|
Развитие психомоторных способностей у школьников на уроках физической культуры
Развитие психомоторных способностей у школьников на уроках физической культуры
Берендеева Олеся Григорьевна МБОУ «СОШ №91»
Высокие темпы развития научно-технического прогресса – это отличительная черта современной цивилизации. Процесс образования не явился исключением, НТР прорвалась и внесла свои коррективы в построение и организацию сферы образования на всех его уровнях.
Вследствие этого человеку с каждым годом приходится осваивать всё новые и более сложные последствия данных изменений. Качественная реконструкция произошла и в процессе образования в среднеобразовательных школах, где без значительного увеличения объема информации, приобретения новых знаний и умений, а также освоения новых образовательных технологий достичь желаемого результата не представляется возможным.
Вопрос профессиональной подготовки остается важным и встает перед каждым человеком. Интенсивность обучения школьников, обусловленная сложностью решения перспективных задач в условиях современного производства и высокого темпа социально-политической жизни, требует от него высокого умственного напряжения, психической и физической работоспособности и совершенной психомоторной саморегуляции .
Совершенствование системы непрерывного образования подрастающего поколения невозможно без целостного понимания психической и двигательной деятельности учащегося и глубокого изучения, психофизиологических детерминант развития психики и моторики на всех стадиях непрерывного образования .
К сожалению, единство психического и физического развития не стало главным принципом физкультурного образования в нашей стране, что, несомненно, является причиной неадекватного отношения части населения к физической культуре и низкой эффективности последней в подготовке молодежи к труду и жизни. Поэтому в настоящее время как никогда единство физического и психического развития, понимания его сущности в процессе обучения, отмечают ученные России и Зарубежья.
Подчеркивает актуальность проблемы развития психомоторных способностей и такой факт, что еще столетие назад наши соотечественники И.М. Сеченов и П.Ф. Лесгафт указали на важность проведения научных разработок, и связанных с развитием психомоторных способностей человека, как единства его физической и психической сферы.
Проблема формирования психомоторных способностей у учащихся связана с такими глобальными педагогическими проблемами, как психологическое обеспечение содержания учебных программ в школах, закономерности усвоения знаний и двигательных навыков в учебной, трудовой и спортивной деятельности .
В настоящее время все ещё отсутствует единое определение психомоторных способностей и представление о психологических основах диагностики и формирования психомоторных способностей и механизмах их саморегуляции. За последние полвека опубликовано лишь считанное количество монографий (Е.Н. Сурков, 1961; А.Н. Розе, 1970; Б.Б. Косов, 1989; Е.П. Ильин, В.П. Озеров,2002), в которых психомоторика рассматривается с отдельных позиций, интересующих того или иного автора. Так, у А.Н. Розе речь идет о психомоторных способностях взрослых, у Б.Б. Косова о тех же способностях у младших школьников, у В.П. Озерова - о психомоторных способностях спортсменов и других.
Следовательно, остается множество нерешенных проблем методологического и методического характера в формировании и совершенствовании психомоторных способностей и психических функций молодежи.
Основой эффективной учебной деятельности школьников является формирование рационального уровня умственной и двигательной работоспособности, особенностей протекания психических процессов (объема, концентрации, переключения внимания кратковременной и долговременной памяти; вида мышления ит.д.). Конечно, внешний фактор несет свою отрицательную сущность и изменяет четкую направленность процесса обучения, снижает уровень вышеуказанных свойств психики в отрицательную сторону, а эффективность процесса обучения естественно изменяется в том же направлении.
Анализ учебно-методической литературы показал, что в настоящее время в школах для совершенствования психомоторных способностей не достаточно разработаны и используются специфические средства, направленные на реализацию данных способностей.
Только исследование и выявление особенностей развития психомоторных способностей у учащихся, позволит разработать методику совершенствования у них психомоторики в процессе учебных занятий по физической культуре за период обучения в школе,что существенно позволит повысить эффективность их учебной и, в дальнейшем, профессиональной деятельности.
Литература
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. –380с.
Бодалев А.А. Педагогическая наука и перспективы ее развития в условиях перестройки общества и школы. //Вопросы психологии. – 1988. - №2.
Давыдов В.В. О связи современной психологии с современной практикой (в школе).//Вопросы психологии. – 1978. - № 5. – С.12-18.
Запорожец А.В.Развитие произвольных движений. – М.:Просвещение, 1967.
Косов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. – М.: АПН СССР, 1989. – 109 с.
Ломов Б.Ф., Косов Б.Б., Конопкин О.А. Теоретические проблемы само контроля и управления спортивной деятельности. // Познавательные процессы у спортсменов / Под ред. Косова Б.Б. - М.: ВНИИФК, 1976. – С.18.
Озеров В.П. Диагностика психомоторных способностей у школьников, студентов, спортсменов. – Ставрополь, 1995. – 58 с.
Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. – Л.: изд-во Ленингр. Ун-та, 1970. – 128 с.
Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов /Е.П.Ильин. – СПб.: Питео, 2003. – С.8.
Костюк Г.А. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1988. – 302 с.
Матюшкин А.М. Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования. (по материалам Всесоюзного симпозиума, Москва, сентябрь, 1979 г.)// Вопросы психологии. – 1980. - №1. – С.178-180.
Шадриков В.Д. Способности человека [Текст]. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1997. – 288 с.
|
|
|