Главная страница

Формы, методы и приемы работы с родителями учащихся коррекционной школы


Скачать 104.01 Kb.
Название Формы, методы и приемы работы с родителями учащихся коррекционной школы
Дата 27.02.2016
Размер 104.01 Kb.
Тип Документы



ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ



Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье. (В.А. Сухомлинский)
«Современная педагогика рассматривает семью как один из самых влиятельных факторов, воздействующих на становление личности ребенка. Влияние семьи осуществляется в период, когда психика ребенка наиболее чувствительна и пластична».[2] Поэтому в его воспитании важнейшее значение имеют уровень нравственной культуры родителей, их устремления, семейные традиции, вся атмосфера семьи.

Работа с родителями воспитанников является важ­ным направлением деятельности педагогического кол­лектива коррекционной школы. Только в тесном кон­такте с родителями, повышая их педагогическую куль­туру, педагоги могут добиться положительных резуль­татов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и к труду.[2]

Вместе с тем, ввиду специфических условий работы, связанных с психофизическими особенностями контин­гента учащихся, особенностей социального положения и недостаточного культурного уровня семей воспитанни­ков в коррекционной школе не может быть исполь­зован в полном объеме опыт работы с родителями уча­щихся, накопленный массовой школой.

В результате проведенных исследований выявлено своеобразие положения ребенка с проблемами в развитии в семье и самой семьи.

Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования и культуры. Отношение их к ребенку во многих случаях отличается не­устойчивостью. На нервной системе ребенка губительно сказывается напряженная семейная обста­новка, конфликты между родителями.

У многих родителей существует предубеждение против школы этого типа. Они препятствуют переводу их детей из мас­совой школы и в дальнейшем, в процессе обучения детей в коррекционной школе, сохраняют негативное отношение к ней, что, несомненно, влияет и на отношение их детей к школе.

Большой вред причиняет ребенку несвоевременное помещение его в коррекционную школу. Задерживая ученика с проблемами в развитии в массовой школе, роди­тели тем самым тормозят его развитие. В этом случае ребенок, не понимая учебного материала, находится в постоянном напряжении, теряет уверенность в себе и интерес к учебе. В результате создается благоприят­ная почва для нервных и психических срывов. Поэтому родителям детей с проблемами в развитии следует своевре­менно разъяснять, что их ребенок должен обучаться в коррекционной школе.

Благоприятные предпосылки для успешного осуще­ствления воспитания ребенка мо­гут быть созданы только на основе оздоровления семей­ной обстановки, нормализации отношения семьи, к своему ребенку, к учителям, воспитателям и к коррекционной школе в целом.

При организации работы с семьями воспитанников коррекционной школы-интерната нужно обязательно учитывать:

  • психофизические особенности учащихся:

  • их положение в семье;

  • особенности методов воспитания и обучения детей с проблемами в

развитии;

  • социальное положение, культурный уровень и бытовые условия

каждой семьи;

  • удаленность места жительства семей от школы.

В связи с этим первоочередной задачей в работе с родителями воспитанников является проведение тщательного обследования каждой семьи и анализа полученных данных.

В процессе обследования получены следующие данные:

1. Общие сведения о семье (состав семьи, место работы и род занятий родителей, жилищные и материально-бытовые условия).

2. Культурный уровень, образование родителей и других членов семьи, их интересы.

3. Положение ребенка в семье (отношение к нему родителей, их влияние на него, внутрисемейные отношения).

4. Отношение семьи к коррекционной школе (счи­тают ли родители пребывание своего ребенка в этой школе целесообразным; известны ли им задачи школы; как осуществляется дома охранительный режим, трудовое воспитание; как организуется досуг; как представ­ляют родители будущее ребенка; какова связь семьи с педагогами школы). [4]

5.Наличие внесемейного влияния на ребенка (соседей, одноклассников, референтной группы).

На каждую семью заполняется анкета, содержащая указанные пункты.

Для нормализации взаимоотношений между роди­телями и детьми с проблемами в развитии осуществляется корригирующее воспитательное воздействие на семью, и в первую очередь ознакомле­ние родителей с особенностями развития, воспитания и обучения детей с проблемами в развитии:

  • с особенностями их психического развития

  • с индивидуальными особенностями каждого ре­бенка, обусловленными характером его дефекта;

  • с особенностями вторичных отклонений в разви­тии, которые могут возникнуть в неблагоприятных условиях под воздействием первичных дефектов;

  • со специальными задачами коррекционной школы;

  • с методами и содержанием воспитательной рабо­ты в коррекционной школе.

В процессе проведения работы с родителями воспитанников необходимо правильно организовать жизнь и деятельность детей в семье, создать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу, которая содействует формированию социально полезных качеств личности ребенка и предупреждает развитие отрицательных качеств.

В своей работе необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями воспитанников. Классные формы работы с родителями: проведение классно-групповых родительских собраний, групповых консультаций и бесед. Классно-групповые родительские собрания следует проводить не реже 1 раза в четверть. Родителям заблаговременно направляются пригласительные билеты с повесткой дня. К каждому собранию соответствующим образом оформляется классная комната, организуется выставка работ учащихся.

В повестку дня классно-групповых родительских собраний включаются небольшие доклады - сообщения на определенную тему, содержащие конкретные советы и рекомендации, а также организуется обмен опытом по семейному воспитанию. К участию в собраниях и оказанию помощи школе привлекаются и отцы учащихся, которые обычно уклоняются от воспитания ребенка с проблемами в развитии.

Одной из самых популярных форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является «семейный час». Он готовится классным руководителем вместе с учащимися и родителями и для них же проводится.

У большинства семей есть увлечение - любимое дело, которое объединяет и взрослых, и детей. В одних любят шить, в других что-либо коллекционируют. Есть спортивные семьи и семейные фольклорные ансамбли. Эту сторону семейной жизни нужно использовать в работе. Взрослые и дети рассказывают о своих занятиях в свободное время, организуют выставки своих поделок и художественных изделий, делятся впечатлениями о прочитанных книгах, исполняют любимые музыкальные произведения, приносят грамоты и вымпелы, завоеванные в спортивных соревнованиях, показывают фотографии любимых домашних животных, демонстрируют коллекции марок, монет и т.д.

Хорошей традицией родительских собраний, которая существует в течение всего времени обучения ребенка в школе, является ведение родительского дневника. Родительский дневник — это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания учителям и дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Вторая часть дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка, каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания — страничка Радости. Ее готовит для ро­дителей классный руководитель к каждому родительскому собра­нию. На этой странице фиксируются достижения детей, связанные с его обучением и воспитанием. Например, если учащийся класса по характеру скромный, застенчивый, немного замкнутый, и он принял участие в каком- либо общешкольном, а может быть даже районном мероприятии, то это является большим успехом для данного ученика и об этом успехе обязательно должен узнать родитель. Или при поступлении в школу ученик состоял на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и имел грубые нарушения в поведении, то на данной странице отмечаются все положительные поступки за период нахождения данного ученика в школе. Также на эту страничку можно приложить грамоты, которыми был отмечен ученик. Каждое родительское собрание начинается с того, что родители получают страничку Радости, и в течение всего родительско­го собрания работают с ней. Классный руководитель напоминает родителям внимательно прочесть записи на страничке Радости и задать волнующие вопросы в ходе собрания или в конце его.

Страничка Радости помогает родителям больше узнать об их детях, обращает внимание семьи на те моменты, которые родите­ли, может быть, пропустили в силу собственной занятости или невнимательности, фиксирует достижения ребенка, которые фор­мируются в семье и проявляются в детском коллективе. [5]

Ведение родительского дневника помогает видеть положитель­ное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность. Очень полезной и необходимой формой работы с семьей явля­ются родительские чтения.

Родительские чтения дают возможность родителям ознакомить­ся с педагогической литературой по определенной проблеме, высказать свое к ней отношение, подготовить родителей к восприятию тех или иных изменений, которые происходят в подростковой среде. Родительские чтения - очень своеобразная форма работы с родителями, которая дает им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. [5]

В последнее время достаточно эффективной формой формиро­вания культуры быть родителем стали родительские тренинги. Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком. Огромно значение родительских тренингов для тех родителей. которые только начали приобретать опыт воспитания ребенка-школьника. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. На отношение родителей к ре­бенку с проблемами в развитии и во многих случаях на взаимоотношения между родителями положительно влияют инди­видуальные беседы с родителями. Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя.

При подго­товке и проведении индивидуальной работы с семьей нужно придерживаться, определенной этики общения с родителями

  1. Необходимо заранее обсудить возможность проведения та­кой консультации.

  2. Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.

  3. Время консультации или беседы должно быть четко огово­рено.

  4. Родители не должны ждать под дверью своей участи.

  5. Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.

  6. Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность.

  7. Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.

  8. Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны
    быть внимательно выслушаны.

  9. В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения, по обсуждаемой проблеме.

  10. Если в этом есть необходимость, в ходе консультации роди­тели получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.

  11. Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно,
    то он приглашается на встречу. [1]

Посещение ребенка на дому — это крайняя мера. Не многие роди­тели готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподава­тель может не только прийти и проверить наличие уголка школь­ника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ре­бенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы воз­можны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изго­ями. Поэтому необходимо чаще бывать в семьях таких, ребят, не ос­тавляя их без поддержки и помощи.

Учитывая особенности комплектования коррекционных школ-интернатов — удаленность места житель­ства семей воспитанников от территории школы, используется и такая форма связи с родителями, как переписка. Переписка осуществляется с самыми разными целями. Родители обращаются к педагогам, руководителям школы с вопросами, просят что-либо со­общить, посоветовать. Письма могут содержать информацию о проводимых для родителей мероприятиях, об успехах их ребенка, благодарность за хорошее воспитание ребенка, рекомендации по. вопросам воспитания, осуществлению ле­чебно-оздоровительного режима, а также разного рода поздравления и приглашения.

Показателем эффективности названных форм работы можно считать адекватные детско-родительские отношения, активная позиция родителей в процессе воспитания детей, наличие в сознание родителей ответственности и чувства причастности к процессу обучения ребенка, повышения уровня компетентности родителей в вопросах коррекционного развития, доверительные отношения между родителями и педагогом, адекватное оценивание родителями своего ребенка.
Результат работы с родителями можно проследить по данной таблице.


Критерий

2008-2009уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

Посещаемость учащимися школы

89%

90%

97%

Посещаемость родителями родительских собраний

90%

100%

90%

Посещаемость родителей общешкольных родительских собраний

50%

70%

70%

Со всеми родителями учащихся налажена тесная связь через телефонные звонки и письма.



В заключение, необходимо еще раз подчеркнуть, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы и такт, следовать тому идеалу гуманистических отношений, которые он формирует у детей.

Список литературы:

  1. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1986

  2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение во вспомогательной школе.- М.: Школа-ПРЕСС, 1994.

  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М.: Вако, 2006.

  4. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1984.

  5. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов. – М.: Изд-во «Феникс», 2002.