Главная страница

Он не умеет проигрывать


Скачать 20.92 Kb.
Название Он не умеет проигрывать
Дата 04.03.2016
Размер 20.92 Kb.
Тип Документы

«Он не умеет проигрывать»

Каждое поражение в игре ребенок воспринимает как катастрофу:

разбрасывает фишки, швыряет о землю ракетку, оскорбляет соперников и считает себя неудачником…

Почему он так себя ведет, когда проигрывает?

Проигрывать всегда неприятно. Однако некоторые дети (чаще мальчики) настолько сильно драматизируют каждое поражение, что буквально отравляют себе жизнь и окружающим. Они отказываются играть, винят в неудаче плохой инвентарь, яркое солнце, бьющее в глаза, соперника, который жульничает и т.д… Но сильнее всего они обвиняют самих себя – в том, что не оправдали собственных надежд.

С чем же связано это неумение проигрывать?

  • Возможно, ребенок в свои 6-10 лет еще пребывает на стадии младенческого всемогущества – чувствует себя, как в раннем детстве, центром вселенной и не осознает границ, которые задает ему жизнь.

  • Часто так ведут себя единственные дети в семье, которым незнакома конкуренция с братьями или сестрами.

  • Но в равной степени такое отношение может отражать и соперничество младших со старшими. Одерживая победу, ребенок заявляет родителям о своем существовании, о том, что он так же ценен, как и его брат или сестра, которым взрослые, возможно, слишком восторгаются…

  • Сложнее всего принимают свой проигрыш дети, у которых не сформировано позитивное видение самих себя и они стремятся повысить самооценку любым способом. Проигрыш – это покушение на их нарциссизм и настоящая трагедия. Особенно если взрослые требуют от них побед, которые так льстят родительскому самолюбию…

Как вести себя в такой ситуации?



  • Заранее придумайте специальный ритуал для проигравшего: к примеру,

он должен поаплодировать победителю (принятие своего поражения начинается с признания победы другого), а потом выпить стакан сладкого сока или съесть конфетку – чтобы «подсластить» настроение или залить «гнев».

  • Кроме того, взрослый может намеренно создать ситуацию успеха для ребенка (иногда). Желательно, чтобы ребенок этого не заметил. А если и заметит – то оценит ваше благородство. В меру уступая, мы учим детей идти на компромисс.





Вообще проигрыш можно обставить очень весело.

А чувство юмора по отношению к самому себе – великий психотерапевт.

По материалам книги

кандидата педагогических наук

Марии Аромштам

«Ребенок и взрослый в педагогике переживания».