|
Разработка урока-мастерской по литературе в 6 классе «в сердце все человеческое богатство» (по рассказу а. П. Платонова «корова»)
ИМЦ НУРЛАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
МОУ «НУРЛАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 6 КЛАССЕ
«В СЕРДЦЕ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БОГАТСТВО»
(ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «КОРОВА»)
Разработала
учитель русского языка и литературы Ι кв. категории
ШАРАПОВА ХАЛИДА РАФИКОВНА
Нурлат 2009
«В сердце все человеческое богатство»
Урок – мастерская
по рассказу А.П.Платонова «Корова»
Халида ШАРАПОВА, учитель Ι квалификационной категории средней школы №1
г. Нурлат
Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание.
Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого участника. Это обращение к ассоциативному и образному мышлению, обращение обязательно личностное и загадочное.
Второй этап – работа с материалом, погружение в него: работа со схемами, моделями, текстом, иллюстрациями. Главное - на этом этапе должна произойти «деконструкция» материала, превращение его в некое подобие первобытного хаоса. Работа идет на уровне отдельных слов, звуков, обрывков. Из них потом выстраивается нечто новое. В ходе работы из текста выписываются отдельные слова и словосочетания – не более. Но это ключи к еще недостроенному дому. На основе этих обрывков пишется новый текст. Каждый пишет свое. Результаты могут быть совершенно неожиданные и различные, но в этом и заключается смысл.
Работа с материалом сменяется непременной «социализацией». Каждый участник читает в группе свою работу, соотнося ее с тем, что получилось у других. Идет взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять к уже написанному.
Кульминация творческого процесса – «разрыв». Это озарение, новое видение предмета. Неожиданность. Появляется информационный запрос. На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы. После индивидуальной проработки – новая «социализация» - взаимный пересказ того нового, что удалось узнать. Возникает полифоническое эхо, обогащение новыми для участников «Мастерской» знаниями. В ходе работы предлагается выделить главное.
После такой проработки – этап творческий. Обычно пишется текст, сочинение на тему, которую на основе рассматриваемого материала каждый определяет для себя сам.
Последний этап – «рефлексия» - самоанализ. Не привычные оценки «хорошо» или «плохо», а анализ движения мысли.
Вашему вниманию предлагается урок литературы в 6 классе по рассказу А.П.Платонова «Корова»
Цели урока: познакомиться с текстом рассказа «Корова», с его основными проблемами; обсудить проблему человека и окружающего мира; помочь детям почувствовать главное в рассказе: сострадание и любовь ко всему живому.
Оборудование: портрет А.П.Платонова, выставка книг, иллюстрации к рассказу, мультимедиапроектор.
План урока:
Орг.момент
Опрос домашнего задания
Разъяснения нового материала
Закрепление
Подведение итогов
Домашнее задание
Ход урока
Ι. Организационный момент
ΙΙ. Опрос домашнего задания.
Слайд 1. Портрет А.П.Платонова..
— На дом вам было задано написать мини-сочинение на тему «Как я буду жить и работать, чтобы принести пользу нашей Родине». Вы сейчас обменяйтесь, пожалуйста, друг с другом тетрадями внутри группы и выберете лучшее. (Учащиеся зачитывают лучшее сочинение в группе)
— Повлияло ли на ваше сочинение знакомство с рассказом Платонова «В прекрасном и яростном мире»? (Ответы учащихся)
ΙΙΙ. Разъяснение нового материала.
— Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Андрея Платоновича Платонова и прочитаем рассказ «Корова»
Слайд 2. Обложка рассказа А.П.Платонова «Корова»
— Какие ассоциации возникают у вас при слове «корова»? (Ответы учащихся)
— А сейчас посмотрите, пожалуйста, на слова и словосочетания, которые я выписала для вас из рассказа:
Слайд 3.
Серая степная корова;
В гости приходил мальчик;
Не скучай, твой сын выздоровеет;
Все посохло и поникло;
Уже плачет;
Одинокий человек;
У машиниста была забота о машине;
Цену хорошую дали;
Жарко и больно внутри;
Она терпела и не понимала;
Изуродованное туловище;
Говядина;
Польза и хорошо.
— Попробуйте предположить сюжет рассказа. (Ответы учащихся)
Чтение текста учителем (эпизод 1)
— Мы познакомились с главными действующими героями рассказа.
Слайд 4. Иллюстрация к рассказу. Портрет Васи.
— Что вы можете сказать о жизни Васи, впечатлениях его детства?
(Жизнь у него была трудная: в школу он ходит за семь километров, встает рано, помогает родителям, иногда выполняет обязанности путевого сторожа, когда отца нет.
Жизнь бедна впечатлениями, он нигде еще не был, кроме колхоза, где учился, и станции. Через их полустанок проходят два поезда днем, а три поезда – ночью. Поэтому для него было событием, когда однажды поезд замедлил ход и молодой человек улыбнулся ему и сказал: « До свидания, человек! – и помахал на память рукой». Потом Вася долго помнил этого молодого человека: у Васи не было друзей, он был одинок.)
— Что видит Вася каждый день из окон своего дома?
Слайд 5. Иллюстрация к рассказу. Пейзаж.
(Ребята обращаются к тексту: «На дворе стояла осень. Вокруг дома путевого сторожа простирались ровные, пустые поля, отражавшие и отшумевшие за лето и теперь выкошенные, заглохшие и скучные».)
— Почему писатель переносит читателя в позднюю осень?
(Автор будет рассказывать о печальном, поэтому и природа у него вызывает грусть.
Это связано с жизнью мальчика. Чтобы показать, как однообразна жизнь Васи на этом полустанке. Даже природа не балует его.)
— Почему Вася любил ходить в школу?
(Вася любознательный, он хочет узнать мир)
— Почему с «тревогой и радостью» он всматривался в поезда?
(Вася надеялся, что самое интересное и главное у него впереди. «Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он приедет к ним». Это вызывало в нем радость. Но поезда проносились мимо, много людей, чьи лица он видел в окнах вагонов, так и остались неузнанными. Это тревожило его.)
— Платонов считал, что каждый человек рождается не зря, он нужен другим людям, а без него народ «неполный». Эта мысль получит свое продолжение в рассказе «Юшка».
Чтение учителем текста (эпизод 2)
— Почему автор подробно описывает работу машиниста, используя термины: тендер, балласт, бегунки, тормозные колодки?
Слайд 6. Иллюстрация к рассказу. Паровоз, машинист.
(Платонов любил машины, паровозы, эта любовь проявляется и у Васи.)
— С какой цель автор использует олицетворения при описании паровоза?
(Платонов уважал рабочего человека, желающего докопаться до сути любой вещи, до «сердца» любого устройства. Поэтому машины силой любви людей к ним очеловечены. Только сердечное отношение человека к паровозу принимает мальчик. Платонов мечтал о гармоничном соединении природы и техники, о примирении между ними. Это было сокровенной мечтой писателя.)
— Объясните смысл слов машиниста: «Он с малолетства уже полный человек, а у него уже все впереди».
Слайд 7. Слова машиниста.
(Вася не встал в стороне, наблюдая трудную работу паровоза, а кинулся на помощь машинисту. Он трудолюбивый, добрый, отзывчивый, он в отношении к делу совсем как взрослый – «полный человек»).
Чтение текста учителем (эпизод 3)
— Платонов уверен, что человек, живя среди животных, растений, несет ответственность за них. Многие герои Платонова – люди гуманного сердца. (Уточняем значение слова гуманный.)
— Что значила в жизни Васи корова?
(Корова не только животное, дающие молоко, он относится к корове как к другу: «Днем и вечером к ней в гости приходил мальчик Вася рубцов, сын хозяина, и гладил ее по шерсти около головы».)
— Все ли герои рассказа так же относились к корове? Сделайте расстановку действующих лиц по отношению к корове.
Слайд 8. Расстановка действующих лиц (Предлагается после того, как учащиеся сделают свою расстановку действующих лиц.)
Вариант 1.
Вариант 2.
Корова
Вася мама
папа
сын-теленок
машинист
— Как Платонов изображает горе коровы?
(«Корова ничего не ела; она молчала и редко дышала,……, чтобы обессилить себя и свое горе»)
— Почему автор так тонко чувствует состояние бессловесного существа?
(Только человек может понять немое горе растений и животных. В этом его обязанность.)
— «В сердце все человеческое богатство», - убежден автор. Докажите, что это сказано о Васе.
Слайд 9. Высказывание А.П.Платонова.
(В отношении Васи к корове проявляются сердечность, доброта и понимание.)
Чтение сочинения Васи
— Вася пишет в сочинении: «Как я буду жить, я не знаю, не задумывался еще». Действительно ли он не знает, как будет жить?
(Вася знает, как он будет жить и работать, и ответ на этот вопрос ему подсказала корова своим бескорыстным служением людям)
ΙV. Закрепление.
— Каков смысл названия рассказа? (Жизнь коровы явилась примером бескорыстного служения людям.)
— В этом автор видит смысл существования всего живого на земле. Всякая живая душа: растение, животное, человек – достойна сердечного отношения, понимания, сочувствия.
V. Подведение итогов. Выставление оценок.
VΙ. Домашнее задание.
1. Прочитать самостоятельно рассказы Платонова «Юшка», «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».
2. Написать сочинение-рассуждение «Над чем заставили меня задуматься рассказы А.П.Платонова»
|
|
|