Главная страница

С. Я. Маршак «Про козла»


Скачать 119.08 Kb.
Название С. Я. Маршак «Про козла»
Дата 21.02.2016
Размер 119.08 Kb.
Тип Урок

Тема урока: С.Я.Маршак «Про козла».

(Программа «Гармония», литературное чтение, 4 класс, О.В. Кубасова)

Цель:

  • познакомить уч-ся с одним из литературных жанров  пьесой;

  • выявить существенные признаки драматического произведения  сказки-пьесы С.Я. Маршака «Про Козла»;

  • развивать умения выражать свои мысли, аргументировать;

  • развивать внимание, речь, выразительное чтение, навыки актёрского мастерства;

  • воспитывать интерес к чтению и любви к литературе;

  • воспитывать уважительное отношение к пожилым людям.

Тип урока: урок - инсценирование.

Форма урока: устный журнал.

Оборудование: презентация, таблички с надписями: пьеса, драма, ремарки, поэт, редактор, переводчик, драматург, тесты, выставка книг, рисунки учащихся , маски.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Ребята! Сегодня мы с вами узнаем об очень хорошем человеке - известном детском писателе. А проведём мы наш урок в форме Устного журнала.

1.Речевая разминка.(слайд 2)

-Прочитайте с разной интонацией.

…О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка…

Ф.Кривин

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

-Как называется раздел, который изучаем? 

-Как называется сказка, которую читали на прошлом уроке?

-К какому виду сказок она относится? Первая страница – Занимательная.

1.Игра "Доскажи словечко".

– Мы сейчас поиграем в игру "Доскажи словечко" и вспомним героев этого произведения  (Ученик читает стихи, а учащиеся подбирают рифму, оканчивающую стихотворение).

У Элли есть дружочек-крошка,
А зовут его ... (Тотошка)

Этот друг не утонет в воде,
 
Но может быстро погибнуть в огне. (Страшила)
 

Этот царь зверей, но все ж
е
На царя он не похож.
 
Но с друзьями, осмелев,
 
Идет за мужеством ... (Трусливый Лев)
 

Этот парень хоть куда,
Воды боится иногда,
В дороге он смелый, полезный
Кто? ... (Дровосек Железный)


-Чем вы можете объяснить, что сказки, написанные давно, продолжают оставаться интересными для детей и взрослых? А.Волков говорил: «В своей сказке я старался показать, что самое лучшее, самое дорогое на свете - это дружба и взаимная выручка».

III. Самоопределение к деятельности.(слайд 3)

1. Игра «Угадайка».

1.

Бьют его рукой и палкой 
Никому его не жалко.
 
А за что беднягу бьют?
 
А за то, что он надут.
 (Мяч.)

2.

Всегда шагаем мы вдвоем, 
Похожие, как братья,
 
Мы за обедом под столом,
 
А ночью под кроватью.
 (Сапоги)

3.

Под Новый год 
Пришел он в дом
 
Таким румяным толстяком,
 
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез.
 (Календарь.)

4.

Пучеглазая особа. 
Из болота смотрит в оба.
 
Ква-ква-ква, да ква-ква-ква,
 
Вот и все ее слова.
 (Лягушка.)

5.

Мы ходим ночью, 
Ходим днем, но никуда мы не уйдем.
 
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас.
 (Часы.)

6.

Что такое перед нами? 
Две оглобли за ушами,
 
На глазах по колесу
 
И селедка на носу.
 (Очки.)

(Учащиеся называют ответы и получают закладки.)

А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Фамилия этого детского писателя Маршак, а зовут его Самуил Яковлевич.

 2. Сообщение об авторе. - Страничка нашего журнала называется «Познавательная»(сообщение 2 учеников).

На ней мы узнаем, каким был С.Я. Маршак и его биографию(слайд 4).

Родился он, ребята, еще в позапрошлом веке, в 1887 г., в г. Воронеж. Отец его был талантливейшим человеком, работал мастером на разных заводах, поэтому семья часто переезжала' с места на место. Учился Маршак сначала в городе Острогожске, потом в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге. Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать, любимыми авторами стали для него Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Чехов. С 20 лет Маршак стал печатать свои стихи. Заручившись поддержкой нескольких журналов и газет, молодой литератор уезжает в Англию, где слушает лекции в Лондонском университете и глубоко, серьезно изучает английский язык. Отличное владение языком помогло Самуилу Яковлевичу стать замечательным переводчиком: английские народные баллады и стихотворения английских поэтов в его переводах очень популярны у нас. После революции Маршак работал в детских журналах, писал стихи для детей, пьесы для детского театра. В годы Великой Отечественной войны он работал в газетах, выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей. Он твердо верил в победу добра, справедливости над жестокостью и злом. Об этом одна из его лучших сказок "Двенадцать месяцев». Чудесным своим талантом С. Маршак, радовал детей много-много лет. И сегодня дети с тем же удовольствием читают его книга. О самых важных вещах нашей жизни миллионы ребят узнали из стихотворений, сказок, пьес этого чудесного поэта. Даже простая азбука сделалась по-новому интересной, когда Самуил Яковлевич взялся за неё и придумал стихи про каждую из букв – «От А до Я»

Аист с нами прожил лето, 
А зимой гостил он где-то.
 
Бегемот разинул рот,
 
Булки просит бегемот.


Обыкновенный календарь становится волшебным, когда Маршак рассказывает про каждый из двенадцати месяцев. Все цвета радуги, все краски и оттенки природы по-новому засверкали перед нашими глазами в книге Самуила Яковлевича 'Круглый год". Вот, например, месяц январь:

Открываем календарь -
Начинается январь.
 
В январе, в январе
 
Много снега на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
 
Солнце в небе голубом.
 
В нашем доме топят печки.
 
В небо дым идет столбом.
Или май:
Распустился ландыш в мае,
В самый праздник - в первый день.
Май, цветами провожая,
Распускается сирень.


Миллионы мальчишек и девчонок помнят его стихи наизусть. Например, книга о верном и неутомимом письмоносце, который в любую погоду и по любому адресу вовремя доставит почту:

Кто стучится в дверь ко мне? С толстой сумкой на ремне, 
С цифрой пять на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
- Это он,
- Это он,
 
Ленинградский почтальон.


А кто не помнит ловких храбрых артистов 13 стихотворения "Цирк".

Жонглеры-медвежата, 
Собаки-акробаты,
 
Канатоходец - слон,
Всемирный чемпион.
Единственные в мире
 
Атлеты-силачи
 
Подбрасывают гири,
 
Как детские мячи.


Познавательна история о том, как живут "Детки в клетке" в зоологическом саду.

Эй, не стойте слишком близко! 
Я тигренок, а не киска!
 
Я страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
 
Когда сержусь - я бью ногой
 
Мозолистой и твердой.
 
Когда пугаюсь - я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не умею.


Для того чтобы рассказать обо всем этом, потребовались и огромный писательский талант, и самые разнообразные знания, и постоянный труд, заполнявший всю жизнь писателя до самого последнего ее дня.

3. « Доскажи словечко».

Пела ночью мышка в норке:
Спи, мышонок, замолчи:
/Дам тебе я хлебной крошки
И огарочек свечи./ («Сказка о глупом мышонке»).

Дама сдавала в багаж:
Дива, чемодан, саквояж
/Картину, корзину, коробку
И маленькую собачонку./ («Багаж»).

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
/С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной фуражке?/ («Почта»).

Кто это у вас? 
Это моя дочка.
 
А почему у вашей дочки серые щёчки?
Она давно не мылась.
А почему у неё мохнатые лапы и усы как у папы?
Она давно не брилась.
 («Усатый – полосатый»)

Кто стучится в дверь ко мне 
С толстой сумкой на ремне
С цифрой 5 на медной бляшке,
 
В синей формной фуражке?
Это он, это он Ленинградский почтальон.
 («Почта»)

Сел он утром на кровать, 
Стал рубашку надевать,
 
В рукава просунул руки –
 
Оказались это брюки.
Надевать он стал пальто – говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
 
Говорят ему: Не ваши.
Вместо шапки на ходу
 
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
 («Вот какой рассеянный»)

Ищут пожарные, 
Ищут милиция.
 
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то лет 20.
 
(«Рассказ о неизвестном герое») IV. Введение в тему урока.

По жанру, какие произведения вошли в раздел, который мы изучаем?

Что такое сказки? (5 слайд)

Назовите признаки сказки? (6слайд)

Перечислите виды сказок. Приведите примеры. (7 слайд)

V. Сообщение темы урока. 1.Постановка проблемного вопроса.

– Назовите жанры, которые встречались нам.

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним литературным жанром.

– Кто из вас был в театре?

– Что такое театр?

– Театр  это помещение, в котором представляют, показывают произведения.

Первые театры были построены в древней Греции.

– Какую из прочитанных сказок вы хотели бы увидеть в театре?

Какие спектакли вы уже видели?

– Прежде, чем ставят спектакль, пишут пьесу. А что такое пьеса?

Вот на этот вопрос мы и будем искать ответ.

– Прочитайте тему урока . (8 слайд)

Как вы понимаете: сказка для театра?

– «Сказка про козла»  что о ней можно предположить по заглавию?(Наверное, сказка о животных.)

– А если её автор  С. Маршак? (Сказка для детей, в стихах, весёлая...) (9 слайд)

  1. Работа с текстом до чтения.

– Какие вы читали сказки, где героем является коза или козёл? Какими мы их видим в сказках? ( В сказке «Лисица и Козёл» Козёл доверчив, глуп, в сказке «Волк и семеро козлят» Коза - заботливая мать, сумела перехитрить Волка; в норвежской сказке «Коза Золотые рожки» Коза на доброту и ласку отвечает добром.)

– Каким же окажется козёл в сказке С. Маршака? (Пока не знаем.)

– Рассмотрите иллюстрацию. На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы? (Например, почему здесь столько волков, какие они: добрые или злые и т.д.)

– Чем интересен текст сказки? Как он записан?

– Почему сказка начинается с перечисления действующих лиц? (Это пьеса-сказка.)

– Найдите и другие признаки пьесы. (Есть ремарки, текст разделён на действия.)

– Перелистайте страницы, рассмотрите другие иллюстрации.

– Предположите, какие события произойдут в сказке.

3. Работа с текстом во время чтения.

Инсценирование 1-го действия.

Вопросы после чтения:

— Кто действующие лица?

– Какие слова были не понятны? Какими вы представляете бабу и деда?

— Вы поняли, почему козёл решил помогать деду и бабе? (Он молодой, сильный, а они старенькие, бездетные, им некому помочь.)

Что он умел делать?

Что удивило бабу и деда? (Козел умеет говорить и выполнять работу по дому.)

Прочитайте, как дед и баба относятся к козлу.

— Как вы думаете, что ожидает козла в лесу? Как догадались?(Волки - в списке действующих лиц и на иллюстрациях.)

Действие 2 дети читают вслух по ролям.

Вопросы после чтения:

– Какими видим волков? (Голодные, злые, трусливые.)

– А козла? Почему он сумел побороть семерых волков? (Хитрый, отважный...)

– А дед и баба как себя чувствуют после пропажи козла? (Их печаль надо передать при чтении.)

Как дед и баба отнеслись к пропаже козла? Зачитайте соответствующие строки.

Как эту грусть, горе покажут артисты, исполняющие роли бабы и деда?

Найдите соответствующие ремарки.

Чем закончилось второе действие?

4. Закрепление. Работа с иллюстрациями (с. 55-60).

Какие моменты действия отражены на этих иллюстрациях? (Нападение волков, поиски козла дедом и бабой.)

Какие черты внешнего облика, характера героев, отмеченные автором, удалось передать художнику? (Волки тощие и слабые, козел решительный и готовиться до конца, старики задумчивы и несчастны.)

Какие иллюстрации понравились больше других. Почему?

VI. Рефлексия.

– Чему учит эта сказка? Какие мысли скрыты между строк? (Надо уважать старость) ( В трудную минуту побеждает упорный и умный). А сейчас тест. Если вы согласны, ставите +, если нет -

Игра «Плюсики»

  1. Дед входил в избу с вязанкой дров?

  2. Баба в это время растапливала печь?

  3. Баба хотела сварить кашу?

  4. Дед и баба хотели дочку?

  5. Козёл заглянул в дверь?

  6. Козёл хотел сварить обед для бабы с дедом?

  7. Козёл за водой пошёл с двумя вёдрами?

  8. Козёл в лесу хотел набрать грибов?

  9. Козёл в лес пошёл с ведром?

  10. В лесу было два волка?

Проверка: (10слайд)

  1. +









  2. +

  3. +

  4. +





VII. Итог урока.

  1. Понравилась ли вам «Сказка про козла»?

  2. Почему её легко поставить на сцене?

  3. Чем пьеса-сказка отличается от обычной сказки?

VIII. Домашнее задание.

Перечитать пьесу-сказку, подготовить инсценировку.