|
Семинар по теме: «Использование синектики как одного из способов развития креативных способностей школьников на уроках художественно-эстетического цикла»
Семинар по теме: «Использование синектики как одного из способов развития креативных способностей школьников на уроках художественно-эстетического цикла»
Представление опыта работы. Слайд 1
Вся история человечества – это история творчества. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились делать одежду, предметы быта. По мере развития общества появились задачи, которые трудно стало решать только методом проб и ошибок, чем путем простого подражания природе. Новые задачи требовали более глубокого, осмысленного творческого решения.
В полном смысле слова «научить» человека мыслить творчески, делать открытия, конечно, невозможно. Но как можно влиять на ход мыслительного процесса, делая его более продуктивным и увеличивая вероятность получения нужного результата? Этот вопрос не давал и не дает покоя нескольким поколениям исследователей научного творчества.
Слайд 2
Достаточно популярный метод стимулирования творчества - это синектика. В основе теоретической базы опыта лежит метод, разработанный в конце 1950-х - начале 1960-х гг. американских психологом У.Гордоном. В переводе с греческого слово "синектика" - «совмещение разнородных элементов».
Слайд 3
Синектика - метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Применяется как метод решения сложных творческих, в том числе технических, изобретательских задач, в педагогической практике используется для решения сложных учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска. Синекторы при работе используют аналогии. Аналогии - это сходство двух предметов (процессов) в свойствах или отношениях.
Особенностью этого метода является попытка превзойти самого себя с помощью отказа от стандартных подходов. Считается, что изящество решений, является как результат разнообразия знаний, интересов, эмоциональных особенностей.
Слайд 4
Синектика как нельзя лучше развивает творческое воображение, дает возможность нестандартно мыслить, развивает креативное мышление учащихся. Именно поэтому нам показалось, что этот метод на уроках художественно-эстетического цикла просто необходим.
Слайд 5
Качества синектора
Привычка находить необычное в обычном
Широкий кругозор
Умение абстрагироваться
Неудержимая фантазия
Способность отходить от навязчивых идей
Глубокое знание в разных сферах
Слайд 6
Суть метода состоит в том чтобы
Найти близкое по сущности решение путем нахождения аналогов в разных областях знаний, или исследование объекта в изменённых условиях, вплоть до фантастических.
Слайд 7
Основа метода
Метод основан на свойстве мозга устанавливать ассоциативные связи –
связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями. Отдельное слово, наблюдение могут вызвать в сознании воспроизведение раннее пережитого, и "включить" информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Поэтому аналогия - хороший возбудитель ассоциаций, которые стимулируют творческие возможности.
Исходя из вышесказанного, актуальность применения этого метода на уроках музыки, искусства, мировой художественной культуры просто очевидна, так как с помощью синект-метода можно преодолеть стереотипы восприятия и мышления, пробудить воображение ребенка, помочь по-новому посмотреть на, казалось бы, привычные вещи.
Чем же может помочь синектика в развитии творческой личности?
Развитие креативного мышления участников совместной учебной работы (или, как их еще называют, синекторы) в групповой работе достигается за счет введения в процесс решения задачи следующих типов аналогий:
Слайд 8.Рассмотрим типы аналогий
Слайд 9
1 Прямая аналогия.
Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области техники или живой природы. Природа часто дает идеальные образцы решения. Делается попытка использования готовых решений. (например, сравнение зебры с штрих-кодом или пешеходным переходом на дороге, мышки (животного) с компьютерным устройством с аналогичным названием);
Слайд 10
2Личная аналогия
Синекторы представляют себя техническим объектом.
Например, ребенок может вообразить себя самолетом, телевизором и т.п.,
затем пытается представить себе, что бы он делал в создавшихся условиях;
актеры «вживаются» в образ своего героя, живут его чувствами, мыслями.
Синекторы, вживаясь в образ, рассуждают. В этом образе и заключен ключ к решению.
Слайд 11
3 символическая аналогия или использование поэтических образов для формулирования, обобщенная абстрактная аналогия, предмет ассоциируется с самым главным признаком, остальные отбрасываются (например: книга – молчаливый рассказчик, диалог наедине; ноты – музыкальные буквы);
Слайд 12
4 фантастическая аналогия, которая позволяет предложить решение «как в сказке», не считаясь с законами природы, в решение задачи вводят сказочные элементы - маленьких человечков, живую воду, саламандр, демонов Максвелла. Со временем у них появляются названия из реальности.
Продуктивность, как показывает опыт, сильно зависит от настроя. Во время творческого сеанса (накопления вариантов решений) ни в коем случае не думать об условиях творческой задачи, ее результата, что предохранит вас от шаблонов восприятия задачи. Поиск решения (образов) надо начинать с поиска неких общих абстрактных признаков (с помощью цвета, вертикальных или горизонтальных форм). Далее попробовать задачу усложнить, ввести аналогии из разных сфер искусства (из литературы – в живопись, из музыки – в живопись, из живописи – в поэзию.
На уроке с применением этого «авангардистского» метода очень важна роль учителя, который должен обладать искусством задавать вопросы аудитории, «подогревая» генерацию. Вопросы служат «крючком», при помощи которого извлекаются идеи. Вопросы также могут останавливать излишне многословных учащихся и служить развитию идей других. Основной девиз на таком уроке: «Чем больше идей, тем лучше».
Слайд 13
Например: по аналогии с полётом птицы был придуман аэроплан
Пример аналогии в технике: многие технические объекты построены по аналогии с биологическими.
Конструкцию лопастей вертолёта" позаимствовали"у стрекозы
Слайд 14
Практические задания, результативность, выводы.
Ув. коллеги попробуйте провести аналогию сети интернет с природным явлением.(
(Связь Интернет-ресурсов на основе переплетения гиперссылок представляют по аналогии с природным объектом - паутиной.)
Метод синектики я использую на своих уроках, предлагаю учащимся провести аналогии на уроках музыки при прослушивании музыкальных произведений. Например, при прослушивании фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года», связанных с пробуждением природы или ее угасанием, я задаю учащимся вопрос: «Представь, что бы ты ощущал, если бы сам был птицей или пургой, которая стучится в окно?».
Слайд 15
На уроках мировой художественной культуры при знакомстве с архитектурными сооружениями и природными явлениями. Например: архитектурный комплекс Кижи с муравейником. (Слайд)
Или соотнести картину П.Пикассо «Герника» с музыкой одного из современных музыкальных направлений (рок).
Слайд 16
Попробуем продолжить наш ассоциативный эксперимент, посмотрите картину.
(демонстрируется репродукция картины В.Кандинского «Черное пятно»)
Абстракционизм беспредметеная живопись, сам Кандинский говорил: «Предметность вредна моим картинам». Но объекты на его полотнах все же присутствуют. Посмотрите на эту репродукцию. Что первое бросается в глаза? Как бы вы назвали эту картину?
Варианты ответов зала.
Художник назвал ее «Черное пятно». Что это за пятно? Как вы думаете? Людские пороки? Или, может, глубокая обида, спрятавшаяся в уголке души? А может, просто вспаханное поле, которое видится с высоты, и мы зря драматизируем ситуацию?
Слайд 17
Как вам кажется, можно ли соотнести это черное пятно Кандинского с некой современной экологической проблемой, не дающей покоя всем, живущим на планете Земля? (Учащиеся предложили следующие варианты ответов:черная дыра, нефтяное пятно, теракт, воронка)
Эффективность использования такой технологии очень велика, так как метод синектики направлен на углубленное осмысление изучаемого материала, он может не только дополнять, но и сопровождать первичное ознакомление с новым материалом.
Результатом работы по этому методу на уроках музыки, искусства, мировой художественной культуры является высокий уровень формирования у учащихся положительного опыта эмоционально и познавательно насыщенного группового творческого поиска, расширения и взаимного обогащения представлений, развития творческих возможностей учащихся, который они показывают на занятиях. Кроме того, эффективность развития школьников подтверждается их успешной деятельностью в области дополнительного художественного образования, высоким уровнем общего развития и культуры личности, коммуникативных способностей.
Для уроков художественно-эстетического цикла этот метод подходит как нельзя лучше, так как эти предметы изначально интегрируют в себе несколько общеобразовательных дисциплин (например, мировая художественная культура совмещает в себе литературу, музыку, изобразительное искусство, архитектуру, историю, географию и др.)
Слайд 18
Результатом работы уроков и внеклассной работы с применением синект-метода можно считать и творческие проекты учащихся, а также произведения детского творчества, выполненные на основе экспериментальных заданий.
Мероприятие
|
Результативность
|
Всероссийский конкурс «Я гражданин России». Проект «Школьная телестудия»
|
III место
|
Городской конкурс молодежных проектов и творческих работ «Радуга профессий»
|
II место
|
Окружной дистанционный конкурс творческих работ «Гостеприимный Ямал»
|
Диплом за участие
|
Городской творческий конкурс «Весенние голоса»
|
На протяжении 4- лет - I место
|
Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей»
|
Диплом лауреата
|
Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок»
|
Диплом финалиста
|
Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Фестиваль педагогических инноваций»
|
II место
|
Городской конкурс «Педагог года 2010»
|
Победитель
|
|
|
|