|
Роль физминутки в коррекционной работе по преодолению недостатков речевого развития
ГБОУ «Детский сад № 994»
«Утверждаю»
_________________________
_________________________
«___»________________2014г.
Роль физминутки в коррекционной работе
по преодолению недостатков речевого развития
Консультация
Подготовил учитель –логопед
Султанова Наталия Витальевна
г. Москва
2014 год
Роль физминутки в коррекционной работе
по преодолению недостатков речевого развития
Обычно различные обучающие занятия проходят в статическом положении. Нахождение в одной позе для дошкольников очень тяжело, так как нервные процессы у них неустойчивы. Во время занятий полезно применять различные физминутки . Смена деятельности - это всегда лучший отдых, поэтому занимаясь с дошкольниками, нужно разнообразить действия, которые часто повторяются, включая что-то новое для ребенка. Лучший способ справиться с утомлением это физминутка . Она снимет напряжение мышц переключит внимание с одной деятельности на другую, даст отдых нервным центрам, которые задействованы. Таким образом, работоспособность ребят восстановится.
Так как зоны зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов находятся в непосредственной близости друг от друга в задних отделах больших полушарий головного мозга, следовательно, проводя различные виды массажей и гимнастик, можно активизировать их работу.
Учеными давно установлено, что трудности в овладении устной и письменной речью у детей часто связаны с нарушением оптимального межполушарного взаимодействия. Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования определенной структуры психики. С ней связаны конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, гибкость и ригидность и т. д. Разная степень выраженности этих психических свойств, уже представленна у ребенка шести лет, формирует склонность к преимущественной опоре на «левополушарный», «правополушарный» или «равнополушарный» типы мышления.
Левополушарный тип. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками, символами; отвечает за счет, письмо; обеспечивает способность к анализу, абстрактное, концептуальное и двумерное мышление. Информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно, медленно. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, вербальный, теоретический интеллект. Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на уроке, возможность работать в одиночку, вопросы закрытого типа, вневременные задания. Для таких детей характерна высокая потребность в умственной деятельности.
Правополушарный тип. Правое полушарие оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и восприятие пространственных отношений. Обеспечивает синтетическую деятельность мозга; наглядно-образное, трехмерное мышление, связанное с целостным представлением ситуации и тех изменений в ней, которые желательно получить. Информация, поступившая в правое полушарие, обрабатывается быстро. Доминирование правого полушария определяет наличие невербального, практического интеллекта, способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успех в спорте. Условия, необходимые для успешной учебной деятельности: творческие задания, привязанные к контексту, возможность экспериментировать, речевой ритм, работа в группе, синтез нового материала, вопросы открытого типа, социальная значимость деятельности.
Равнополушарный тип. Отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий. Это обеспечивает их синхронную деятельность в выборе стратегии мышления.
Методики обучения ориентированы главным образом на развитие левого полушария и не учитывают наличие различных типов развития функциональной асимметрии полушарий, а также разницу между мальчиками и девочками в скорости развития левого полушария. Поэтому в наилучших условиях оказываются левополушарные и равнополушарные девочки, а в самом невыгодном положении оказываются правополушарные мальчики.
В настоящее время растет число детей со сниженной активностью левого полушария. У таких детей наблюдается неспособность усваивать новый материал, неумение адекватно читать и писать, перестановка слов, признаков, знаков, явлений. Иногда они бывают «слепы» к целым фразам. Это состояние получило название «дислексия». При дислексии страдает способность к вербализации пространственных представлений, обнаруживается незрелость изобразительно-графических навыков, слабость вербально-логического мышления. Задания же, наиболее трудные для детей с поражением правого полушария (конструктивные, ориентировка в схематическом изображении пространственных отношений, стереогнозис), выполняются большинством детей с дислексией на уровне здоровых сверстников. Левополушарная недостаточность как на функциональном, так и на морфологическом уровне может быть обусловлена гиперфункцией правого полушария, которое подавляет созревание и функциональную активность левого полушария.
Для того чтобы предупредить или уменьшить проблемы, вызванные отсутствием межполушарного взаимодействия, следует уже в дошкольном возрасте использовать (по возможности) упражнения, направленные на синхронизацию работы полушарий.
Данные упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания,
повышают устойчивость внимания
Массаж пальцев рук с использованием аппликатора Кузнецова
Стимуляция биологически активных точек на пальцах рук, активизирует речевые центры в головном мозге.
|
Мышка мылом мыла лапку, каждый пальчик по порядку
Вот намылила большой, сполоснув затем водой.
Не забыла и Указку, смыв с него и грязь и краску.
Средний мылила усердно (самый грязный был, наверно).
Безымянный тёрла пастой, кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла, очень он боялся мыла!
|
Массажной щеткой растираем каждый пальчик
|
Пошли пальчики гулять, а вторые догонять,
Третьи пальчики бегом, а четвёртые пешком.
Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал.
|
Поочередно нажимаем каждым пальцем на аппликатор.
Прижимаем обе ладони к аппликатору.
|
Самомассаж лица и шеи
Самомассаж лица и шеи активизирует мимические мышцы, а совместно с проговариванием стихотворного текста благотворно влияет на артикуляционную моторику.
|
Если солнце жарко греет,
Если лёгкий ветер веет
Стало сухо и тепло-
Это лето к нам пришло.
Если дождь стучит по крыше
Листья падают неслышно,
Птица улетать пора-
Это осень к нам пришла.
Если вьюга кружит, злится
Всюду белый снег кружится,
В снежных шапках все дома-
Это к нам пришла зима.
Если тает снег и лёд,
Звонкий ручеёк течет
Распускается листва-
Это к нам пришла весна.
|
Поглаживание от середины лба, носа, верхней, губы, подбородка к ушам.
Постукивание подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.
Круговые движения в области лба, щек, подбородка.
Поглаживание обеими ладонями сверху вниз по лицу и шее.
|
Глазодвигательные упражнения
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения языка и глаз развивают межполушарное взаимодействие. Известно, что разнонаправленные движения глаз и языка активизируют процесс обучения. Медленное выполнение перекрёстных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатываются движения глаз по 4 основным (вверх, вниз, направо, налево) и по вспомогательным направлениям (диагоналям).
Выполнение однонаправленных движений. Глаза и язык вправо – вдох, пауза, исходное положение – выдох, пауза и т.д.
-
Голова фиксирована. Выполнять движения по траектории лежащей восьмёрки: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы. Упражнение выполняется с подключением дыхания, однонаправленных и разнонаправленных движений языка:
-глаза и язык вправо по траектории лежащей восьмерки, вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза;
- глаза и язык влево по траектории лежащей восьмерки, вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза;
- глаза направо, язык налево вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза;
- глаза налево, язык направо вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза.
Гимнастика для глаз
Голова остается неподвижной. Дети следят глазами за ярким наглядным пособием «стрекозой» (наглядное пособие).
Стрекоза летала браво, полетела она вправо,
Покружилась над цветком, подружила с мотыльком.
Полетела она влево, покружилась, как хотела.
И обратно возвратилась, на ромашку приземлилась.
***Движения «бабочки» по тексту.
Бабочка кружилась в поле над цветами, мы её пытались «удержать глазами»,
Поднималась высоко, опускалась низко, отлетала далеко, подлетала близко.
Упражнения, синхронизирующие работу полушарий головного мозга
Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза. Опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
Упражнения для развития общей моторики
|
Дикие животные
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
|
Жил на свете попугай.
Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй.
(руки в стороны, влево, вправо)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше.
(потянуться на носках, руки вверх)
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал,
(делать приседания)
Прыгал, кланялся, шалил,
(наклоны головы или туловища вперед)
С малышами говорил.
|
Прогулка
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем.
|
Птички- невелички
По лесу летают,
Песни распевают, (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
|
С добрым утром!
– С добрым утром, глазки! (поглаживают веки глаз)
– Вы проснулись? (смотрим в бинокль)
– С добрым утром, ручки! (поглаживаем)
– Вы проснулись? (хлопаем)
– С добрым утром, ножки!
– Вы проснулись? (топают)
– С добрым утром, солнце! (раскрывают руки навстречу солнцу)
|
Доброе утро
- Доброе утро! — птицы запели.
(дети машут руками)
Добрые люди встают с постели;
(показывают, как просыпаются, потягиваются)
Прячется все темнота по углам,
(разбегаются, прячутся за мебелью)
Солнце вошло и идет по делам!
(возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте)
|
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложили назад.
|
Стоит робот на дороге,
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.
|
Все движения разминки
повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
|
Идут себе вразвалочку,
Ступают вперевалочку
Пингвин-папа,
Пингвин-мама
И сынишка пингвинишка
В черном фраке и манишке.
(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)
|
|
|
|