|
Самоанализ урока литературного слушания в 1 классе
Самоанализ урока литературного слушания в 1 классе.
Класс по уровню обучаемости и обученности в целом сильный , но есть дети с низким уровнем. Поэтому уроки приходится выстраивать, используя психологические особенности всех учеников. Необходимо, чтобы дети с высоким уровнем не потеряли интерес, а дети с более низким уровнем заинтересовались. В 1 классе дети еще не очень умеют говорить, боятся, теряются..
Этот урок чтения по произведению Е.Пермяка «Самое страшное» взят мною для 1 класса не случайно, так как этот урок позволит сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются важной проблемой в начальной школе. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащения его нравственными представлениями и понятиями.
Тип урока : Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
На изучение этой темы по программе отводится один урок.
Цель моего урока заключала следующее : познакомить учеников с текстом Е.Пермяка «Самое страшное», понять его суть, найти с его помощью решение проблемы. А также
- формирование осознанных умений и навыков работы с текстом
- развитие системного диалектического мышления (искусство вести рассуждение)
- формирование УУД :
- формирование оргдеятельностной, коммуникативной компетенций.
-воспитание любви и уважения к людям и животным.
В начале урока я обратилась к технологии «Педагогические мастерские». Она способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности ребёнка через личностный опыт. Постулаты «Все способны», «Каждый человек имеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения партнёра », « важно не только то что мы знаем и умеем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем» - создают условия для более полного самовыражения школьника.
Н-р: Поэтому, когда ученики высказывали свои мнения, что для них является самым страшным конечно же они испытали определенные чувства и эмоции, а для некоторых, то что в начале урока было страшным в конце возможно было переоценено по иному.
Понимая, что в современном уроке большая роль отводится коммуникативному подходу я специально планирую коммуникативные задачи, а именно учу участвовать в диалоге, дискуссии, выстраивая аргументированные ответы. Это формирование коммуникативных УУД.
Проблемно-диалогическая технология присутствует при работе над текстом, пословицами, при работе с приёмом «Хорошо – плохо», при обсуждении предположений и фиксировании их на «Дереве предсказаний».
Прогнозирование идёт на протяжении всего урока.
- Это также формирование личностных УУД.
На данном уроке прослеживается формирование личностных УУД таких как- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственные аспекты поведения.
На своем уроке использовала технологию ТРКМ (теория развития критического мышления). Она позволяет сделать процесс обучения увлекательным.
Цель этой технологии: развитие мыслительных навыков школьников, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни, т.е. это и есть УУД: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Основой является 3х фазовая структура:
1 стадия. Я использую технологию «Педагогические мастерские», о которой говорилось чуть раньше.
2стадия – осмысление (реализация смысла)
На этой стадии шла непосредственная работа с текстом, причем приёмы и методы критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным. С этой целью был использован приём «чтение с остановками».
Необходимо было учитывать:
Текст должен быть незнаком (иначе теряется смысл и логика использования).
Текст заранее разделён на части по смысловому единству, внутри каждого отрывка.
-
Задания и вопросы к тексту формулируются таким образом, чтобы развивать у учащихся различные мыслительные навыки.
На начальной стадии урока учащиеся по названию текста предполагали о чём пойдёт речь в произведении, предположения фиксировались на «Дереве предсказаний». На протяжении чтения всего текста ученики неоднократно возвращались к этому дереву и высказывали предположения о дальнейшем развитии сюжета. Т.о. то что не подтверждалось убирали, а дети находили новые предположения.
Это способствовало развитию мышления, формированию коммуникативных и творческих способностей. Применяя приёмы этой технологии, я убедилась, насколько она эффективна, насколько процесс обучения может быть увлекательным.
Кроме этого обеспечивается формирование коммуникативных УУД.
Такая организация урока позволяет прививать ученикам уважительное отношение к мнению своих одноклассников, умение чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать своё мнение и отступать от неверных доводов.
Построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, умение анализировать, сравнивать, делать выводы – это формирование познавательных УУД.
Урок дополняется другими приёмами технологии. Я использовала знаково-символическое моделирование, в помощь визуалам. Детям, которым трудно воспринимать только на слух, есть возможность увидеть. Это формирование знаково-символических УУД.
3 стадия - Рефлексия, на которой информация анализировалась и творчески перерабатывалась.
С этой целью я предлагала пофантазировать и изобразить одиночество.
А также приём «Хорошо – плохо», где учащиеся еще раз проанализировали поведение героя и придумали свои пословицы.
Как подведение итогов еще раз проговорили: какие УУД развивали (предсказывали, работали в парах, фантазировали, размышляли, думали, читали с остановками).
На уроке формировались регулятивные УУД:
Умение действовать по плану (инструкция)
Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности ( работа в парах).
Прогнозирование
Коррекция
Я стараюсь использовать различные формы обучения. На этом уроке использовала коллективную, парную, фронтальную.
Я считаю, что работоспособность была достаточно высокой для первого класса в течении всего урока. Это обеспечивалось благодаря смене форм и методов работы, которые представлены в технологиях, использованных на уроке
Время, отведенные на все этапы урока было рационально распределено. Урок был рассчитан не на 35 мин, а больше, так как этот урок с использованием новых методов и стратегий творческого характера. Учитель обязан выслушать высказывания многих ребят по одному вопросу, чтобы сложилась объективная правильность суждений. Выслушать мнения до конца, не прерывая его, так как этого требовали поставленные цели.
Психологическая атмосфера на уроке была комфортная, благоприятная, доверительная, эмоциональная, дружеская.
В ходе урока цели и задачи реализованы.
Домашнее задание творческого характера (Продолжение этапа рефлексии) и для учителя (Проверить усвоение материала) и для ученика (Осмысление темы).
Я уверена, что этот урок и все эмоции связанные с ним запомнятся на долго детям.
|
|
|