|
Разработка урока по рассказу И. С. Тургенева «Муму»
Разработка урока по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Цели урока:
1) Образовательная:
- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству;
- вспомнить об истории создания рассказа «Муму»;
- рассмотреть героев и их поступки.
2) Развивающая:
- формировать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя
– обобщать, делать выводы;
- учить сжато излагать повествовательный текст;
- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
- продолжить работу по развитию культуры речи школьников.
3) Воспитательная:
- воспитание общечеловеческих ценностей;
- умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.
Ход урока.
Оргмомент.
Актуализация знаний. Беседа с учащимися.
- Вы начали читать рассказ. Каковы Ваши впечатления? Хочется ли дочитать до конца? Почему?
- Чем понравилось начало произведения? С какими трудностями при чтении столкнулись?
- Где происходит действие рассказа? С какими героями знакомимся? Что узнаём о них?
- Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России?
- какое устройство жизни в России называлось крепостным правом?
(Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми – крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.)
- Что вы знаете о крепостных крестьянах?
( Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, в том числе разделять семьи; например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).
- К какому сословию принадлежал И.С.Тургенев?
( Иван Сергеевич Тургенев родился в Орловской губерниив селе Спасское-Лутовиново.
Мать Тургенева, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная. Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» - вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.)
3) Анализ начала рассказа «МУМУ»
- Как выглядит дом барыни? (В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом).
- Нарисуйте словесный портрет барыни. (Старая женщина, в белом чепце, возможно, с пенсне).
- Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? (Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи).
- Тургенев показывает нам властную и капризную старуху. Но она не является главной героиней рассказа. А кто же является главным героем? (Герасим).
4) Работа в группах.
1 группа: «Как описывает автор Герасима? Как работал Герасим? Какие сравнения использует автор?
Примерный ответ детей 1 группы: Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди. Герасим был высокий мужик богатырского сложения, глухонемой от рождения. Автор пишет: «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж…» По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о его неутомимости и трудолюбии.
«…как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»; Тургенев сравнивает Герасима с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо»; Герасим в городе чувствует себя «как пойманный зверь»; Герасим «смахивал на степенного гусака»; когда Герасим работал, то «топор звенел как стекло, и летели во все стороны осколки и поленья…»
2 группа. «Найдите в тексте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье героя? Зачем автор использует гиперболы?»
Примерный ответ детей 2 группы: Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «…Он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили». Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.
- как отнёсся Герасим к своему новому образу жизни и к новым обязанностям?
- Составление плана. Образ Герасима.
1. Необычайная сила Герасима.
2. Любовь к крестьянскому труду.
3. Новые обязанности Герасима.
4. Отношения с дворовыми.
5. Как Герасим проучил воров.
- Кто из вас сможет рассказать о Герасиме по составленному плану?
5) Подведение итогов. Рефлексия.
- Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был? Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Он один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни. - Прочитав рассказ до конца, мы увидим, что не все приказания барыни исполнит Герасим. Однажды он уйдет от неё.
6) Домашняя работа: читать стр. рассказа, посвящённые Татьяне. Обратить внимание на главное - взаимоотношения Герасима и Татьяны, отношение барыни к герою.
|
|
|