|
Консультация для родителей «Весёлый пластилин»
Консультация для родителей «Весёлый пластилин»
Общеизвестно, что занятия лепкой развивают мелкую моторику, пространственное мышление, фантазию. Вот только не все дети любят и умеют лепить. Если ваш ребёнок оказался равнодушен к пластилину, не огорчайтесь. Кроме лепки грибов и катания колбасок, найдётся немало других способов применения этому замечательному материалу. Предложите ребёнку то, от чего он наверняка не откажется – просто поиграть.
Знакомство ребёнка с пластилином может состояться в 8 месяцев, а может и после двух лет. Но, в любом случае, начнётся оно, скорее всего, не с самостоятельной лепки, а с наблюдения за вашими действиями. Ребёнок будет заказывать изготовление всё новых и новых фигурок, с удовольствием сминать ваши самые удачные поделки, пытаться при случае съесть кусок пластилина или закинуть его подальше. А лепить придётся родителям. И не просто лепить, а с энтузиазмом, радостью и удивлением извлекать из брусочка – домика котёнка или мышку, или змею, если лепка – не ваш конёк). К счастью для многих родителей особых художественных талантов не требуется. Созданные фигурки должны быть просты настолько, чтобы в ближайшем будущем повторить их было по силам и ребёнку. А вот актёрские навыки придётся развивать. Хорошо если вылепленная зверушка расскажет о своей жизни или сама будет задавать вопросы, споёт ему песенку.
Когда ребёнок освоится с такой необычной игрушкой, можно разыграть сюжет известной сказки, вылепив всех её персонажей. Причём лепить лучше по ходу сказки. Например, вместе с ребёнком зовёте: «Кошка! Иди тянуть репку!» - и одновременно вылепливаете фигурку кошки.
Со временем ребёнок может стать полноправным актёром в вашем театре и, возможно, он сам захочет придумывать и создавать фигурки кукол.
Если ваш ребёнок – поклонник всевозможных развивающих игр, ему наверняка понравятся предлагаемые занятия. Многим детям объёмные пластилиновые пособия покажутся даже интереснее и понятнее настольно – печатных игр.
Соберите за столом игрушечных зверей и слепите для них подходящий корм. Несколько таких игр, и ребёнок без труда запомнит, что овечка любит траву, петушок – зёрнышки, а кошка – рыбу.
Другое занятие можно посвятить лепке человечка. Сделайте туловище – колбаску, прикрепите к нему шарик – головку и остановитесь. Пусть ребёнок посоветует, что ещё вылепить, хватит ли одной руки, куда прикрепить ногу. Если ребёнок не может подсказать, взрослый должен сам проговорить, что он делает, зачем. Изучая строение тела, не забудьте и частях лица. Вылепите глаза, нос, рот, уши. Слепите плоские и объёмные геометрические фигуры. А потом покажите, как с помощью нескольких дополнительных деталей шар становится яблоком, а несколько
треугольников – лепестками цветка. Ребёнок постарше сможет и сам выкладывать из плоских фигур картинки.
Ещё одна волшебная игра – лепить не просто статичные фигурки, а их превращения. Чтобы вовлечь ребёнка в игровой процесс, попросите его «нарвать листиков», отщипывая кусочки пластилина и покормить слепленную вами гусеницу. Каждый протянутый ребёнком листик гусеница «съедает», становясь длиннее и толще. А потом продемонстрируйте, как она прячется в кокон и после выходит из него бабочкой (бабочку лепить нужно как можно быстрее). Не менее завораживающими будут и превращения растущего из зёрнышка цветка или метаморфозы лягушки.
Если ваши занятия длятся достаточно долго и ребёнок не стремится разрушать все поделки, поиграйте в обобщение. Разложите все слепленные фигурки по категориям – транспорт, еда, животные. Если ребёнку понравится, в следующий раз предложите ему самому рассортировать на две группы фрукты и овощи, отделить съедобное от несъедобного или домашних животных от диких.
Ребёнку, долгое время наблюдавшему за лепкой, просила поиграть в загадки. Сообщите ребёнку, что вы сейчас сделаете животное (еду, транспорт, цветок), и пусть он догадается, кого именно вы создаёте прежде, чем фигурка будет закончена.
Результатом первых попыток ребёнка что – то слепить, скорее всего, окажется нечто «непонятное – чудное». И не беда. Придумайте название этому существу. Слепите ему игрушки, еду, а потом и друзей. Такие игры хоть и не учат лепить, зато развивают фантазию, свободу творчества.
Ребёнку, начинающему искать своё место среди людей, будут полезны социальные игры. Лепите целые семьи зверей, человечков или фантастических существ. Разыгрывайте с ними разные ситуации. Такие игры помогут не навязчиво продемонстрировать ребёнку недавний конфликт, отрепетировать предстоящий поход в гости, научить знакомиться и общаться с детьми. Управлять всеми героями может взрослый, но лучше, если ребёнок возьмёт на себя какую – то роль.
Прежде чем лепить что – то самому, ребёнку необходимо научиться изготавливать колбаски и шарики, разрезать их ножом (стекой), превращать шарики в лепёшки. Просто так это делать неинтересно. А вот приготовление вместе с мамой различных блюд – увлекательное занятие.
Ребёнок может нарезать бутерброды из слепленных взрослым хлеба и сыра. Или расплющивать комочки – заготовки, чтобы получились коржи для торта. Поручите ребёнку катать маленькие шарики конфет или ягод, колбаски сосисок. Наверняка ребёнок захочет участвовать и в украшении блюд. Пластилиновая еда послужит реквизитом для игр в магазин, кафе. Или станет угощеньем, пришедшим в гости куклам и зверям. Такой пластилиновый обед – хороший повод дать ребёнку первое представление о делении (пирога или торта), научить сравнивать (количество гостей и количество бутербродов), попрактиковаться в сложении и вычитании.
Возможно, увлёкшись играми с пластилином, малыш полюбит этот материал, а вскоре сам уже будет создавать машины, зверей, людей.
|
|
|