Заключение
Проведенное исследование подтвердило свою актуальность и значимость.
Опираясь на анализ и обобщение современной философской и психолого – педагогической литературы нами было выделено что зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, обеспечивающий наиболее продуктивное обучение и широкие возможности привлечения человека к общественно полезному труду.
Восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта: знаний о вещах и умениях их воспринимать. Поэтому развитие восприятия есть переход от слитного, фрагментарного восприятия ребенком предметов к расчлененному, осмысленному и категориальному отражению вещей, событий, явлений в их пространственных, временных причинных связях. В соответствии с этим выделяют особенности восприятия детьми пространства и восприятия движения. Особую роль в этом играет опосредующая развитие зрительного восприятия речь взрослого. Именно взрослый способствует социализации основных свойств восприятия: предметности, целостности, структурности, константности, осмысленности, апперцепции.
На диагностику основных свойств и особенностей зрительного восприятия детей младшего дошкольного возраста с патологией зрения был направлен констатирующий эксперимент, описанный во второй главе курсовой работы.
Проводя диагностику зрительного восприятия детей младшего дошкольного возраста мы пришли к выводу, что развитие зрительного восприятия подчиняется общим закономерностям, характерным для детей с патологией зрения.
Анализ изучения результатов уровня развития зрительного восприятия у дошкольников, позволил сделать вывод о том, что обследуемые нами дети продемонстрировали разный уровень зрительного восприятия, т.к. находятся на разных этапах его развития. Это позволило нам выделить дифференцированные группы детей с высоким, средним и низким уровнем развития зрительного восприятия, отражающие их индивидуальные способности.
Полученные результаты еще раз показали необходимость организации и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий по развитию зрительного восприятия с младшими дошкольниками имеющими патологию зрения.
Библиография
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие – М.: Аспект пресс, 1997.
2. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. Учебное пособие –
СПб.: Алетейя, 2002.
3. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей трех – семи лет. Методическое пособие – Ярославль, 2001.
4. Богуславская З.М. Выделение цвета и формы дошкольниками в зависимости от характера их деятельности. Учебное пособие –
М.: Просвещение 1958.
5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст –
М.: Просвещение 1969.
6. Выготский Л.С. Лекции по психологии – СПб.: Союз, 1997.
7. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В.,
Солнцева Л.И. Развитие восприятия у ребенка – М.: школьная Пресса, 2007
8. Дружинина Л.А., Алекина Т.А., Шестакова И.А., Шержукова Н.Е. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации. – Челябинск: АЛИМ, издательство М. Волковой, 2007.
9. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики.: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд ВЛАДОС, 2000.
10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Психическое развитие ребенка / под редакцией Давыдова В.В., Зинченко В.П. –
М., 1986.
11. Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве. Учебное пособие – М.: 1986.
12. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком – дошкольником литературного произведения.: учебное пособие. – М.: Педагогика, 1964.
13. История дошкольной педагогики в России, под редакцией С.Ф. Егорова.: М., 1999.
14. Кириленко Г.Г., Швецов Е.В. Философский словарь. – М.: 2002.
15. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения – М.: Педагогика, 1982. (Коменский Я.А, соч. в 2х т. – т. 1)
16. Никулина Л.В., Фомичева Л.В., Артюкевич Е.В. Дети с амблиопией и косоглазием. Учебное пособие / под редакцией Никулиной Г.В. – СПб.: издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 1999.
17. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. Пособие для образовательных учреждений – М., 1998.
18. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения (в процессе обучения математике) – Калуга: издательство Адель, 1998.
19. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения. Учебно – методическое пособие для педагога дефектолога – М.: Гуманит. из. центр Владос, 2008.
20. Подколзина, Е. Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 3. — С. 35-39.
21. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксивой. —М.: Издательство «Экзамен», 2003.
22. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. – М.: Полиграф сервис, 1997.
23. Солнцева Л.И., Денискина В.З., Буткина Г.А. Психология воспитания детей с нарушением зрения – М.: Налоговый вестник, 2004.
24. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: - учеб. Пособие. – М.: Город Детства, 2008.
|