Главная страница

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны


Скачать 50.58 Kb.
Название «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны
Дата 24.03.2016
Размер 50.58 Kb.
Тип Документы


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №68»


Инновационный педагогический опыт работы

по теме: «Развитие связной речи детей

дошкольного возраста через

игровую деятельность»

воспитателя Ежиковой Нины Борисовны.


Саранск
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней - чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Актуальность исследования. В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Проблемы содержания и методов обучения связной речи в ДОУ разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой и др.

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является игра, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природо-сообразности и культуро- сообразности воспитания.

Игровая деятельность- одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности, речи.

Игра- это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры- взаимоотношение между взрослыми людьми- в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Развитие всех сторон речи, в том числе и связной, происходит не только в самостоятельной деятельности детей и в процессе свободной игровой деятельности.

Исследование по данному направлению было выбрано не случайно. У детей дошкольного возраста уровень развития связной речи недостаточный, ведущей деятельностью детей- дошкольников является игровая деятельность, отсюда была определена тема исследования: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Целью исследовательской работы является определение влияния процесса игровой деятельности на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

Задача № 1: на основе психолого-педагогической и методической литературы обосновать понятия «связная речь» и «игровая деятельность».

Задача № 2: установить зависимость между уровнем развития связной речи детей дошкольного возраста и методически правильным применением игр.

Гипотеза: уровень развития связной речи детей дошкольного возраста будет достаточно высоким, если, на ряду с другими условиями, будет уделяться должное внимание следующим обстоятельствам:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- широкое применение игровой практики детей в условиях дошкольного образовательного учреждения;

- активное вовлечение детей в процесс игровой деятельности при помощи атрибутики и личного примера взрослого.

Новизной является систематизация игр и игровых упражнений при планировании воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Практической значимостью может являться использование систематизированных игр и игровых упражнений в работе с детьми дошкольного возраста, при планировании, в работе с родителями воспитанников в совместной деятельности с детьми дома, а также использование связной речи в общении детей со сверстниками и взрослыми для правильного изложения своих мыслей, что в дальнейшем является неотъемлемой частью для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

Исследование данной темы проходило в несколько этапов:

Первый констатирующий этап, включает в себя беседу с целью уточнить и обобщить знания детей об игрушках; совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей любимой игрушке; развивать связную речь детей; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение делиться друг с другом игрушками; наблюдение процесса игровой деятельности детей с целью выявить умение детей взаимодействовать друг с другом, брать на себя различные роли и выполнять действия в соответствии с выбранной ролью, выявить уровень развития связной речи детей; диагностика с целью выявления уровня развития связной речи детей дошкольного возраста. Для диагностирования воспользовались пособием Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов; анкетирование родителей с целью узнать, насколько родители информированы по поводу развития связной речи детей, дальнейшего построения работы с учётом реальных проблем, возникающих у родителей в процессе занятий с детьми, оказания помощи родителям, учитывая индивидуальные особенности развития ребёнка.

На формирующем этапе: проведены мероприятия, направленные на развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, а так же работа с родителями, направленная на педагогическое просвещение и практическую помощь в вопросах развития связной речи детей дошкольного возраста.

Каждая запланированная деятельность носит воспитательный и обучающий характер.

Все проводимые мероприятия, несомненно, являются важнейшим фактором в процессе развития всех сторон речи детей, а это является главной задачей всестороннего развития ребёнка.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.