|
Работа с понятиями на уроках обществознания в старших классах
Работа с понятиями на уроках обществознания в старших классах
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №55 Канавинского района
г.Нижнего Новгорода
Н.Ю.Сергеичева
Работа с понятийным аппаратом является важной частью преподавания общественных дисциплин. Безусловно, этим важно заниматься уже в младших классах. В старшей школе увеличивается не только количество понятий, но меняются сами методы работы с ними. В старшей школе важную роль, например, будет играть работа с различными словарями, знакомство с различными дефинициями одного понятия.
При работе над понятиями у учащихся формируются следующие умения:
- выделять понятия из письменного текста или устной речи;
- определять понятия;
- квалифицировать понятия по степени их значимости и по тематике;
- находить общие черты и различия в разных определениях одного и того же понятия;
- сравнивать различные понятия;
- подбирать к одному понятию одноуровневые термины;
- составлять небольшие тексты с использованием данного понятия;
- рассказывать о той или иной проблеме с использованием понятия.
Неслучайно на Едином Государственном экзамене по обществознанию работе с понятиями уделено большое внимание. Специалистами ВШЭ подсчитано, что для успешной сдачи экзамена, ученик должен владеть 1650 обществоведческими терминами на высоком уровне. Согласно Спецификации контрольно-измерительных материалов, многие задания части А проверяют, кроме прочих, умения определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий. В части В эти умения проверяют задания В1, В4 и В7. Задания В2 и В8 проверяют умения анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать, В2 и В3 – сравнивать. Умение устанавливать причинно-следственные связи и закономерности проверяют задания В6 и С5. Последнее задание остается сложным для учащихся, особенно теперь, когда его модель подверглась серьезной корректировке. С 2014 г. оно проверяет умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.
Методы работы над понятиями могут быть различными в зависимости от задач урока и от уровня подготовленности учащихся. Ниже приводится несколько возможных вариантов работы с понятиями.
Учащиеся называют 2-3 ассоциации. Например, при введении понятия «монархия» учащиеся обычно называют: король, Англия, наследство, тиран, принцесса Диана, решает все сам. Обратным вариантом задания является определить понятие по рисунку, символу, коллажу.
Хороший эффект дает задание на «узнавание» терминов в которых пропущены отдельные буквы:
уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах - а…с…нтеизм.
Учащиеся рассматривают одно и тоже понятие с различных точек зрения (например, с позиций представителей различных социальных слоев рассматривается в группах понятие «прогрессивный налог» после чего организуется обсуждение)
Учителем организуется работа с логическими схемами
Федеральное собрание, Верховный суд, высшие органы государственной власти РФ, судебная власть, Правительство, Государственная Дума, исполнительная власть, Совет Федерации, законодательная власть, Конституционный суд
5 . Задание на конструирование понятий:
гарантии, деятельность, тип, ограничена, контроль, власть,
разделение властей, со стороны общества, государство, право, права и свободы личности, имеет место (правовое государство)
-
Рассказ о событиях на основе списка понятий, взятых из какого-либо текста. Составленный рассказ можно сравнить с оригиналом текста. Обратный вариант используется на ЕГЭ: дается текст рассказа, в котором пропущены понятия. Задание: восстановить текст, включая пропущенные понятия.
Написать эссе или другую творческую работу на заданную тему с использованием предложенных понятий
К определенной теме группами учащихся подбирается максимальное количество понятий. Обратный вариант используется на повторительно-обобщающих занятий– называется понятие, учащиеся перечисляют темы, в которых оно встречалось.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся составление «Карты понятия»
Пример: карта понятия «Деятельность»:
-
этимология слова – дело (в пер.со старослав.) – необходимое для общества, activity (в переводе с англ.) – активное взаимодействие;
деятельность – форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира;
-
раскрытие понятия: субъект и объект, структура деятельности, виды деятельности, универсальные виды деятельности, творчество;
взаимосвязи: деятельность и общение, деятельность и сознание, деятельность и потребности, деятельность и поведение;
реалии: политическая, экономическая, социальная, духовная деятельность;
уголок философа: виды деятельности по М.Веберу, иерархическая теория потребностей Маслоу.
При отработке навыков выполнения задания С5 для сильных учащихся предлагаю выполнение следующего несколько усложненного упражнения в качестве домашней работы
Схема выполнения модифицированного задания:
Причина существования данного явления. Пример: одной из причин девиантного поведения являются противоречия в рамках самой нормативно-ценностной системы.
Функции явления. Пример: девиантное поведение играет важнейшую роль в развитии социальных институтов и общества в целом.
Основные виды. Пример: первичная и вторичная девиация.
Степень распространенности, отличие данного явления в современном обществе от общества традиционного. Например: в традиционном обществе были приняты жёсткие стандарты поведения, любое отклонение рассматривалось, как девиация. В современном обществе отклонение от общепринятых норм уже нужно доказывать, количество девиаций возрастает
Тенденции развития. В течение последних десятилетий наблюдается общая тенденция к ослаблению многих норм, особенно тех, которые регулируют нравственное и индивидуальное поведение. Есть все основания считать, что это будет происходить и в дальнейшем.
-
Различные научные взгляды на данное явление. Пример: Сторонники функционального подхода (Э.Дюркгейм, Р.Мертон) рассматривают девиацию как отклонение от норм, признаваемых всем обществом. Сторонники конфликтологического (Смелзер) и марксисткого подходов наличие девиации связывают с тем, что правящие группировки общества сами определяют некоторые поведения как девиации и тем самым способствуют формированию девиантных субкультур.
Отличие научного понимания данного явления от обыденного. Например: в отличие от обыденных представлений, обществоведы выделяют и позитивные и негативные аспекты влияния девиации на общество
Вспомним, что задание С5 на ЕГЭ по обществознанию требует не точной, а лишь корректной формулировки. Для выполнения требования задания достаточно
соотнести требуемое понятие с родовым понятием и указать некоторые его видовые признаки.
Например, родовым понятием для понятия «Федерация» является «Форма государственно-территориального устройства». К видовым особенностям можно отнести такой признак федерации как наличие определенной самостоятельности отдельных частей государства.
Для отработки данных навыков я использую следующие упражнения:
Подведение под родовое понятие
Термин
|
Родовое понятие
|
Искусство
|
Форма общественного сознания
|
Вид деятельности
|
Наука
|
Социальный институт
|
Система теоретических знаний
|
Вид деятельности
|
Государство
|
Социальный институт
|
|
Институт политической системы
|
или обратное к нему:
Родовое понятие
|
Видовые
|
Социальный институт
|
производство
|
семья
|
образование
|
государство
|
религия
|
Ценная бумага
|
Акция
|
облигация
|
ваучер
|
|
|
|