|
"Рыбка просит о помощи" с использованием икт образовательной области «Познание» с детьми 6-7 лет
Конспект ОД по экологии на тему: "Рыбка просит о помощи" с использованием ИКТ образовательной области «Познание» с детьми 6-7 лет
Цель: расширить представления детей об экосистеме.
Программные задачи.
Образовательные: уточнить представления о целостности природного сообщества и о человеке, как части природы; формировать понимание, что не разумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения как внутри экосистемы, так и за ее пределами.
Развивающие: развивать наблюдательность, связную речь; понимание закономерностей, существующих в природе; умение уточнять и систематизировать знания о свойствах воды; умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желания бережно относиться к ней и восхищаться ее чудесами.
Развивающая среда: плоскостное изображение Золотой рыбки. Слайдовая презентация на тему «Золотая рыбка»; дуга «Волшебные ворота». Оборудование для опытов с водой: тарелка, бутылка с водой, прозрачные стаканчики, несколько разных прозрачных пустых емкостей; банка с водой и живой аквариумной золотой рыбкой. Волшебная палочка; деревья и пеньки для имитации леса; игрушечная машина; крупный строитель; карточки с изображением правил поведения в природе. Ноутбук; проектор; презентатор; запись пения лесных птиц и музыки на компьютере.
Предварительная работа: беседа о воде и ее превращениях; опыты с водой; слайдовая презентация «Правила поведения в природе в лесу и на лугу»; беседа по презентации; заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода», стихотворения с движениями Е. П. Вислогузовой «Волшебные ворота».
Содержание.
Воспитатель: Дорогие, мои, друзья! Сегодня я расскажу вам одну интересную сказку - новую сказку "О Золотой Рыбке". А вот и наша героиня! (Воспитатель показывает плоскостную золотую рыбку). Предлагаю вам, с ней познакомится. (Рыбка голосом воспитателя спрашивает у каждого ребенка: "Здравствуй! Как тебя зовут?").
- Я предлагаю вам встать, где удобно, чтобы вы могли хорошо видеть экран и послушать сказку:
Жил на свете Человек. Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил.
Вот однажды ловил Человек рыбу в реке. Долго у воды сидел, а рыба все не клюет. Вдруг чувствует Человек, крючок кто-то в глубину тянет. Вытянул он удочку и глазам своим не поверил: Как вы думаете, кто ему на удочку попался? (Дети высказывают свои предположения).
Смотрит Человек - перед ним Золотая Рыбка. Человек как воды в рот набрал: ничего сказать не может от удивления. Говорит ему Рыбка: "Ты - Человек. Значит, будешь требовать, чтобы я желания твои исполнила. Загадывай свои желания. А за это ты меня, как водится, отпустишь в реку". "Ладно! - говорит Человек. - Раз уж так заведено, исполни мои желания. А я тебя отпущу".
Ребята! Как вы думаете, какое желание попросил Человек исполнить? (Дети высказывают свои предположения).
"Надоело мне жить в деревянной избушке, - говорит Человек, - хочу дом каменный с электричеством и отоплением". Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостиком вильнула. Вернулся Человек к своей избушке, а на ее месте дом каменный стоит (слайд с изображением каменного дома). Деревьев и цветов вокруг поубавилось, зато электрические столбы с проводами появились.
Как вы думаете, понравилось это Человеку? (Дети высказывают свои предположения).
"Вот о какой жизни я мечтал! Внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет". Реже стал Человек по лесу гулять. А потом решил: "Зачем это я пешком ходить буду, если машину можно у Рыбки попросить?"
Исполнила Рыбка и второе желание Человека. Появилась у него машина (слайд с изображением машины). Ходит он вокруг нее, запахом бензина наслаждается, в реке ее моет. Не сидится Человеку на месте. Понастроил он дорог, чтобы на машине ездить. Скоро множество лесных тропок в асфальтовые шоссе превратились. Но все Человеку мало.
Снова пришел на берег реки Рыбку беспокоить: "Сделай так, - приказывает, - чтобы на месте лесов зеленых поля бескрайние раскинулись: хочу богатым стать". Исчез лес. На его месте картошка растет, пшеница колосится. Вдруг, откуда ни возьмись, налетели на поля букашки вредные. Так и норовят весь урожай съесть. Испугался Человек, стал их всякими ядами травить. Всех извел, а вместе с ними - других насекомых и птиц. Так и живет: на машине разъезжает, урожай собирает; на закаты внимания не обращает, воду родниковую не пьет. Чувствует Человек, что хочется ему еще чего-то новенького. И надумал он, завод приобрести, который много денег приносит.
Опять пришел Человек к Золотой Рыбке.
"Будет тебе завод, - ответила ему Золотая Рыбка, - но помни: это твое последнее желание".
Возвратился Человек, видит - завод огромный работает (слайд с изображением завода). Из труб дым идет, грязная вода в реку льется. Чихнул Человек с непривычки, закашлялся от дыма. Но заснул в этот день счастливым.
И вы закройте глазки и попробуйте представить, что за сон снился в ту ночь Человеку. (Дети закрывают глаза. Слайды с загрязнённой водой. Воспитатель меняет Золотую Рыбку на другую - грязную).
А утром проснулся Человек, поглядел в окно - вокруг дым, копоть, дышать нечем. Побежал к крану воды попить, а из крана грязная вода идет и пахнет неприятно. Побежал он к речке - земля вокруг дымом окутана, в реке мусор плавает, ни одного цветочка не видать.
- Что же я наделал? - думает.
Стал он кликать Золотую Рыбку. Долго звал. Но никто ему не откликнулся.
Как вы думаете, что стало с Рыбкой? (Дети высказывают свои предположения). Да, ребята, заболела Золотая Рыбка. Погубил Человек природу, уничтожил все живое вокруг. И Рыбка утратила свою волшебную силу. Теперь она, ребята, обратилась к нам: спасти природу. Хотите помочь Рыбке? (Ответы детей).
Что ж! Предлагаю вам это сделать! Кто пройдет через эти волшебные ворота, тот превратится в волшебника. (Воспитатель читает строчки стихотворения, дети выполняют движения под стихи и музыку).
Физкультминутка «Волшебные ворота»
В волшебные ворота
Давайте все войдем
(шагаем с продвижением вперед)
И в мир такой чудесный
Мы сразу попадем.
(раздвигаем руки в стороны)
Могучие деревья
Здесь листьями шумят
(поднимаем руки вверх и шевелим пальцами)
И ветками качают
Приветствуя ребят.
(качаем поднятыми руками)
Тут бабочки порхают
Невиданной красы,
(машем руками, как крыльями)
Бутоны распускают
Навстречу нам цветы.
(из ладоней складываем бутон и раскрываем его)
Бежит между камнями
Веселый ручеек,
(совершаем волнообразные движения сложенными ладонями)
И нам лицо ласкает
Прохладный ветерок.
(машем руками в лицо)
Мы в маленьких волшебников
Здесь превратимся вдруг,
(поворачиваемся вокруг себя)
И мир еще прекрасней
Мы сделаем вокруг.
(разводим руками в стороны)
Ну, вот мы с вами и волшебники. Теперь вы можете творить чудеса. А поможет нам в этом профессор Водичкин. Предлагаю заглянуть к нему в лабораторию.
Воспитатель с детьми подходят к столам, где приготовлено все необходимое для опытов с водой.
Воспитатель и дети: Здравствуйте, профессор Водичкин!
Профессор Водичкин: Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?
Дети: Мы хотим помочь Рыбке и спасти природу от гибели.
Профессор Водичкин: Хорошо! Я вам помогу! Но прежде мне нужно узнать, что вам известно о воде.
Дети, я предлагаю вам вспомнить и прочитать стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода". (Дети читают стихотворение).
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде! (с движениями)
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Профессор Водичкин:
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить.
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте!
Путешествует всегда
Наша спутница вода!
Профессор Водичкин: Молодцы! Предлагаю вам вспомнить свойства воды и проверить их на опытах. Проходите, пожалуйста, в мою лабораторию, за рабочие столы.
Дети занимают рабочие места, вместе с профессором Водичкиным проводят и объясняют опыты, устанавливают свойства воды.
Дети наливают воду из бутылки в блюдце, переливают воду из одной емкости в другую. Что происходит? (Вода течет и принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.) Значит, вода не имеет формы.
В стакан с водой дети кладут ложечку, камушек. Его хорошо видно, значит вода прозрачная. Дети нюхают и пробуют воду на вкус, делают выводы о том, что она без запаха и вкуса.
Профессор Водичкин показывает детям банку, в которой плавает рыбка. Дети делают вывод о том, что в воде есть жизнь.
Дети перечисляют свойства воды:
Вода течет.
Вода разливается.
Вода не имеет формы.
Вода не имеет запаха.
Вода не имеет вкуса.
Вода прозрачная.
Вода не имеет цвета.
В воде есть жизнь.
Профессор Водичкин: Теперь я вижу: вы многое знаете и способны на чудеса. А волшебной палочкой я наделю вас еще большей силой. (Касается каждого ребенка волшебной палочкой). Берегите природу! Любите ее! Охраняйте! В добрый путь, друзья!
Воспитатель: Нас ждет длинная дорога назад, через лес. (Дети с педагогом идут через импровизированный лес). Ой, ребята, что же мы с вами видим в нашем лесу?
Дети: В лесу стоит машина! (Дети указывают на игрушечную машину среди деревьев).
Воспитатель: Должна ли здесь стоять машина?
Дети: Она должна стоять в гараже. Выхлопные газы могут отравить лес, воду. (Дети ставят машину в гараж, сложенный из кубиков).
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какая чудная полянка! Предлагаю присесть на пенечки и отдохнуть на ней, а заодно поиграем и вспомним правила поведения в природе.
Дидактическая игра «Угадай правило».
Воспитатель показывает детям карточки с изображением того, как правильно и как нельзя вести себя в природе. Дети должны угадать и назвать предложенные правила.
Воспитатель: Какие же мы сегодня умники: все правила вспомнили!
Ребята! Вы заметили, что в нашем лесу чего-то не хватает? Совсем стало тихо и грустно.
Дети: Не слышно пения птиц!
Воспитатель: Но мы же, с вами волшебники! Предлагаю вернуть птиц в лес!
Звучит фонограмма "Пение птиц".
Воспитатель: Вы - настоящие волшебники! Предлагаю закрыть глаза и насладится пением птиц.
Релаксационная пауза.
Воспитатель: Лес без песни не бывает, всюду птицы распевают! Как красиво стало в нашем волшебном лесу! Как вам это удалось?
Дети: Мы очистили воздух, воду, лес, чтобы всем животным и растениям жилось хорошо.
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться из волшебного леса. Рыбка нас заждалась.
Дети подходят к «волшебным воротам».
Воспитатель: Вот и «волшебные ворота». Помните, мы проходили через них и превращались в волшебников. А теперь снова предлагаю вам стать дружными и веселыми ребятами.
Дети снова проходят через ворота.
Воспитатель (показывает слайды): Ребята! Посмотрите внимательно на лес, в котором живет человек, на речку, на рыбу. Что с ними стало? Мы их спасли. Правда, только в сказке. В жизни такое чудо сотворить намного сложнее. Чтобы оно произошло, вы должны научиться любить, беречь и охранять природу.
Воспитатель заканчивает занятие стихотворением (слайды):
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
- Ребята, я очень рада, что помогла вам сегодня «побольше» узнать нового о окружающем нас мире природы. Предлагаю вам поиграть в настольную игру «Рыбалка».
Использовались материалы интернет
|
|
|