|
«Жизнь древних славян»
Тема урока: «Жизнь древних славян».
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели деятельности учителя: формировать первоначальные представления о жизни древних славян, мотивировать учащихся к изучению раздела «Страницы истории России».
Планируемые результаты:
Личностные: проявят основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознают свою национальную принадлежность, проявят учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории, определят личностный смысл учения, проявят самостоятельность в информационной деятельности.
Метапредметные: научатся определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать степень ее достижения, смогут извлечь информацию из исторической карты, научатся устанавливать причинно-следственные связи, составлять рассказ по предложенному плану, переводить текстовую информацию в таблицу.
Предметные: смогут с помощью карты определять места расселения древних славян, получат представление о верованиях древних славян, о быте древних славян.
Оборудование: «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс; презентация.
Этап
Методы и приемы
|
Время
|
Содержание урока (деятельность учителя)
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
1. Орг. момент.
Словесный: мотивационное стихотворение
|
1 мин.
|
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроенье,
Легко и прелестно дается ученье!
|
Настраиваться на урок.
|
Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности
|
2. Мотивационный с элементами
актуализации знаний.
Практический: кроссворд
3. Постановка учебной задачи.
Словесный: побуждающий диалог
|
5-7 мин.
2 мин.
|
Ребята, чтобы узнать, о чем мы с вами будем сегодня говорить вам нужно разгадать кроссворд, в котором совершенно разные вопросы, сейчас и проверим вашу эрудицию (широта знаний, уровень просвещенности)
Вопросы:
1) Наука о прошлом (история)
2) Имя богини – покровительницы
истории (Клио)
3) Большое животное, на которое охотились древние люди (мамонт)
4) Отрезок времени в 100 лет (век)
5) Страна, которая подарила миру Олимпийские игры (Греция)
6) На берегах какой реки возникло Египетское государство (Нил)
7) Наука, которую называют
"наукой лопаты" (археология)
Какое слово мы видим в это кроссворде? (славяне)
Поэтому сегодня мы о чем поговорим?
Да, сегодня мы будем говорить о жизни древних славян.
Какие цели поставите перед собой?
(узнать о жизни древних славян, чем занимались и т.п.)
Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.
|
Применять ранее полученные знания на практике.
Постановка темы, цели урока.
Построение перспективы предстоящей работы
|
Л: осуществлять актуализацию знаний
Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
К: участвовать в учебном диалоге; строить понятные речевые высказывания; формулировать и аргументировать собственное мнение
К: участвовать в учебном диалоге; строить понятные речевые высказывания; формулировать и аргументировать собственное
мнение.
|
4. Изучение нового материала.
(решение частных задач)
Словесный: рассказ учителя, учебный диалог.
Словесный: учебный диалог
Словесный: рассказ учителя, анализ исторической карты.
Практический: работа с исторической картой
Словесный: обсуждение старейших сведений.
Практический: работа с учебником
Групповой: работа в паре.
Словесный: учебный диалог
Словесный:: самостоятельное изучение информации детьми
Наглядный: изучение жилища древних славян.
Словесный: рассказ учителя.
|
20 мин
|
Откройте учебник на стр. 33. Посмотрите, какой новый раздел мы начинаем изучать? «Страницы истории России» О чем мы будем говорить в этом разделе? Чему научимся?
Сегодня вы узнаете, как жили наши предки. Как вы считаете, кто такие предки?
(Предки – это люди, которые жили перед нами, раньше нас).
А кто такие славяне? (Слово “славяне” означает – “люди, живущие у воды. Славяне – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, т.е. их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные, восточные, южные.
Мы с вами тоже славяне, и сегодня мы познакомимся с жизнью восточных славян, к которым в наше время относятся русские, украинцы и белорусы.
Итак, начнём нашу работу. Для этого обратимся к «Повести временных лет».
Что представляет из себя «Повесть временных лет»?
(Это летопись).
А что такое летопись? (Погодовая запись событий).
Что же говорит нам летопись? (чтение текста слайда).
«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в двину и называется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами – и построили город и назвали его Новгородом…»
Все эти племена относились в ту пору к восточным славянам.
Карта "Расселение славян".
1.5 тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы от самого юга до Северных земель по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга, Ока жили восточные славяне.
Жили славяне племенами. Каждое племя состояло из рода. Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племен составляли племенные объединения.
К ним относились какие племена ?(в учебнике карта на с.35): словене, кривичи, полочане, вятичи, дреговичи, радимичи, северяне, древляне, поляне, угличи, волыняне.
Ребята, а восточные славяне расположились на какой равнине? (Восточно-европейской)
Обратите внимание где расселилось каждое племя:
По Днепру поселились поляне, на западе – волыняне, на северо-западе – древляне, по притокам Днепра – радимичи, у истоков Волги – кривичи, на Оке и Москве-реке – вятичи, на севере на реке Волхов – славяне. От них же и название всех народов.
Ильменские славяне – жители у озера Ильмень
Вятичи – основатель рода Вятко
поляне – жители полей
древляне – жили среди “дерев”
дреговичи – догадайтесь, если слово “дрягва” означает болото
Значит, они жили у … (болот)
Именно из этих племён позднее образовались русские, украинцы и белорусы. Стрелочками показываем на карте территориальное расселение народов.
Сейчас мы подробней узнаем о древних славянах из источника древних путешественников.
Письменный источник древних путешественников.
«Они (славяне) сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никаким образом нельзя склонить к рабству, или подчинению…
… Они очень высокого роста и огромной силы, … это неплохие и совсем не злобные люди. Они гостеприимны, радушны….
… Они выносливы, мужественно переносят жару, холод, дождь, голод. Мужественно выдерживают пребывание в воде …
… В бой идут с двумя небольшими копьями, а некоторые имеют прочные тяжелые щиты. Вооружение их составляют луки и стрелы. В сражении славяне избегают открытых местностей, встречая врага в лесах или у обрывов; при этом они широко пользуются искусством засады».
Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид.
А какие они были по характеру?
А чем занимались славяне и как жили вы сейчас узнаете сами, прочтите текст учебника стр. 36-38. Прочитав, поработайте в парах и поделитесь с соседом по парте теми фактами, которые тебя больше всего удивили.
Итак, ребята, чем же занимались мужчины? (охота, рыболовство, бортничество – сбор меда диких пчел)
Чем занимались женщины? (готовили пищу, устраивали огороды, пряли шили, врачевание, земледелие)
А как удобряли почву славяне? (золой) А сейчас как удобряют землю современные люди? (зола, опилки, специальные удобрения)
Как же выбирали место для жилья? (безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, на пригорке)
На самом деле, времена тогда были беспокойные: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом, непроходимыми болотами. На крутых мысах, образованных притоками рек и оврагами, создавались укреплённые поселения, объединяющие несколько семей, состоящих в родстве между собой. Такие объединения назывались племенем.
Давайте заглянем в жилище древних славян.
Вдоль стен шли скамьи. Как топили печь древние славяне?
В центре находился очаг, топившийся по-чёрному. Это означает, что у землянок не было трубы, и дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогало сохранить тепло, но от этого же все стены были в саже. Сверху землянку выстилали жердями, покрытыми для тепла пластами дёрна. ( Дёрн – земля с травой). Снаружи жилище было похоже на холм. Вокруг этих поселений возводились земляные валы, копали глубокие рвы и обносили жилища деревянным тыном. Тын – деревянный частокол, который делался из брёвен, поставленных вверх остро отёсанными концами).
Как вы думаете, для чего это делалось? (для безопасности)
Какие предметы быта были у славян? (Глиняная посуда, гребень, одежда из льна и шелка…)
Верно. Вот так выглядели славяне. Что они носили?
(Рубахи, сарафаны, передники, платки, штаны, на ногах – лапти).
Женщины не только шили одежду, но и украшали её различным орнаментом. Рисунок являлся оберегом от разных злых сил.
|
Видеть новые умения, которые предстоит формировать.
Прослеживать причинно-следственный связи.
Участвовать в диалоге с учителем.
Работать с исторической картой и тексом учебника.
Анализировать историческую карту, видеть у ней нужную информацию.
Отвечать на вопросы учителя, опираясь на прочитанные сведения.
Положительно откликаться на новую информацию, внимательно слушать учителя, извлекать нужную информацию.
Работать с учебной литературой, извлекать из нее полезную информацию.
Работать в парах, делиться впечатлениями, обсуждать исторические явления.
Слушать учителя, поддерживать учебный диалог.
|
П: строят речевое высказывание в устной форме;
П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме
Р: планируют свое действие в соответствии с задачей
П: воспринимают информацию на слух.
П: осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета.
П: извлечение необходимой
информации из текстов
К: высказывать собственную точку зрения.
П: определение основной и
второстепенной информации
П: строить речевое высказывание в устной форме
К: высказывать собственную точку зрения.
П: строить речевое высказывание в устной форме
П: воспринимать информацию на слух
К: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания, строить монологические высказывания.
П: осмысленно читают
П: осуществлять анализ произведения.
К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.
Р: согласовывать усилия по решению учебной задачи.
П: делать выводы, извлекать информацию из различных источников.
К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.
К: договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности.
П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме
|
Физкультминутка
|
1-2 мин.
|
Давайте отдохнем.
(видео)
|
Выполнять движения
|
|
Словесный: беседа
Словесный: учебный диалог
Наглядный: показ богов древних славян
Наглядный: презентация конкретных событий
Наглядный: показ видеоролика
|
|
Во что верили древние славяне?
Почему славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (славяне считали, что лес, деревья, реки, солнце и ветер – все живое, одушевленные; не имели представления о науке) Какой главный бог? (Перун)
Что просили у богов? (дождя, удачной охоты, обильного урожая)
В каких фантастических существ верили славяне?
Не безоблачной была жизнь древних славян. Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи. Кроме того, славяне не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день. Поэтому все, что происходило в природе, самом человеке они приписывали таинственным силам.
Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все это живое и всеми повелевают боги.
Славян называют язычниками, т.е. последователи религии, основанной на многобожии.
Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (свет, влага, тепло)
Вот славяне поэтому и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли.
По мнению славян, боги похожи на людей, и у них есть родословная. Небо и Землю славяне считали супружеской парой, чья любовь породила всё живое на земле.
Перун – славянский Бог грозы, Бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и чёрно – серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.
Сварог. Бог неба ("сваро" – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нем готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог являлся покровителем кузнецов.
Даждьбог. Сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает.
Велес. Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.
Макошь. Одни из самых главных богинь восточных славян, "ма"-мать, "кошь"-корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому и была еще названа богиней судьбы.
Ярило. Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете, хорошем урожае.
Макошь. Одни из самых главных богинь восточных славян, "ма"-мать, "кошь"-корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому и была еще названа богиней судьбы.
Ярило. Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете, хорошем урожае.
Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия. Мы узнали не обо всех богах, ведь ещё были:
Бог лета – Купала
Богиня красоты – Лада
Ребята, а, чтобы людям помогали боги, что делали славяне?
Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.
Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходили в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество
А сейчас сохранились праздники?
|
Отвечать на вопросы учителя, опираясь на изученный самостоятельно материал.
Уметь самостоятельно анализировать информацию, выделять главное и второстепенное.
.
Участвовать в беседе с учителем, грамотно и полно отвечать на вопросы, аргументировать свое мнение.
Сравнивать древние праздники с современными праздниками.
|
Р: умения участвовать в диалоге.
К: формулировать собственную позицию и мнение
П: стоить речевое высказывание в устной форме
П: осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета.
К: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания, строить монологические высказывания.
П: осмысленно читают
П: воспринимают информацию на слух.
П: строят речевое высказывание в устной форме.
К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.
К: аргументируют свою позицию
П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме
К: контролировать действия партнера;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение
П: строить речевое высказывание в устной форме
|
5. Закрепление изученного.
Практический: тестовое задание.
Практический:
работа в рабочей тетради
|
5 мин.
|
Молодцы, чтобы узнать, как вы усвоили сегодняшнюю тему урока, ответим на вопросы этого небольшого теста.
Тест по теме: «Жизнь древних славян».
1. Какую территорию заселяли славяне?
с) Восточно – Европейскую равнину;
д) Западно – Сибирскую равнину;
р) Среднесибирское плоскогорье.
2. Древние славяне жили:
к) семьями; п) в одиночку; л) племенами.
3. Слово «славяне» означает:
а) Живущие у воды;
б) Живущие в лесу;
в) Живущие в поле.
4. Древние славнее были:
б) мусульманами; г) буддистами; в) язычниками.
5. Богом грома и молнии у древних славян был:
е) Зевс; я) Перун; ю) Марс.
6. Дома строили:
п) из камня; м) из кирпича; н) из стволов деревьев.
7. Праздник Ивана Купала в честь:
а) воды; е) Солнца; и) Земли.
А теперь внизу листика выпишите все буквы с правильными ответами. Какое слово получилось? (славяне)
Откройте рабочую тетрадь на странице 14 задание 2 (неверное 6 высказывание, это у египтян бог воды Себек – человек с головой крокодила).
|
Применять полученные знания на практике.
Самостоятельно выполнять задание, опираясь на свои знания.
|
К: формулировать собственную позицию и мнение; контролировать действия партнера
Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
|
6. Итог урока
Словесный: беседа
|
2 - 4 мин.
|
Ребята, а теперь подведем итог занятия. Что же вы узнали о славянах?
Что нового вы узнали?
Кто такие славяне?
Какие племена относятся к восточным славянам?
Расскажите о домах славян.
Чем занимались наши предки?
Что вы запомнили о богах и духах славян?
|
Подводить итоги занятия, показывать уровень своих знаний.
Быстро отвечать на вопросы по пройденному материалу.
|
Р: осуществляют итоговый контроль
П: строить рассуждения; строить речевое высказывание в устной форме
|
7.Рефлексия
Практический: самоанализ
Домашнее задание
|
1-2 мин.
1 мин
|
Хорошо поработали сегодня…
А теперь вы оцените сами свою работу на уроке при помощи вот этих опросников, где вы должны вписать ответы.
1.На уроке окружающего мира я
узнал(а)_________________________
понял(а)_________________________
научился (-лась)__________________
2. Лучше всего на уроке у меня
выходило__________________________
3. Основные трудности у меня
были______________________________
4. Во мне произошли изменения…………..
а) в знаниях по предмету
б) в умении чувствовать
в) в моих творческих способностях
г) в умении осознавать собственную деятельность
читать текст с.34-38, «Проверь себя» стр. 39, Р.Т. стр.13 №1, стр. 14№3-4. Приготовить небольшой рассказ о жизни древних славян.
|
Оценивать свой уровень усвоения нового материала на уроке.
|
Р: Осуществлять самооценку, осознают свои достижения и неудачи.
Л: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности
|
|
|
|