Главная страница

Ребенок это, прежде всего, эстет: он реагирует на внешность


Скачать 309.23 Kb.
Название Ребенок это, прежде всего, эстет: он реагирует на внешность
Дата 13.03.2016
Размер 309.23 Kb.
Тип Документы


Ребенок — это, прежде всего, эстет:

он реагирует на внешность,

на видимость, на очертания и формы.

И. Бродский
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

При отборе содержания предстоящей поисково-познавательной деятельности мы руководствуемся следующими принципами:

  • Принцип научности. Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.

  • Принцип доступности. Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Пояснения должны опираться на имеющийся опыт детей, иметь наглядную основу.

  • Принцип развивающего эффекта содержания. Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребенком способов познания, исследовательской деятельности.

  • Принцип системности. Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечивать создание у ребенка целостной картины мира.

  • Краеведческий принцип. Чтобы обеспечить связь приобретаемых знаний с повседневной жизнью дошкольника, необходимо опираться на его ближайшее окружение - ознакомление с детским садом и его территорией, микрорайоном, родным городом. Рассказы о разных видах ландшафтов должны подкрепляться экскурсиями и целевыми прогулками. Организуя наблюдения, мы опираемся на климатические условия родного края, местный фенологический календарь, показываем детям явления природы, присущие именно нашей местности.

  • Принцип востребованности. У ребенка не должно быть невостребованных знаний. Все, что ребенок узнает в процессе обучения, должно перейти в его активный опыт, использоваться в его повседневной жизни. Иначе знания ложатся тяжелым грузом, задействуя лишь механическую память, делают процесс обучения неактуальным, отбивают у ребенка желание узнавать новое.

Разработанная Н.Н. Поддъяковым общая стратегия познавательной деятельности способствует формированию у ребенка целостных представлений при ознакомлении с любым новым предметом. Эта стратегия сводится к тому, что познание окружающего мира осуществляется в определенной последовательности – от выделения предмета как отдельного целостного образования к системе предметов, в которой он существует, и далее к анализу свойств этого предмета в аспекте функциональных связей с другими предметами системы.

Опираясь на это положение, методы формирования естественнонаучных представлений у дошкольников можно представить в виде ступенчатой схемы:










III ступень



знания

Эвристическая беседа, выводы на основе умственной деятельности, экспериментов, деловые игры, проекты.






II ступень

наглядные представления

рассматривание иллюстраций, видеозаписи, TV, изготовление макетов, составление схем, рисование, моделирование, сопровождаемое пояснениями взрослого



I ступень

сенсорный опыт

обследование объектов, эксперименты, опыты,

практическая деятельность с веществами и т.д.,

пояснения взрослого


Алгоритм построения познавательных мероприятий.

1. Интересное начало — точка удивления.

2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.).

3. Сообщения детей.

4. Метод эмпатии (физкультминутка, не нарушающая логики занятия).

5. Опытно-экспериментальная деятельность.

6. Умозаключения детей на основе опытов.

7. Решение проблемных задач, ситуаций.

8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание).

Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности. Модель построения занятия может меняться в зависимости от задачи.
Учебно-тематическое планирование по формированию естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • Объяснять, что прочность и долговечность предметов зависит от его свойств и качества материала, из которого он сделан.

  • Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость, мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость.

  • Закреплять умение определять цвет, величину, форму, вес предметов.

  • Учить сравнивать предметы, классифицировать их.

  • При ознакомлении с общественной жизнью, формировать представления о том, что Россия - многонациональная страна.

  • Обобщать и систематизировать представления о временах года и частях суток.

  • Формировать представление о Солнечной системе.

  • Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.


Учебно-тематический план 1 года обучения

Раздел,

предлагаемые знания

Тема занятия

Задачи

Развитие у детей представлений о физических свойствах окружающего мира



Различные свойства и признаки веществ




Вода.

Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояний. Дать представление о процессе перехода воды из одного состояния в другое, о процессе конденсации. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (Под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).

Песок,

глина,

камень,

плодородный слой почвы (перегной).


Объяснить, что песок, глина и камни – составные части почвы. Познакомить с процессом образования перегноя, его значением для растений. Раскрыть составные компоненты почвы (камень, песок, глина, плодородный слой). Подвести к пониманию того, что от количества песка, глины, камня в почве зависит ее плодородие, что это влияет на рост и развитие растений. Познакомить с разными видами почвы. Способствовать формированию представления о почве как среде обитания растений и животных.

Основные виды и характеристики движения


Движение, трение, инерция



Раскрыть разнообразие траекторий движения, ус­ловий их возникновения. Дать представление о силе трения и инерции (не называя термины). Рас­смотреть источники энер­гии.

Основные физические явления

Свет, цветообразование


Способствовать формированию представлений о том, как образуется тень, некоторых особенно­стях тенеобразования, зависимости освещенно­сти от особенностей ис­точника света (мощности, удаленности и пр.), о том, что такое темнота. Рас­смотреть значение света для жизни человека, рас­тений, животных. Разви­вать представления о том, что цвет может влиять на эмоциональное состояние человека, что с помощью цвета можно выразить свои эмоции и чувства.

Магнетизм.


Объяснить, какие мате­риалы, притягиваются к магниту, помочь выявить особенности действия магнитных сил.




Вес, при­тяжение

Рассказать о земном при­тяжении, о том, как его можно преодолеть

Электриче­ство

Подвести к пониманию того, как возникает и про­является статическое электричество.

Звук

Подвести к пониманию того, что такое звук, эхо (как поток воздуха). Соз­дать условия для установ­ления зависимости звука от силы его источника и расстояния до него.

Тепло,

тем­пература


Дать представление о тем­пературе. Подвести к по­ниманию зависимости температуры предмета (вещества) от окружаю­щих условий, зависимости свойств предмета (вещест­ва) от его температуры. Способствовать выявле­нию условий, при которых тепло лучше сохраняется.

Развитие у детей географических представлений


Земной шар, атмосфера

Земля

Расширить представление о земном шаре, используя глобус (полюсы, экватор, материки, океаны, моря, реки, горы, равнины и т.д.). Познакомить с тем, что рельеф Земли может изменяться (озера высыхают, образуются овраги, горы и пр.).

Воздух


Показать на примерах, что такое атмосферное давление, свойства воздуха при изменении температуры, сжатии (теплый воздух легче холодного и поднимается вверх, при сжатии воздух занимает меньше места). Расширить представление о значении температуры воздуха для жизни растений и животных. Дать представление о том, как образуются ветер (потоки воздуха). Способствовать сравнению воздуха с некоторыми веществами (воздух легче воды, поэтому выходит из нее) и предметами. Развивать представление о воздухе как среде обитания живых организмов, о значении воздуха для жизни.

Природно-климатические зоны, условия жизни на Земле

Характерные особенности сезонов, экологических систем и природно – климатических зон.

Расширить представления о сезонных изменениях в природе (ночные заморозки летом, оттепели зимой, ранний приход лета, поздняя весна и т.д.)

Знакомить с характерными особенностями природно-климатических зон: тундра, смешанный лес (тайга), пустыня, саванна, джунгли, Арктика и Антарктика.

Формировать представление о природных катаклизмах (землетрясения, наводнения, вулканы, наводнения, ураганы)

Разные виды ландшафта

Знакомить с характерными особенностями экосистем: пруд, лес, луг, город.

Природные богатства недр Земли

Дать знания о неживой природе нашего края, некоторых видах полезных ископаемых. Знакомить с тем, как добывают и используют уголь, газ, нефть, руды, минералы, глину.

Страны и населяющие их народы разных рас и национальностей

Формировать представления о Земле и ее жителях, о великих географических открытиях. Познакомить с людьми разных национальностей.

Виды поселения людей

Формировать представление о видах поселения людей (город, село, поселок, деревня, хутор и пр.), в том числе о родном крае.

Развитие элементарных представлений о Солнечной системе

и основных космических явлениях

Солнечная система, космос

Дать представление о Солнце, Земле как его спутнике, Луне как спутнике Земли (о земном притяжении, движении по орбите и пр.). Познакомить с причинами смены дня и ночи, времен года как следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.


Отбирая формы и методы, мы убедились, что наиболее целесообразно строить работу с использованием проблемных и поисковых ситуаций, постоянно включая исследовательскую и практическую деятельность детей (простые опыты и эксперименты, моделирование, изготовление макетов, дидактические игры и упражнения). Обучение не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, овладевает способами, позволяющими ему успешно решать многообразные познавательные, практические, творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь. Образование дошкольника должно осуществляться как овладение разнообразными знаниями и главное - способами познавательной деятельности.

Одним из средств закрепления опытно-исследовательской работы с детьми в нашей группе является проектная деятельность. В чем суть проектной деятельности? Она предполагает поэтапную работу по изучению объектов живой и неживой природы:

1-й этап — выбор исследуемого объекта.

2-й этап — «постановка вопросов»:

1. Какие бывают виды исследуемого объекта?

2. Какие функции выполняют данные объекты?

3. Какими свойствами и качествами обладают?

4. На что влияют?

3-й этап — проведение исследования.

Дети собирают информацию и зарисовывают ее символами на листочках или подбирают картинки, содержащие информацию (с помощью родителей).

4-й этап — подведение итогов.

Факты, собранные детьми и помещенные в кармашках наборного полотна, анализируются и готовится сообщение, которое несколько ребят расскажут на обобщающем занятии.

Очень важен момент сбора информации. Детям необходимо объяснить: прежде чем начать исследование, сначала необходимо подумать. Как только дети согласились с этим — выкладываются карточки с символами, обозначающими данное понятие. Подумав, дети говорят о том, что знают о данном объекте. Ответы быстро фиксируются символами.

Способность изобретать символы и значки свидетельствует о высоком уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.

В течение года мы реализуем мини-проекты. Детям предлагается приготовить мини-доклад. Проекты разрабатываются и осуществляются с учётом реализуемой программы. В конце года мы начинаем проектную деятельность в широком масштабе т.е. обширно, а также планируя её на летний период. Эти проекты хорошо восполняют пробелы воспитательно – образовательной работы с детьми. В данный момент мы в нашей группе работаем над проектом «Маленькие огородники». А на летний период детям и их родителям будут предложены так называемые подпроекты:

-путешествие внутрь грядки;

-как угодить овощам;

-коллекция народных примет;

-удивительное под ногами.

Цели проекта:

- Создать условия для подготовки детей в летний период к обучению основам исследовательской работы.

- Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

  • Познавательную;

  • Ценностно-ориентированную;

  • Творческую (художественно-эстетическую);

  • Коммуникативную.

Летние проекты мы объединили в «Летнюю Академию естествознания». Это опыт совместной детско-взрослой деятельности по организации и использованию опытно-исследовательской работы в летний период.

Для детей «Академия» - это увлекательная игра в «Учёных», «Исследователей». Для взрослых участников проекта (педагогов, родителей) - это новые интересные формы взаимодействия с детьми, основанные на следующих положениях:

-общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы дети на живых и натуральных объектах и образцах приобретали личный опыт.

-при ознакомлении ребёнка с окружающим его миром с самого раннего детства следует делать упор на знания о предметах и их физических свойствах, о природных явлениях.

-Каждому дошкольнику создаются условия для наиболее полного раскрытия его возрастных способностей и возможностей.

Взрослые вместе с детьми, чтобы собрать всю нужную информацию для выбранного ими подпроекта посещают различные музеи, выставки, интеллект-центры, библиотеки. Зарисовывают объекты, делают фото и видеорепортажи, собирают коллекции и т. д.

«Летняя Академия естествознания» - это система совместных проектов: практико-ориентированных, информационных, творческих, интегрированных. Используемая методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.

Как известно, «Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам» Каждый дошкольник по своей натуре - маленький исследователь. Девиз нашей «Летней Академии» -«Познай, чувствуй, твори!». Проект выстраивается по принципу ненасильственного развития, в нём учитываются возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. Мы наблюдаем за нашими детьми , отслеживаем к чему ребёнок стремится в большей степени в течении всего учебного года( делаем заметки) и при раздаче тем по проектированию на лето учитываем интересы детей т. есть можно сказать «Исходим от ребёнка». Проект «Летняя Академия» содержит перспективное планирование совместной детско- взрослой деятельности и примерное описание содержания опыта работы.

Мы не ставим перед родителями цель дать чёткие определения и вывести научные формулы. Пусть останутся первые радостные впечатления на островках памяти, появится желание познавать самому. Даже настоящие учёные не всегда получают искомый результат.
Можно использовать и другие методы. Например, «Спросить у другого человека». Научить ребенка спрашивать и воспринимать информацию — одна из важнейших целей педагогической деятельности. Специалисты в области психологии считают, что умение поставить вопрос часто ценится больше, чем умение его решить.
Используется и метод «Узнать из книг». Необходимо заранее подобрать литературу. Договориться с родителями о том, чтобы они помогали детям подбирать литературу и читали им нужную информацию об исследуемом объекте из справочника, энциклопедий. Нужную информацию читают и воспитатели, при этом фиксируя ее в символах.
Метод «Наблюдение и эксперимент». Проводя наблюдения, например, за растениями, необходимо отметить их особенности, из чего они состоят, какой формы, цвета, размера, каковы на ощупь, какие запахи и звуки издают (задействуем все анализаторы). Можно провести эксперимент. «Что необходимо для роста, в каких условиях быстрее прорастает семя, с чем это связано?»

Собирать информацию следует быстро. Если какой-то метод не идет, необходимо помочь ребенку сгруппировать то, что он уже умеет.

Организуя с детьми познавательно-исследовательскую деятельность, мы продумываем последовательные этапы исследования: выбор темы исследования, вопросы, сбор и фиксация материалов, обобщение полученных данных. Для каждого ребенка существует «Рабочая тетрадь юного исследователя», в которой он фиксирует результаты своего исследования.

Хотелось бы остановиться еще на одном этапе - составление плана исследования.

На этом этапе мы знакомим детей с существующими способами сбора информации или методами исследования, представленными в виде карточек.

! – подумать самостоятельно.

(
А
рука) - провести эксперимент.

- посмотреть в книгах.

(карандаш) – зафиксировать идеи.

(глаз) – понаблюдать.

- спросить у другого человека.

Для того, чтобы занимательные опыты, эксперименты побуждали детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, необходима соответствующая предметно-развивающая среда, представленная с учётом актуального развития дошкольников. На наш взгляд, организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять ребёнку возможность также участвовать в создании среды через:

- самостоятельное расположение игрового материала,

- максимальную его доступность;

- активное использование развивающих, дидактических и других игр.

Так создание развивающей среды для формирования естественнонаучных представлений (лаборатория «Почемучек») организуется с целью обогащения знаний детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении. Результатом работы лаборатории становится не только обогащенное представление детей об объектах неживой природы, но и освоение простых форм наглядно – действенного и наглядно – образного мышления.

Кроме того, дидактический материал, расположенный здесь же, обеспечивает развитие двух типов детской активности ребёнка, полностью определяемой им самим, они тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Для организации совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности дошкольников при проведении поисково-познавательных мероприятий, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира, считаем важным наличие в группе такого дидактического материала как рисунки, схемы, модели, алгоритмы. Также в группе разработана картотека опытов и экспериментов с соблюдением главного принципа «от простого к сложному».

Таким образом, можно выделить несколько основных требований к созданию предметно-развивающей среды для формирования элементарных естественнонаучных представлений:

  1. Безопасность. Все оборудование, дидактический материал, пособия, материал для опытнической работы и элементарных экспериментов должен быть безопасным, нетоксичным.

  2. Гуманистическая направленность. Недопустимо, на наш взгляд, использовать в педагогическом процессе «расчленение» фигуры человека, препарировать насекомых, допускать гибель растений в ходе опытнической работы. Все это способствует воспитанию черствости и душевной глухоты.

  3. Доступность. Материал для освоения знаний должен быть доступен детям в свободной деятельности. Иначе как же они проявят свою заинтересованность и инициативу? Исключение могут составлять некоторые материалы, которые требуют присутствия взрослого. Однако большинство должно быть доступно детям. При этом необходимо введение правил пользования данными предметами, чтобы избежать беспорядка и несчастных случаев.

  4. Педагогическая целесообразность. Все пособия и оборудование должны быть простыми и ясными для понимания дошкольника, отражать реальную картину мира.

В помощь для оптимизации развивающей среды по экспериментально-исследовательской деятельности предлагаем вам памятку «Примерный перечень оборудования для формирования элементарных естественнонаучных представлений»

Для закрепления пройденного материала целесообразно проводить с детьми подвижные дидактические игры, например, «Вулкан», «Магнит и шарики», «Крокодил в болоте» (на звук) и др., организовывать продуктивно-творческую деятельность (лепка, рисование, конструирование, аппликация).

Важно отметить, работа по ознакомлению дошкольников с элементарными естественнонаучными представлениями должна вестись в системе. Только тогда дети смогут устанавливать связи, опираясь на усвоенные ранее знания.

Хотелось бы закончить своё выступление китайским изречением:

«То, что я услышал... забыл

То, что я увидел… я помню

То, что я сделал… я знаю».

Вода

Месяц

Тема

Сентябрь

Вода. Какая она?

Октябрь

Свойства воды.

Ноябрь

Мировой океан.

Декабрь

Вода суши.

Январь

Подземные воды. Вода атмосферы.

Февраль

Вода в парообразном состоянии.

Март

Вода в жидком состоянии.

Апрель

Вода в твердом состоянии.

Май

Круговорот вода в природе.

Июнь

Вода в жизни растений.

Июль

Вода в жизни людей.

Август

Вода в жизни животных. Почему нужно беречь воду?



Живая природа

Месяц

Тема

Сентябрь

Может ли растение дышать?

Октябрь

С водой и без воды.

Ноябрь

В тепле и в холоде.

Декабрь

На свету и в темноте.

Январь

Что выделяет растение?

Февраль

Нужен ли корешкам воздух?

Март

Во всех ли листьях есть питание.

Апрель

Кому лучше?

Май

Где лучше расти?

Июнь

Зелёные фигурки.

Июль

Что нужно для питания растениям?

Август

Вершки-корешки.


Воздух

Месяц

Тема

Сентябрь

Где теплее?

Октябрь

Ветер в комнате.

Ноябрь

Подводная лодка.

Декабрь

Упрямый воздух.

Январь

Сухой из воды.

Февраль

Что быстрее?

Март

Почему не выливается?

Апрель

вертушка

Май

Воздух в жизни растений.

Июнь

Воздух в жизни людей.

Июль

Воздух в жизни животных.

Август

Реактивный шарик.



Песок, глина, камни.

Месяц

Тема

Сентябрь

Можно ли жить в земле?

Октябрь

наверх

Ноябрь

Почему песок хорошо сыплется?

Декабрь

Посадим дерево.

Январь

Мокрый и сухой.

Февраль

Угадай, что загадал?

Март

Фарфоровый секрет.

Апрель

Фантастические гипотезы

Май

Откуда берут бетон?

Июнь

Узнай о предмете.

Июль

Школа на песке.

Август

Строительство


Свет, цвет.

Месяц

Тема

Сентябрь

Уличные тени.

Октябрь

Изготовление солнечных часов.

Ноябрь

Световой луч.

Декабрь

Теневой театр.

Январь

Живые тени.

Февраль

Разные отражения.

Март

Двойное отражение.

Апрель

Солнечные зайчики.

Май

Свет вокруг нас.

Июнь

Волшебные лучи.

Июль

Раскрасим радугу.

Август

Излучение



Магниты, магнетизм.

Месяц

Тема

Сентябрь

Мы фокусники.

Октябрь

Притягиваются-не притягиваются.

Ноябрь

Магнитные силы.

Декабрь

Необычная скрепка.

Январь

Два магнита.

Февраль

Как увидеть магнитные силы?

Март

Волшебный театр.

Апрель

Земля-магнит.

Май

Полярное сияние.

Июнь

Необычная картина.

Июль

Угадай-ка

Август

Волшебная рукавичка.


Электричество

Месяц

Тема

Сентябрь

Волшебный шарик.

Октябрь

волшебники

Ноябрь

Чудо причёска.

Декабрь

Как увидеть электричество?

Январь

Как услышать электричество?

Февраль

Волшебные шары.

Март

Вертушка

Апрель

Как увидеть молнию?

Май

Почему лампочка светит?

Июнь

Урок ОБЖ (1)

Июль

Урок ОБЖ (2)

Август

Урок ОБЖ (3)



Вес, притяжение, звук.

Месяц

Тема

Сентябрь

Почему всё падает на землю?

Октябрь

Две пробки.

Ноябрь

Как распространяется звук?

Декабрь

Где живёт эхо?

Январь

Почему мишутка пищал?

Февраль

Как появляется песенка?

Март

Как сделать звук громче?

Апрель

Коробочка с секретом.

Май

Почему не слышно?

Июнь

Почему всё звучит?

Июль

Откуда берётся голос?

Август

Как увидеть притяжение?


Теплота

Месяц

Тема

Сентябрь

Горячо – холодно.

Октябрь

Тепловые таблички.

Ноябрь

Где быстрее?

Декабрь

Как согреть руки?

Январь

Зачем деду морозу и Снегурочке шубы?

Февраль

Твёрдые – жидкие.

Март

Чем похожи?

Апрель

Как измерить тепло?

Май

Волшебные превращения.

Июнь

Как не обжечься?

Июль

Теплопроводность

Август

Урок ОБЖ



Земля, космос

Месяц

Тема

Сентябрь

На орбите

Октябрь

Прямо или по кругу?

Ноябрь

Приплюснутый шар.

Декабрь

Тёмный космос.

Январь

Вращающая земля.

Февраль

Далеко – близко.

Март

Чем ближе , тем быстрее.

Апрель

Земля. Наши первые открытия.

Май

Приборы помощники.

Июнь

Юный гидрометеоролог.

Июль

Что нужно для жизни на земле?

Август

День и ночь. Планеты стройся.


Примерный перечень оборудования

для формирования элементарных естественнонаучных представлений


  1. Макет солнечной системы (большой подвесной).

  2. Макет солнечной системы (малый настольный).

  3. Макет космической ракеты.

  4. Кукла – космонавт.

  5. Куклы в национальных костюмах

  6. Макет искусственного спутника.

  7. Макет телескопа.

  8. Глобус.

  9. Панно: «День», «Звездная ночь».

  10. Модель «Солнце», «Луна».

  11. Рельефный макет горной экосистемы, вулкана.

  12. Рельефный макет горной реки и озера.

  13. Зеркальный шар

  14. Настольная лампа

  15. Сенсорные модули

  16. Макеты «Болото», «Лес», «Водный мир», «Космос», «Арктика», «Пустыня» и др.

  17. Объемный план экологической тропы

  18. Макет «Срез земли» для демонстрации добычи полезных ископаемых.

  19. Механизмы и приборы, вышедшие из стоя (для исследовательской деятельности детей): кинопроектор , калькуляторы, фотоаппараты, арифмометр, часы и др.

  20. Тематические папки «Космос». «О космонавтике».

  21. Календарь погоды, фенологический календарь.


Коллекции:

  1. Искусственные камни.

  2. Натуральные камни.

  3. Поделочные камни.

  4. Спилы разных пород деревьев.

  5. Образцы бумаги и картона.

  6. Семена травянистых растений.

  7. Семена деревьев и кустарников.

  8. Гербарии.


Карты:

  1. «Томская область».

  2. «Карта Мира».

  3. «Карта нашей родины».

  4. «Карта солнечной системы».


Наглядные пособия и оборудование для опытов:

  1. различные материалы для исследований: 

— образцы песка, глины, чернозема;

— образцы местных полезных ископаемых (ракушечник, нефть, известняк и пр.); 

— камни (галька, гравий, керамзит); 

— медь, железо, уголь, магнит; 

— смола, асфальт, мел, резина, каучук; 

— семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, крылатки и др.),

— зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.); 

— семена огородных культур; 

— гербарии (растения, произрастающие в нашей местности); 

— хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; 

— кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа; 

— соль, сахар, лимонная кислота; 

— лепестки роз, мята, чеснок, ванилин и т.д.

— краски (гуашь, акварель)

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.
Оборудование для опытов:

  • Лабораторная посуда: разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, мерные стаканчики, песочные формочки, ванночки, фляжки и т.д.); 

— шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито; 

— увеличительные стекла, лупы, микроскоп;

— измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.); 

— фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;

 — компас, бинокль; 

— пилочки, наждачная бумага, пипетки; 

— губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.; 

— спиртовка, весы, набор гирь, свечи,

— лампа дневного света, фонарики, зеркала, цветные фильтры, зеркальный шар для световых эффектов, софиты (красный, зеленый, желтый), фильмоскоп, диапроектор, микроскоп.

  • Бумага, карандаши для фиксации результатов, зарисовывания схем и моделей.

  • Спецодежда для проведения опытов, фартуки, нарукавники, салфетки


Оценка уровня сформированности элементарных естественнонаучных представлений

у детей.


№ п/п

Ф.И.ребенка

Свойства веществ

Виды и характеристики движения

Основные физические явления

Земной шар, атмосфера

Природно-климатические зоны

Разные виды ландшафта

Природные богатства недр Земли

Страны и народы

Виды поселения людей

Солнечная система

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

итог