Главная страница

Сценарий проведения педагогического совета в доу «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»


Скачать 473.68 Kb.
Название Сценарий проведения педагогического совета в доу «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
страница 2/3
Дата 16.02.2016
Размер 473.68 Kb.
Тип Сценарий
1   2   3

Старший воспитатель: Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе так же

остаются актуальны. Их напомнит нам Кулакова И.С. , так же она познакомит нас с опытом использования макетов в сюжетно-ролевой игре.

Кулакова И.С. : Для организации сюжетно-ролевой игры необходимо: докажите утверждения.

(педагоги обсуждают важность утверждения, и делают вывод)

  1. Выполнение санитарно – гигиенических требований ( влажная уборка, проветривание, мытье игрушек)

  2. Организация игрового пространства ( организация предметно – игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными , эстетичными, прочными; создание безопасных условий игры; игровое пространство должно соответствовать содержанию игры и количеству играющих; атрибуты для сюжетно – ролевых игр должны быть доступны детям)

  3. Наличие игрушек.

  • Сюжетно – образная игрушка. Это игрушка, отражающая в себе образ одушевленного существа (мишки, зайцы, котики и т.д.). Важный аспект таких игр – постановка определенного сюжета (сказки, жизненной ситуации) – поэтому они называются – сюжетными

  • Техническая игрушка. Она отражает средства передвижения, технику , используемую в труде, средства связи и информации.

  • Игрушка – забава. Это – смешные человечки, фигурки зверей, домашних животных. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.

  • Маскарадно – елочная игрушка. (Она лишь чем – то напоминает тот или иной персонаж, например – хвост, клюв, ушки) Но этого достаточно, , что бы дети играли, жили в образе.

  • Спортивно – моторная игрушка . Предназначена для осуществления задач физического воспитания

  • Музыкальная игрушка. Удовлетворяет интерес к звукам.

  • Театральная игрушка. Она служит целям эстетического воспитания, развивает речь, мышле6ние, воображение, способность воспроизведения.

  • Дидактическая игрушка. Предназначена для сенсорного и умственного развития, обучения ребенка (шары, пирамиды, матрешки, парные картинки)

  • Строительный материал. Назначение – развитие внимания, сообразительности, конструктивных способностей детей.

  • Игрушка – самоделка. При изготовлении игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху.

Требования к игрушкам.

-должна побуждать детей к творчеству, формировать дружеские взаимоотношения, организованность, справедливость

- должна быть динамичной

- отражать здоровый юмор,

- должна быть окрашена стойкими, безопасными красками,

- легко подвергаться обработке

  1. Организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях
должна отвечать определенным требования: это прежде всего свобода
достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, песта и
времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить
подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.

Принцип универсальности предметно-игровой среды является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития.
Именно поэтому предметно-игровая среда должна быть развивающей, т.е. она должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.
Развивающая предметно-игровая среда отвечает также и принципу
системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных
элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность игрового пространства.
В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода; игровые материалы. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.
Игровые средства обязательно должны быть сомасштабны друг другу и другим предметам интерьера. Это означает, что интерьер должен не содержать ничего лишнего и органично сочетаться в эстетическом отношении с игровыми средствами. Все игровые и неигровые предметы должны отвечать принципу безопасности.
Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры.

Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.

Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.

Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.

  1. Педагогическая ценность макета в организации предметно – игровой среды ДОУ

Макет-это, уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалстического или фантастического).

Учитывая многообразие сюжетных игр, педагоги должны ориентироваться на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый ребенок сможет:

-удовлетворять свои интересы;

-реализовывать свои возможности;

-создавать игровой сюжет и реализовать его;

-проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.

Создать такие условия помогают игры с макетами, они являются более высокой степенью сюжетно-ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка.

Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.

В детских садах нужен, прежде всего «универсальный» макет. «Универсальные» макеты условно делятся на два типа:

  1. Макеты-модели:

Макет-модель представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор), добавлением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия-события, мелкий транспорт - автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок – персонажей - семья, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж (деревья, цветы).

  1. Макеты-карты:

Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки0 и дополнением служат предметы, обозначающие события – действия - это транспорт.

-Ландшафтный макет-карта-это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес-зеленый цвет, река – голубой цвет, земля – коричневый цвет), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами-деревьями, цветами и т.д.

«Универсальный» макет-это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивающий границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет «оживает», наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей.

В играх с макетами дети обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Меняется отношение к выполнению рисунков, поделок, ведь все это может пригодиться в игре. Отмечаются старание, желание достичь хорошего результата.

Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения различных объектов.

У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. В повседневной жизни они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. У дошкольников отмечается интерес к познавательной литературе (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека), дети включают свои новые представления в сюжеты игры, в темы рисунков.

Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создает в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Художественные тексты, а также мультфильмы, заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и тематической конкретизацией макета. Так, макет-карта «Улицы города» может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей, ландшафтный макет-карта - в опушку леса, где живет Винни - Пух или Баба - Яга.

Обитатели-персонажи, дополнительный антураж к макету, да и сам макет могут быть сделаны в процессе продуктивной совместной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки, соленого теста, природного материала), что способствует развитию творчества в различных видах деятельности (в ручном труде, конструировании и изготовлении макетов).

В ряде программ макетирование рассматривается как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.

Макетирование способствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым, пополняя свой словарный запас.

Тесна связь макетирования и математики: в процессе работы закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер, цвет и т.д.

Макетирование способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук.

Макет-это результат конструктивно - творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Он может быть напольным, настольным, подиумным (на специальных подставках), настенным (объекты на переднем плане, а изображение на заднем).

Вывод: Подводя итоги, следует отметить, что макет-это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов (т.е. воспитатель направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?»). Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.

  1. Слушали старшего воспитателя Невтееву С.В. с итогами тематической проверки «Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры» (Приложение1 )

По итогам тематической проверки педсовет решил:

1. В подготовительной группе необходимо расположить предметно-пространственную предметную среду в соответствии с требованиями ФГОС, поточным принципом (до 15.03.14 год) Ответственный ст.воспитатель Невтеева С.В.

2. Во всех возрастных группах в зависимости от возможностей и ситуации необходимо создать условия, для игровой деятельности детей используя различные макеты, побуждать детей обыгрывать социальные роли, поступки, ситуации. Ежедневно проводить игры, направленные на развитие социальной и эмоциональной сферы личности ребенка. Обращать внимание на взаимоотношение детей в группе: проводить игры, беседы и другие мероприятия по сплочению коллектива (постоянно; ст.воспитатель Невтеева С.В.)

4. Воспитателю Коваленко Н.П. повысить свой профессиональный уровень знаний и умений по данной теме через изучение методической литературы, посещение открытых показов, активное участие в методической работе МДОУ, организации предметной развивающей среды особенно (до мая 2014 год)

5. Во всех возрастных группах дошкольного возраста воспитателям использовать в общении с детьми личностно-ориентированный подход, предполагающий демократический стиль общения в различных видах деятельности (постоянно)

7. Во всех возрастных группах планировать и проводить работу с родителями, предполагающее практическое обучение родителей различным вопросам взаимодействия с детьми в игре, подборе игрушек и т.п.(постоянно)

8. Изучить опыт использования макетов в ДОУ при организации предметно-развивающей среды в группах. Срок: до мая, всем воспитателям.

Закончен конкурс-смотр «Кукольная комната».(Приложение 3) По итогам конкурса «Кукольная комната» (макета в организации предметно – игровой среды ДОУ) победителями стали:

  • 1-ое место -1 младшая «а» группа - Кандаурова Т.А., (36 б)

  • 2-ое место - старшая «а» группа - Марявина Л.Н., Стыдова О.Н.,(35,5 б)

  • 3-е место - старшая «б» группа-Авдеева И.Н.(34,5 б)

Жюри отмечены за оптимизацию ПРС группы с помощью макетов - старшая «в» группа - Гащук Т.И.,(27 б) за стремление перестроить ПРС в соответствии с ФГОС ДО - подготовительную группу - Тлеушева О.В.(30 б).

Представление опыта работы педагогов ДОУ по созданию оборудования к сюжетно-ролевым играм. (Юрова Л.И., Алексеева Н.А.- магазин, Галкина В.Н. -уголок уединения, Авдеева И.Н.-макет кукольной комнаты) Опыт работы педагогов ДОУ Сорочинска по обогащению сюжетно-ролевых игр оборудованием (презентация).



Старший воспитатель: На слайде представлены вопросы, коллеги, попытайтесь ответить на них.

Экспресс-опрос

  • Перечислите предпосылки с/р игры. (ознакомительная, отобразительная, сюжетно-отобразительная)

  • Назовите этапы становления с/р игры (воспроизведение действий, становление ролевого поведения,сюжетосложение)

  • Кому принадлежит данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль»(Д.Б.Эльконину)

  • Назовите компоненты с/р игры (сюжет, содержание,роль)

  • Назовите наиболее известных авторов -ученых, занимающихся проблемами изучения игры (Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская)

  • Определите на каком этапе развития игры находятся дети:

- Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом с друг другом.

- Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.

- Ссорятся из-за игрушки, каждый тянет ее к себе.

- С увлечением играют в путешествия.

7. В каком международном документе зафиксировано право на игру? (Конвенция о правах ребенка, ст.31)

8. Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры? (внимание, память, мышление)

9. Назовите сюжетно- ролевые игры с производственным сюжетом ("магазин", "поликлиника", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.), общественно-политическим сюжетом ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)

10. Творческий характер игры определяется наличием …? (замысла)

Рефлексия

Игровой опыт педагогов — рефлексия (осмысление) собственного игрового опыта. Участникам предлагается обсудить вопросы:

1.В каком возрасте для вас закончилось время игр

2.Можно ли сказать, что вы до сих пор играете?

3.Когда вы были маленькими, в какие игры вы играли?

4.С кем играли с особенным удовольствием?

5. Есть ли в вашей памяти моменты, когда вы учились играть, и как это происходило?

6.Где разворачивались игры?

7.Можно ли сказать, что вы стремились играть в присутствии или в непосредственной близости от взрослых?

8.Что именно делали в ходе игры?

9.Были ли у вас какие-либо особо памятные игрушки?

10.Какими материалами чаще всего пользовались в играх (настоящими игрушками, подсобными материалами и предмета ми)?

11.Чему вы учились во время игр?

12.Какие чувства вы испытывали в ходе самостоятельной игры?

Итог обсуждения: люди играют в любом возрасте. Для дошкольника (отчасти младшего школьника) игра — это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. Играющие дети предпочитают не допускать (или допускать с оговорками и ограничениями) «посторонних» в свой мир. Основу большинства игр составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся счету, письму и многим другим важным умениям
Решение педсовета: Педсовет рассмотрев и обсудив проблему создания условий социализации дошкольников в сюжетно-ролевой игре отмечает, что в ДОУ создаются необходимые условия для успешной социализации дошкольников, при этом используются сюжетно-ролевые игры бытового характера, редко используются игры общественного и трудового характера. В группах организованы игровые уголки, уголки ряжения, наборы атрибутов к сюжетным и творческим играм, используются макеты природных зон, автогородка и другое. Но при этом отмечается у многих детей низкий уровень игровых умений , не умение развивать сюжет, выполнять социальную роль, принятую во время игры, сюжеты игр отражают бедность сюжета, ролевых диалогов. Исходя из вышеизложенного, педсовет решил: признать удовлетворительной работу коллектива по проблеме социализации дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры, наметил пути решения пробелов в работе педагогического коллектива:

. В подготовительной группе необходимо расположить предметно-пространственную предметную среду в соответствии с требованиями ФГОС, принципами организации ПРС (по Петровскому) (до 15.03.14 год) Ответственный ст.воспитатель Невтеева С.В.

2. Во всех возрастных группах в зависимости от возможностей и ситуации необходимо создать условия, для игровой деятельности детей используя различные макеты, побуждать детей обыгрывать социальные роли, поступки, ситуации. Ежедневно проводить игры, направленные на развитие социальной и эмоциональной сферы личности ребенка. Обращать внимание на взаимоотношение детей в группе: проводить игры, беседы и другие мероприятия по сплочению коллектива (постоянно; ст.воспитатель Невтеева С.В.)

4. Воспитателю Коваленко Н.П. повысить свой профессиональный уровень знаний и умений по данной теме через изучение методической литературы, посещение открытых показов, активное участие в методической работе МДОУ, организации предметной развивающей среды особенно (до мая 2014 год)

5. Во всех возрастных группах дошкольного возраста воспитателям использовать в общении с детьми личностно-ориентированный подход, предполагающий демократический стиль общения в различных видах деятельности (постоянно)

7. Во всех возрастных группах планировать и проводить работу с родителями, предполагающее практическое обучение родителей различным вопросам взаимодействия с детьми в игре, подборе игрушек и т.п.(постоянно)

8. Изучить опыт использования макетов в ДОУ при организации предметно-развивающей среды в группах. Срок: до мая, всем воспитателям

9 Подготовить для педагогов памятку наполняемости ПРС по ФГОС ДО. (до сентября 2014; ст.воспитатель Невтеева С.В.)

10. Подготовить консультацию для родителей о значении сюжетных игр для детей дошкольного возраста. (до 1.05.2014, воспитатели, старший воспитатель)

В завершении педсовета педагогам была представлена памятка по организации игровой деятельности.(Приложение 2)
Приложение 1

СПРАВКА

об итогах проведения тематической проверки

«Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры»

На основании выполнения годового плана, приказа заведующего МАДОУ от 3.02.2014 года с 03.02.2013 г. По 28.02.2014 г.

Комиссией в составе:

Председатель комиссии – заведующей Юдиной М.В.

Члены комиссии - старшего воспитателя Невтеевой С.В., воспитателя Алексеевой Н.А., учителя-логопеда Шараповой О.А., родителя Влазневой Е.В.

проведена проверка – тематическая, «Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры» с целью определения эффективности воспитательно-образовательной работы в группах ДОУ по социализации в условиях сюжетно-ролевой игры, выявления уровня сформированности у детей игровой культуры; выяснения причин и факторов, определяющих качество работы по данному вопросу.

Методы контроля: наблюдение сюжетно-ролевой игры, беседа и анкетирование с воспитателем, анализ предметно-развивающей среды (смотр-конкурс «Кукольная комната»), анализ календарных планов, наглядной информации для родителей, анкетирование родителей.
1   2   3