Во время проведения игр, мамы и папы не только увидели речевые возможности своих детей на начало учебного года, но и смогли сами поучаствовать в сложном процессе познания, увлеченные совместной игровой деятельностью с детьми. «Назови», «Чего не стало?», «Четвёртый лишний», «Урожай», «Отгадай и назови», «Сосчитай», «Волшебный сундучок», использование сухого пальчикового бассейна, рисования пластилином, помощь компьютерной игры «Овощи» от весёлого компьютера Всезнамуса – всё это позволило создать деловую атмосферу познания через игру. Отрадно, что главная цель нашей встречи – показать родителям возможности использования компьютерных технологий дома, с целью коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи, успешно достигнута.

«Путешествие в мир моды» - так назывался проект, реализованный совсем недавно, в начале ноября. И здесь родители стали и организаторами и участниками . Это и семья Стебунова Алеши, и мама Андропова Егора - Виктория, индивидуальный предприниматель, которая просто вела этот проект: ежедневно знакомила ребят со своими дизайнерскими решениями в мире моды, модными тканями, показывала детям альбомы с фотографиями модной одежды, отделочными материалам. Виктория сделала группе просто бесценный подарок: сшила новые модные шторы и совместно с детьми, их повесила. Семья Стебуновых полностью обновила и перетянула мягкую мебель в группе, что вызвало просто восхищение их золотыми руками и добрым сердцем. Во время экскурсии, хозяйка ателье, познакомила детей с различными видами ткани, отделочными материалами, отдельными приёмами изготовления одежды (выкройка, пошив). Детям в группу были подарены и ручная швейная машинка и пособия по вышиванию и шитью. Виктория показала детям мастер класс. Дети смогли попробовать себя в роли дизайнеров, закройщика и швеи.  

А закончилась экскурсия изготовлением заготовки «Сердца» из лент, для оформления музыкального зала ко Дню Матери.

И еще об одном, не менее важном проекте, хотелось бы рассказать.

……Что самое важное для ребенка?

……Что самое ценное и значимое? Ну конечно мама. Начало всех начал! Дающая жизнь! Мудрая, добрая, любящая!

«Моя мама - самая лучшая» - так, по инициативе детей, был назван познавательно-творческий проект ко Дню Матери, который был реализован с безграничной детской любовью и непосредственностью, практически на одном дыхании. Дети добывали информацию о детских годах жизни своих мам, учебе, делали с папами и другими членами семьи альбомы, семейные газеты, подарки и сувениры. На протяжении всего проекта дети беседовали о мамах, составляли рассказы, рисовали портреты, сочиняли стихи, проигрывали разнообразные ситуации. Ну а заключительным этапом проекта стал удивительный, необычайно трогательный праздник, посвященный милым, любимым и родным мамам «Мамино сердце», где мамы стали главными на празднике. Замечательно, что родители являются активными участниками педагогического процесса. А на празднике в РДК мама Егора Андропова была отмечена и награждена благодарственным письмом, дипломом и ценными подарками от администрации района, от партии «Единая Россия», а дети нашей группы исполнили для нее и всех присутствующих мам песню «А у нас свой подарок маме».

Проанализировав свой опыт по реализации проектной модели, можно с уверенностью заключить, что данный вид деятельности наиболее приемлем в работе, так как дает возможность более тесному взаимодействию с семьями, вовлечению их в воспитательно-образовательную деятельность в детском саду. Проекты дают возможность родителям «загореться», еще ближе быть к своим детям, педагогам, понимать их желания и интересы. Только в тесном сотрудничестве с родителями, можно ставить творческие цели, которые будут успешно реализованы.