Главная страница

«Как вызвать у неуспевающих учащихся желание учиться ?»


Скачать 43.84 Kb.
Название «Как вызвать у неуспевающих учащихся желание учиться ?»
Дата 09.03.2016
Размер 43.84 Kb.
Тип Документы

МАОУ «Куровская средняя общеобразовательная школа №6»

Сообщение

на педсовете на тему:

«Как вызвать у неуспевающих учащихся

желание учиться ?».

Выполнила: учитель русского языка и литературы:

Голубева Елена Александровна

Куровское

2013-2014 учебный год

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причем беспокоит не только взрослых, но и наших детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Причины недостаточной успешности учения у каждого ребёнка свои. Выявление этих причин – дело трудоёмкое. Конечно, педагогическому коллективу без поддержки психологов трудно определить истинные причины неуспеваемости и смотивировать учащихся на успех. Но одной из причин слабой успеваемости учащихся является несформированность учебной мотивации.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на получение знаний. Это – комплексная система, которая образована мотивами, целями, реакциями на неудачу и успех, и установками ученика.

Мотивация – хрупкое образование, которое нельзя сформировать навсегда, а нужно поддерживать постоянно.

Планируя урок, необходимо чётко представлять себе не только цели и задачи урока, но и какими способами и при каких условиях будет получать эти знания отдельный ученик. Древняя китайская поговорка гласит: «Для человека, не знающего, куда плыть, ни один ветер не будет попутным». Чтобы знать, куда плыть, нужно знать, откуда.

Желание что-то делать появляется лишь тогда, когда уверен, что можешь сделать. Ребёнку нужно чувствовать себя   успешным. Успех – понятие индивидуальное. Главное, что при этом важен не столько объективный успех, сколько ощущение успешности. Ощущение успешности создаёт учитель или другой значимый взрослый. Когда  мы  комментируем  процесс и результат деятельности ребёнка, его способности и возможности, мы программируем  его. Хвалить полезнее, чем критиковать. Важно, как вы объясняете успехи и неудачи ребёнка.

Успех нужно объяснять способностями и усилиями ребёнка. Тогда у него сложится уверенность в повторении успешной ситуации. Не нужно говорить, что ему повезло или материал лёгкий.

Неудачу нужно объяснять недостатком старательности или другими временными факторами. «Ты просто быстро сдался. К сожалению, ты поторопился. Ты сегодня был невнимательным». Т.е. нужно акцентировать внимание на временности неудач. Любой человек должен иметь свою зону успешности, иначе он постоянно будет находиться в состоянии депрессии. А каждый маленький успех позволяет  нам расти в своих глазах и вселяет в нас уверенность в себе.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать, как только регистрацию того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. 
Опирайтесь на желания! Чего хочет ученик- главный вопрос для учителя. Когда мы намерены поймать мышь, мы кладём в мышеловку не спелую вишню, а кусочек сыра, учитывая не наши собственные вкусы, а вкусы грызуна. И так достигаем своих целей. Давайте постараемся найти кусочки сыра для ребёнка.
 
Нужно подталкивать ребёнка к нормальным человеческим желаниям, оформлять их смутные стремления в прагматические потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные и определённые стимулы для мобилизации усилий.
Жизнедеятельность ребенка в школе складывается не только из учебной работы, но и из общения, интереса к отдельным людям, внеклассной деятельности, спорта и так далее. Поэтому важно знать с каким настроением дети идут в школу, что их радует, а что, как они говорят, напрягает.
 
Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения, поэтому каждый учитель должен уметь формировать у учащихся положительную "Я-концепцию". Что же представляет собой эта концепция? "Я-концепция"-это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.
В школьные годы "Я-концепция" - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная мажорная "Я-концепция" (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная "Я-концепция" (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону. Для того, чтобы сформировать положительную "Я-концепцию" необходимо:


  1. видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;

  2. создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!";

  3. исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка;

  4. понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я-концепции" ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок").

  5. предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").
    Знания положительной "Я-концепции" необходимо для каждого учителя.