|
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №68»
Инновационный педагогический опыт работы
по теме: «Развитие связной речи детей
дошкольного возраста через
игровую деятельность»
воспитателя Ежиковой Нины Борисовны.
Саранск
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней - чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Актуальность исследования. В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Проблемы содержания и методов обучения связной речи в ДОУ разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой и др.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является игра, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природо-сообразности и культуро- сообразности воспитания.
Игровая деятельность- одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности, речи.
Игра- это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры- взаимоотношение между взрослыми людьми- в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Развитие всех сторон речи, в том числе и связной, происходит не только в самостоятельной деятельности детей и в процессе свободной игровой деятельности.
Исследование по данному направлению было выбрано не случайно. У детей дошкольного возраста уровень развития связной речи недостаточный, ведущей деятельностью детей- дошкольников является игровая деятельность, отсюда была определена тема исследования: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Целью исследовательской работы является определение влияния процесса игровой деятельности на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Задача № 1: на основе психолого-педагогической и методической литературы обосновать понятия «связная речь» и «игровая деятельность».
Задача № 2: установить зависимость между уровнем развития связной речи детей дошкольного возраста и методически правильным применением игр.
Гипотеза: уровень развития связной речи детей дошкольного возраста будет достаточно высоким, если, на ряду с другими условиями, будет уделяться должное внимание следующим обстоятельствам:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- широкое применение игровой практики детей в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- активное вовлечение детей в процесс игровой деятельности при помощи атрибутики и личного примера взрослого.
Новизной является систематизация игр и игровых упражнений при планировании воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Практической значимостью может являться использование систематизированных игр и игровых упражнений в работе с детьми дошкольного возраста, при планировании, в работе с родителями воспитанников в совместной деятельности с детьми дома, а также использование связной речи в общении детей со сверстниками и взрослыми для правильного изложения своих мыслей, что в дальнейшем является неотъемлемой частью для успешной успеваемости детей при обучении в школе.
Исследование данной темы проходило в несколько этапов:
Первый констатирующий этап, включает в себя беседу с целью уточнить и обобщить знания детей об игрушках; совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей любимой игрушке; развивать связную речь детей; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение делиться друг с другом игрушками; наблюдение процесса игровой деятельности детей с целью выявить умение детей взаимодействовать друг с другом, брать на себя различные роли и выполнять действия в соответствии с выбранной ролью, выявить уровень развития связной речи детей; диагностика с целью выявления уровня развития связной речи детей дошкольного возраста. Для диагностирования воспользовались пособием Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов; анкетирование родителей с целью узнать, насколько родители информированы по поводу развития связной речи детей, дальнейшего построения работы с учётом реальных проблем, возникающих у родителей в процессе занятий с детьми, оказания помощи родителям, учитывая индивидуальные особенности развития ребёнка.
На формирующем этапе: проведены мероприятия, направленные на развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, а так же работа с родителями, направленная на педагогическое просвещение и практическую помощь в вопросах развития связной речи детей дошкольного возраста.
Каждая запланированная деятельность носит воспитательный и обучающий характер.
Все проводимые мероприятия, несомненно, являются важнейшим фактором в процессе развития всех сторон речи детей, а это является главной задачей всестороннего развития ребёнка.
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.
|
|
|