|
«Развитие творческих способностей учащихся в процессе вокально хорового воспитания»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Владимира «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением иностранных языков»
Обобщение педагогического опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся в процессе вокально – хорового воспитания».
1.Условия возникновения и становления опыта.
Школа, где я работаю, является муниципальным образовательным учреждением. Школа ориентирована на углубленное изучение детьми иностранных языков. Дети, обучающиеся в школе, обладают различными индивидуальными особенностями и возможностями. Среди учащихся в основном преобладает высокий и средний уровень развития способностей, мотивации к учебной деятельности, активности в творческих проектах и в других видах внеурочной деятельности. В школе учатся дети из семей различных по своему социальному статусу, поэтому одной из главных задач школы, является воспитание и развитие толерантности отношений между учащимися, между учащимися и учителями, а так же толерантности учащихся к различным школьным предметам. Работа школы направлена на выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование свободной физически здоровой личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в дальнейшем на самореализацию в обществе.
Художественно - эстетическое воспитание - одно из важных направлений в работе школы. Администрация школы способствует развитию условий для реализации художественно – эстетического и музыкального воспитания. Постоянно пополняется учебно - методический комплекс. В создании условий для максимальной оптимизации творческих способностей огромную роль играет выбор программы преподавания. Работа ведется по программе Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской, так как она базируется на принципе целостности, комплексности музыкально – эстетического образования, музыка рассматривается в программе в совокупности с другими видами искусства, что позволяет добиться значительных результатов в выявлении и реализации творческого потенциала личности. Опыт создания условий для развития творческого потенциала учащихся сложился в результате многолетней работы. В школе создана система взаимосвязи уроков музыки и внеклассной деятельности по предмету. Учащиеся по желанию занимаются в школьном хоре.
2.Актуальность и перспективность опыта.
Музыкальное искусство побуждает и стимулирует творческий потенциал личности, так как эмоциональная сфера и воображение тесно связаны с творческими способностями. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей есть важная задача музыкально - эстетического образования, и самым важным условием является вовлечение ребенка в практическую музыкально - творческую деятельность. Пение - ведущий способ музыкальной деятельности.
Одной из важных задач, которые решает музыкальное воспитание в общеобразовательной школе, является научить детей петь. Почему эта проблема на протяжении многих лет остается актуальной, привлекающей внимание все большего круга музыкантов - педагогов? Очевидно потому, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями. Это и развитие музыкальных способностей, и формирование вокально - хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки, и, наконец, воспитание лучших человеческих качеств. Вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально - эстетическое развитие личности ребенка, но и на умственное. Достаточно вспомнить то, что воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. А речь, как известно, является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового и метроритмического чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности его нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. Эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе поведения человека.
Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии исполнителей. Пение не только доставляет удовольствие поющему, но так же упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, которая тесно связана с сердечно - сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье. Поэтому можно смело сказать, что пение имеет здоровьесберегающий эффект. Словом функции хорового пения разносторонни, полезны, привлекательны и эффективны практически для каждого ребенка.
Но самое, пожалуй, важное это то, что хоровое пение, являясь наиболее доступной и демократической формой русского национального исполнительства, активно вовлекает поющих в творческий процесс. Поэтому в общеобразовательной школе оно рассматривается как чрезвычайно действенное средство, способствующее воспитанию вкусов учащихся, повышению их общей музыкальной культуры, проникновению песни в быт.
Как отмечал Д. Б. Кабалевский, «постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства».
Приобщение школьников к вокально - хоровой деятельности отвечает современным образовательным требованиям, таким как:
Личностно - ориентированное обучение;
Целенаправленность деятельности;
Учет возрастных и физиологических особенностей учащихся;
Разнообразие форм и методов деятельности;
Творческий характер деятельности.
В опыте отражено:
Понятие детского музыкального творчества;
Источники его возникновения;
Предпосылки его развития;
Взаимосвязь воображения и творчества;
Основные этапы формирования творчества школьников через вокально- хоровую деятельность;
Методы и приемы активизации творческих способностей детей в процессе вокально – хоровой деятельности.
Тенденция в современной педагогике - активизировать процесс музыкально- эстетического воспитания через творчество ребенка - обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира, необходимостью всестороннего развития личности, природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности.
3. Ведущая педагогическая идея.
В основе опыта лежит ориентация учебно - воспитательной работы на личность ученика. Целью педагогической деятельности является создание условий для оптимизации творческой деятельности школьников в процессе вокально-хорового воспитания. Если в процессе вокально-хоровой работы с учащимися развивать хоровые навыки, ладовое метроритмическое чувство, обучать пению по нотам, развивать двигательные навыки, способности эмоционально воспринимать музыку, формировать основы музыкальных знаний, то в результате разовьется воображение, мышление, артистичность, то есть универсальные способности, важные для любых сфер деятельности, что в педагогике называют творческой личностью.
4.Теоретическая база опыта.
Теоретическая основа толкования понятия «детское творчество» строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. Источником музыкального творчества считаются жизненные явления, сама музыка, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Для решения поставленной проблемы особое значение приобретают положения, разработанные в исследованиях ученых - психологов Л. С. Выготского, Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, Ц. И. Киреенко, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона и других о психологической природе детского творчества, его развитии средствами музыки.
Как и все другие качества личности, творческая активность возникает и развивается в процессе творческой деятельности. Творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Его результатом является инициативность и самостоятельность мышления, способность к самовыражению в творческой деятельности.
По мнению Б.Я. Яворского процесс формирования творческих способностей у детей должен проходить в несколько этапов:
Накопление впечатлений;
Спонтанное выражение творческого на чала в зрительных, сенсо- моторных и речевых проявлениях;
импровизация: двигательная, музыкальная, литературно- речевая:
создание оригинальных композиций (музыкальных, избирательных, пластических, литературных), являющихся отражением какого- либо художественного впечатления;
музыкальное творчество - сочинение песен, несложных пьес.
Идеи Яворского актуальны для современной педагогики.
Использование в уроке музыки разных видов искусств (литературы, живописи, скульптуры и других видов художественного творчества) для более глубокого эмоционального восприятия школьниками музыки нашло яркое отражение в программе, разработанной Д.Б. Кабалевским. Исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин выявили качества, которыми должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью.
Было установлено, что независимо от рода деятельности творческая личность обладает следующими основными качествами:
умением поставить творческую цель;
умением планировать и проводить самоконтроль своей деятельности;
высокой работоспособностью;
умением находить и решать проблемы;
умением защищать свои убеждения.
Творческая деятельность развивает творческие способности ребенка. Способности - это индивидуально - психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности этой деятельности. Они не сводятся «к наличным навыкам, умениям или знаниям», но «могут объяснить легкость и быстроту овладения этими знаниями и навыками» (Теплов Б.М.).
Наряду с общими способностями (способности ума) выделяют специальные способности, в частности музыкальные. Чем выше развиты общие способности, тем больше предпосылок для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей при известных условиях положительно влияет на развитие интеллектуальных сил личности. Вскрывая звуковысотность как особое свойство музыкальной материи, Б.М. Теплов определяет в качестве способности чувство высоты. Обращая внимание на связи музыкальных тонов, возникающее в результате сопряжения звуков по высоте, он выделяет ладовое чувство. Устанавливая различия музыкальных звуков по длительности и характеру группировки, Теплов указывает на необходимость выделения чувства ритма как способности ориентации в длительности звуков, в их временной последовательности.
Вместе с этими исследованиями он выделяет и способность к музыкально - слуховым представлениям (музыкальную память) как необходимую для выявления в звуковой материи музыки ее структурных, организующих звеньев - основы постижения целостности образа произведения.
Логика, которой следует Теплов,- это логика движения от объективно - звуковых (физических ) качеств музыки к индивиду, как субъекту воспринимающей деятельности.
Важно создавать условия для активного выражения себя в творчестве каждому ребенку независимо от индивидуальных его возможностей. Все школьники должны испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзывчивость на музыку. Блестящим примером выявления возможностей творческой деятельности в музыкальном развитии ребенка служит опыт Б. Л. Яворского, который считает, что все проявления творческой инициативы детей ценны, и главная задача взрослого – всемерно стимулировать их; важным средством активизации музыкального развития является комплекс деятельности музыкальных занятий, когда дети могут проявить себя в самых различных направлениях; педагогическая ценность детского творчества в первую очередь заключена в самом процессе творчества, так как учитель имеет возможность наблюдать за ходом движения музыкальной мысли ребенка и направлять ее.
Применяя метод творчества на уроке, следует исходить из специфики детской аудитории в общеобразовательной школе, из многоплановости урока музыки, из необходимости формирования творческих проявлений у всех учащихся. Этот вид деятельности ученика есть познавательно - поисковая художественная практика. Творчество учащихся отличается от других видов работы на уроке тем, что они сами открывают что-то важное, ранее не известное им в мире музыки.
Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, необходимо применять разнообразный комплекс педагогических воздействий, которые выражаются в следующем:
в особом принципе подхода к отбору музыкального материала для урока, то есть в выборе из программы произведений, которые могут стать основой для формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать общепринятым дидактическим требованиям; подборе дополнительного материала, служащего для учащихся образцом творческих действий;
в использовании специальных форм работы, способствующих созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности (игра, сказка);
в выборе приемов демонстрации образцов творчества в связи с различными видами музыкальной деятельности школьников на уроке;
в разнообразии музыкально- художественной импровизации самого педагога, которой на уроке должно быть не меньше, чем импровизации учащихся;
в разработке серий творческих заданий, и наиболее эффективных форм их постановки перед детьми;
в установлении наиболее рациональных путей внутреннего взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из основной темы занятия.
Применение метода детского творчества ни в коей мере не исключает из урока объяснение, рассказ, иллюстрацию и т. д. Как раз одна из главных задач метода – помочь учащимся свободно использовать музыкальный опыт, который они получают на уроке. Нецелесообразно рассматривать творчество школьников и как самостоятельный раздел урока. Оно должно гармонично, наряду с другими видами деятельности, вводиться в процесс обучения. Творческие задания составляются с учетом всех видов деятельности, применяемых на уроке: оперирование музыкально - слуховыми представлениями лада, ритма, формы; использование средств музыкальной выразительности; развитие навыка самостоятельного переноса знаний из одной области в другую. Эти знания должны формироваться и активизировать творческие способности, стимулирующие в свою очередь художественно - познавательный подход учащихся к восприятию и исполнительству.
5. Новизна опыта.
Данный опыт относится к усовершенствованию. Он не содержит принципиально новых открытий, но позволяет, используя такие условия как:
творческий подход к выбору программ, содержания и организации занятий с использованием разнообразных методов и приемов работы;
организация занятий творческого типа, основанных на единстве творческого познания, ассоциативного мышления и эвристической деятельности;
художественно - творческое развитие ребенка идет в процессе вокально-хорового воспитания, в основе которого лежит комплексный подход ( вокальное воспитание и развитие хоровых навыков идет вместе с развитием ладового и метроритмического чувства, с обучением навыкам хорового сольфеджио, развитием и усовершенствованием двигательных навыков, развитием способности эмоциональной отзывчивости на исполняемую и прослушанную музыку, формированием основ музыкальных знаний);
создание обстановки, нацеленной на выявление свободной инициативы и самостоятельности, потребности к самовыражению, на доверии к ребенку, уважении процесса и результата деятельности ученика;
создание ситуации успеха;
создание художественно-эстетической среды в помещении, где проходит воспитательный процесс.
Развивать фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формировать в процессе вокально-хорового воспитания универсальные способности, необходимые для различных сфер деятельности человека.
6. Технология опыта.
Цель моей педагогической деятельности:
Создание условий для оптимизации творческой деятельности учащихся в процессе вокально - хорового воспитания.
Задачи:
способствовать организации активного эмоционального вхождения школьников в мир музыки;
-
развивать у детей способность восприятия искусства, формировать художественный вкус;
формировать осознанное отношение к музыке, которое помогает детям самостоятельно использовать выразительно - изобразительные средства музыкального искусства для выражения своих чувств в вокальном творчестве;
способствовать вовлечению детей в активную художественно - творческую деятельность, формировать исполнительские умения и навыки;
развивать у каждого ребенка общие и специальные художественно - творческие способности.
Поставленным задачам соответствуют определенные приемы и методы работы.
Наиболее продуктивными из них являются:
Метод сравнительного анализа и сопоставления
Метод эмоционального диалога
Поисковый метод
Импровизация
Игра (сюжетно-ролевая и проблемно-моделирующая)
Творческие задания.
Помимо этого используются методы, направленные на развитие вокальных умений и навыков: концентрический метод в работе над качеством звучания и расширения диапазона; фонопедические упражнения В. Емельянова для коррекции слуха и голоса; дифференцированный подход к детям с учетом их индивидуальных особенностей; применение системы относительной сольмизации.
Начальный этап музыкального образования детей в школе предполагает переемственность с дошкольным опытом общения с музыкой. Но в силу различных причин (непосещение детского сада, различный социальный статус семей, различный уровень воспитания детей в семьях и др.) музыкальный опыт первоклассников носит разрозненный и неорганизованный характер. Поэтому свою задачу я вижу в организации активного эмоционального вхождения ребят в мир музыки, в оптимизации присущих данному возрасту качеств личностной доминанты – стремления к самовыражению в самых разнообразных формах. В нашей школе музыка преподается с первого по седьмой класс и предмет «Искусство» в восьмых – девятых классах один час в неделю. У детей есть возможность посещать занятия младшей группы школьного хора, а так же старший хор. О популярности хорового класса говорит тот факт, что в последние годы все больше старшеклассников из девятых - одиннадцатых классов стремятся стать членами хорового коллектива. Некоторые хористы, окончив музыкальную школу, продолжают свое музыкальное образование в смешанном юношеском хоре нашей школы, что свидетельствует о хорошем уровне хорового коллектива.
Подготовка к исполнению любого вокально - хорового произведения предстает во многих аспектах: это первое эмоциональное впечатление, анализ музыкального языка с целью создания исполнительского плана, работа по разучиванию и усвоению материала, призванная помочь накоплению вокально - хорового мастерства. Наконец, заключительный этап - донесение музыкально - поэтического образа до слушателя. Все это невозможно без получения учениками определенного круга знаний, но главное - без постижения ими певческой культуры. Выразительное хоровое исполнение требует овладения каждым учеником сложного комплекса вокальных навыков, которые являются той основой, без которой хоровое пение воспитательного значения иметь не может.
Есть и другая сторона вопроса в музыкально - певческой подготовке школьников - это подбор репертуара. Песенный материал я подбираю с учетом требований художественного и воспитательного характера. Ведь именно через репертуар на уроке музыки идет формирование нравственных идеалов, мировоззрения, гуманизма, подлинного художественного вкуса. Я ввожу в репертуар песни русских и зарубежных композиторов, фольклор. Песня, которую дети исполняли, неоднократно повторяли, запомнится надолго. Она часто произвольно или непроизвольно, возникает в памяти детей, входит в их жизнь, оставляя след на долгие годы. Примером тому могут послужить две русские народные песни «Со вьюном я хожу», «Раным – рано солнце вставало» и «Вот мчится тройка удалая», которые я разучила с детьми перед поездкой в город Эрланген (ФРГ). В нашей школе установились хорошие партнерские контакты с гимназией имени Марии Терезы в городе Эрлангене. Перед одной из поездок старшеклассниками были выучены упомянутые песни. Я говорила детям, что эти песни будут напоминать нам о нашей стране, о наших родных и близких людях, когда мы будем далеко от них. Песни «Со вьюном я хожу» и «Раным – рано солнце вставало» были разучены как трехголосные каноны для сопрано, альтов и мужских голосов, песня «Вот мчится тройка удалая» - четырехголосное произведение для смешанного хорового состава. В результате эти песни очень понравились детям и слушателям на приеме в Ратуше Эрлангена и на концертах в гимназии. А также дети пели их, гуляя по улицам немецких городов, в соборе на встрече с органистом, заслушиваясь красотой звучания голосов a capella в акустике собора; пели в аэропорту Франкфурта, в ожидании рейса и скорой встречей с домом.
« Народная песня многообразно отображает жизнь человека, раскрывая его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния,- писал В. Попов.- …Благодаря исключительной задушевности, искренности песня глубоко эмоционально воздействует на всех, кто с ней соприкасается ».
Одно из требований, которое предъявляется к певческому репертуару - его доступность. Следует рассматривать особенности песни с точки зрения технических возможностей для определенного возраста: диапазона, динамики, характера звуковедения, дыхания, дикции, ансамбля, строя, темпа и др.
В этом плане надо учитывать постепенность голосового и общемузыкального развития детей, использование дидактического принципа от простого к сложному. В вокально - хоровой деятельности можно использовать и такой прием, когда в репертуар класса или школьного хора включаются одно - два заведомо сложных по техническим задачам произведения. Цель данного приема не столько в том, чтобы выучить и исполнить сложное сочинение, сколько в процессе работы над ним дать толчок для развития музыкальных возможностей коллектива.
Подбирая репертуар, я также основываюсь на физиологических особенностях детей и подростков, так как в период мутации требуется исключительно бережное отношение к голосу.
Требования к репертуару включают в себя:
Доступность учащимся;
Соответствие определенным ступеням их общего и музыкального развития;
Обеспечение постепенности и последовательности в обучении музыкальным навыкам;
Создание основы музыкальной культуры.
Как известно, соединение в песенном жанре слова и музыки позволяет с большой эффективностью воздействовать на учащихся в плане формирования их личностных качеств, в плане эстетического, нравственного и музыкального воспитания.
Методика формирования певческих навыков основана на общепедагогических и музыкально - педагогических принципах, опирается на стимулирование интереса, активности, творческого развития учащихся, а также на инициативе учителя. Педагогические и методические установки едины для уроков музыки и занятий в хоре. Использование основ методики вокального обучения можно проследить в работе над песней.
Этапы работы над песней:
-
Подготовка к восприятию и восприятие произведения;
Анализ произведения;
Разучивание песни;
Закрепление и повторение выученной песни.
Для каждого из этапов существуют методические приемы, обусловленные конкретными задачами. Вначале нужно подготовить целенаправленное прослушивание песни. Во вступительном слове кратко рассказать о композиторе, поэте, о данном сочинении. Следующий этап - показ песни. Его задача создать атмосферу сопереживания данному произведению.
Показ песни – ответственный момент. Здесь главное требование - чтобы произведение, которое ученикам предстоит разучить, прозвучало выразительно, эмоционально, артистично.
1. Для показа песни существуют разные пути:
Исполнение песни самим учителем;
Исполнение одним или несколькими хорошо поющими учениками подготовленными заранее;
Использование аудио записи;
Использование нотной записи (особенно эффективно при показе многоголосных произведений)
Применение наглядного материала способствует развитию координации зрения, музыкального слуха и голоса.
2.После прослушивания песни начинается беседа (анализ). В ходе беседы ученики определяют характер и содержание музыки. Анализ подготавливает разучивание песни и в то же время показывает, насколько внимательно ученики прослушали музыку и как глубоко ее поняли.
3.В этапе разучивания песни серьезное место отводится принципу художественного и технического единства. Методика разучивания не бывает одинаковой для всех случаев. Особенности каждого произведения определяют конкретные приемы разучивания.
Однако есть и общие правила. Например, песня чаще всего разучивается отдельными фрагментами, имеющими смысловую законченность. При разучивании песни с детьми я часто пользуюсь партитурой, углубляю работу над теми навыками, которые в наибольшей степени позволяют учащимся раскрыть в собственном исполнении музыкально - художественный образ. Каждая песня - это новая более высокая ступень в музыкальном и общем развитии ребенка. Особую роль здесь играют многоголосные песни. Многоголосье способствует активному развитию гармонического слуха, ладового чувства, точной интонации, художественного вкуса. Разучивание более трудной и новой в качественном отношении музыки может дать толчок слуховому развитию учеников и внести положительные изменения в унисонное пение. Каноны - наиболее доступный, интересный вид двуголосья, который дает достаточно быстрые и ощутимые результаты в овладении навыком распределения внимания. Я часто использую каноны как на уроках, так и в работе с хором («Со вьюном…», «Раным – рано солнце вставало», «Sing and swing..», «Sinning all together» и др.).
Разучивание произведений в старшем хоре обычно происходит по нотам. Каждому выдается партитура. Пение по партитуре помогает нахождению своей мелодической линии и пониманию взаимосвязи хоровых голосов в произведении. Постоянная практика чтения нот развивает музыкальный слух, умение ориентироваться в нотном тексте. Тем не менее, разучивание по нотам - не единственный метод разбора произведен6ия. Несложные произведения куплетной формы разучиваются сразу на слух, что свободно и легко воспринимается детьми. Для разучивания песен в младшем хоре характерно усвоение мелодии на слух; непродолжительность работы над каким- либо одним заданием; чередование различных приемов работы.
4. Завершающий этап разучивания песни - закрепление и повторение ее на нескольких последующих занятиях, а затем через более продолжительные промежутки времени. Каждое исполнение - это не просто механическое повторение, а все более совершенное исполнение песни.
На занятиях успешно проходят соревнования между группами класса или партиями хора (например, на лучшее выполнение определенного задания) обсуждение интерпретации разучиваемой песни, что делает детей сопричастными к сочинению музыки. Поиски исполнительского плана произведения могут иметь форму свободного высказывания, конкурса на лучшую интерпретацию. Приемы проблемного обучения способствуют активизации учащихся, раскрывают их творческие возможности.
Так положительные результаты дает певческая импровизация. Задания на сочинение мелодий вводятся уже в первом классе. Дети сочиняют маленькие песенки на определенные звуки, на ритмический рисунок, на короткий стих. Певческая импровизация вносит в занятия элемент созидания, закрепляет знания и умения учеников, многопланово развивает их, способствует раскрепощению жизненных сил.
Уже в первом классе ученики сочиняют маленькие песенки либо на заданный ритмический рисунок, либо на короткий стих. При этом важно, чтобы литературный текст был небольшим по объему, ритмически четко организованным, должен ярко передавать основное настроение. Прежде чем приступить к песенным импровизациям, нужно разобрать с учениками содержание и построение стиха. После подробного анализа дети самостоятельно ищут те средства музыкальной выразительности, которые каждый из них воспринимает как наиболее точно передающие эмоциональную окрашенность стихотворения. Необязательно требовать, чтобы все учащиеся выполняли задания на импровизацию. Ребята добровольно выступают в качестве «композиторов», и на уроке создается атмосфера творческой свободы.
Как известно, интерес - это могучий стимул, который помогает преодолевать многие трудности. На уроках музыки интерес у учащихся поддерживается разными путями: это и организация занятий, и отбор репертуара, и методы работы учителя.
Характерной особенностью деятельности младших школьников является игра. Ребенок через игру проявляет активность, организаторские способности, волю, целеустремленность, находчивость, смелость, эмоциональность, более высокий уровень музыкальных способностей и мыслительных способностей. Понятно, как важны многие из перечисленных качеств для успешной учебной деятельности детей.
Вот описание ролевой игры в младшем хоре под названием «Музыкальная сказка»: Предупредив детей, что эта сказка не простая, а музыкальная, учитель обращается к ученикам: «Пошли дети в лес за грибами и перекликаются, чтобы не потеряться: «Ау!» (интонация кварты вверх). А дятел им отвечает: «Тук-тук-тук» (на одном звуке). В лесу дети услышали, как поет кукушка: «Ку-ку» (интонация малой терции вниз). А потом они чуть не наступили на гнездышко воробья. Он испугался и начал петь очень жалобно и взволнованно: «Чик-чирик» (малая секунда вверх и обратно). Но дети успокоили его: «Все спокойно» (большая терция вниз)». Все попевки дети поют за учителем без сопровождения в процессе изложения рассказа по дирижерским указаниям, одновременно показывают высотность рукой. На следующих занятиях сказка продолжается, а персонажи и их попевки добавляются по предложению самих учеников.
Работа над формированием вокально - хоровых навыков дополняется специально подобранными упражнениями - распевками. Цель их состоит в том, чтобы формировать постепенно вокальные навыки, которые способствуют выразительному хоровому исполнению. Существуют разные группы музыкально - певческих упражнений. Одна группа - это те упражнения, которые последовательно осуществляют накопление вокально- хоровых навыков. В таких упражнениях постепенно формируются навыки широкого дыхания, чистого унисона, протяжного напевного звука, точного интонирования и т. д. Они подбираются с учетом особенностей класса или хора. Пение лучше ассоциировать с радостным настроением, поэтому упражнения чаще поются в мажоре. Другая группа упражнений - это темы из классических произведений. Пение фрагментов как вокальной и вокально - хоровой, так и инструментально- симфонической музыки начинается с первого класса. Включение в певческую практику высокохудожественного материала для всех возрастных групп, и особенно для подросткового и юношеского возраста, является очень важным требованием в работе.
Выступление хора - это венец кропотливой работы всего коллектива. Для постоянного движения вперед нужны остановки, на которых подводится итог сделанному, отмечаются удачи и неудачи, намечаются планы на будущее. Такими остановками для исполнителей служат выступления перед аудиторией. Для детского коллектива они особенно важны, так как являют собой реально ощутимую связь вокального и хорового искусства с жизнью, с людьми. В публичном выступлении проявляется момент сотворчества исполнителей с авторами, а этот момент рождает душевный подъем, вдохновение и огромную радость. В нашей школе часто проходят концерты к различным праздникам: к 8 Марта, Дню учителя, концерты для жителей микрорайона, ветеранов Великой Отечественной Войны, и родителей учащихся школы. На школьных фестивалях детского творчества к Рождеству выступает каждый класс и исполняет новогодние и рождественские песни. Дети принимают участие в празднике улицы Соколова - Соколенка. В конце учебного года лучшие музыкальные номера учащиеся показывают немецким гостям, которые приезжают к нам в школу. Музыкальные занятия не заканчиваются с началом летних каникул: в летнем школьном лагере дети занимаются в музыкальном кружке, показывают свои таланты на концертах к открытию и закрытию школьного лагеря, участвуют в игре «Угадай мелодию». За последние годы школьный хоровой коллектив принимал участие в различных музыкальных конкурсах (районных и городских). Школьный хор был дважды лауреатом хоровых ассамблей, награжден дипломами конкурсов «Рождественская звезда» (2010-2013г.), «Царь дней – Пасха» (2010-2013г.), «Песни о самой главной» (2012-2013г.). Хор занял первое место в конкурсе исполнителей военных песен в рамках городской молодежной патриотической акции «Бессмертный подвиг Сталинграда» (май 2013г.). Каждому ребенку, который выступает на концертах и в конкурсах, важно, чтобы его друзья, одноклассники, родители, учителя и просто слушатели увидели в нем талант, удивились бы и порадовались его выступлению.
Песня - это драгоценная область музыкально - поэтического искусства. «В известном смысле можно сказать,- писал Д.Б. Кабалевский,- что с песни начинается и на песню опирается почти вся музыка». Поэтому так важно, чтобы дети полюбили песню, умели ее красиво и правильно исполнять, чтобы несли песенную культуру в жизнь.
.
7.Результативность.
Результат работы по предмету можно увидеть в проводимых мониторингах успеваемости и качества знаний.
Уч. год
|
3класс
|
4класс
|
5класс
|
6класс
|
7класс
|
8класс
|
9класс
|
2010-2011г.
|
100%
|
100%
|
98.1%
|
98.%
|
97,3%
|
98%
|
97,6%
|
2011-2012г.
|
100%
|
100%
|
100%
|
100%
|
97.3%
|
98%
|
100%
|
2012-2013г.
|
100%
|
100%
|
100%
|
100%
|
100%
|
100%
|
100%
|
Как мы видим, рост интереса учащихся к предмету отразился на качестве знаний
В то же время возрастает количество учащихся, вовлеченных в кружковую деятельность в школе. На данный момент состав школьного хора составляет двадцать пять человек. Увлеченность учащихся творчеством помогла решить проблему отсутствия концертмейстера в хоре. Аккомпанирует хору учащаяся восьмого класса нашей школы Игнатенко Софья.
участие в конкурсах и фестивалях:
2011- 2012 учебный год
Диплом второй степени в конкурсе «Песни о самой главной» солисты Гусева Даша и Дедик Саша;
Диплом первой степени в конкурсе «Рождественская звезда;
Диплом первой степени в конкурсе «Царь дней – Пасха»;
2012-2013учебный год
Диплом второй степени в конкурсе «Песни о самой главной» солистка Гусева Даша;
Диплом за успешное выступление в музыкальном марафоне «Мы выбираем жизнь» солист Кончугов Данил;
Диплом первой степени в конкурсе «Рождественская звезда»;
Диплом первой степени в конкурсе «Царь дней Пасха»;
Диплом первой степени в конкурсе в рамках городской молодежной акции «Бессмертный подвиг Сталинграда»
Отношение к школьному музыкальному воспитанию (процентное соотношение) :
Позитивное отношение
|
2010-2011гг.
|
2011-2012гг.
|
2012-2013гг.
|
родители
|
100
|
100
|
100
|
дети
|
100
|
100
|
100
|
коллеги
|
100
|
100
|
100
|
Вывод: высокий рейтинг школьного музыкального образования.
Список литературы:
Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг.
Сафронова О. Л. Хрестоматия для вокалистов
Пигров К. К. Руководство хором Москва 1964г.
Романовский Н. В. Хоровой словарь Москва, 2005г.
Г Струве. Школьный хор.
|
|
|