|
«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов доу»
Консультация:
« Самообразование педагогов – одна из
важных форм системы непрерывного
повышения квалификации педагогов ДОУ».
План.
Формы повышения квалификации педагогов
Выбор тем для самообразования
Основные ошибки при формулировке темы
План самообразования педагогов
Советы занимающимся самообразованием
Ст.воспитатель:
Сентябрь –
«…Я чувствую себя в праве сказать:
да здравствует самообразование во всех
областях!.. Только те знания прочны и
ценны, которые вы добыли сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием,
которое вы сделали сами!»
К.И.Чуковский
Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование –
одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ.
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Учёные утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания полученные ранее, могут устаревать.
В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, - одна из важных задач образования.
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.
Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предлагает разные формы: -обучение на курсах (1 раз в 5 лет).
-самообразование
-участие в мет. работе города, области, ДОУ
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учётом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями он тесно связан с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.
Руководителю следует создать такие условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Это возможно когда педагоги знают, что от них обязательно потребуют результат. Правило персональной ответственности делает процесс самообразования качественным и результативным.
1.
Выбор темы самообразования.
Темы для самообразования должны подбираться с учётом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемыми результатами (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач.
Основные ошибки в формулировке темы:
указывается общее программное направление.
Например: «Нравственное воспитание детей в ДОУ».
В таком широком диапазоне педагогу трудно определить конкретное содержание, работа ориентирована на неопределённость, размытость.
охват всего возрастного периода дошкольного детства.
Например: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализ. деятельности» или «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»
Эти темы рассчитаны на период работы педагога во всех возрастных группах последовательно.
указывается общая дидактическая проблема в традиционном контексте.
Например: «Роль наглядности в обучении дошкольников».
В дошкольной педагогике роль наглядности в обучении вполне определена. Если же педагог хочет показать эту роль в каком-то новом подходе, тогда и тему надо формулировать конкретно. «Роль наглядности в повышении работоспособности гиперактивных детей на занятии».
2.
Эффективность работы по самообразованию.
1. Проектирование (определение целей, задач, содержания и методов работы)
2. Психолого-педагогическая экспертиза (диагностика) с целью выявления
соответствия (несоответствия) его актуального и проектируемого состояния.
3. Разработка плана действий (поиск дополнительных теоретических знаний,
разработка авторских идей, поэтапные шаги их практических реализаций).
Алгоритм работы педагога по созданию ЗПО.
(значимого педагогического опыта)
1. Обнаружение противоречий между сложившимися формами и методами
работы, с одной стороны, и потребностями повышения её эффективности –
с другой стороны. Противоречия осознаются, осмысливаются,
формулируется проблема.
2. Поисковая работа: анализ методик, программ, диагностических методик,
опыта работы педагогов по этой же проблеме.
3. Формулируется тема, цель, задачи, определяются диагностические
методики. Педагог разрабатывает перспективные планы работы с детьми,
накапливает теоретический и практический материал по заявленной теме.
4. Описание опыта на основе собранного материала. Осмысленный материал
оформляется в виде доклада, статьи, мет.разработки, мет.рекомендаций,
брошюры, книги и т.д.
Несколько советов
Важно, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из
одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.
Это заставляет сравнивать, анализировать, делать выводы и
формировать своё собственное мнение по данному вопросу.
Важно научиться пользоваться библиотечными каталогами.
Это сократит время поиска нужной литературы, т.к. многие карточки
содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов,
раскрываемых в книге.
Важно уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты,
выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педсоветах,
участия в дискуссиях и т.д.
3.
|
|
|