|
Рассказ по плану по цепочке. Предварительная работа. Чтение рассказов о зимующих птицах: Г. Скребицкий. На лесной поляне
ПЛАН – КОНСПЕКТ
занятия по развитию связной речи
в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.
Пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел».
Цели.
Закрепить представления детей о зимующих птицах.
продолжать учить коллективному составлению плана прослушанного рассказа с установкой на запоминание.
Обогащать лексику детей причастиями.
Закреплять употребление простых предлогов в речи детей.
Учить пересказывать рассказ по плану по цепочке.
Предварительная работа.
Чтение рассказов о зимующих птицах:
Г. Скребицкий. На лесной поляне.
Г. Скребицкий и В. Чаплина. Появились синички.
И. Соколов-Микитов. Глухари. Тетерева.
Рассматривание картинок зимующих птиц.
Оборудование.
Раздаточные предметные картинки: снегирь, синица, сова, тетерев, воробей, ворона, голубь, клёст, дятел пёстрый.
Адаптированный текст рассказа М. Пришвина «Дятел»; отрывок из статьи о дятлах из «Жизни животных» А.Э. Брема, т.2.
Ход занятия
Повторение зимующих птиц:
а) припоминание,
б) игры с картинками: «Запомни и положи», «Кто как зимует?».
2. Краткая беседа воспитателя о дятлах (ПО А.Э. Брему).
Дятлы бывают разные: зелёный, чёрный, пёстрый… Чаще всего встречаются пёстрые дятлы. Живут они в дремучих лесах, держатся на деревьях и очень редко спускаются на землю. Пища дятла – различные насекомые, их личинки, гусеницы, которых дятлы добывают из-под коры деревьев своим крепким и острым клювом. Дятлы также едят орехи, ягоды, любят семена еловых и сосновых шишек.
За один день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее 100 деревьев.
Дятел – охранитель и защитник леса. Это очень трудолюбивая, умная и полезная птица. В народе дятла называют лесным доктором.
(Рассматривание дятла на картинке)
3.Чтение адаптированного текста рассказа М. Пришвина «Дятел»
Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишкую Он сел на берёзу,
Где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой в клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развалине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка, и новую некуда девать.
И горе какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и освобождённым клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.
Такой он умный, всегда добрый и деловой!
4. Словообразование по образцу рассказа.
Летит дятел – летящий дятел,
Сидит на берёзе дятел – сидящий на берёзе дятел,
Побежал вверх по стволу – побежавший вверх по стволу дятел,
Дятел отработал шишку – дятел, отработавший шишку,
Шишка отработана дятлом – шишка, отработанная дятлом,
Дятел выбросил старую шишку – старая шишка, выброшенная дятлом,
Дятел освободил клюв – клюв, освобождённый дятлом.
Подбор признаков и действий к дятлу на материале рассказа.
Признаки действия
Умный летел
Находчивый сел
Сообразительный побежал вверх по стволу
Догадливый зажал шишку
Трудолюбивый освободил клюв
Пёстрый выбросил старую шишку
Бодрый заработал клювом
Деловитый шелушил шишку
Коллективное составление плана рассказа.
а) повторное чтение текста рассказа,
б) деление текста на смысловые отрывки,
в) коллективное составление плана путём выделения ключевой фразы из каждого отрывка (части)
1. Летел дятел.
2. Дятел сел на берёзу.
3. Какое горе!
4. Находчивый и умный дятел.
(Установка на запоминание плана)
Беседа по содержанию рассказа.
Вопросы задаёт педагог.
- Как называется рассказ?
- Кто написал этот рассказ?
- Что пришлось сделать дятлу, чтобы сбросить отработанную шишку?
- О чём говорит этот поступок дятла?
- Почему в народе дятла называют лесным доктором?
Затем роли меняются: дети, стимулируемые педагогом, ставят вопросы, а отвечает на вопросы педагог.
Предполагаемые вопросы детей:
- Что дятел нёс в клюве?
- Куда летел дятел?
- Что у дятла на берёзе?
- Что делал дятел в мастерской?
- Какое горе у дятла?
- Почему он не мог сбросить старую шишку?
- Какую пользу приносит дятел?
8. Игра «Потерялись маленькие слова» - третье чтение рассказа с пропуском предлогов. Дети вставляют пропущенные предлоги.
9. Пересказ рассказа по цепочке по составленному плану с предварительным припоминанием плана.
10. Итог. Что нового мы узнали о дятле?
|
|
|