|
Рассказать родителям о важности чтения, которое является основой для изучения всех школьных дисциплин
Родительское собрание «Родителям о детском чтении» Слайд 1.
Форма проведения – родительский всеобуч Слайд 2.
Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Задачи: Слайд 3.
Рассказать родителям о важности чтения, которое является основой для изучения всех школьных дисциплин.
Дать представление о том, что сегодня происходит с чтением и какое влияние это оказывает на наших детей.
Дать представление о целях, мотивах и характере детского чтения.
Рассказать родителям, как они могут помочь своим детям полюбить книгу и чтение, как сформировать домашнюю детскую библиотеку.
Скоординировать совместную деятельность родителей, учителей и библиотекаря по привлечению детей к чтению.
Объект деятельности:
Совместная работа учителей начальных классов и школьной библиотеки по вовлечению родителей к решению проблемы детского чтения.
Предмет деятельности:
Формирование устойчивого интереса со стороны родителей к привлечению к чтению своих детей.
Ожидаемые результаты:
Возникновение заинтересованности со стороны родителей к чтению их детей.
Расширение представления родителей о важности чтения в современном мире.
Рост читательской активности детей.
Актуальность:
В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен компьютер. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.
Вступление
Слайд 4.
Здравствуйте, уважаемые родители! Многие считают, что сегодня компьютер вытесняет книгу, однако наоборот – сегодня, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение. Поэтому сегодня наше родительское собрание посвящено теме детского чтения.
Слайд 5.
Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учёбе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.
Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение, обеспечивая равенство жизненного старта, для девочек и мальчиков, для бедных и богатых, для здоровых и больных. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
- Вспомните десять лучших учеников своего класса и подумайте, что их объединяет? ( Они все умеют читать лучше всех остальных)
О первичности чтения и вторичности жизненного успеха говорил Ф.Искандер в книге «Авторитет», герой которого учёный – физик.
Этот учёный был уверен, что его успехи в физике каким – то таинственным образом связаны с прочитанными любимыми книгами. Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чтении. И счастье этого состояния он испытал ещё в детские годы. Детское чтение шло впереди его увлечения наукой. Оно и привело его к ней.
Главная миссия чтения сегодня – воспитать людей творческих, обладающих высокой культурой и интеллектом. Людей способных двигать страну вперёд к процветанию.
У руля этого воспитания стоите вы – уважаемые родители. Семья становится социальным институтом по поддержке чтения в стране.
Сегодня задача приобщения ребёнка к чтению неимоверно усложнилась: дети не хотят читать. Другие средства проведения досуга в виде ТВ и Интернет оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души, как чтение.
- Обьясните, почему так произошло?
Отец решил приобщить своего 11- летнего сына к чтению великих произведений, на которых вырос сам, но оказалось: уже поздно.
Ребёнок утратил способность реагировать на слово, переводить его в образ. Выросший на движущих телевизионных картинках, он погасил в себе работу воображения – основу всякого творчества. Вывод напрашивается сам собой: начинать нужно с раннего детства, когда ребёнок весь в вашей власти.
Слайд 6.
Американцы забили тревогу по поводу чтения и образования ещё в 1983 году. Они провели исследование и пришли к неутешительным выводам: нечитающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации. Он не в состоянии выполнить свои функции ни как солдат, ни как гражданин, ни как работник. Опыт чтения на Западе стал приравниваться к накоплению человеческого капитала – капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности. Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других.
Слайд 7.
Предпосылкой приобретения такого капитала является доведённая до автоматизма техника чтения, когда за буквами и словами ребёнок видит скрытые в них значения и образы и реагирует на них. Уникальность чтения вытекает из материала литературы – слова. Слово – знак второй сигнальной системы, в отличие от остальных видов искусства, которые мы непосредственно видим, слышим или видим и осязаем. В слове собираются все наши ощущения, чувства, все восприятия.
Особое значение чтения заключается в развитии воображения - основы творчества. Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет предвидения, нет прогресса. Древние греки о строении атома знали примерно столько же, сколько и мы. При этом не было ни микроскопов, ни маши, ни компьютеров. Они обладали только силой воображения. Благодаря этой силе появляются люди, подобные Ломоносову.
Слайд 8 (СОВЕТ 1)
Высказывания о чтении.
- Прочитайте высказывания выдающихся людей о роли книги и чтения
«Чтение выстраивает целые судьбы » В. Шукшин
«Чтение – это соучастие в творчестве» М.Цветаева
«Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя» В. Сухомлинский
« Дни нашего детства, проведённые с любимой книгой, были прожиты с такой полнотой» Марсель Пруст
Совет. Обращайте внимание ваших детей на высказывания выдающихся людей. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребёнка.
Слайд 9.
Есть дети, которые не мыслят жизни без книги. Кто смотрит передачу «Умники и умницы», тот знаком с феноменальной начитанностью этих подростков. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать. К сожалению, таких детей с каждым годом становится всё меньше. Зато возрастает количество детей, для которых чтение – тяжкая повинность. А ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой изучения всех дисциплин, даже математики.
Ценность книги и чтения в представлениях нынешних детей.
- Вспомните, что говорят наши дети о чтении?
«Я что, ненормальная, чтобы читать?»
«Читать – это классно!»
«Только и слышу: читай, читай. Надоело!»
«Чтение – это наша жизнь!»
«Читать – это нудно, скучно, муторно»
«Чтение – это мир, где можно понять самого себя и других»
«Чтение спасёт мир»
Что же касается наших школьников, то отношение к чтению у них весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга – это органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, которые не тычут в книжку пальчик» с каждым годом становится всё больше. Для них чтение – тяжкая повинность.
Слайд 10. (СОВЕТ 2)
Неправильно понятая задача ведёт к неправильному решению. Начитанность школьников определяет и уровень межличностных отношений в классе, духовных климат в школе и дома. Кем бы ни стали дети после окончания школы – жить им среди людей. А значит необходимо понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.
В «портфолио» достижений войдут материалы, характеризующие читательскую деятельность детей: сочинения, рефераты, отзывы, дневники чтения.
Совет. Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учёбе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей.
Качество детского чтения
Слайд 11. Статистика по детскому чтению в России за последнее десятилетие.
Многие детские книги, вместо реальной жизни, дают ребёнку её имитацию, уводят в иные миры, где силы добра и силы зла приравнены друг к другу. Читая такую литературу, ребёнок в своём нравственном развитии в лучшем случае буксует. А в худшем – деградирует, копируя её героев. Разрушительная энергия некоторых книг усиливает предрасположенность читателей к реальной агрессии.
Слайд 12(СОВЕТ 3)
Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительно чтение, чаще всего, неплодотворно. Плодотворным оно становится тогда, когда ребёнок читает, то что ему интересно. Для него интересная книга – значит «хорошая», неинтересная – значит «плохая». Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на человека. Кризис детского чтения сегодня не в том, что многие дети перестали читать, а в том, что у них не развит интерес к чтению.
Что происходит с детским чтением сейчас?
-Что бы вы ответили на вопрос, что значит чтение для ребёнка сегодня?
«Чтение для ребёнка сегодня – это….»
«чтение из – под палки»,
«программная обязаловка»,
«это наша родительская мука»,
«это наши затраченные нервы»,
«случайный процесс ситуативного характера»,
«выполнение домашнего задания»
- Согласны ли вы с таким утверждениями, уважаемые родители? Приведите свои ответы.
СОВЕТ: Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
Что мешает и что помогает чтению детей.
Слайд 13.
Главной помехой чтению многие родители и дети считают нехватку времени. Но многие специалисты считают, что вопрос не в том, есть ли время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, - это просто образ жизни. Для интересной книги всегда найдётся время. Подумайте, сколько времени уходит на сидение за телевизором и компьютером, а ведь можно превратить их в своих помощников и союзников в привлечении вашего ребёнка к чтению.
Чтение и телевидение. Голубой экран очень притягателен для ребёнка. Ничто не заменит телевидение по актуальности, яркости и красочности, эффекту присутствия. Но общение с книгой имеет свои преимущества по способности доставлять ни с чем не сравнимое наслаждение уединения, отключения от внешних раздражителей, погружения в мир образов, созданных собственной фантазией. Конечно телевидение отнимает ребёнка от книги, но оно способно и привлечь его к ней. Надо только уметь этим пользоваться. После просмотра интересной передачи – предложить ребёнку прочитать книгу на тему передачи, которая его заинтересовала. Сейчас выпускаются книги, основанные на телепередачах. Например, серия книг «В мире животных». Авторы серии те же самые, что и авторы передачи «В мире животных» - Н.Дроздов и А.Макеев.
Чтение и компьютер. Компьютер оказывает неоднозначное влияние на детей. С одной стороны через Интернет он открыл ребёнку доступ к мировым запасам информации, с другой стороны он используется во вред ребёнку: компьютерные игры, программы и сайты сомнительного содержания. Поговорим о хорошем. Существует «Детская сетевая библиотека» (Слайд 14) в виде каталога, которая содержит имена авторов, названия произведений, ориентированных на разный возраст. «Библиотека Максима Мошкова» - самая известная электронная полнотекстовая библиотека. «Библиогид» - справочное электронное аннотированное издание , которое ориентирует детей в современной и классической детской литературе. Нельзя не упомянуть компьютер и как средство читательского общения детей, открывающего возможность для виртуальных обсуждений книги т.д. Само пользование компьютером заставляет читать, писать, рисовать, самим создавать информацию. Ещё одно положительное качество компьютера – он приучает детей к гипертексту.
Если влияние телевидения и компьютера на чтение детей двойственно, то явно однозначной помехой для общения с книгой является слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников. Ученик, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Его умственная энергия уходит на механическое складывание из букв и слогов слов и текста в целом. Это тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребёнка. Чтобы этот период не был затяжным, ребёнку надо помочь.
Слайд 15
Стимулы чтения:
Участие в литературных конкурсах. Конкурс стимулирует познавательные интересы школьников, побуждает их в поисках ответов обращаться к энциклопедиям и другим познавательным книгам.
Пример авторитетных взрослых, например, каких-либо их кумиров.
Читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. Это один из главных факторов привлечения детей к чтению.
Пример хорошо читающих сверстников, друзей, когда ребёнок старается быть на уровне, не отстать от одноклассников, которых уважают в классе.
Эмоциональное потрясение от прочитанного, возникающее в результате сопереживания с героями книги полностью захватывающее читателя. Оно оставляет в душе ребёнка глубокий след и желание вновь испытывать его. Так чтение становится для ребёнка внутренней необходимостью.
Слайд 16 (СОВЕТ 4)
Модель детского чтения
Чтение детей по целям, мотивам и характеру разнообразно. Модель детского чтения чаще всего складывается из учебного, досугового, делового, познавательного и чтения «для души».
Учебное чтение. Чтение учебной и программной литературы - это, прежде всего, труд, волевые усилия, ответственность. Здесь многое зависит от выработанной у ребёнка привычки к умственному труду, от отношения к учёбе в целом. Поддерживая энтузиазм ребёнка к учению, мы поддерживаем его программное чтение. Литература, входящая в школьную программу, - это произведения, отобранные временем, её лучшие образцы и здесь важна помощь родителей, особенно в начальной школе.
Чтение - развлечение, релаксация, отдых. Чтение для веселья. Эту потребность хорошо удовлетворяют комиксы, книги-парадоксы. Их функция – позабавить ребёнка. Психологи установили: «смешная книга» для младшего школьника – это любимая книга. К таким книгам относятся произведения Д.Хармса, Г.Остера, Э.Успенского, О.Григорьева, В.Драгунского, В.Голявкина и многих других авторов.
Деловое чтение. Его функция прикладная - научиться мастерить своими руками или проверить свои способности. Мальчики читают о машинах, спорте и т.п.девочки – о кулинарии, рукоделии и т.п. некоторые в свободное время любят разгадывать кроссворды, заполнять тесты.
Познавательное чтение. Здесь на первом месте энциклопедии и справочники. Дети выборочно черпают из них информацию по разным вопросам. При всей важности такого чтения в нём есть опасность – информированность читателя, лишённая души. Огромный пласт научно-познавательных книг, отлучающийся стремлением авторов заинтересовать ребёнка окружающим миром, вызвать в нём любознательность, пытливость ума, оказывается в тени энциклопедий, вырабатывающих эрудицию без глубины собственных мыслей читателей.
Чтение «для души». Так дети чаще всего называют чтение художественных произведений. Художественная литература становится для ребёнка особенно значимой и необходимой, когда в книге он находит себя. Эффект узнавания – самый сильный аргумент в пользу чтения художественной литературы, особенно для подростка озабоченного поиском своего «Я». Особое значение чтения «для души» имеет поэзия.
СОВЕТ: Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение к нему.
Что могут родители.
Главный вопрос, который беспокоит многих родителей: Как заставить полюбить книгу? И можно ли это сделать?
Слайд 17 (СОВЕТ 5)
Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребёнок ещё не умеет читать сам. Когда же он – школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Хорошо бы сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть ребёнок. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой, и не на самом интересном месте, беседой: всё ли понятно ребёнку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения. Но не стоит превращать беседу о книге в экзамен, стараться избегать разговора проверочного характера, заставлять ребёнка пересказывать.
СОВЕТ: Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы
рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
Слайд 18 (СОВЕТ 6)
Для привития у ребёнка интереса к чтению придумано немало хитростей:
«Экран прочитанных книг». Экран нужен, чтобы сделать успешность ребёнка в чтении наглядной, ребёнок сам будет отмечать прочитанные книги.
-
Выставка рисунков по мотивам прочитанных книг, можно попросить ребёнка их прокомментировать.
Продолжение чтения книги. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается. Заинтригованный ребёнок вынужден дочитать текст до конца, чтобы узнать что же приключилось с героем.
Советы о том, что читать, даёт любимый литературный персонаж, который шлёт ребёнку письма, от каких книг он сам без ума.
СОВЕТ: Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
Слайд 19(СОВЕТ 7)
Самое важное, что могут родители, — посоветовать школьнику записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать ее.
СОВЕТ: Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку.
Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом.
Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.
Слайд 20
Подсказки для родителей
ДА и НЕТ родителей
Рекомендации по книгам детское чтение
Слай 21
ДА
Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).
Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день ( попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).
Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.
Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.
Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.
Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку
Дарите ребёнку книги.
Поощряйте ребёнку в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым
. Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.
Слайд 22
НЕТ
Не заставляйте читать насильно.
Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.
Не заставляйте читать слишком трудные книги
Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.
Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.
Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.
Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.
Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать <�что-то> лучше, чем ничего не читать
Слайд 23
Организация чтения дома
Когда вы читаете со своим ребёнком, то:
Найдите спокойное место
Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.
Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.
Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения
Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.
Ведите для ребёнка, а затем совместно с ним <�Дневник чтения>, занося туда любимые книги.
Книга для школьника в домашнем собрании.
Слайд 24. Цитата
«Дом, в котором нет книг, — говорил Цицерон, — подобен телу,
лишенному души».
Семейное собрание детских книг отличается от собрания книг для взрослых. Здесь не должно быть собраний сочинений, лучше отдельные иллюстрированные издания или сборники. Детские книги предназначены для совместного чтения взрослыми и детьми и выступают связующим звеном между ребенком и его родителями.
Слайд 25
Какие книги для ребёнка должны присутствовать в домашней библиотеке:
Словари и справочники. Имея их дома ребёнок может обратиться к ним в любую минуту. Самым ходовым словарём для учащихся начальной школы является «Школьный граматико-орфографический словарь», составленный Б.Пановым и А.Текучевым; «Толковый словарь русского языка. Пособие для учащихся начальных классов»Н.Неусынова; «Толковый словарь русского языка»С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой и др.
Классика детской литературы. Произведения В.Крапивина, Р.Погодина, В.Носова, Л.Давыдычева и др.
Переводная литература. Книги С.Лагерлёф, О.Уайльда, Р.Киплинга, А.Линдгрен и др. Книги зарубежных писателей в пересказе для детей Э.Распе «Приключения Барона Мюнхгаузена», Д.Дефо «Робинзон Крузо», детское издание «Библия», «Мифы Древней Греции».
Познавательная литература. Книги исторические и природоведческие. Хорошо бы иметь книги о Великой Отечественной войне С.Алексеева, особенно «Богатырские фамилии», книги из серии «Дедушкины медали». Историческая литература: Н Головин «Моя первая русская история: в рассказах для детей» и др. Книги о природе В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова и лр.
Периодические издания. Можно оформить подписку на журналы «Мурзилка», «Клёпа», «Свирель», «Муравейник» и др. Ценным подспорьем к чтению детей и всей семьи может стать журнал «Берегиня», который нацелен на знакомство с лучшими книгами. Журнал «Читайка», посвящён чтению детей учащихся в начальной школы. Задача данного журнала – привить любовь к чтению, развить образное мышление для творчества и учебных успехов. Для совместного чтения детей и родителей издательство «Школьная библиотека» подготовило журнал «Семейное чтение». Наряду с методическими материалами по привлечению детей к чтению в него включены лучшие художественные тексты для сердца и разума.
Слайд 26
СОВЕТ: Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из каталога «Роспечать». Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.
Где найти нужные ребёнку книги.
Купить в магазине.
Слайд 27
Критериями удачной покупки являются:
Доступность для данного возраста
Проверка качества издания временем
Способность книги быть помощником в обучении
Наличие иллюстративного материала
Гуманное содержание
Образный язык
Слайд 28 (СОВЕТ 8)
СОВЕТ: Покупая книгу ребенку, обращайте внимание на издательство, выпустившее книгу.
Список издательств.
Среди издательств детской
книги общее признание получили в нашей стране издательства
«ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА», «РОСМЭН», «АЗБУКА», «ЛИЦЕЙ», «БЕЛЫЙ ГОРОД», «САМОКАТ», «ДРОФА»
Как ни велик поток книжных изданий для детей и количество их в книжных магазинах, детям и родителям не обойтись без библиотеки.
Слайд 29
Закончить наше собрание мне хочется словами из «Притчи о людях-читателях» Вирджинии Вульф : «В Судный день… Всевышний обернётся к апостолу Петру и скажет не без некоторой зависти, увидев нас с книгами под мышкой: «Смотри, этим награды не нужны. Нам нечего дать им. Они любили читать».
Слайд 30
Спасибо за внимание. Всего Вам доброго.
Список источников, использованных при подготовке к собранию:
Родительское собрание, посвящённое детскому чтению [Text].: материалы для директора школы //Школьная библиотека.- 2005.- №9-10.- (Вкладка)
Шишова,Т. Круг детского чтения [Text] //Домашнее воспитание. - 2004.- №1
doshkolnik.ru
Приложение 1.
Круг чтения.
Книжки для детей от 7 до 8 лет
Ш. Перро Сказки
Сказки все по очереди
Ю. Томин Шел по городу волшебник
А. Линдгрен Малыш и Карлсон, Пеппи - Длинный чулок
В. Драгунский Денискины рассказы
Л. Лагин Старик Хоттабыч
А. Толстой Золотой Ключик или приключения Буратино
Эно Рауд Муфта, Полботинок и Моховая борода
С. Прокофьева Лоскутик и облако, Приключения желтого чемоданчика
Р. В. Шульжин Фунтик и старушка с усами
Л. Кассиль Кондуит, Швамбрания
Ушинский Рассказы
Борис Заходер Рассказы
Борис Житков Рассказы
В. Медведев Баранкин, будь человеком
Др. Сьюз Приключения слона Хортона
Туве Янссон Муми-тролли
Е. Велтистов Приключения Электроника, Рэсси, Миллион и один день каникул
Р. Киплинг Маугли,
Ю. Олеша Три толстяка
Э. Распэ Приключения барона Мюнхаузена
Н. Носов Приключения Незнайки и его друзей, Незнайка в Солнечном городе, Незнайка на Луне, Витя Малеев и другие
Ян Ларри Необыкновенные приключения Карика и Вали
Приложение 2
Книжки для детей от 9 до 10 лет
А. Погорельский Черная курица или Подземные жители
А. Некрасов Приключения капитана Врунгеля
П. П. Бажов Уральские сказы
А. Беляев Остров погибших кораблей, Голова профессора Доуэля
Д. Дефо Приключения Робинзона Крузо
В. Аксенов Мой дедушка-памятник, Сундучок, в котором что-то стучит
Г. Каттнер Котел с неприятностями, Прохвессор накрылся
А. Азимов Конец вечности, Стальные пещеры, Обнаженное солнце, Я-робот
С. Лагерлеф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
Ф. Зальтен Бэмби
Дж. Барри Питер Пэн и Венди
О. Пройслер Крабат: Легенды старой мельницы, Маленькая баба-яга, Маленькое привидение, Маленький водяной
Дж. Рони-Старший Борьба за огонь, Пещерный лев
Э. Сэтон-Томпсон Рассказы о животных
Дж. Крюс Тим Талер или Проданный смех
Р. Говард Конан-варвар
П. Трэверс Мери Поппинс
Н. Сладков Захар Загадкин
Л. Кэрролл Алиса в стране чудес, Алиса а Зазеркалье
А. С. Пушкин Руслан и Людмила
О. Уальд Звездный мальчик, Кентервильское привидение
К. С. Льюис Хроники Нарнии
Дж. Свифт Путешествия Гулливера
Дж. К. Джером Трое в лодке, не считая собаки
Р. Л. Стивенсон Черная стрела, Остров сокровищ, Клуб самоубийц и Алмаз Раджи
Ч. Диккенз Приключения Оливера Твиста
А. Конан Дойл Затерянный мир, Шерлок Холмс
Г. Мало Без семьи
М. Метерлинк Синяя Птица, Ариана и синяя борода
Б. Полевой Повесть о настоящем человеке
Г. Уэллс Нашествие марсиан, Машина времени
Приложение 3
Книжки для детей от 11 до 12 лет
Стругацкие Понедельник начинается в субботу
Г. Р. Хаггард Дочь Монтесумы, Копи царя Соломона
А. Гайдар Чук и Гек, Тимур и его команда, Голубая чашка, Военная тайна
А. Н. Рыбаков Кортик, Бронзовая птица
Я. Корчак Король Матиуш Первый
Жюль Верн Дети капитана Гранта,Таинственный остров, Пятнадцатилетний капитан
Гомер Иллиада, Одиссея
М. Твен Приключения Тома Сойера, Приключения Геккельбери Финна, Янки при дворе короля Артура
Л. Кэрролл Приключения Алисы в стране чудес, Алиса в Зазеркалье
А. С. Грин Алые паруса, Золотая цепь
В. Осеева Васек Трубачев и его товарищи
К. Станюкович Вокруг света на "Коршуне", Рассказы
Р. Брэдбери Вельд, Рассказы
Р. Саббатини Одиссея капитана Блада, Хроники капитана Блада
Оноре де Бальзак Шагреневая кожа
М. Гершензон Баллады о Робин Гуде
Л. Соловьев Повести о Ходже Нассреддине
Дж. Даррелл Гончие Бафута, Моя семья и другие звери
Дж. Р. Р. Толкиен Хоббит или туда и обратно, Властелин Колец
Т. Майн Рид Всадник без головы
А. Пушкин Капитанская дочка
М. Салье Сказки тысячи и одной ночи
Вл. Крапивин Мальчик со шпагой, Великий кристалл, Голубятня и другие
О. Генри Рассказы
Э.Т.А. Гофман Щелкунчик и мышиный король, Крошка Цахес, Песочный человек
В. Скотт Айвенго, Квентин Дорвард, Роб рой
Г. Гаррисон Неукротимая планета, Фантастическая сага
Дж. Лондон Сердца трех, Белый клык, Повести, Рассказы
Э. Р. Бэрроуз Тарзан, Владыка Марса, Принцесса Марса и другое
Ю. Кобаль Недопесок, Пять похищенных монахов
А. Казанцев Пылающий остров, Сильнее времени
Л. Пантелеев Республика "Шкид", Пакет
Д. В. Шульц Моя жизнь среди индейцев, Ошибка Одинокого Бизона
Р. Янг У начала времен, Срубить дерево
А. Дюма Три мушкетера, Граф Монте-Кристо
Ш. де Костер Легенда о Тиле Уленшпигеле
Приложение 4а
Анкета для учащихся.
-
Есть ли книги у вас дома? –
Да, очень много
Да, только мало
Нет
-
Любят ли читать книги ваши родители?
Да
Нет
Не знаю
-
Читают ли вам родители книжки?
Да
Очень редко
Нет
-
Вам хочется, чтобы родители читали вам перед сном книжки?
Да
Нет
Очень-очень хочется
-
Любите ли вы читать книги?
Да, это так интересно
Нет, это скучно
-
Какие книжки вы читаете?
Познавательные
Приключения, сказки
Рассказы о детях
Стихотворения
Никакие
-
Какую книжку вы читаете сейчас?
______________________________________________________________________________________________________________________
-
Есть ли у вас любимая книга?
Да ________________________________________________________
Нет
Приложение 4б
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим вас ответить на следующие вопросы:
Считаете ли Вы себя читающим человеком?
а) Да б) Нет
Как Вы считаете, может ли Интернет, электронная литература заменить «живую» книгу?
а) Да б) Нет
3. Делитесь ли Вы со своим ребенком впечатлениями о прочитанных книгах?
а) Да б) Нет
4. Практикуется ли в Вашей семье совместное чтение вместе с детьми?
а) Да б) Нет
5. Как часто Вы со своим ребенком читаете детские книги?
а) каждый день б) 1 раз в неделю в) 1 раз в месяц г) никогда
6. Какую роль сыграла семья в формировании Вашего отношения к чтению книг?
а) никакой б) привили мне любовь к чтению
7. Для Вас книга – это _________________________________________
Приложение 5.
Тест для учащихся «Бывало ли такое с тобой»
Фамилия, имя_________________________________класс_______
1. Когда папа, мама или бабушка читали тебе вслух книгу и вы потом все вместе обсуждали ее, обменивались впечатлениями: смеялись, радовались или грустили вместе?
Да. Нет.
2. Возникало ли у тебя когда-нибудь желание после прочитанного что-то сделать собственными руками (нарисовать, вылепить, сочинить, разыграть сценку из произведения)?
Да. Нет.
3. Играл ли ты когда-нибудь, хотя бы мысленно, в героев тех книг, которые читал (придумывал диалоги, действия, костюмы, декорации)?
Да. Нет.
4. Любишь ли ты рассказывать кому-либо о прочитанном? И слушать рассказ другого о книге?
Да. Нет.
5. Когда ты рассказываешь кому-нибудь о прочитанном, видоизменяешь ли текст (т.е. что-то добавляешь, что-то изменяешь, придумываешь) или точно придерживаешься того, как автор написал?
Да. Нет.
6. Бывало ли такое, что тебе хотелось плакать над книгой от жалости к герою.
Да. Нет.
7. Бывало ли такое с тобой, что тебя захватывало так, что ты забывал окружающий мир.
Да. Нет.
8. Узнавал ли ты когда-нибудь себя в прочитанной книге, свои переживания, черточки характера?
Да. Нет.
9. Бывало ли такое с тобой, что, г.рочитав книгу раз, ты тут же снова взялся ее перечитывать?
Да. Нет.
10. Хотелось ли тебе когда-нибудь прочитать то, что ты смотрел по телевизору?
Да. Нет.
12. Ценишь ли ты начитанных людей?
Да. Нет.
13. Возникло ли хоть раз у тебя желание поговорить о книге с ее автором?
Да. Нет.
14. Есть ли у тебя любимцы среди вымышленных героев?
Да. Нет.
Ключ к тесту.
А теперь сосчитай все «да» и «нет» и послушай, что я скажу о тебе:
Если ответов «Да» больше, чем «Нет», то за тебя можно порадоваться: ты нашел себя в чтении, а значит, ты на верном пути. Ты чувствующая и творческая личность. Ты интересный собеседник, тебе всегда есть о чем поговорить с приятелем и с родителями тоже - ведь у вас есть общие светлые воспоминания, когда вы все вместе погружались в мир образов и уносились в мечтах далеко. Если у тебя нет рядом приятеля, а родителей нет дома, то всегда найдутся те, с кем мысленно можно поговорить - твои любимые герои, встреча с которыми тебе доставит радость, стоит только взять книгу с полки, когда-то уже прочитанную тобой. Может быть, стоит найти новых друзей среди книг. И в радости и в горе они всегда будут с тобой.
Если было больше ответов «Нет», то я тоже рада за тебя, ибо у тебя еще все впереди. Еще не попалась тебе та единственная книга, которая всколыхнула бы твою душу, заставила волноваться, вызвала радостное беспокойство, желание помечтать. Приглядись к начитанным людям: как много они знают, как многое могут рассказать. Они словно прожили не одну жизнь, а несколько - так богат опыт их переживаний. Если случится тебе быть одному, если друг покинет тебя, знай, что тебе на помощь могут придти те, кто жаждет с тобой подружиться: герои книг - твои сверстники и взрослые. Поройся на книжных полках библиотеки и, может быть, тебе повезет и ты найдешь книгу, написанную только для тебя.
Памятка для родителей Приложение 6.
1.Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте.
7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
8. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства,
делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи.
12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.
Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях
Приложение 7.
Тест для родителей «Знаете ли Вы своего ребёнка?»
Поставьте знак + у того варианта ответа (рядом с буквой «А» или «Б», который больше соответствует качеству чтения вашего ребенка.
ФИО _____________________________________________________
Когда ваш ребенок научился читать?
А.До школы
Б.В школе.
2. Какую литературу он предпочитает читать?
А. Художественную.
Б. Научно-познавательную.
3. Чтение для вашего ребенка процесс скорее:
А.Эмоциональный
Б. Рациональный
4. Чтение вашего ребенка обычно:
А. Целиком его захватывает или
Б. Он читает нехотя, часто отвлекаясь.
5. Бывало ли, что под влиянием чтения ваш ребенок:
А. Пытался сам сочинить сказку, рассказ, стихотворение или
Б. Такого не бывало.
6. Играл ли он когда-нибудь в персонажей прочитанных книг?
А. Да, играл.
Б. Нет, такого не было.
7. Стимулировали ли чтение желание у ребенка что-либо нарисовать?
А. Да, он часто рисует по следам прочитанного.
Б. Такого стремления не замечалось.
8. Бывало ли, что он плакал над прочитанным?
А.Да.
Б. Нет.
9. Делится ли ваш ребенок с кем-нибудь своими впечатлениями о прочитанном?
А. Да.
Б. Нет.
10. Пересказывая прочитанное, ваш ребенок:
А. Дополняет текст своими придумками, подробностями.
Б. Точно придерживается прочитанного текста.
11. Следя за литературными конкурсами по радио или телевидению, ваш ребенок:
А. Вместе с конкурсантами ищет ответа на поставленные вопросы.
Б. Не пытается отвечать.
12. Выполняет творческие задания по литературе:
А. Охотно.
Б. Неохотно.
13. Перечитывает ли он свои любимые книги?
А. Да, он любит это делать.
Б. Находит, что это пустое занятие.
14. Рассуждая о жизненных явлениях, ваш ребенок:
А. Нередко прибегает к литературным примерам, аналогиям,образам.
Б. Никогда не ссылается на прочитанное.
15. Как он относится к языку и стилю читаемого произведения?
А. Очень чутко реагирует.
Б. Не обращает на это внимание.
16. Если ребенок ведет записи о прочитанном, то какой они носят характер?
А. Выписывает поэтические описания, свои впечатления.
Б. Записывает оригинальные мысли и необычные факты.
Ключ к тесту.
Если знаков + больше около ответов «А», то значит ваш ребенок исключительно талантлив, у него явно выражены гуманитарные способности, он мыслит образами, картинами, ассоциациями, и вам надо подумать о том, как дальше организовать его чтение, чтобы развить его одаренность еще больше. Побуждайте его к устным и письменным высказываниям о прочитанном, :к играм в персонажей, к рисункам и другим творческим работам по следам прочитанного, поощряйте его фантазии, вызванные книгой, позаботьтесь, чтобы в репертуар его чтения вошла классика детской литературы.
Если знаков + у Вас больше возле ответов «Б», то ваш ребенок талантлив в другом отношении: у него познавательная направленность интересов, он склонен к точности в выражении мысли, к научному анализу явлений. Не исключая лучших художественных произведений из репертуара его чтения, вам надо позаботиться о подборе для него хороших научно-познавательных книг.
Задача родительского собрания по детскому чтению – объединить три составляющих - семью, школу, библиотеку, которые создают развивающую среду детского чтения.
Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение, обеспечивая равенство жизненного старта, для девочек и мальчиков, для бедных и богатых, для здоровых и больных. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Сегодня задача приобщения ребёнка к чтению неимоверно усложнилась: дети не хотят читать. Другие средства проведения досуга в виде ТВ и Интернет оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души, как чтение.
При разговоре с нынешними школьниками выяснилось, что по сравнению с предыдущими поколениями у них резко уменьшилась любовь и потребность в поэзии: многие не могут прочесть наизусть ни одного стихотворения даже из школьной программы. Вместо стихов декламируют рекламные слоганы на жвачку, косметику и т.д. Дело с чтением детей, а значит, и с их культурой, обстоит из ряда вон плохо.
|
|
|