|
Разноцветная радуга лета
Администрация Большереченского муниципального района
Большереченский Ресурсный Центр для НКО
Комитет по образованию Большереченского муниципального района
МОУДОД «Центр детского творчества»
Разноцветная радуга лета
Сборник программ по организации деятельности лагерей дневного пребывания на базе образовательных учреждений
Большеречье 2009
Издано при поддержке типографии ОАО «Газпромнефть – Омский НПЗ» в рамках программы «Газпром – детям».
В данный сборник вошли материалы II Районного конкурса проектов по организации деятельности лагерей дневного пребывания на базе образовательных учреждений Большереченского района Омской области, поддержанного депутатом Законодательного Собрания И.И.Сарваровым.
В работах сохранена авторская редакция.
Сборник адресован заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам образовательных учреждений, лидерам детских общественных объединений.
Составитель сборника: Хохлова Н.Н. – заведующая методическим отделом МОУ ДОД «Центр детского творчества», руководитель Большереченского Ресурсного Центра для НКО Общественной Коалиции Омской области.
Компьютерная верстка: Ченцова Т.С., педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Центр детского творчества»
Вместо предисловия…
Дети, как жители иностранные
Или пришельцы с других планет,
Являются в мир, где предметы странные,
Вещи, которым названия нет.
Еще им в диковинку наши нравы
И трудно выучить все слова...
А эти звери! А эти травы!
Ну, просто кружится голова!
И вот они ходят, наметки делая
И выговаривая с трудом:
- А это что у Вас? - Это дерево.
- А это? - Птица. - А это? -Дом.
И чем продолжительнее их странствие
(они ведь сюда не на пару дней),
Они становятся все пристрастнее,
И нам становится все трудней.
Они ощупывают переборочки,
Они заглянуть стараются за,
А мы - их гиды и переводчики,
Не надо пыль им пускать в глаза!
Пускай они знают, что неподдельно,
А что только кажется золотом...
- Это что у Вас? - Это дерево.
-А это?- А это дом...
Разноцветная радуга лета.
Каникулярный отдых в воспитательном процессе - явление принципиально важное. Его эффективность обусловлена разнообразием возможностей форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.
Актуальной на сегодня целью воспитания является становление нравственной, гражданственной, культурной личности, способной свободно действовать в социальном пространстве прав и обязанностей.
Исследования, проводимые педагогами и психологами, установили, что организация деятельности временного детского коллектива лагеря дневного пребывания имеет свою специфику:
- временный характер деятельности детских объединений;
- интенсивность педагогических процессов, обусловленная краткосрочностью программ;
- особая роль взрослых, связанная со спецификой деятельности лагеря с дневным пребыванием.
Для успешной реализации педагогических проектов в условиях лагерей с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений необходимо:
- наличие развивающей образовательной среды, где происходит знакомство и присвоение ребенком значимых ценностей, проблемно-целевых установок, способов и методов мышления и деятельности;
- развитие субкультуры детей и подростков в рамках создания реального творческого процесса;
- включение детей в различного рода творческую деятельность, диалоговое общение;
- приобщение детей к сохранению природы, национально-культурных особенностей Большереченского района;
- организация досуговой деятельности.
С учетом вышеизложенных позиций, педагогические коллективы лагерей задают новые уровни собственной деятельности, собственного развития, изложенные в данном методическом пособии из опыта разработки педагогических программ и проектов в условиях лагерей с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений Большереченского муниципального района.
В данный сборник вошли материалы II Районного конкурса проектов по организации деятельности лагерей дневного пребывания на базе образовательных учреждений Большереченского района Омской области, поддержанного депутатом Законодательного Собрания И.И.Сарваровым. Конкурс проводился среди образовательных учреждений района, организующих в каникулярный период отдых и оздоровление детей и подростков на территории Большереченского муниципального района летом 2009 года.
Общим для всех проектов является тесное сотрудничество с такими объектами социокультурной среды нашего района, как Историко-Культурный Комплекс «Старина Сибирская», Центр детского творчества, Картинная галерея, Большереченский историко-этнографический музей, кинотеатр, Государственный Зоопарк, МЧС, РОВД, Центральная детская библиотека, Центр помощи семье и детям, Дома Культуры и библиотеки сельских поселений. И, конечно же, самые главные социальные партнеры таких лагерей - это родители. Они - самые заинтересованные, самые внимательные, самые деятельные и творческие добровольные помощники. Ведь им очень важно, чтоб летние месяцы для их детей стали яркими и неповторимыми, как радуга, разноцветная радуга лета.
Надеемся, что этот сборник найдет своего заинтересованного читателя, станет востребованным и актуальным.
Наталья Хохлова, Ответственный секретарь Конкурсной комиссии.
«Наш Цветочный город!»
Программа лагеря дневного пребывания
Разработала: старшая вожатая
МОУ «Большереченская СОШ №2
Щербакова Елена Яковлевна
Пояснительная записка.
Есть отдых, который может дать много
и в смысле укрепления физических сил,
и в смысле роста сознательности,
а можно только устать и поглупеть.
(Н.К.Крупская.)
Лето, каникулы. О них мечтают дети, о них нередко и всерьёз размышляем мы, взрослые, детство которых уже ушло.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Во время летних каникул далеко не каждый родитель может предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить здоровье, снять напряжение, развить творческие и интеллектуальные способности.
Организация оздоровительных лагерей дневного пребывания при школе – одна из интереснейших форм работы с детьми в летний период. Ведь лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за учебный год напряжения, восполнения израсходованных сил. Это хорошая возможность дать детям отдохнуть, оздоровить и закалить свой организм. Пребывание ребенка в оздоровительном детском лагере (даже при школе) целесообразно рассматривать как этап в его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста ребенка.
Переплетая интеллектуальные, художественные, спортивные, творческие дела, мы стремимся к тому, чтобы каждый ребёнок смог побывать в роли успешного человека и почувствовать от этого незабываемое удовлетворение. Лагерь-это клапан для спуска излишков детской энергии и вместе с тем зарядка новой энергией, настроением, приобретением новых сил, продолжение освоение мира, его познания, время воспитания и самовоспитания.
Оздоровительные составляющие жизни летнего лагеря в нашей школе - это оптимальный двигательный режим, сбалансированное питание, гигиенические навыки и правильный образ жизни. Наконец лагерь- это место реализации человеческой фантазии.
Сияющие глаза детей, их неподдельный интерес к происходящему, стремление вверх - это естественный результат счастливого педагогического труда. Задача педагогов и вожатых, работающих в лагерях дневного пребывания - сделать это время для ребят интересным и незабываемым.
Итак, вперед, в светлый и добрый мир детства!
Цель программы: оздоровление детей в условиях лагеря дневного пребывания, организация активного отдыха.
Задачи:
развивать навыки здорового образа жизни;
воспитывать любовь к духовному наследию предков;
способствовать развитию коммуникативных навыков в совместной творческой деятельности, нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей;
создать условий для развития творческой и физической активности;
обеспечивать положительное эмоциональное самочувствие личности, поставленной в новые условия, адаптация;
Принципы, на основе которых разработана программа летнего отдых в лагере :
Гуманизма – отношение к каждому ребенку как самоценности;
Духовности – формирование у детей и подростков гуманистических духовных ориентаций, потребностей к присвоению общечеловеческих ценностей;
Учет динамики состояния здоровья в физическом, психо-эмоциональном, социальном аспектах;
Толерантности – терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни;
Вариативности – многообразие форм работы, отдыха и развлечений, различные варианты технологии и содержания воспитания.
Ожидаемые результаты:
снятие физического и психологического напряжения, укрепление здоровья;
знакомство с основами общечеловеческой культуры;
получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности ,
знакомство ребят лагеря с культурно-историческими ценностями российского народа через наиболее значимые даты и праздники календаря;
знание своих прав и обязанностей, приобретение навыков в их использовании
снижение роста преступности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Основное содержание
Структура смены.
Организационный период - 2 дня.
В организационный период лагеря идут “поиски нового места” для Цветочного города – места для проживания “малышей и малышек”. В поисках участвуют все “малыши и малышки”, им помогают “Феи цветов”, “Знайка”, “Росинки” и “Волшебник”.
Прием детей ведется в одной комнате, где ведется регистрация - “полянке”. Все “малыши и малышки” будут строить Цветочный город - город Добра и Милосердия. Дети, воспитанники лагеря, делятся на округа (отряды). Они распределяются по возрасту. Воспитатель округа(отряда) становится хранителем волшебного огонька. Из детей выбирается помощник хранителя - пчелка, которая будет помогать хранителю в организации жизнедеятельности округа. Проводится анкетирование, где собираются основные сведения о ребенке. (Приложение №1)
Разработка правил жизнедеятельности в Цветочном городе - знакомство с режимом дня. (Приложение №2)
Распределение обязанностей среди жителей округа - составление графика дежурства, выявление талантов, желаний и способностей.
Знакомство с планом строительства города - основные дела “малышей и малышек”. (Приложение №3)
В основной период идет строительство города. Каждый день жители округов (отрядов) проводят свои интересные дела или участвуют в общих делах. Все это отражается на “клумбах”. В “корзинке цветка” записываются основные дела, проведенные в этот день, на лепестках отмечаются активные “малыши и малышки».
Итоги каждого дня подводятся совместно в округе (отряде) у “волшебного огонька”, заносятся на “листья цветочка”, который в конце дня “высаживается” в клумбу (прикрепляется на общий стенд).
В заключительный этап смены проводится сдача и приемка Цветочного города - подведение итогов работы округов (отрядов), тестирование детей, проведение экспресс-анкеты, результаты педагогических наблюдений. На поляне образовалось четыре округа, вокруг которых разбиты цветочные клумбы. Так как Цветочный город возрожден, в гости прилетели насекомые и рассказали:
Бабочки – о самых активных ребятах, которые участвовали во всех делах и выступали в роли организаторов (определяется по количеству раз упоминаний на цветочках).
Стрекозы - самые творческие ребята (достигшие успехов в работе у садовников),
Кузнечики - спортсмены (участники спортивных дел, ведущие здоровый образ жизни),
Божьи коровки - добрые и милосердные,
Пчелки – помощники Феи цветов и Росинок.
Муравьи - настоящие друзья. (Количество насекомых может изменяться).
Составляются списки ребят для награждения дипломами. Готовится угощение и подарки для новоселья.
В последний день - закрытие смены – расцветает розовый куст в самом центре Цветочного города.
Обязательные условия для успешной реализации программы:
Подготовка педагогических кадров к реализации программы лагеря (Семинар- практикум «Старт в игру»).
Деление всего детского коллектива на округа.
Создание благоприятной обстановки внутри каждого округа и в городе (нельзя осуждать и ругать детей). Главное создать атмосферу взаимопонимания, вызвать у ребенка желание разобраться в своих поступках и самому понять и исправить свои недостатки.
Постоянные педагогические наблюдения и коррекция поведения жителей округов, формирование нравственных качеств личности.
Возможные изменения в программе:
количество округов (в зависимости от общего числа отдыхающих);
их название (по желанию и договоренности жителей округа);
количества садовников (в зависимости от интересов детей);
количество насекомых (в зависимости от итогов и положительных качеств, которые проявляют дети).
Механизм реализации программы.
Программа реализуется в условиях лагеря дневного пребывания на базе МОУ «БСОШ №2» и рассчитана на 2 месяца (май, июнь). Программа реализуется по этапам.
1 этап
Подготовительный (май)
Разработка, согласование, утверждение программы;
проводится инструктаж, семинары-практикумы с педагогическими кадрами, работниками столовой, мед. работниками по вопросам организации и проведения лагеря дневного пребывания в период летних каникул;
рекламно-информационная работа;
приём заявлений от родителей и комплектование отрядов с учётом возраста;
укрепление материально-технической базы.
готовится наглядность для оформления и реализации программы.
утверждается план с социальными партнерами.
2 этап
Основной
Это период активного включения все факторов, способствующих реализации программы.
В соответствии с программой проводятся массовые мероприятия, экскурсии и т.д.
В установленном порядке осуществляется медицинское обследование детей, и проводятся оздоровительные мероприятия.
Главная задача этого этапа - создать условия для реализации способностей ребёнка по максимуму.
3 этап
Итоговый
Проводится работа по подведению итогов летнего отдыха детей в лагере дневного пребывания ; анализ работы за сезон.
Проведение заключительной диагностики.
На основе анализа, предложений родителей, пожеланий детей, а также имеющихся возможностей осуществляется прогнозирование развития летнего оздоровления на следующий год.
Реализация программы возможна с помощью обеспечения:
Педагогическими кадрами: воспитатели и вожатые, педагог-психолог, педагог-организатор, педагоги физической культуры, музыкальный руководитель.
Квалифицированными педагогами дополнительного образования.
Организации качественного питания и медицинской помощи.
Техническими средствами.
С
Детская библиотека
пециалистами социума.
Зоопарк
Центр детского творчества
РОВД
ЛДП «СТАРТ»
ДЮКФП
Совет ветеранов
ИКК«Старина Сибирская»
Музей
Пожарная часть
Клуб волонтеров «РОВЕСНИК»
Л
Кинотеатр «Космос»
итература:
Афанасьев СП., Тимонин А.И. «Что делать с детьми в загородном лагере». М.. Изд-во “Новая школа”. 1994.
«Педагогика каникул». // Народное образование №3, 2002.
«Школьный летний лагерь»/Е.И. Гончарова, Е.В.Савченко, О.Е. Жиренко. – М.: , 2004г.
«Летний лагерь от А доЯ». С.Марфина, Ярославль 2005г.
«Здравствуй лето». С.Титов, Волгоград 2004г.
Сценарии праздников в ДОЛ. Т.Иванова Москва 2005г.
Из опыта работы детского Всероссийского центра «Орлёнок». Волгоград 2007г.
Л. Г. Нещерет «Летний отдых» Н. Новгород ,2002г.
Н. В. Боровик «Педагогика лета» Минск ,2002г.
Н. А .Горбунова «Школьный лагерь» Волгоград ,2003г.
В. А. Караковский, Л И Новикова «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» М.,1996г.
Т. М. Кумицкая «Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе» М,2006г.
И. К.Дракина, С. Горбунова « Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» Омск,2005г.
Журналы: «Праздник в школе», «Классный руководитель», «Вожатый века», « Здоровье школьника»
О. Н. Мосеева, И. И. Тараданова «Выбираем мир без наркотиков» Омск ,2003.
Е. Щуркова «Классное руководство» М., 1999г.
Правдина О. В, Мишина С.Е, Коротеева Т.В.Методическое пособие по курсу «Мой выбор».-М.: Ижица, 2005г.
Ю.Д.Беляков, О.А.Винокурова «Практические организационные материалы в помощь отрядному вожатому» - Волгоград:Учитель, 2006г.
Е.Н. Арсенина «Возьми с собою в лагерь…».-Волгоград:Учитель, 2007г.
Л.И. Маленкова «Классный руководитель(воспитатель):практические материалы.-М.:Педагогическое общество России, 2005г.
Л. М. Шипицына «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сборник программ – Издательство «Образование-Культура»,2003г.
Сборник методических материалов «Организация профилактической деятельности и пропаганды здорового образа жизни».- Министерство образования Омской области, 2006г., ГОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования», 2006г.
Приложение№1
Я _______________________________________________________
Фамилия, имя, возраст
Как тебя называют дома ___________________________________________
Могу
|
Хочу показать свои умения
|
Хочу научиться
|
1.
|
писать стихи
|
1.
|
писать стихи
|
1.
|
писать стихи
|
2.
|
петь
|
2.
|
петь
|
2.
|
петь
|
3.
|
танцевать
|
3.
|
танцевать
|
3.
|
танцевать
|
4.
|
рисовать
|
4.
|
рисовать
|
4.
|
рисовать
|
5.
|
делать интересные игрушки
|
5.
|
делать интересные игрушки
|
5.
|
делать интересные игрушки
|
6.
|
мастерить из дерева
|
6.
|
мастерить из дерева
|
6.
|
мастерить из дерева
|
7.
|
вышивать
|
7.
|
вышивать
|
7.
|
вышивать
|
8.
|
играть на музыкальном инструменте
|
8.
|
играть на музыкальном инструменте
|
8.
|
играть на музыкальном инструменте
|
9.
|
играть в футбол
|
9.
|
играть в футбол
|
9.
|
играть в футбол
|
10.
|
играть в подвижные игры
|
10.
|
играть в подвижные игры
|
10.
|
играть в подвижные игры
|
Как хочешь, чтобы тебя называли в Нашем Цветочном городе______________________________________
От лагеря я жду ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение№2
Режим дня.
8.30-прием детей.
9.00-линейка-построение.
9.15-утренняя зарядка.
9.30 –завтрак.
10.00- кружки по интересам.
11.00 –второй завтрак.
11.15 -12.15 –мероприятия по плану.
12.15 –оздоровительные процедуры.
12.45 –подготовка к обеду.
13.00 -13.30 –обед
13.30 -14.00 закаливающие процедуры
14.00 -16.00 –тихий час
16.00 –полдник.
16.30 -17.30 –подвижные игры на свежем воздухе, спортивный час.
17.30 – день прошел, мы ждем другой, а пока идём домой.
Приложение№3
|
|
|