|
Роль драматических произведений в педагогической практике детского сада
Роль драматических произведений в педагогической практике
детского сада.
Магистрант ГБОУ ВПО МГПУ
Кафедра эстетического воспитания
Специализация сценарно – режиссерская
педагогика
Воспитатель ГБОУ Начальная школа -
детский сад № 1674
Демянко Татьяна Вячеславовна
Тел. 8 – 499 – 409 -72 -35
[email protected]
Аннотация: Данная статья посвящена роли драматических произведений в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений. Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что внедрение драматических произведений в педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений позволит педагогам расширить и разнообразить занятия по ознакомлению с художественной литературой, сделать их яркими и запоминающимися.
Для детей дошкольного возраста роль драматических произведений будет очень значима, поскольку она формирует у ребенка интерес к искусству (театру, литературе), развивает правильную речь, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у него нравственных представлений.
Ключевые слова: роль драматических произведений, приобщение дошкольника к театру, художественной литературе посредством детской драматургии.
В наше время перед обществом стоит важная задача воспитания и формирования культурной, творческой, грамотной личности ребенка, которая в будущем будет творить, создавать, созидать. Все это может быть развито при взаимодействии человека с миром искусства (музыкой, живописью, архитектурой, литературой, театром и т. д.). Благодаря искусству происходит познание мира. Это приобщает человека к эстетике, чувственному восприятию окружающего мира, происходит культурное развитие человека.
Уже с младенчества ребенок, начиная слышать голос матери, соприкасается с искусством через фольклор, поэзию, музыку.
Первым видом искусства для маленького человека является художественное слово.
В своей статье «Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя» Ю. Тюников, М. Мазниченко указывают на то, что с дошкольного возраста ребенок начинает всерьез воспринимать услышанное и увиденное им. «Любой дошкольник является читателем, зрителем. Даже если он не умеет читать, а только слушать чтение взрослых, он выбирает, что он будет слушать; он начинает воспринимать то, что слышит и оценивать его, а значит, уже является, читателем» [9; с. 31].
Поэтому взрослые, которые взаимодействуют с ребенком, должны знать детские литературные произведения и уметь понимать их содержание для того, чтобы в будущем это оказало влияние на формирование вкуса к чтению, а также выбору произведения.
Вторым видом искусства является театрализованное действие, так как с самых ранних лет ребенок любит наблюдать за действиями взрослых, которые, читая потешки, стихотворения, рассказывая сказки, начинают их разыгрывать при помощи кукол или рук, мимики, жестов, где ребенок становится «зрителем» этого «театрального действа».
В более старшем дошкольном возрасте с 4х лет ребенок становится «актером» и «режиссером», который может сам управлять игрушками, одновременно озвучивая ее, пересказывая знакомые литературные произведения.
Это «театрализованное действо» доставляет огромную радость для детей, а также обогащает их познание об окружающем мире. Вся эта театрализация – это есть начало соприкосновения с драматургией.
В статье И. Токмаковой «Самое прекрасное из искусств» говорится о том, что «драматическое действо своей динамикой больше всего соответствует динамике детского душевного организма. [8; с.119]
Драматические произведения (пьесы) пишутся для постановки спектаклей, что позволяет не только прослушивать, но и проигрывать роль персонажа, которого представляет ребенок.
Особые условия, составляющие суть творческой жизни детского писателя (драматурга), названы «любовь к детям» и «глубокое знание потребностей, особенностей и оттенков детского возраста» [1; с. 32]
Драматические произведения для детей чаще всего написаны в жанре сказки, который способствует раскрытию мира, окружающего ребенка. В сказке есть волшебство, помогающее победить зло, в ней начинает все оживать и говорить человеческим языком. В сказке мы встречаем то, чего нет в реальной жизни, но главное то, что сказка состоит из таких слов, которые открывают дверь в душу, которая начинает обогащаться при помощи эмоций, впечатлений, ощущений.
Детский писатель-драматург Ирина Токмакова пишет: «Образность сказки, даже более того ее условность, хорошо усваивается детьми. Никакие сентенции, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики прежде всего и более всего эмоционален» [7; с.111]. Сказка должна нести в себе мудрый и познавательный смысл.
Драматические произведения для детей дошкольного возраста создавались в течение всего ХХ века. Обратимся к тем авторам, кто наиболее активно работал в этом направлении. Нина Владимировна Гернет - русская советская детская писательница и драматург. Она заведовала редакцией знаменитого «Чижа» — журнала для дошкольников и младших школьников, придуманного Е. Шварцем и Н. Олейниковым при участии Д. Хармса. Небольшие пьесы «Гусенок», «Как котенок научился мяукать» были написаны для детей. Ее пьесы-сказки для театра кукол «Бобка», «Волшебная лампа Аладдина», «Маугли», «Подарок», «Полянка», «Пятак и Пятачок», «Сказка о маленьком Каплике», «Царевна Лягушка» были опубликованы в сборнике «Сказка о маленьком Каплике дошкольного возраста». К сожалению, сегодня этот автор забыт. Самуил Яковлевич Маршак – русский советский поэт, драматург, переводчик, автор детских пьес-сказок: «Сказка про козла», «Петрушка-иностранец», «Кошкин дом», «Терем-теремок». Эти пьесы подходят для детей старшего дошкольного возраста. Михалков Сергей Владимирович – русский советский поэт и драматург, автор многочисленных стихов, басен, песен. Такие пьесы–сказки, как «Зайка-зазнайка», «Трусохвостик», вполне могут быть понятны и интересны детям среднего и старшего дошкольного возраста. Все названные произведения могут быть применены в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений для введения их в круг чтения детей.
Хотелось бы обратить внимание педагогов дошкольных образовательных учреждений на работы Ирины Токмаковой, которая написала много пьес для детей дошкольного возраста: «Ай, да репка», «Заюшкина избушка», «Заяц в огороде» (по сказке Л. Воронковой), «Кукареку» (кукольный спектакль).
Цель этих пьес заключается в приобщении ребенка к литературе не только через прослушивание, но и через проигрывание пьесы, все это позволяет развивать речь, память, творчество, мышление, чувства, а также умение общаться со сверстниками и педагогами. В процессе постановки пьесы происходит развитие коллективных взаимоотношений. Все эти качества помогут ребенку в будущей жизни.
К сожалению, детские драматические произведения мало входят в практическую деятельность дошкольных образовательных учреждений.
Проведенное нами исследование на базе дошкольных образовательных учреждений показало то, что педагоги имеют большой дефицит информации о драматических произведениях, которые можно читать и ставить на сцене в детских садах, поскольку в образовательных программах, в разделах, связанных с приобщением к художественной литературе, эти произведения не рекомендованы.
Но нам бы хотелось обратить внимание читателей на программу «Из детства – в отрочество» в пособии З.А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго…». «Предлагаемое пособие принадлежит к особому жанру».
Эта программа – хрестоматия по детской литературе, в которой представлена принципиальная установка – сформировать отношение к литературе как самоценному виду искусства». [2; с. 4]
Задача составителя данной программы - это помочь воспитателю расширить материал по приобщению детей к литературе, установить систему занятий, смысловые и художественные взаимосвязи, ввести в круг чтения ребенка дошкольного возраста. [2; с.10]
Одной из установок в программе - хрестоматии является анализ художественного текста на доступном уровне для ребенка, соблюдая психологические особенности его возраста. [2; с.5]
В пособии разработаны конспекты занятий, которые можно использовать для знакомства детей с драматическими произведениями.
Данные конспекты занятий направлены на ознакомление ребенка с «театром» и его историей, с понятием, что такое «пьеса» на примере таких драматических произведений как «Звездные мастера» Ирины Токмаковой и «Зайка – Зазнайка» Сергея Михалкова.
Автор пособия З.А. Гриценко обращает внимание в конспекте занятий воспитателя на интонацию, паузы, которые помогут донести до детей не только содержание литературного произведения, но и сделать выводы, чем отличается «рассказ» от «пьесы».
Также автор знакомит детей с такими понятиями, как «действующее лицо» и «ремарка», кто такой «актер», и как в него перевоплощаться. [3; с.49]
Итогом занятия является беседа с детьми по содержанию драматического произведения, обсуждение «действующих лиц» (характер, образ, поведение) и постановка самого «театрализованного действа», когда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему.
Это позволяет расширить читательский интерес ребенка, а также развивать творчество, мышление, память, речь, что является главным для развития личности.
К сожалению, можно констатировать факт, что в современное время незначительно уделяется внимание вопросу о значении и роли детских драматических произведений в практике дошкольных образовательных учреждений.
Для педагогов введение в практическую работу драматических произведений поможет расширить и разнообразить занятия по ознакомлению с художественной литературой, сделать их яркими и запоминающимися.
А для детей роль драматических произведений будет очень значима, поскольку она формирует у ребенка интерес к искусству (театру, литературе), развивает правильную речь, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у него нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживание, заботливое отношение друг к другу.)
Список литературы
1. Гриценко З. А. Детская книга и художники – иллюстраторы // Дошкольное воспитание – 2012. - №1. - С. 32
2. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго… / Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с методическими рекомендациями): Учеб. – метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семей. Воспитание – М.: «Просвещение», - 2001. – с. 142
3. Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго…» /Пособие для чтения и рассказывания детям седьмого года жизни (методические рекомендации): Учеб. – метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания – М.: Просвещение, - 2003. – с. 93
4. В. Колесникова «Можно сказку начинать» //Дошкольное воспитание - 2012 - №8 – С. 64 - 68
5. Люблинский, И.Л. Очерки о советской драматургии для детей
/ - М.; 1987 – 239 с.
6. И. Токмакова Поиграйте с ребятами в сказку! //Дошкольное воспитание - 2000. - №5 – С. 111 – 124
7. И. Токмакова Самое прекрасное из искусств //Дошкольное воспитание – М.: - 2000. - №3 - С. 119 - 125
8. Ю. Тюников, М. Мазниченко Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя // Дошкольное воспитание – 2005. - №9.- С. 31 -39
|
|
|