|
«Русская матрешка»
Конспект НОД по приобщению детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры.
Чернышова Татьяна Викторовна
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ ДСКВ № 32 «Брусничка»
Город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Образовательная область:«Ребенок входит в мир социальных отношений»
Тема:«Русская матрешка»
Цель занятия:
Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.
Программные задачи:
Образовательные:
познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешка.
закреплять представления детей об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи(косыночка, сарафан).
формировать интерес и любовь к народному творчеству.
активизировать словарь.
Развивающие:
•развивать творческие способности детей.
развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.
3. Воспитательные:
воспитывать у детейинтерес к культуре своих предков.
воспитывать чувство любви к деревянной игрушке.
воспитывать аккуратность.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Предварительная работа:дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», посещение выставки глиняной игрушки(дымковской, каргопольской, филимоновской), рассматривание иллюстраций с изображением соломенной игрушки.
Материал:
1. демонстрационный:матрешки для мини-музея деревянной игрушки
2. раздаточный: бумажные силуэты матрешек с грустными лицами и нераскрашенными фартуками (по количеству детей)
Оборудование:русский народный костюм для педагога,проигрыватель, аудиозапись русской народной песни, фонограмма песни «Мы веселые матрешки», гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.
Словарь: нарядная, расписная, русская игрушка, сувенир.
Ход занятия
1.Введение в игровую ситуацию. (Звучит русская народная мелодия.Педагог в русском народном костюме входит в группу)
- Здравствуйте ребята.Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платкии носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня. Ребята, а вы любите сказки? Сегодня я хочу вам рассказать новую, а вот о чем она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… (матрешка).(Ребята отгадывают)
2.Основная часть.
-Молодцы! Отгадали, о матрешке. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.(Звучит русская народная музыка, дети садятся на ковер рядом с воспитателем)
-Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.Яркими красками разрисовал,одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек?Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.
(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек!А вы знаете, что в каждойстране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (Матрёшка)
-Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают такие изделия, потому что все эти изделия делают только в России.Ой, ты барышня – матрешка,разноцветная одежка.Знает весь огромный мирэтот русский сувенир.
-А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки. Матрёшка раскрывается.
Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, смеется,
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
- Из чего сделаны матрешки? (Из дерева)
-Значит, какие они? (Деревянные)
-Молодцы, конечно деревянные.Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают. Какие они становятся? (Нарядные, красивые)
-У каждой матрешки на голове платочек, сарафаны яркие, праздничные.Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.
-Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать!Вижу по глазам, что и вам тоже хочется танцевать.
Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки»
(муз.Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)
Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.
-Ребята, а у наших матрешек есть подружки, только они не деревянные.
Дети, из чего сделаны эти матрешки?(Из бумаги)
-Значит, они какие?(Бумажные)
- Ребята, посмотрите на этих матрешек, почему они такие грустные? Сравните их с деревянными, чем они отличаются?(Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)
-Скажите, а как мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки?(Раскрасить их)
-Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. (Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки.)
-Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор,
чтобы радовал он взор.
- У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, на нем горошинки. А теперь украсим сарафан. Нарисуем на нем цветочки.(Напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки.Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально.Она «танцует», также, как и веселая матрешка)
3. Заключительная часть.
- Как вы думаете, мы смогли развеселить матрешек?(Да )
-Почему вы так решили?(Потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные).
-Матрёшки получились очень красивые.Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка - русская красавица.
-Какие вы хорошие мастера. Мне пора с вами прощаться, а вы немного поиграйте с матрёшками.
Список литературы:
Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»(младшая группа) ЦГЛ,Москва,2003
Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» ЦГЛ, Москва, 2005
Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников»(младшая группа)Москва, «ВАКО», 2005
Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4лет» ООО «ТЦ Сфера», 2005
«Мы весёлые матрёшки»: http://muzofon.com
В.Д. Берестов, Матрешкины потешки // Читалочка: стихи. - М.: Малыш, 1988. - С. 8.
О.Бородин, Матрешка: стихотворение // Библиотека. - 1995. - № 1.
Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 4.
Т. Цветкова Веселый хоровод: развлечение для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 5.
Откуда ты, матрешечка? // Жили-были. - 2000. - Июль. - С 15.
|
|
|