|
Работа с родителями по воспитанию у детей любви к природе
Работа с родителями по воспитанию у детей любви к природе.
В. Сухомлинский учил: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В процессе работы мы замечали, что дети проявляют большой интерес к животным, птицам, рыбам. Они задают множество вопросов: почему рыбка быстро подымается и опускается? Для чего в аквариуме улитки? Почему попугайчики лазают по стенкам клетки? Почему ежик при приближении людей сворачивается в клубок?
Многие ребята охотно ухаживают за обитателями уголка природы, длительное время наблюдают за ними. Но некоторые дети допускают небрежность в уходе за птичками, комнатными растениями. Мы старались выяснить причину такого отношения: оказалось, что в отдельных семьях взрослые мало занимаются с детьми, не воспитывают у них интерес и любовь к природе.
Мы советовали родителям организовать дома уголок природы (приобрести рыбок, птичек), давали советы, как это лучше сделать, убеждали их в том, что это вызовет у детей интерес к природе и желание заботиться о ней, будет способствовать формированию гуманных чувств.
Некоторые родители затруднялись в выборе комнатных растений, не знали, как обращаться с рыбками.
Мы разработали тематику консультаций и бесед с родителями, оформили памятки и поместили их в папки-передвижки. Приведем примерные темы консультаций: «Как ухаживать за комнатными растениями», «Как ухаживать за аквариумом и его обитателями», «Прогулка с детьми в лес» и т. д.
Мы рассказывали родителям об исключительной ценности произведений таких писателей, как Чарушин, Бианки, Житков, Пришвин и другие, и рекомендовали для домашнего чтения следующую литературу: «Рассказы о животных и растениях» Л. Толстого; «Васька, Бобка и Крольчиха» Е. Чарушина; «Рассказы» М. Пришвина; «Ю-Ю» Л. Куприна; «Кто как спит» Н. Аргуновой; «Рыбный дом» В. Бианки и т. д. Вместе с детьми мы организовали для родителей инсценированные вечера, посвященные творчеству отдельных писателей и поэтов. Ребята читали стихи о природе Ф. Тютчева, А. Фета, А. Блока, А. Пушкина, С. Есенина.
Знакомили родителей также и с народными приметами, пословицами, поговорками, загадками, народными потешками. Например:
-
Вороны зимой вьются в воздухе - к снегу, если после этого опускаются и садятся на землю - будет оттепель, а если садятся на дома и вершины деревьев — будет мороз.
Если листья на деревьях ветер поворачивают верхней стороной, то будет дождь.
Если летом в дождь станет холодно, то будет прояснение погоды и т. д.
Отрадно было заметить, что многие родители, занимаясь с детьми, сами заинтересовались содержанием и разведением растений и животных.
Во многих домах стала появляться литература о природе, и ребята с большим удовольствием рассказывали о зверях и птицах, о которых они узнали из прочитанных книг.
С участием родителей мы провели экскурсию в лес. Папы и мамы были свидетелями того, как их дети понимают и берегут природу: ни один ребенок не сломал ветку, куст.
Дети и родители как зачарованные слушали пение птиц. А затем рассматривали муравейник и даже провели несложный опыт: положили в банку сахар и хлеб и наблюдали, где будет больше муравьев.
Ребята задавали различные вопросы (почему муравьи все время двигаются? какую пользу они приносят?) и получали на них ответы.
После экскурсии взрослые делились своими впечатлениями, обменивались мнениями.
Вместе с родителями мы устраивали фотовыставки: «Дети в осеннем лесу», «Лыжная прогулка», «Весенние пейзажи», «Летние развлечения в лесу».
Фотоэтюды делали сами родители.
Фотовыставку оформили очень красиво: на самых видных местах поместили эстампы, сделанные руками воспитателей и детей из осенних листьев, из засушенных цветов, композиции из природного материала, зимние и осенние букеты.
Также организовали выставку поделок из природного материала, которая называлась «Удивительная сказка - это природа». Сначала родители помогали нам собирать материал: привозили красивые, отшлифованные камни с юга, из которых мы делали бордюрные ограждения для осеннего пейзажа, кедровые шишки, различные семена, а затем папы и мамы стали сами принимать участие в изготовлении игрушек из природного материала. Света И. вместе с мамой сделала красивый пейзаж из тополиного пуха. Сережа У. с папой нашел интересный корень, похожий на Змея Горыныча, отшлифовали его, покрыли лаком, и получилась интересная, забавная игрушка. Из чаги, растущей на березе, Дима Б. вместе с папой сделал прекрасные кашпо, в которые высадили цветы.
Когда в эту работу включилось большинство родителей, мы провели конференцию «Мир глазами детей». К ней подготовили выставку «Руками родителей и детей», на которой были представлены поделки из природного и бросового материала. Особенно красивыми и изящными оказались работы на сюжеты сказок «Золотая рыбка» и «Чебурашка»; декоративные блюда, ежик из семян арбуза и дыни, тыквы, черемухи, ягод рябины; эстампы из соломы, тополиного пуха и т. д. Вызвала большой интерес совместная работа по сказке «Три поросенка», где был представлен разнообразный животный мир из еловых, сосновых шишек, стеблей трав, коры различных деревьев, желудей, яичной скорлупы.
В конце года мы провели общее собрание родителей на тему «Результаты работы по ознакомлению с окружающим» с показом итоговых занятий дошкольников.
|
|
|