|
Рассказ по теме «Осень», закрепить знания детей об основных признаках и явлениях
Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР
По теме «Осень»
Коррекционно-образовательная задача:
-учить детей составлять описательный рассказ по теме «Осень»,
-закрепить знания детей об основных признаках и явлениях
-обогатить активный словарь относительными прилагательными
Коррекционно-развивающая задача:
-закрепить умение подбирать однокоренные слова
- совершенствовать навык согласования сущ. с числит.
-способствовать развитию навыка выразительного чтения стихотворений
Коррекционно-воспитательная задача:
-вызвать эмоциональный отклик и чувство прекрасного
-воспитывать уважительное отношение друг к другу и бережное отношение к природе
Оборудование: сухие листья, фланелеграф , картинки ( приметы осени, опята), фонограмма «Осенняя песенка» Чайковского П.И, репродукции картин, корзина с дарами осени
1.Введение в тему: игра «Узнай лист»(на полу лежат сухие листья)
Логопед: Здравствуйте, ребята! Представьте, что мы гуляем по лесу и любуемся красотой осенней природы. Посмотрите на листья у нас под ногами. Угадайте с какого дерева лист и назовите цвет.(У меня золотой березовый лист) (Дети садятся на свои места)
2.Новая тема.
Логопед: Сегодня на занятии мы побеседуем об осени, вспомним приметы и составим рассказ о прекрасном времени года. Красота, грусть и увядание осенней природы вдохновляла поэтов, художников. Мы тоже «нарисуем картину» осенней природы. Послушайте стихотворение и осеннюю песенку П.И.Чайковского
«Поспевает брусника, стали дни холоднее
И от птичьего крика в сердце только грустнее,
Стаи птиц улетают прочь, за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе
Солнце реже смеется, нет в цветах благовонья
Скоро осень проснется и заплачет спросонья (К.Бальмонт)
Б) «Назови признаки осени» (фланелеграф) Мы будем называть приметы осени и рисовать картину.
-После какого времени года наступает осень? Назовите осенние месяцы.
-Какая бывает осень?( ранняя, золотая,поздняя)-Сейчас идет золотая осень.
-Какое небо осенью?(серое,низкое,пасмурное)
-Какое солнце?(бледное,тусклое, меньше греет) Вспомните стихотворные строчки о небе, солнце
*Уж небо осенью дышало *Солнышко бледнее (на картине появляются небо, солнце
Уж реже солнышко блистало Небо холоднее
-Что происходит с листьями на деревьях?(листья желтеют, становятся багряными, лиловыми)
*Осень на опушке краски разводила Пожелтел орешник и зарделись клены
По листве тихонько кистью проводила В пурпуре осеннем только дуб зеленый
(на фланелеграфе появляются деревья и кусты)
-С чем сравниваются листья и ягоды? *И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и летает над колючей елкой
*А рябина осень празднует ,бусы красные надев.
-Что происходит с травой? (становится сухой,желтой)
-Как ведут себя птицы?(птицы собираются в стаи и улетают на юг)
*Гусей крикливых караван тянулся к югу…
*Улетели птицы разные смолк их звонкий перепев(на фланелеграфе появляется косяк птиц)
*Аист крыльями полощет, улетает,улетел..
-Выскажите свое отношение к осени. Чем она вам нравится или не нравится.
-Посмотрите, какую прекрасную картину мы нарисовали и составили рассказ об осени.
3. «В гостях у лесовичка» (появляется лесовик)
Лесовик: -Фу,фу-людским духом пахнет. Кто это ко мне в лес пожаловал?
Логопед: Это ребята заглянули полюбоваться осенней красотой.
Лесовик: Ой,ой,ой-хорошее дело. Оказывается вы мои друзья. А вы знаете кто я?
Дети: Лесовик, лесовичок.
Лесовик: А почему меня так называют? Я слежу за порядком в лесу.
Послушайте стихотворение и запомните родственные слова к слову ЛЕС
Я-веселый старичок, старичок-лесовичок
Я в густом лесу живу на лесной опушке,
Знает здесь лесник меня, знают все зверюшки.
Лесорубы чистят лес, я им помогаю,
От непрошенных гостей лесок я охраняю.
Вон там – леший на болоте, он дружит с бабою-ягой,
Но в лесную чащу не ступит он ногой.
Вас я , милые друзья, в лесочек приглашаю.
Здесь в лесу играть и петь-просто наслажденье.
Но у меня условие одно: Любить лесовичка и лесонасажденья.
(Дети называют однокоренные слова)
Логопед: А как ты Лесовичок , догадался, что пришла осень?
Лесовик: Тихо в лесу стало, никто не кричит, костры не разводит, ветки не ломает. Только грибники заглядывают в гости. А вы любите грибы? Добро пожаловать на лесную полянку.
4.Игра «Соберем грибы»
Логопед: Мы перечислили все признаки осени и нарисовали прекрасную картину. А еще одну примету осени мы вспомним после путешествия на опушку леса. (дети выходят на ковер)Осенью в лесу появляются грибы. Мы будем собирать грибы одного вида. Послушайте загадку:
*Мы осенние грибки
Знают все нас грибники
Мы семьей растем ребята
Называют нас… (опята)
На лесной полянке вы найдете семейки опят. Посчитайте и назовите количество грибов:сколько у вас больших и маленьких опят (2 больших опенка и 3 маленьких опенка)
-Как можно приготовить грибы? Можно мариновать- маринованные грибы, сушить-сушеные, жарить-жареные , солить-соленые
На нашей осенней картине появляется гриб(на фланелеграфе появляется гриб)
Послушай ,лесовичок, какие рассказы составляют ребята.
5.Самостоятельные рассказы детей.
Логопед: Посмотрите на нашу картину. Послушайте мое описание осени.
После лета наступила осень. Осень бывает: ранняя, золотая поздняя. Сейчас идет золотая осень. Бледное солнце греет меньше. Небо стало низким, хмурым, серым. Дни стали короче. С деревьев полетели лиловые, золотые, багряные листья. Они шуршат и шелестят под ногами. Птицы собираются в косяки и улетают на юг. Дикие звери готовятся к зиме. В лесу очень много грибов и ягод. Мне нравится красота и тишина осеннего леса.
-Послушаем ваши рассказы.
6.Итог занятия
|
|
|