|
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для 10 класса «Великий писатель земли нашей И. С. Тургенев»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №79
Сценарий внеклассного мероприятия
по литературе для 10 класса
«Великий писатель земли нашей – И.С.Тургенев».
Выполнила Козлова Т.Д.,
учитель первой
квалификационной категории
Нижний Новгород
2013г.
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для 10 класса «Великий писатель земли нашей – И.С.Тургенев».
Форма мероприятия - литературный КВН.
Цель: выявить уровень знаний учащихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, развивать познавательный интерес к русским писателям и русской литературе и творческие способности учащихся.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, выставка его произведений, иллюстрации к произведениям писателя.
Эпиграф к уроку: И. С. Тургенев - один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной силой. Ф. В. Гладков. Из письма в музей. 1958 г.
Ход мероприятия.
1.Вступительное слово учителя.
2.Представление команд.
3.Разминка.
4.Творческое задание по биографии Тургенева.
5.Конкурс «Морской бой».
6.Инсценирование эпизода из романа.
7. Составление текста из отдельных предложений .
8.Конкурс афоризмов.
9.Сочинение о заслугах И.Тургенева переел русским народом.
10.Подведение итогов.
11.Рефлексия.
1.Вступительное слово учителя: Сегодня в форме КВНа у нас пройдёт мероприятие, посвящённое жизни и творчеству великого писателя-патриота И.С. Тургенева. В этом году исполнилось 130 лет со дня его смерти, но его произведения, его герои , его высказывания живут вместе с нами, а значит, вместе с нами живёт и Иван Сергеевич Тургенев. И мы сегодня вспомним основные события его жизни, особенности его творчества, главных героев его произведений, и конечно, основное внимание будет уделено роману «Отцы и дети», который мы сейчас и изучаем. Итак, пришло время участникам представиться.
2.Команды, участвующие в КВНе (задание было дано заранее ) представляют себя: название, эмблему, девиз. (Наибольшее количество баллов 3.)
3.Учитель: И у нас первый конкурс - «Разминка». Александр Фадеев , характеризуя творчество А. Пушкина и И.Тургенева, сказал: «Пушкин и Тургенев – это ……нашей прозы». Вставьте пропущенное в высказывании слово (Учащиеся должны вставить слово «родоначальники» или близкое к нему по лексическому значению.) За правильный ответ 1 балл.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение, посвящённое И.С.Тургеневу, и допишите последнюю строчку стихотворения В.Черепкова
Во Франции –
Его второй России –
На лавочке у книжного лотка
Сидели два, как статуи, седые,
Друг другу незнакомых старика
- У Вас…, - хотел сказать и не осилил
- У Вас, наверно, выпал первый снег?
Тургенев встал:
- Вы знаете Россию?
Наш русский снег?
Разливы наших рек?
И подал руку с дружеской улыбкой?
Старик неловко, как ребенок, сполз:
- К несчастью, знаю…
И, прервав заминку,
Он выдавил беспомощно:
- Дантес…
Ушел Тургенев.
Дождь лениво капал,
А в сквере, в неприметном уголке,
Сидел убийца, и дрожала палка
В тридцать седьмом недрогнувшей руке.
Тургенев шел…
Вокруг давились смехом,
А он все шел от недуга багров.
Вместились в нем:
Россия с красным снегом и …
Участники должны дописать Франция с Полиной Виардо. За правильный ответ –1балл.
Учитель: И.С.Тургенева по праву называли «певцом русской … и русской…». Вставьте пропущенные слова.(Пропущенные слова «природы», «женщины».) За правильный ответ –1балл. Всего за «Разминку» каждая команда может набрать 3 балла.
4.Учитель: Жизнь И.С Тургенева не была лёгкой, но он прожил её достойно, никогда не переставал он думать о горячо любимой России и служить ей. А задание ваше такое: Расскажите от лица И.С.Тургенева об одном эпизоде его жизни. За это задание максимальный балл- 3.
5.Учитель: Вы прекрасно справились с этим заданием. А теперь давайте проверим ваши знания романа «Отцы и дети». Конкурс называется «Морской бой». Команды по очереди называют вопрос и отвечают на него, получая 1балл за правильный ответ. Если выпадает «мимо», ход переходит к другой команде, если - «бонус», команда получает балл, не отвечая на вопрос. (Можно использовать здесь интерактивную доску.)
1.Кто из героев романа играет на виолончели?
(Николай Петрович)
|
2.К какому социальному сословию принадлежит Евгений Базаров?
(к разночинцам)
|
3.В каком году опубликован роман?
(в 1862г.)
|
4.Кому посвятил И.Тургенев свой роман?
(В.Г.Белинскому)
|
5.Как зовут возлюбленную Базарова?
(Анна Сергеевна Одинцова)
|
6.
бонус
|
7.
мимо
|
8.О каком художнике Базаров сказал, что он «гроша медного не стоит»?
(о Рафаэле)
|
9.
мимо
|
10.Закончите фразу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого…»
(поэта)
|
11.Какие деревья, по мнению Василия Ивановича, любил Гораций?
(акации)
|
12.Кто в романе цитирует стихи из «Евгения Онегина»?
(Николай Петрович)
|
13.Кто, кроме Аркадия, считает себя учеником Базарова?
(Ситников)
|
14.В честь кого Николай Петрович назвал , в которой живёт?
(в честь жены - Марьино)
|
15.
бонус
|
16.Что подарил Павел Петрович княгине Р.?(перстень со сфинксом)
|
Подводятся итоги данного конкурса (заранее трудно предположить, сколько баллов наберёт какая команда,8-10 баллов, думаю, максимально ).
6.Учитель: Вот и пришло время показать своё домашнее задание: инсценирование эпизода из романа «Отцы и дети». За это задание максимальный балл 5.(Команды представляют свои домашние заготовки: учитывается оригинальность постановки, точность воспроизведения текста, актёрское мастерство.)
7. Учитель: Следующее задание такое: данные вам 10 предложений из романа «Отцы и дети» надо расположить так, чтобы получился связный текст. (Каждой команде выдаётся набор из 10 предложений. Учитываются быстрота и правильность выполнения.) Максимальное количество баллов-3.Подводят итоги конкурса, объявляют результаты.
1) Николай Петрович потупил голову и провел рукой по лицу.
2) "Но отвергать поэзию? -- подумал он опять, -- не сочувствовать художеству, природе?.."
3)И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе.
4) Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.
5) Мужичок ехал рысцой на белой лошадке по темной узкой дорожке вдоль самой рощи; он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром что ехал в тени; приятно-отчетливо мелькали ноги лошадки.
6)Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей.
7) Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени; мошки толклись столбом над одинокою, далеко протянутою веткою.
8) "Как хорошо, Боже мой!" -- подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли было ему на уста; он вспомнил Аркадия, Stoff und Kraft -- и умолк, но продолжал сидеть, продолжал предаваться горестной и отрадной игре одиноких дум.
9) Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность.
10) Давно ли он так же мечтал, поджидая сына на постоялом дворике, а с тех пор уже произошла перемена, уже определились, тогда еще неясные, отношения... и как!
8.Учитель: Иван Сергеевич Тургенев заслуженно считается большим знатоком русского языка, ему принадлежит немалое количество афоризмов. Объявляется конкурс афоризмов Тургенева. За каждый афоризм команда получает 1 балл. Например: «Старая штука смерть, а каждому внове».
«Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души». (В романе «Отцы и дети» их много, можно приводить афоризмы и из других произведений Тургенева.
9.Учитель: Заключительное задание может определить победителя, а состоит оно в следующем: напишите сочинение, восхваляющее заслуги Ивана Сергеевича перед русским народом. Максимальный балл -5 .
10. Определяют команду-победительницу. Ученик, которому было дано заранее задание, наизусть читает стихотворение, посвящённое И.С.Тургеневу.
Вздыхает парк, кусты черемух вспенив,
Прислушиваясь к перекличке птах
Мы ждем: вот-вот появится Тургенев
В видавшей виды шляпе, сапогах.
Широким шагом он пройдет сквозь годы,
Как сквозь чащобу проходить привык.
Охотник, нелукавый друг природы,
Из детских снов серебряный старик
Придет, и остановится под дубом,
Окрестность взглядом озарит своим,
И все, что в жизни нам казалось грубым,
Вдруг станет ясным, добрым и простым.
Покличешь – и деревья отзовутся…
Не в этом ли все волшебство искусства?
11.Учитель: Вот и подошёл наш КВН к концу. Давайте поделимся впечатлениями от данного мероприятия. (Рефлексия.) Учитель о своих впечатлениях говорит последним.
|
|
|