«Он не умеет проигрывать»
Каждое поражение в игре ребенок воспринимает как катастрофу:
разбрасывает фишки, швыряет о землю ракетку, оскорбляет соперников и считает себя неудачником…
Почему он так себя ведет, когда проигрывает?
Проигрывать всегда неприятно. Однако некоторые дети (чаще мальчики) настолько сильно драматизируют каждое поражение, что буквально отравляют себе жизнь и окружающим. Они отказываются играть, винят в неудаче плохой инвентарь, яркое солнце, бьющее в глаза, соперника, который жульничает и т.д… Но сильнее всего они обвиняют самих себя – в том, что не оправдали собственных надежд.
С чем же связано это неумение проигрывать?
Возможно, ребенок в свои 6-10 лет еще пребывает на стадии младенческого всемогущества – чувствует себя, как в раннем детстве, центром вселенной и не осознает границ, которые задает ему жизнь.
-
Часто так ведут себя единственные дети в семье, которым незнакома конкуренция с братьями или сестрами.
Но в равной степени такое отношение может отражать и соперничество младших со старшими. Одерживая победу, ребенок заявляет родителям о своем существовании, о том, что он так же ценен, как и его брат или сестра, которым взрослые, возможно, слишком восторгаются…
-
Сложнее всего принимают свой проигрыш дети, у которых не сформировано позитивное видение самих себя и они стремятся повысить самооценку любым способом. Проигрыш – это покушение на их нарциссизм и настоящая трагедия. Особенно если взрослые требуют от них побед, которые так льстят родительскому самолюбию…
Как вести себя в такой ситуации?
Заранее придумайте специальный ритуал для проигравшего: к примеру,
он должен поаплодировать победителю (принятие своего поражения начинается с признания победы другого), а потом выпить стакан сладкого сока или съесть конфетку – чтобы «подсластить» настроение или залить «гнев».
Кроме того, взрослый может намеренно создать ситуацию успеха для ребенка (иногда). Желательно, чтобы ребенок этого не заметил. А если и заметит – то оценит ваше благородство. В меру уступая, мы учим детей идти на компромисс.
Вообще проигрыш можно обставить очень весело.
А чувство юмора по отношению к самому себе – великий психотерапевт.
По материалам книги
кандидата педагогических наук
Марии Аромштам
«Ребенок и взрослый в педагогике переживания».
|