Главная страница

Работа с понятиями на уроках обществознания в старших классах


Скачать 57.07 Kb.
Название Работа с понятиями на уроках обществознания в старших классах
Дата 12.02.2016
Размер 57.07 Kb.
Тип Документы

Работа с понятиями на уроках обществознания в старших классах
учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №55 Канавинского района

г.Нижнего Новгорода

Н.Ю.Сергеичева
Работа с понятийным аппаратом является важной частью преподавания общественных дисциплин. Безусловно, этим важно заниматься уже в младших классах. В старшей школе увеличивается не только количество понятий, но меняются сами методы работы с ними. В старшей школе важную роль, например, будет играть работа с различными словарями, знакомство с различными дефинициями одного понятия.

При работе над понятиями у учащихся формируются следующие умения:

- выделять понятия из письменного текста или устной речи;

- определять понятия;

- квалифицировать понятия по степени их значимости и по тематике;

- находить общие черты и различия в разных определениях одного и того же понятия;

- сравнивать различные понятия;

- подбирать к одному понятию одноуровневые термины;

- составлять небольшие тексты с использованием данного понятия;

- рассказывать о той или иной проблеме с использованием понятия.

Неслучайно на Едином Государственном экзамене по обществознанию работе с понятиями уделено большое внимание. Специалистами ВШЭ подсчитано, что для успешной сдачи экзамена, ученик должен владеть 1650 обществоведческими терминами на высоком уровне. Согласно Спецификации контрольно-измерительных материалов, многие задания части А проверяют, кроме прочих, умения определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий. В части В эти умения проверяют задания В1, В4 и В7. Задания В2 и В8 проверяют умения анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать, В2 и В3 – сравнивать. Умение устанавливать причинно-следственные связи и закономерности проверяют задания В6 и С5. Последнее задание остается сложным для учащихся, особенно теперь, когда его модель подверглась серьезной корректировке. С 2014 г. оно проверяет умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

Методы работы над понятиями могут быть различными в зависимости от задач урока и от уровня подготовленности учащихся. Ниже приводится несколько возможных вариантов работы с понятиями.

  1. Учащиеся называют 2-3 ассоциации. Например, при введении понятия «монархия» учащиеся обычно называют: король, Англия, наследство, тиран, принцесса Диана, решает все сам. Обратным вариантом задания является определить понятие по рисунку, символу, коллажу.

  2. Хороший эффект дает задание на «узнавание» терминов в которых пропущены отдельные буквы:

 уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах - а…с…нтеизм.

  1. Учащиеся рассматривают одно и тоже понятие с различных точек зрения (например, с позиций представителей различных социальных слоев рассматривается в группах понятие «прогрессивный налог» после чего организуется обсуждение)

  2. Учителем организуется работа с логическими схемами

Федеральное собрание, Верховный суд, высшие органы государственной власти РФ, судебная власть, Правительство, Государственная Дума, исполнительная власть, Совет Федерации, законодательная власть, Конституционный суд



5 . Задание на конструирование понятий:

гарантии, деятельность, тип, ограничена, контроль, власть,

разделение властей, со стороны общества, государство, право, права и свободы личности, имеет место (правовое государство)

  1. Рассказ о событиях на основе списка понятий, взятых из какого-либо текста. Составленный рассказ можно сравнить с оригиналом текста. Обратный вариант используется на ЕГЭ: дается текст рассказа, в котором пропущены понятия. Задание: восстановить текст, включая пропущенные понятия.

  2. Написать эссе или другую творческую работу на заданную тему с использованием предложенных понятий

  3. К определенной теме группами учащихся подбирается максимальное количество понятий. Обратный вариант используется на повторительно-обобщающих занятий– называется понятие, учащиеся перечисляют темы, в которых оно встречалось.

  4. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся составление «Карты понятия»

Пример: карта понятия «Деятельность»:

  1. этимология слова – дело (в пер.со старослав.) – необходимое для общества, activity (в переводе с англ.) – активное взаимодействие;

  2. деятельность – форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира;

  3. раскрытие понятия: субъект и объект, структура деятельности, виды деятельности, универсальные виды деятельности, творчество;

  4. взаимосвязи: деятельность и общение, деятельность и сознание, деятельность и потребности, деятельность и поведение;

  5. реалии: политическая, экономическая, социальная, духовная деятельность;

  6. уголок философа: виды деятельности по М.Веберу, иерархическая теория потребностей Маслоу.


При отработке навыков выполнения задания С5 для сильных учащихся предлагаю выполнение следующего несколько усложненного упражнения в качестве домашней работы

Схема выполнения модифицированного задания:

  1. Причина существования данного явления. Пример: одной из причин девиантного поведения являются противоречия в рамках самой нормативно-ценностной системы.

  2. Функции явления. Пример: девиантное поведение играет важнейшую роль в развитии социальных институтов и общества в целом.

  3. Основные виды. Пример: первичная и вторичная девиация.

  4. Степень распространенности, отличие данного явления в современном обществе от общества традиционного. Например: в традиционном обществе были приняты жёсткие стандарты поведения, любое отклонение рассматривалось, как девиация. В современном обществе отклонение от общепринятых норм уже нужно доказывать, количество девиаций возрастает

  5. Тенденции развития. В течение последних десятилетий наблюдается общая тенденция к ослаблению многих норм, особенно тех, которые регулируют нравственное и индивидуальное поведение. Есть все основания считать, что это будет происходить и в дальнейшем.

  6. Различные научные взгляды на данное явление. Пример: Сторонники функционального подхода (Э.Дюркгейм, Р.Мертон) рассматривают девиацию как отклонение от норм, признаваемых всем обществом. Сторонники конфликтологического (Смелзер) и марксисткого подходов наличие девиации связывают с тем, что правящие группировки общества сами определяют некоторые поведения как девиации и тем самым способствуют формированию девиантных субкультур.

  7. Отличие научного понимания данного явления от обыденного. Например: в отличие от обыденных представлений, обществоведы выделяют и позитивные и негативные аспекты влияния девиации на общество

Вспомним, что задание С5 на ЕГЭ по обществознанию требует не точной, а лишь корректной формулировки. Для выполнения требования задания достаточно

соотнести требуемое понятие с родовым понятием и указать некоторые его видовые признаки.

Например, родовым понятием для понятия «Федерация» является «Форма государственно-территориального устройства». К видовым особенностям можно отнести такой признак федерации как наличие определенной самостоятельности отдельных частей государства.

Для отработки данных навыков я использую следующие упражнения:

Подведение под родовое понятие

Термин

Родовое понятие

Искусство

Форма общественного сознания

Вид деятельности

Наука

Социальный институт

Система теоретических знаний

Вид деятельности

Государство

Социальный институт




Институт политической системы

или обратное к нему:

Родовое понятие

Видовые

Социальный институт

производство

семья

образование

государство

религия

Ценная бумага

Акция

облигация

ваучер