|
Основы самостоятельного анализа текста как путь к творческому развитию личности школьника
Основы самостоятельного анализа текста как путь к творческому развитию личности школьника.
На изучение литературы в средней школе отводится от 70 до 105 часов в каждом классе. Но. к сожалению, многие учащиеся так и не овладевают методами самостоятельного анализа текста Для того, чтобы прояснить вопрос о путях решения данной проблемы, в 9-м классе одной нашей школы был проведён обучающий эксперимент. Мысль о нем подсказала статья аспиранта НИИ психологии И.Н.Золотаревой о развитии самостоятельного анализа текста. Этапами программы, на основе которой осуществлялось экспериментальное обучение, предусматривали следующие этапы работы с публицистическими текстами:
предварительная ориентировка а задачах и способах самостоятельной работы;
анализ языковой формы;
-
анализ текста как системы высказываний;
анализ текста как логической формы
изложения мыслей;
анализ предметного содержания;
систематизация способов анализа текста.
На 1-м этапе необходимо было дать учащимся общее представление о значении самостоятельной работы с литературой, о ее целях и основных способах ее оформления.
Задача 2-го и 3-го этапов — сформировать способы анализа текста на уровне лингвистической организации. Задача анализа текста как системы высказываний состояла в том, чтобы выявит его структуру как предикативной единицы речи. т. е. выделить текстовой субъект (С) — то, о чём говорится (предмет, о мотором идет речь), и текстовой предикат (П), то, что говорится о субъекте (содержание сообщения), а также смысловую связь между ними.
4-й и 5-й этапы предусматривали выполнение упражнений различных типов речевых сообщений.
На заключительном, 6-м этапе программа предусматривала систематизацию способов работы с текстом.
Класс, в котором проводился эксперимент по предложенной программе, назовем экспериментальным (9 «А»). Для сравнения результатов один из уроков провели в другом классе — контрольном (в 9 «Б»)
Старшеклассникам было предложено самостоятельно изучить статью Е. Тагер «О Мандельштаме». Учитель предупредил, что автор статьи затрагивает вопросы, которые на уроке литературы не рассматривались, поэтому необходимо не просто прочитать статью, а хорошо разобраться в её содержании.
После первичного прочтения статьи учащимися, учителем были предложены примерные вопросы и задания для учащихся, способствующие глубокому анализу публицистической статьи.
1. Найдите слова и выражения, понимание которых вызывает у вас затруднение, уточните их значение по словарю, подберите синонимы, антонимы, составьте с ними предложения.
2 В каждом абзаце текста найдите текстовой субъект и языковой материал, к нему относящийся, определите лексическую и грамматическую связь связь между субъектом и предикатом. Укажите слова, расширяющие, дополняющие, уточняющие значения субъекта и предиката, попробуйте заменить их синонимичными выражениями.
3. Определите, какая связь существует между субъектом первого абзаца и второго, второго и третьего и т. д. (противостоят друг другу, дополняют, уточняют). То же проделайте с предикатом. Найдите в теисте утверждения, рассуждения, предположения.
4. Составьте план и перескажите по нему текст.
5. Что нового вы узнали из текста? Выразите всё содержание одним-двумя предложениями. Сделайте свой «сжатый» вариант теиста в виде конспекта.
После конспектирования статьи учащиеся должны были выполнить три контрольных задания:
-составить план текста;
-выделить основную мысль и указать основания, на которые она опирается; --объяснить понятие «творческая индивидуальность поэта».
Проверяя качество конспектов, учитель подсчитывал количество смысловых элементов текста, отражённых в них, полноту отражения всех микротем содержания статьи. В экспериментальной группе оно составило 91 процент, а контрольной — 72 процента. Таким образом, если судить по полноте отражения микротем исходного текста в конспекте, есть незначительные различия между экспериментальной и контрольной группами в 19 процентов.
Среди микротем исходного текста, отраженных в полной мере в конспектах учащихся, были следующие: «Первое знакомство с юным поэтом», «Камень» - книжка Мандельштама», «Первый после Пушкина поэт с сильным, пристальным зрением», «Мандельштам для автора открыл ритм как основу поэтической речи…», «Благодарность поэту», «Первое знакомство пот телефону», «Творческие встречи с любителями русской поэзии», «Представление Осипа М. Сергеем Эфроном», «На войну? Мой камень не для этой пращи!», «Революция назревает!», «Стихи-заклинание о войне», «Мандельштам в ряду лучших русских поэтов», «Внутренний эмигрант» обречен», «Я – современник Ахматовой!», «История с избиением жены Мандельштама», «Репрессии», «Стихи воронежского цикла», «Смерть от нервного истощения», «Ты вернешься на зеленые луга!» и др.
Показатели же отражения логической структуры рассматриваемого текста оказались существенно различными. Очевидно, именно логическая структура изложения или рассуждения для большинства девятиклассников явилась тем –параметром, который учащиеся посчитали главенствующим в анализе, первостепенным. Именно опора на логику содержания текста была ориентирована программа обучения. Уже по общему числу структурных элементов рассуждения экспериментальная группа значительно превосходит контрольную: 87 и 56 процентов. Успешная ориентация в структуре публицистических текстов послужит хорошим подспорьем на этапе итоговой аттестации при написании изложения и сочинения.
Ещё более существенные различия обнаруживаются при сопоставлении результатов задания, требовавшего раскрыть содержание понятия «творческая индивидуальность поэта». В экспериментальной группе адекватную формулировку дали 76 процентов учащихся, а контрольной — 24 процента (а 33 процента не дали никакой более или менее внятной формулировки вообще).
Выводом проведенного эксперимента считаю твердую убежденность в том, что самостоятельному анализу текстов различных типов, стилей и направлений необходимо учить не в 9 классе, а гораздо раньше, желательно уже в младшей школе. На пути постижения секретов самостоятельного анализа следует придерживаться системы мероприятий, предусматривающих как постановку первичной цели анализа речевого продукта, так и ее реализацию через подходящие языковые формы. При этом рассматривать текст необходимо как систему выстроенных в определенной логической последовательности микротем. Через анализ текста становится возможным определение признаков авторского стиля писателя, поэта и разгадка тайны мастерства полюбившегося автора.
Использованная литература:
И.Н.Золотарева. Основы самостоятельного анализа текста //Русский язык и литература: Вып. 4 - М, 1990
Е. Тагер. О Мандельштаме // Наше наследие: Вып.6 –М.,1988
|
|
|