Развитие фонематического слуха.
Обучение проходит в два этапа.
1 этап. Ребёнка учат опознавать изучаемый звук в чужой речи в такой последовательности:
1 ) вслушиваться в звучание текстов, обратив внимание на отдельные часто встречающиеся звуки. Тексты подбираются так, чтобы звук, который дети будут опознавать, находился в начале, середине, конце слова, чтобы они с самого начала знали, что один и тот же звук может находиться в разных частях слова;
2) опознавать изучаемый звук в ряду звуков, вначале отдаленных по артикуляционным и акустическим характеристикам от корригируемого, а затем и близких к нему. Например, взрослый произносит ряд звуков, среди которых находится и отрабатываемый звук — с, л, м, с, к, с, а, с, и даёт ребёнку задание прослушать и поднять сигнальную карточку, когда он услышит изучаемый звук с (чтобы облегчить ~ задачу, взрослый голосом выделяет изучаемый звук);
3) опознавать изучаемый звук в составе предъявленных слогов; которые при этом не должны включать в себя оппозиционные звуки. Например, взрослый произносит ряд слогов, среди которых находится и слог с отрабатываемым звуком — са, ла, ма, са, ка, са, са, и даёт ребёнку инструкцию прослушать и поднять сигнальную карточку, когда он услышит слог с заданным звуком с;
4) опознавать изучаемый звук в составе предъявленных слов. Например, взрослый произносит ряд слов: сани, коса, колос, молоток — и даёт ребёнку инструкцию прослушать и поднять сигнальную карточку, когда он услышит слова с изучаемым звуком; взрослый называет ряд слов: сани, сук, мак, коса, ком, книга, колос — и даёт инструкцию прослушать, запомнить и повторить только те слова, в которых имеется изучаемый звук;
5) опознавать изучаемый звук в составе предъявленных предложений и текстов. Например, взрослый произносит предложение и даёт ребёнку инструкцию прослушать и поднять сигнальную карточку, когда он услышит слова с изучаемым звуком; логопед читает текст и просит ребёнка прослушать и поднять сигнальную карточку, когда он услышит предложение, содержащее слова с изучаемым звуком.
Выполняя предложенную программу, ребёнок постоянно опирается на слуховое восприятие и оральный образ звука, произносимого взрослым. На втором этапе обучения, когда опоры снимаются, он руководствуется уже не непосредственным слуховым восприятием звука и его артикуляцией, а представлениями о нём.
2 этап. Ребёнка учат опознавать изучаемый звук в собственной речи через систему следующих заданий:
1) отобрать изображения предметов, в названии которых имеется изучаемый звук;
2) отобрать изображения предметов, в названии которых изучаемый звук находится в первом, втором или третьем слоге;
3) отобрать к заданной схеме изображения предметов, в названии которых имеется изучаемый звук.
|