Главная страница

Разработка урока-мастерской по литературе в 6 классе «в сердце все человеческое богатство» (по рассказу а. П. Платонова «корова»)


Скачать 70.63 Kb.
Название Разработка урока-мастерской по литературе в 6 классе «в сердце все человеческое богатство» (по рассказу а. П. Платонова «корова»)
А.П.Платонова
Дата 05.04.2016
Размер 70.63 Kb.
Тип Разработка урока


ИМЦ НУРЛАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

МОУ «НУРЛАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»


РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 6 КЛАССЕ

«В СЕРДЦЕ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БОГАТСТВО»

(ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «КОРОВА»)

Разработала

учитель русского языка и литературы Ι кв. категории

ШАРАПОВА ХАЛИДА РАФИКОВНА


Нурлат 2009

«В сердце все человеческое богатство»
Урок – мастерская

по рассказу А.П.Платонова «Корова»
Халида ШАРАПОВА, учитель Ι квалификационной категории средней школы №1

г. Нурлат
Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание.

Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого участника. Это обращение к ассоциативному и образному мышлению, обращение обязательно личностное и загадочное.

Второй этап – работа с материалом, погружение в него: работа со схемами, моделями, текстом, иллюстрациями. Главное - на этом этапе должна произойти «деконструкция» материала, превращение его в некое подобие первобытного хаоса. Работа идет на уровне отдельных слов, звуков, обрывков. Из них потом выстраивается нечто новое. В ходе работы из текста выписываются отдельные слова и словосочетания – не более. Но это ключи к еще недостроенному дому. На основе этих обрывков пишется новый текст. Каждый пишет свое. Результаты могут быть совершенно неожиданные и различные, но в этом и заключается смысл.

Работа с материалом сменяется непременной «социализацией». Каждый участник читает в группе свою работу, соотнося ее с тем, что получилось у других. Идет взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять к уже написанному.

Кульминация творческого процесса – «разрыв». Это озарение, новое видение предмета. Неожиданность. Появляется информационный запрос. На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы. После индивидуальной проработки – новая «социализация» - взаимный пересказ того нового, что удалось узнать. Возникает полифоническое эхо, обогащение новыми для участников «Мастерской» знаниями. В ходе работы предлагается выделить главное.

После такой проработки – этап творческий. Обычно пишется текст, сочинение на тему, которую на основе рассматриваемого материала каждый определяет для себя сам.

Последний этап – «рефлексия» - самоанализ. Не привычные оценки «хорошо» или «плохо», а анализ движения мысли.
Вашему вниманию предлагается урок литературы в 6 классе по рассказу А.П.Платонова «Корова»


Цели урока: познакомиться с текстом рассказа «Корова», с его основными проблемами; обсудить проблему человека и окружающего мира; помочь детям почувствовать главное в рассказе: сострадание и любовь ко всему живому.

Оборудование: портрет А.П.Платонова, выставка книг, иллюстрации к рассказу, мультимедиапроектор.

План урока:

  1. Орг.момент

  2. Опрос домашнего задания

  3. Разъяснения нового материала

  4. Закрепление

  5. Подведение итогов

  6. Домашнее задание


Ход урока

Ι. Организационный момент

ΙΙ. Опрос домашнего задания.

Слайд 1. Портрет А.П.Платонова..

— На дом вам было задано написать мини-сочинение на тему «Как я буду жить и работать, чтобы принести пользу нашей Родине». Вы сейчас обменяйтесь, пожалуйста, друг с другом тетрадями внутри группы и выберете лучшее. (Учащиеся зачитывают лучшее сочинение в группе)
— Повлияло ли на ваше сочинение знакомство с рассказом Платонова «В прекрасном и яростном мире»? (Ответы учащихся)
ΙΙΙ. Разъяснение нового материала.

— Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Андрея Платоновича Платонова и прочитаем рассказ «Корова»

Слайд 2. Обложка рассказа А.П.Платонова «Корова»
— Какие ассоциации возникают у вас при слове «корова»? (Ответы учащихся)
— А сейчас посмотрите, пожалуйста, на слова и словосочетания, которые я выписала для вас из рассказа:

Слайд 3.

Серая степная корова;

В гости приходил мальчик;

Не скучай, твой сын выздоровеет;

Все посохло и поникло;

Уже плачет;

Одинокий человек;

У машиниста была забота о машине;

Цену хорошую дали;

Жарко и больно внутри;

Она терпела и не понимала;

Изуродованное туловище;

Говядина;

Польза и хорошо.
— Попробуйте предположить сюжет рассказа. (Ответы учащихся)
Чтение текста учителем (эпизод 1)
— Мы познакомились с главными действующими героями рассказа.

Слайд 4. Иллюстрация к рассказу. Портрет Васи.
— Что вы можете сказать о жизни Васи, впечатлениях его детства?

(Жизнь у него была трудная: в школу он ходит за семь километров, встает рано, помогает родителям, иногда выполняет обязанности путевого сторожа, когда отца нет.

Жизнь бедна впечатлениями, он нигде еще не был, кроме колхоза, где учился, и станции. Через их полустанок проходят два поезда днем, а три поезда – ночью. Поэтому для него было событием, когда однажды поезд замедлил ход и молодой человек улыбнулся ему и сказал: « До свидания, человек! – и помахал на память рукой». Потом Вася долго помнил этого молодого человека: у Васи не было друзей, он был одинок.)
— Что видит Вася каждый день из окон своего дома?

Слайд 5. Иллюстрация к рассказу. Пейзаж.

(Ребята обращаются к тексту: «На дворе стояла осень. Вокруг дома путевого сторожа простирались ровные, пустые поля, отражавшие и отшумевшие за лето и теперь выкошенные, заглохшие и скучные».)
— Почему писатель переносит читателя в позднюю осень?

(Автор будет рассказывать о печальном, поэтому и природа у него вызывает грусть.

Это связано с жизнью мальчика. Чтобы показать, как однообразна жизнь Васи на этом полустанке. Даже природа не балует его.)
— Почему Вася любил ходить в школу?

(Вася любознательный, он хочет узнать мир)
— Почему с «тревогой и радостью» он всматривался в поезда?

(Вася надеялся, что самое интересное и главное у него впереди. «Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он приедет к ним». Это вызывало в нем радость. Но поезда проносились мимо, много людей, чьи лица он видел в окнах вагонов, так и остались неузнанными. Это тревожило его.)
— Платонов считал, что каждый человек рождается не зря, он нужен другим людям, а без него народ «неполный». Эта мысль получит свое продолжение в рассказе «Юшка».
Чтение учителем текста (эпизод 2)
— Почему автор подробно описывает работу машиниста, используя термины: тендер, балласт, бегунки, тормозные колодки?

Слайд 6. Иллюстрация к рассказу. Паровоз, машинист.

(Платонов любил машины, паровозы, эта любовь проявляется и у Васи.)
— С какой цель автор использует олицетворения при описании паровоза?

(Платонов уважал рабочего человека, желающего докопаться до сути любой вещи, до «сердца» любого устройства. Поэтому машины силой любви людей к ним очеловечены. Только сердечное отношение человека к паровозу принимает мальчик. Платонов мечтал о гармоничном соединении природы и техники, о примирении между ними. Это было сокровенной мечтой писателя.)
— Объясните смысл слов машиниста: «Он с малолетства уже полный человек, а у него уже все впереди».

Слайд 7. Слова машиниста.

(Вася не встал в стороне, наблюдая трудную работу паровоза, а кинулся на помощь машинисту. Он трудолюбивый, добрый, отзывчивый, он в отношении к делу совсем как взрослый – «полный человек»).
Чтение текста учителем (эпизод 3)
— Платонов уверен, что человек, живя среди животных, растений, несет ответственность за них. Многие герои Платонова – люди гуманного сердца. (Уточняем значение слова гуманный.)
— Что значила в жизни Васи корова?

(Корова не только животное, дающие молоко, он относится к корове как к другу: «Днем и вечером к ней в гости приходил мальчик Вася рубцов, сын хозяина, и гладил ее по шерсти около головы».)
— Все ли герои рассказа так же относились к корове? Сделайте расстановку действующих лиц по отношению к корове.

Слайд 8. Расстановка действующих лиц (Предлагается после того, как учащиеся сделают свою расстановку действующих лиц.)

Вариант 1.



Вариант 2.
Корова



Вася мама

папа

сын-теленок

машинист
— Как Платонов изображает горе коровы?

(«Корова ничего не ела; она молчала и редко дышала,……, чтобы обессилить себя и свое горе»)
— Почему автор так тонко чувствует состояние бессловесного существа?

(Только человек может понять немое горе растений и животных. В этом его обязанность.)
— «В сердце все человеческое богатство», - убежден автор. Докажите, что это сказано о Васе.

Слайд 9. Высказывание А.П.Платонова.

(В отношении Васи к корове проявляются сердечность, доброта и понимание.)
Чтение сочинения Васи
— Вася пишет в сочинении: «Как я буду жить, я не знаю, не задумывался еще». Действительно ли он не знает, как будет жить?

(Вася знает, как он будет жить и работать, и ответ на этот вопрос ему подсказала корова своим бескорыстным служением людям)
ΙV. Закрепление.

— Каков смысл названия рассказа? (Жизнь коровы явилась примером бескорыстного служения людям.)
— В этом автор видит смысл существования всего живого на земле. Всякая живая душа: растение, животное, человек – достойна сердечного отношения, понимания, сочувствия.
V. Подведение итогов. Выставление оценок.
VΙ. Домашнее задание.

1. Прочитать самостоятельно рассказы Платонова «Юшка», «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

2. Написать сочинение-рассуждение «Над чем заставили меня задуматься рассказы А.П.Платонова»