|
Самоанализ
самоанализ:
- Есть ли у меня профессиональные цели? Какие? Для чего и кого они поставлены? Чего я хочу?
- Есть ли поддержка в коллективе ОУ или ДОУ для их достижения?
- Какие качества мне помогут наладить сотрудничество в коллективе детей и родителей и моих коллег?
- Могу ли я выделять главное в текучке дел?
- Могу ли предвосхищать конфликты и решать их, не унижая участников?
- Боюсь ошибаться, проигрывать или отношусь к этому, как к необходимости развития?
- Могу ли увлечь детей и родителей своей идеей? И дать им, вернее, нам возможность для личностного и профессионального роста?… И т.д.
А уже далее отвечать на более серьезные вопросы:
- Например, есть ли в ОУ условия для реализации деятельности педагога?
- Есть ли согласованность действий: директора, замов по УР, заинтересованность зама по ВР? («Лебедь, рак и щука») Не бояться говорить о проблемах своих и группы, задавать вопросы, привлекать к решению проблем),
- Возможности для роста?
- Традиции и опыт?
-
Индивидуальное своеобразие педагога = специфика педагогической деятельности
ВОПРОС 1
-
Трансцендентность:
-
стремление человека к отдаванию («Сердце отдаю…») запредельное по отношению к другим людям;
-
высокая степень эмоционально положительного отношения к окружающим;
-
процесс и результат усвоения и воспроизводства социального опыта, осуществляемый в деятельности и общении, протекающий как стихийно, так и в условиях воспитания;
ВОПРОС 2
-
Конструктивность:
-
Понимание специфики и многообразия внутренних и внешних, скрытых и видимых конфликтов, обусловленных особенностями развития детей и ситуацией их взаимодействия с предметом, друг с другом, с родителями, с собой, конструктивное разрешение конфликтов;
-
Активный, неразрывно связанный с побуждением к деятельности процесс, в ходе которого происходит формирование личностных черт ребенка;
-
Способ интерпретации морали, основанный на абсолютизации условности, относительности, изменчивости нравственных представлений и этических понятий;
-
Состояние творческого волнения человека, ведущее к возникновению произведения искусства;
ВОПРОС 3
-
Толерантность:
-
положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права и обязанности;
-
сильное, стойкое, всеохватывающее чувство доминировать над другими;
-
-
Позиция терпимого отношения к человеку, к его ценностному миру, точке зрения, к его «правде», его ошибкам.
ВОПРОС 4
-
Солидарность:
-
Индивидуально-психологическая особенность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, в т.ч. и малозаметные свойства предметов и явлений;
-
Восприятие себя как члена ученического коллектива, со всем его многообразием, как части педагогического коллектива.
-
Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении;
-
Индивидуальная особенность человека, проявляющаяся в умении сочувствовать, сопереживать, подстраиваться под обстоятельства ради общего дела.
ВОПРОС 5
-
Конгруэнтность:
-
Единство взглядов, характеризующее людей, объединённых в группу, выделяемой на основе определённых социальных признаков;
-
Знание собственного мира чувств и принятие себя в качестве «ученика», в качестве развивающейся личности, имеющей право на ошибку, установление естественных, а не показных отношений;
-
Процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания
-
Процесс строительства отношений по половому признаку
ВОПРОС 6
-
Эмпатийность:
-
-
одна из форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся устойчивостью;
-
Умение эмоционально «подключаться» к личности другого, тёплое расположение к человеку, имеющему безусловную ценность независимо от его состояния, поведения или чувств, понимание глубины и сложности жизни и учёт этого во взаимоотношениях или деятельности;
-
эмоция, возникающая в ситуациях симпатии по принципу: «В угол – на нос – на предмет»;
ВОПРОС 7
-
Рефлексивность:
-
Это активное и отстранённое наблюдение за своей деятельностью, готовность к её пересмотру, к многообразию реакций во взаимодействии с детьми, к отношениям, направленным на контакт с учениками;
-
Одна из форм переживания учителя своего отношения к предметам и явлениям действительности, ученикам, родителям, коллегам;
-
Свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение;
-
Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний;
Под системой дополнительного образования школы мы понимаем :
-
определенное — необходимое и достаточное — количество элементов внеурочной воспитательной и образовательной направленности в их взаимодействии, имеющем целью конечный результат —
-
воспитание личности
-
и индивидуальности школьника.
Роль педагога дополнительного образования
-
Имея равные с детьми права:
-
побуждать к активности;
-
принимать самостоятельные решения;
-
-
стимулировать процессы, формирующие саморазвитие подростка.
-
От качества работы педагога зависят «качественные» изменения личности ребенка.
-
Профессионализм взрослого укрепляет воспитательные возможности детского объединения,
-
Способствует его сплочению,
-
Служит дополнительным источником расширения жизненного опыта ребят, их умений, знаний, навыков.
Педагог в процессе организации жизни детского объединения реализует две функции:
-
выступает, с одной стороны, как субъект жизнедеятельности коллектива, равноправный партнер и участник,
-
с другой — как инициатор и источник развития собственной индивидуальности, субъект управления процессом развития индивидуальности ребенка за счет: коррекции, стимулирования, педагогического осмысления анализа ситуаций
Позиция педагога сориентирована на:
-
активное сотворчество,
-
уважение личности
-
признание творческих возможностей ребенка,
-
уникальности и самобытности его проявлений,
-
умение педагога создать и поддерживать общий эмоционально-творческий настрой,
-
проявление и реализацию своей собственной индивидуальности,
-
Развитие индивидуальности подростка. Управлять не личностью, а процессом ее развития
-
создание условий. «Не поток постоянно идущих педагогических воздействий, а создание благоприятных условий по раскрепощению сил для самоорганизации, саморегуляции, саморазвития — большой системы интегральной уникальности человека, которые способны быстро выводить ее на адекватные педагогическим целям структуры».
Кому многое дано, с того многое спросится…
|
|
|