|
Развивающие функции декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов
Муниципальное бюджетное учреждения
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
с. Перегребное
Доклад на тему:
«Развивающие функции декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов»
Автор: Алексеева Ольга Витальевна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Дом детского творчества»,
руководитель творческой мастерской «Северные узоры»
с. Перегрёбное
2015г.
В настоящее время, когда идет движение в защиту национальных культур, процесс возрождения многих обычаев, традиций стал возможен исключительно благодаря «семейной памяти». Семья – это сакральная или интимная часть общества и только в последнюю очередь – экономическая ячейка, поэтому семья оставалась и остаётся надежным хранителем культуры, обычаев, обрядов, верований, символических функций вещей и многого из того, что в более крупных социальных группах исчезает довольно быстро.
Существование любой культуры предполагает сознательную передачу практического опыта и теоретических знаний о самых разных сторонах деятельности человека и окружающего мира. Каждая культура, каждая социальна общность имеет свой запас опыта и знаний, который передается от одного поколения к другому и который в сопоставлении с определенным кругом народов имеет как общее, так и особенное.
По словам основоположника отечественной этнопедагогики ( Г.Н. Волкова 1974, с.85), «воспитание в труде – основная проблема педагогики всех народов. Трудолюбие – главная забота воспитания. Трудовое воспитание – венец всей системы народного воспитания».
Мною разработана программа «Северные узоры» художественно-эстетической направленности. Срок реализации программы – 3 года. Программа рассчитана на учащихся 7 - 10 лет.
Целью моей программы является воспитание человека, как носителя и хранителя национальной культуры, через декоративно – прикладное искусство, развивая навыки и умения изготавливать различные изделия обско-угорских народов.
Задачи программы:
формировать умения пользоваться правилами техники безопасности при выполнении различного рода практических работ;
познакомить учащихся с орнаментальным искусством народов ханты;
познакомить учащихся с особенностями материалов, таких как ткань, бисер, сукно, мех;
освоить основные виды швов по ткани и сукну;
обучить приёмам шитья, аппликации, вырезание;
орнаментировать домашнюю утварь, сувениры;
овладеть навыками плетения из бисера;
изготавливать сувениры по схемам и технологическим картам.
У хантов и манси, как и других народов Севера, исторически сложилась своя система эстетического воспитания, характерной особенностью которой является его тесная связь с трудовым. Вот отрывок одной из хантыйских сказок: «Бабушка Таись и дедушка Портя, собрав возле себя внуков и правнуков, давали в руки каждому нож, кому иголки с нитками, кому красивый лоскуток, и внуки вырезали из дерева стрелы, а внучки вышивали узоры». Кажется не вероятным, но девочка в два-три года умела уже собрать браслетик, в четыре-пять уже составляла орнаменты. В шесть-семь она различала традиционные узоры домашней одежды.
Как утверждает большинство этнографов - североведов, трудовое воспитание детей осуществлялась двумя путями: через их непосредственное участие в жизни семьи и под влиянием взрослых, поручавших детям выполнение различных несложных производственных операций.
Для детей младшего возраста основным способом приобщения к трудовой деятельности являлись игры. Как указывает отечественный исследователь игр северных народов (А.Н. Рейнсон-Правдин 1949, с.71), «игра является основным фактором подготовки ребенка к труду: к освоению результатов производственной деятельности прошлых поколений. Игра стимулирует развитие у ребенка суммы качеств и навыков, не обходимых в жизни каждого человеческого общества».
В традиционной обско-угорской семье осуществляется дифференцированный подход к воспитанию мальчика и девочки. Мальчик - это будущий кормилец, охотник, рыбак. Девочка - это будущая хранительница очага, хозяйка дома, мать. Первое, что дарят взрослые мальчику - это аркан и нож; девочке – мешочек с набором сухожильных ниток, кусочками ткани и меха.
В традиционной жизни ханты рано приобщали детей к изготовлению народной игрушки. Этот вид декоративно-прикладного искусства у обско-угорских народов является особо привлекательным и доступным для детей. Обско-угорская игрушка ярка, красочна, выразительна. Её мотивы разнообразны, а пропорции четко соблюдены. Цветовая гамма узоров, орнаментация соответствует декору народной аппликации обско-угорских народов.
« В…самодельные куклы, сшитые из ткани, сукна или меха, дети играли в прошлые века и вначале нашего столетия куклы эти всегда были рядом с хантыйскими мальчиками и девочками, словно настоящие члены семьи. Если с родителями дети собирались в гости, девочка брала собой своих акань. Кукла, как и люди, привозили собой подарки, дарили их акнь - родственницам и сами получали подарки» (З.Н. Лозямова., Е.А. Немысова, 1989, с.24).
«Кукла может ожить, особенно если на её лице изображены глаза. Поэтому, от гриха подальше, детские куклы не имеют лица…»
При этом игровой характер детской деятельности естественным образом сочетается с её утилитарно-обучающей направленностью. Тем самым наблюдается некоторая общая тенденция: применительно к исторически ранним этапом развития общества всегда удаётся провести однозначную грань между игрой, учением и трудом (Н.А. Бутинов, 1992).
Значительным развивающим потенциалом обладает обско-угорская народная аппликация, используемая в том числе при создании орнаментов. В ней преобладают геометрические – мелкие окаймляющие узоры, такие, как ряды параллельных прямых (вертикальных и наклонных). Благодаря оконтуренности рисунок приобретает весомость и полноту. Узоры с тематикой растительного характера встречаются очень часто и носят названия различных деревьев, а также веток. Некоторые элементы орнамента получают названия отдельных частей тела животных и птиц.
Ритм и симметрия, по своему происхождению являясь специфическими закономерностями народного искусства, доступны детскому восприятию, так как реально существуют в пространстве. В процессе их освоения у ребенка развивается внимательность и интерес к окружающей действительности.
Для обско-угорской орнаментики, создаваемой посредством аппликации, характерны следующие виды симметрии: сетка, бордюр, розетка.
Рассматривая орнаментальные мотивы обско-угорской аппликации по меху, сукну, ткани, нельзя не отметить её влияние на другие отрасли искусства – шитьё бисером.
Шитьё бисером имеет широкое применение в декорирование одежды. Материалом для конструирования украшений служил бисер, бисерные украшения.
Выполняя аппликации по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческой импровизации и экспериментирования с декоративным материалом учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
У хантов и манси покрой и узоры домашней одежды – это своего рода «удостоверение личности»: по ним можно судить о том, с какой реки или какого рода человек (А.Л. Бугаева, 1997, с. 46).
Женщина умела делать многое. Рукоделие женщина хранила в узорной берестяной коробке, либо в сумке тутчан, сшитой из шкур и сукна, украшенной аппликациями и подвесками.
Тутчан – очень дорогой для женщины предмет, он переходил от матери к дочери; в некоторых случаях мать шила дочери новый тутчан к свадьбе. Не зря в хантыйской сказке хозяйка говорит герою – богатырю: « У нас, женщин, сто узлов: один узел завяжешь, другой развяжешь». Работа мастерицы – не шаблонный и подневольный труд, а способ творческого самовыражения женщин.
Кроме непосредственного наблюдения за действиями взрослых и посильного участия в промысловой деятельности. Воспитательное значение имели разговоры на темы, которые взрослые вели в присутствии детей, а также рассказываемые старшими фольклорные сюжеты.
А.М. Конькова (1993, с. 117) в сказке «Маснэ и Зайчонок» обратила внимание на такой момент:»…И решила бабушка: « Надо учить Маснэ шить».
На другое утро бабушка говорит внучке:
- Маснэ, вставай, солнце осветило все углы нашей избушки. Сегодня будешь учится шить. – Усадила она внучку, взяла узорный ватлан, сняла с него крышку, достала вышитую подушечку – игольницу, нитки и разноцветную лоскутки.
Внученька, - говорит бабушка Петось, - прежде надо знать, на пол бросать тоже нельзя. Иголку надо на место прибирать – в подушечку-игольницу втыкать».
«Эстетическое воспитание осуществляется процессе трудовой деятельности. Оно выступает в тесной связи не только с трудовым, но и с умственным, нравственным и физическим воспитанием» (Г.Н. Волкова, 1974, с. 238).
Вывод.
Таким образом, проведенный обзор и анализ позволяет сделать следующие выводы относительно природы развивающих функций декоративно-прикладного искусства обских угров.
Во-первых, в его произведениях ребенок открывает для себя исторически заданный образ мира. Принципиально, что этот образ всегда остаётся потенциально открытым к достраиванию, насыщению новыми смысловыми содержаниями. Данная возможность реализуется благодаря активному включению ребенка в процесс декоративно-прикладного творчества, в котором и воссоздаётся ( и заново рождается) этот образ. Последнее является условием полноценного личностного роста ребенка посредством его творческого самоопределения и индивидуального самовыражения в общезначимом пространстве культуры.
Во-вторых, в процессе декоративно-прикладного творчества ребенок трансформирует обыденную действительность в «необыденную» и с этой новой позиствительность в «необыденную» и с этой новой позиции адекватнее и глубже постигает реальный порядок вещей, устройство того мира, с которым он имеет дело повседневно.
В-третьих, декоративно-прикладное искусство содержит в себе все необходимые источники развития воображения ребенка в качестве универсальной, а не профессионально-специализированной способности.
В-четвертых, в русле сотрудничества взрослых и детей, в форме которого протекает приобщениям декоративно-прикладного искусства (на уровне непосредственного эмоционального контакта, предметных манипуляций, созерцания, самостоятельного творчества и т.д.) складывается полноценная детско-взрослая общность.
В-пятых, общий вектор развития способностей к декоративно-прикладному творчеству задаётся единством эстетического и трудового воспитания. Используя символический «язык» обско-угорского декоративно-прикладного искусства, я попыталась «конвертировать» его в доступные для детского сознания художественные формы и использовать в педагогическом процессе МБОУ ДОД «Дом детского творчеств».
Литература.
Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. Ребёнок и декоративно-прикладное искусства обских угров. - М.: Издательство ИКАР, 2003. – 208 с.
Е.А. Ерныхова Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. Учебное пособие/ Мар.гон. ун-т.- Йошкар-Ола. - 2000г.
А.Е. Хозяинова Программа по декоративно-прикладному искусству коми. 5-11 классы / Под ред. Т.А. Полуниной – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001г.
З. А.Е. Хозяинов Декоративно-прикладное искусство коми: Методическое пособие для мастеров производственного обучения. 5 класс / Под ред. Т.А. Полуниной.-Ханты Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002г.
Т.А. Молданова. Орнамент хантов казымского приобья: семантика, мифология, генезис. - Изд-во Томского университета. Томск-1999г.
5. Составитель Т.Б. Митлянская. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока книга для учителя -М.: «Просвещение» 1983г.
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448с.
7. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. Под ред. Л.А. Венгера. М., «Просвещение», 1975
8. Сохранение народных традиций // Под ред. А.Д. Каксина, В.Ю. Кондина. – Ханты-Мансийск: ОАО «Информационно-издательский центр», 2008.-141с.
9. Молданова С.П. и др. Словарь хантыйско-русский и русско-хантыйский: Пособие для уч-ся нач. шк. / С.П. Молданова, Е.А. Нёмысова, В.Н. Ремезова. – 2-е изд.,перераб. –Л.: Просвещение Ленингр. отд-ние, 1998
|
|
|