|
С. Я. Маршак «Про козла»
Тема урока: С.Я.Маршак «Про козла».
(Программа «Гармония», литературное чтение, 4 класс, О.В. Кубасова)
Цель:
познакомить уч-ся с одним из литературных жанров – пьесой;
выявить существенные признаки драматического произведения – сказки-пьесы С.Я. Маршака «Про Козла»;
развивать умения выражать свои мысли, аргументировать;
развивать внимание, речь, выразительное чтение, навыки актёрского мастерства;
воспитывать интерес к чтению и любви к литературе;
воспитывать уважительное отношение к пожилым людям.
Тип урока: урок - инсценирование.
Форма урока: устный журнал.
Оборудование: презентация, таблички с надписями: пьеса, драма, ремарки, поэт, редактор, переводчик, драматург, тесты, выставка книг, рисунки учащихся , маски.
Ход урока
Организационный момент.
-Ребята! Сегодня мы с вами узнаем об очень хорошем человеке - известном детском писателе. А проведём мы наш урок в форме Устного журнала.
1.Речевая разминка.(слайд 2)
-Прочитайте с разной интонацией.
…О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
Ф.Кривин
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
-Как называется раздел, который изучаем?
-Как называется сказка, которую читали на прошлом уроке?
-К какому виду сказок она относится? Первая страница – Занимательная.
1.Игра "Доскажи словечко".
– Мы сейчас поиграем в игру "Доскажи словечко" и вспомним героев этого произведения (Ученик читает стихи, а учащиеся подбирают рифму, оканчивающую стихотворение).
У Элли есть дружочек-крошка,
А зовут его ... (Тотошка)
Этот друг не утонет в воде,
Но может быстро погибнуть в огне. (Страшила)
Этот царь зверей, но все же
На царя он не похож.
Но с друзьями, осмелев,
Идет за мужеством ... (Трусливый Лев)
Этот парень хоть куда,
Воды боится иногда,
В дороге он смелый, полезный
Кто? ... (Дровосек Железный)
-Чем вы можете объяснить, что сказки, написанные давно, продолжают оставаться интересными для детей и взрослых? А.Волков говорил: «В своей сказке я старался показать, что самое лучшее, самое дорогое на свете - это дружба и взаимная выручка».
III. Самоопределение к деятельности.(слайд 3)
1. Игра «Угадайка».
1.
Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч.)
2.
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья,
Мы за обедом под столом,
А ночью под кроватью. (Сапоги)
3.
Под Новый год
Пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь.)
4.
Пучеглазая особа.
Из болота смотрит в оба.
Ква-ква-ква, да ква-ква-ква,
Вот и все ее слова. (Лягушка.)
5.
Мы ходим ночью,
Ходим днем, но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы.)
6.
Что такое перед нами?
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И селедка на носу. (Очки.)
(Учащиеся называют ответы и получают закладки.)
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Фамилия этого детского писателя Маршак, а зовут его Самуил Яковлевич.
2. Сообщение об авторе. - Страничка нашего журнала называется «Познавательная»(сообщение 2 учеников).
На ней мы узнаем, каким был С.Я. Маршак и его биографию(слайд 4).
Родился он, ребята, еще в позапрошлом веке, в 1887 г., в г. Воронеж. Отец его был талантливейшим человеком, работал мастером на разных заводах, поэтому семья часто переезжала' с места на место. Учился Маршак сначала в городе Острогожске, потом в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге. Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать, любимыми авторами стали для него Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Чехов. С 20 лет Маршак стал печатать свои стихи. Заручившись поддержкой нескольких журналов и газет, молодой литератор уезжает в Англию, где слушает лекции в Лондонском университете и глубоко, серьезно изучает английский язык. Отличное владение языком помогло Самуилу Яковлевичу стать замечательным переводчиком: английские народные баллады и стихотворения английских поэтов в его переводах очень популярны у нас. После революции Маршак работал в детских журналах, писал стихи для детей, пьесы для детского театра. В годы Великой Отечественной войны он работал в газетах, выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей. Он твердо верил в победу добра, справедливости над жестокостью и злом. Об этом одна из его лучших сказок "Двенадцать месяцев». Чудесным своим талантом С. Маршак, радовал детей много-много лет. И сегодня дети с тем же удовольствием читают его книга. О самых важных вещах нашей жизни миллионы ребят узнали из стихотворений, сказок, пьес этого чудесного поэта. Даже простая азбука сделалась по-новому интересной, когда Самуил Яковлевич взялся за неё и придумал стихи про каждую из букв – «От А до Я»
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.
Обыкновенный календарь становится волшебным, когда Маршак рассказывает про каждый из двенадцати месяцев. Все цвета радуги, все краски и оттенки природы по-новому засверкали перед нашими глазами в книге Самуила Яковлевича 'Круглый год". Вот, например, месяц январь:
Открываем календарь -
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снега на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
Или май:
Распустился ландыш в мае,
В самый праздник - в первый день.
Май, цветами провожая,
Распускается сирень.
Миллионы мальчишек и девчонок помнят его стихи наизусть. Например, книга о верном и неутомимом письмоносце, который в любую погоду и по любому адресу вовремя доставит почту:
Кто стучится в дверь ко мне? С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
- Это он,
- Это он,
Ленинградский почтальон.
А кто не помнит ловких храбрых артистов 13 стихотворения "Цирк".
Жонглеры-медвежата,
Собаки-акробаты,
Канатоходец - слон,
Всемирный чемпион.
Единственные в мире
Атлеты-силачи
Подбрасывают гири,
Как детские мячи.
Познавательна история о том, как живут "Детки в клетке" в зоологическом саду.
Эй, не стойте слишком близко!
Я тигренок, а не киска!
Я страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь - я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь - я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не умею.
Для того чтобы рассказать обо всем этом, потребовались и огромный писательский талант, и самые разнообразные знания, и постоянный труд, заполнявший всю жизнь писателя до самого последнего ее дня.
3. « Доскажи словечко».
Пела ночью мышка в норке:
Спи, мышонок, замолчи: /Дам тебе я хлебной крошки И огарочек свечи./ («Сказка о глупом мышонке»).
Дама сдавала в багаж:
Дива, чемодан, саквояж /Картину, корзину, коробку И маленькую собачонку./ («Багаж»).
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне? /С цифрой 5 на медной бляшке В синей форменной фуражке?/ («Почта»).
Кто это у вас?
Это моя дочка.
А почему у вашей дочки серые щёчки?
Она давно не мылась.
А почему у неё мохнатые лапы и усы как у папы?
Она давно не брилась. («Усатый – полосатый»)
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей формной фуражке?
Это он, это он Ленинградский почтальон. («Почта»)
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказались это брюки.
Надевать он стал пальто – говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: Не ваши.
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки. («Вот какой рассеянный»)
Ищут пожарные,
Ищут милиция.
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то лет 20. («Рассказ о неизвестном герое») IV. Введение в тему урока.
По жанру, какие произведения вошли в раздел, который мы изучаем?
Что такое сказки? (5 слайд)
Назовите признаки сказки? (6слайд)
Перечислите виды сказок. Приведите примеры. (7 слайд)
V. Сообщение темы урока. 1.Постановка проблемного вопроса.
– Назовите жанры, которые встречались нам.
– Сегодня мы познакомимся ещё с одним литературным жанром.
– Кто из вас был в театре?
– Что такое театр?
– Театр – это помещение, в котором представляют, показывают произведения.
Первые театры были построены в древней Греции.
– Какую из прочитанных сказок вы хотели бы увидеть в театре?
Какие спектакли вы уже видели?
– Прежде, чем ставят спектакль, пишут пьесу. А что такое пьеса?
Вот на этот вопрос мы и будем искать ответ.
– Прочитайте тему урока . (8 слайд)
Как вы понимаете: сказка для театра?
– «Сказка про козла» – что о ней можно предположить по заглавию?(Наверное, сказка о животных.)
– А если её автор – С. Маршак? (Сказка для детей, в стихах, весёлая...) (9 слайд)
Работа с текстом до чтения.
– Какие вы читали сказки, где героем является коза или козёл? Какими мы их видим в сказках? ( В сказке «Лисица и Козёл» Козёл доверчив, глуп, в сказке «Волк и семеро козлят» Коза - заботливая мать, сумела перехитрить Волка; в норвежской сказке «Коза —Золотые рожки» Коза на доброту и ласку отвечает добром.)
– Каким же окажется козёл в сказке С. Маршака? (Пока не знаем.)
– Рассмотрите иллюстрацию. На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы? (Например, почему здесь столько волков, какие они: добрые или злые и т.д.)
– Чем интересен текст сказки? Как он записан?
– Почему сказка начинается с перечисления действующих лиц? (Это пьеса-сказка.)
– Найдите и другие признаки пьесы. (Есть ремарки, текст разделён на действия.)
– Перелистайте страницы, рассмотрите другие иллюстрации.
– Предположите, какие события произойдут в сказке.
3. Работа с текстом во время чтения.
Инсценирование 1-го действия.
Вопросы после чтения:
— Кто действующие лица?
– Какие слова были не понятны? Какими вы представляете бабу и деда?
— Вы поняли, почему козёл решил помогать деду и бабе? (Он молодой, сильный, а они старенькие, бездетные, им некому помочь.)
Что он умел делать?
Что удивило бабу и деда? (Козел умеет говорить и выполнять работу по дому.)
Прочитайте, как дед и баба относятся к козлу.
— Как вы думаете, что ожидает козла в лесу? Как догадались?(Волки - в списке действующих лиц и на иллюстрациях.)
Действие 2 дети читают вслух по ролям.
Вопросы после чтения:
– Какими видим волков? (Голодные, злые, трусливые.)
– А козла? Почему он сумел побороть семерых волков? (Хитрый, отважный...)
– А дед и баба как себя чувствуют после пропажи козла? (Их печаль надо передать при чтении.)
Как дед и баба отнеслись к пропаже козла? Зачитайте соответствующие строки.
Как эту грусть, горе покажут артисты, исполняющие роли бабы и деда?
Найдите соответствующие ремарки.
Чем закончилось второе действие?
4. Закрепление. Работа с иллюстрациями (с. 55-60).
Какие моменты действия отражены на этих иллюстрациях? (Нападение волков, поиски козла дедом и бабой.)
Какие черты внешнего облика, характера героев, отмеченные автором, удалось передать художнику? (Волки тощие и слабые, козел решительный и готовиться до конца, старики задумчивы и несчастны.)
Какие иллюстрации понравились больше других. Почему?
VI. Рефлексия.
– Чему учит эта сказка? Какие мысли скрыты между строк? (Надо уважать старость) ( В трудную минуту побеждает упорный и умный). А сейчас тест. Если вы согласны, ставите +, если нет -
Игра «Плюсики»
Дед входил в избу с вязанкой дров?
Баба в это время растапливала печь?
Баба хотела сварить кашу?
Дед и баба хотели дочку?
Козёл заглянул в дверь?
Козёл хотел сварить обед для бабы с дедом?
Козёл за водой пошёл с двумя вёдрами?
Козёл в лесу хотел набрать грибов?
Козёл в лес пошёл с ведром?
В лесу было два волка?
Проверка: (10слайд)
+
–
–
–
–
+
+
+
–
–
VII. Итог урока.
Понравилась ли вам «Сказка про козла»?
Почему её легко поставить на сцене?
Чем пьеса-сказка отличается от обычной сказки?
VIII. Домашнее задание.
Перечитать пьесу-сказку, подготовить инсценировку.
|
|
|