|
Рабочая учебная программа по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида. г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Советская, 24. Тел. 6-18-78, [email protected]
Рассмотрено Утверждено
на заседании кафедры учителей на педагогическом совете
трудового обучения.
«____» ______201__г. «____» ______201__г.
Рабочая учебная программа
по цветоводству и декоративному садоводству
для учащихся 5 класса
Автор – составитель
Мингазова Р.З.
учитель трудового обучения
Вятские Поляны
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа (далее рабочая программа) по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса разработана на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, сборник 2 под ред. В.В.Воронковой, М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2011г., допущенной Министерством образования и науки РФ и соответствует 1 варианту базисного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденный приказом МОРФ от 10.04.2002 г. № 29. 2065-п.
Основная цель курса: создать условия для подготовки учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.
В процессе обучения по данной программе решаются следующие задачи:
Закомство с различными видами цветковых растений.
Знакомство с приемами вскапывания почвы.
Обучение приемам составления земляной смеси для комнатных растений.
Формирование умений заготовлять бумажные пакеты и расфасовать семена.
Формирование навыков правильного ухода за комнатными растениями.
Формирование общего представления о семенном и вегетативном размножении.
Знакомство с правилами выращивания бархатца раскидистого в цветочном горшке.
Знакомство с понятием перевалка и пересадка растений
Знакомство с правилами подготовки цветника к посеву, высадкой рассады в открытый грунт.
Данная рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса задает перечень разделов, которые подлежат обязательному изучению в 5 классе:
1. Культурные цветковые растения
2. Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений.
3. Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.
4. Вскапывание почвы в цветнике.
5. Заготовка земляной смеси для комнатных растений
6. Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.
7. Бумажные пакеты для расфасовки семян. Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.
8. Уход за комнатными растениями.
9. Цветковые растения, размножаемые семенами.
10. Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке.
11. Перевалка комнатного растения.
12. Инвентарь для работы в цветнике.
13. Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.
14. Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.
15. Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений.
16. Высадка рассады бархатца раскидистого.
В рабочей программе разделы основного трудового содержания структурированы по темам в соответствии с содержанием программы для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. сборник 2 под ред. В.В.Воронковой, М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2011г., допущенной Министерством образования и науки РФ. По предмету цветоводство и декоративное садоводство учебник отсутствует в печати. Поэтому рабочая программа при изучении разделов:
1. Культурные цветковые растения
2. Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений.
3. Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.
4.Заготовка земляной смеси для комнатных растений
5.Уход за комнатными растениями.
6.Перевалка комнатного растения
7.Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений.
ориентирована на учебник Е.А. Ковалёва «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., Просвещение, 2006г.
Работа по предложенным в программе темам благотворно сказывается на сообразительности и развитии мелкой моторики подростков с нарушением интеллекта (например, все операции, связанные с семенами). Для успешного обучения, кроме традиционных уроков с использованием наглядных материалов, в рабочую программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, практическая работа. Для закрепления знаний прилагаются упражнения, для проверки знаний самостоятельная работа. Также предусматривается практическое повторение учебного материала. Ее цель- совершенствование общетрудовых умений. Для организации обучения и воспитания школа располагает территорией, достаточной для разбивки цветников , посадки кустарников и деревьев. Также школа имеет инвентарный сарай, просторный светлый класс для выращивания большого количества комнатных растений.
Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, сборник 2 под ред. В.В.Воронковой, М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2011г., допущенной Министерством образования и науки РФ по цветоводству и декоративному садоводству разделена на 4 четверти, каждая из которых начинается с вводных занятий. Они включают в себя содержание обучения в данной четверти и организации. учебной группы. Учебный процесс в нашем образовательном учреждении разделен на доли и триместры, поэтому разделы «Вводное занятие» из рабочей программы исключены.
Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса рассчитана на 2 часа в неделю в соответствии с базисным планом, согласно учебно-календарного графика образовательного учреждения 2ч. х 34 недели = 68 часов. В течение учебного года проводятся промежуточные и итоговые проверочные работы в форме тестовых заданий для изучения обученности и обучаемости учащихся.
Цель:- уточнение знаний, умений учащихся;
-выявление пробелов в теории и практической деятельности;
-изучение умений переносить знания и умения в иные ситуации;
-корректировка рабочей программы (разделов, тем)с учётом индивидуальных особенностей и выявленных знаний и умений.
Количество часов, материал могут корректироваться с учетом объективных и субъективных причин (карантин, курсы)
В календарно-тематическом планировании изучаемые разделы разделены на темы уроков, что указано нумерацией.
Например: Раздел: Культурные цветковые растения.(3 ч.)
Темы уроков:
1 .Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур.
2. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях. Растения, выращиваемые в цветниках и комнатных условиях.
3.Ознакомление с цветковыми растениями.
Также при календарно-тематическом планировании учитываю сезонность работ. Осенние практические работы, которые не будут выполнены из-за погодных условий переносятся на весеннее время.
Все часы (68ч.) по предмету цветоводство и декоративное садоводство относится к национально-региональному компоненту, т.е. относится к компетенции региона. Для реализации национально-регионального компонента (далее н.к.р.) при изучении тем:
Культурные цветковые растения
Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений.
Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.
Вскапывание почвы в цветнике.
Заготовка земляной смеси для комнатных растений .
Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.
Бумажные пакеты для расфасовки семян. Объект работы. Цветочные семена.
Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.
Уход за комнатными растениями.
Цветковые растения, размножаемые семенами.
Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке.
Перевалка комнатного растения.
Инвентарь для работы в цветнике.
Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.
Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений.
Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений.
Высадка рассады бархатца раскидистого
опираюсь на субъективный и объективный опыт учащихся и содержание уроков дополняю материалом нашей местности.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которые должны достигать все учащиеся, окончившие 5 класс.
Учащиеся должны знать:
2 уровень развития по В.В.Воронковой.
Разницу между культурными и дикорастущими цветковыми растениями.
Признаки созревания семян цветковых растений.
Устройство лопаты.
Земляные смеси для комнатных растений.
Правила и приёмы полива комнатного растения
Семенное и вегетативное размножение цветковых растений.
Виды бархатца (высокорослый, раскидистый)
Понятие перевалка и пересадка растения.
Виды однолетних цветковых растений.
Учащиеся должны уметь:
Собирать семена и плоды
Работать лопатой.
Составлять земляную смесь.
Ухаживать за садовыми дорожками и площадками.
Очищать семена.
Поливать комнатные растения.
Выращивать комнатные бархатцы.
Проводить перевалку растений.
Ухаживать за комнатными растениями.
Учащиеся должны знать:
2 уровень развития по В.В.Воронковой. ( с помощью учителя)
Разницу между культурными и дикорастущими цветковыми растениями.
Признаки созревания семян цветковых растений.
Устройство лопаты.
Земляные смеси для комнатных растений.
Правила и приёмы полива комнатного растения
Семенное и вегетативное размножение цветковых растений.
Виды бархатца (высокорослый, раскидистый)
Понятие перевалка и пересадка растения.
Виды однолетних цветковых растений.
Учащиеся должны уметь: ( с помощью учителя)
Собирать семена и плоды
Работать лопатой.
Составлять земляную смесь.
Ухаживать за садовыми дорожками и площадками.
Очищать семена.
Поливать комнатные растения.
Выращивать комнатные бархатцы.
Проводить перевалку растений.
Ухаживать за комнатными растениями
Содержание учебной рабочей программы
Вводное занятие.(1ч) Цветоводство. Цветковые растения: многообразие, декоративные качества. Содержание обучения в предстоящем учебном году. Организация учебной трудовой группы.
Культурные цветковые растения(3ч).
Теоретические сведения. Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях. Растения, выращиваемые в цветниках и в комнатных условиях.
Наглядное пособие. Красочное изображение(рисунки, фотографии слайды)разных цветковых растений.
Экскурсия. Цветник. Ознакомление с цветковыми растениями.
Основная цель: Создать условия для ознакомления с видами цветковых растений.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь: -различать виды цветковых растений..
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для определения вида цветочных растений.
Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений.(4ч)
Объект работы. Семена цветковых растений.
Теоретические сведения. Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, настурция, бархатцы и др.) Признаки созревания плодов с семенами цветковых растений. Способы ускорения созревания плодов и семян у некоторых растений
( перевертывание без повреждения корней) Понятие семена –сырец. Сроки созревания и сбора семян. Осыпание семян. Приемы сбора семян. Способы хранения и просушки семян после сбора.
Умение. Сбор семян и плодов.
Практические работы: Сбор или срезка с частью стебля подсохших плодов с
семенами. Укладка плодов в картонные коробки и установка на стеллажи для просушки. Срезка некоторых растений с недозрелыми плодами под корень и подвешивание в проветриваемом помещении для дозревания семян.
Основная цель: Познакомить однолетними цветковыми растениями с крупными
семенами (ноготки, бархатцы).
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:- собирать семена.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для сбора семян.
Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.(4ч)
Объект работы. Цветник.
Теоретические сведения. Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. Инвентарь для работы в цветнике.
Умение. Различение растений, подземная часть которых подлежит выкопке и хранению до весны будущего года.
Практические работы: Осенние работы в цветнике Удаление с корнями
однолетних цветковых растений из цветника. Помощь старшим учащимся в выкопке подзимних частей растений (корнеклубней, корневищ и др.) Уборка растительных остатков на территории цветника.
Основная цель: создать условия для ознакомления с правилами уборки отцветающих однолетних растений из цветника.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:- разлизать растения, подземная часть которых подлежит выкопке и хранению до весны будущего года.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для удаления с корнями однолетних цветковых растений из цветника.
Вскапывание почвы в цветнике.(3ч)
Объект работы. Цветник.
Теоретические сведения. Понятие борозда, глубина вскапывания. Лопата: устройство, приёмы вскапывания почвы, рабочая поза, техника безопасности.
Умение. Работа лопатой.
Практические работы: Прокладывание первой борозды. Вскапывание почвы на заданную глубину.
Основная цель: Создать условия для определения понятия «борозда».Познакомить устройством лопаты и приемами вскапывания почвы.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь: - работать с лопатой.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для работы с лопатой.
Заготовка земляной смеси для комнатных растений .(2ч)
Объект работы. Комнатное растение.
Теоретические сведения. Земляные смеси для комнатных растений: требования к качеству, составные части ,хранение. Приемы составления смесей.
Умения. Составление земляной смеси.
Практические работы: Выбор места для заготовки огородной или дерновой земли. Вскапывание или разрыхление заготавливаемой почвы. Поднос или подвоз почвы к месту хранения. Заготовка перегноя( или закупка торфяной смеси в магазине) Смешивание перегноя (торфа) с землей по указанию учителя.
Основная цель: Создать условия для обучения приёмам составления земляной смеси для комнатных растений.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:- заготавливать земляную смесь.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для составления земляной смеси.
Практическое повторение. (2ч) Виды работы. Осенние работы в цветнике. Заготовка почвенных смесей для комнатных растений.
Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.(3ч)
Объект работы. Пришкольная территория.
Теоретические сведения. Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними.
Умение. Уход за садовыми дорожками и площадкой.
Практические работы: Сгребание опавших листьев. Прополка. Подметание
или выравнивание песком садовых дорожек.
Основная цель: Создать условия для формирования навыков правильной очистки дорожек и площадок от опавших листьев.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь: -подметать дорожки..
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для подметания дорожек.
Бумажные пакеты для расфасовки семян. (2ч)Объект работы. Цветочные семена.
Теоретические сведения. Бумажный пакет для семян: назначение (фасовка мелкими партиями.), форма, размеры. Форма заготовок и способы соединения деталей пакета.
Умение. Расфасовка семян по пакетам.
Практические работы: Вырезка заготовок для пакета по трафарету. Склеивание с двух сторон пакета. Наклеивание на пакеты изображений тех растений, чьи семена будут храниться в них.
Основная цель: Создать условия для формирования умения заготовлять бумажные пакеты для расфасовки семян.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:- расфасовать семена по пакетам.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для расфасовки семян по пакетам.
Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.(3ч)
Объект работы. Семена цветковых растений.
Теоретические сведения. Значение и приёмы обмолота и очистки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян. Использование объёмных предметов. (напёрстка, чайной или столовой ложки) для фасовки семян.
Умение. Ориентировка при работе на образец. Определение вида, качества и объема семян. Обмолот и очистка семян.
Практические работы: Извлечение семян из сухих плодов. Удаление обломков стеблей. Сортировка семян (разбор на мелкие, поврежденные, и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные.) Насыпка определённого объема семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов.
Основная цель: Создать условия для освоения значения и приёма обмолота и очистки семян.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:- определять вид, качество, объём семян.
- обмолотить и очищать семена..
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для обмолота и расфасовки семян, собранных осенью.
Уход за комнатными растениями.(2ч)
Объект работы. Комнатные растения.
Теоретические сведения. Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности почвы и воздуха. Правила и приёмы полива комнатного растения. Температура поливной воды. Определение влажности почвы в горшке и кладке. (на ощупь)
Умение. Полив комнатных растений.
Практические работы: Заготовка поливной воды для отстаивания. Проверка влажности почвы в горшках и кадках. Полив комнатных растений из детской лейки.
Основная цель: Создать условия для освоения навыков правильного ухода за комнатными растениями.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:- ухаживать за комнатными растениями.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для полива комнатных растений.
Практическое повторение. Виды работ. Изготовление бумажного пакета. Узнавание семян указанного учителем цветочного растения. Выделение их из семенной смеси и фасовка узнанных семян в пакет.
Цветковые растения, размножаемые семенами.(4ч)
Теоретические сведения. Общее представление о семенном и вегетативном размножении цветковых растений. Приемы размножения теми и другим видами. Пикировка рассады. Уход за рассадой. Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех растений, которые будут выращиваться в цветнике.
Основная цель: Создать условия для формирования общего представления о семенном и вегетативном размножении цветковых растений.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:- пикировать рассаду.
-ухаживать за рассадой.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для пикировки рассады.
Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке.(5ч)
Объект работы. Бархатец раскидистый.
Теоретические сведения. Виды бархатца (высокорослый., раскидистый) Сравнительная характеристика внешнего и декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого. Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях. (сроки посева семян, уход за растением ) Выращивание рассады бархатца раскидистого.
Умение. Выращивание комнатных бархатцев. Заполнение цветочного горшка земляной смесью. Посев семян.
Практические работы: Подготовка земляной смеси. Промывка и просушка
цветочных горшков. Подготовка бумажных водонепроницаемых стаканов.
Набивка горшков и стаканов земляной смесью. Полив смеси. Посев бархатца раскидистого в горшки по и стаканы по 2е семени в одни лунку. Укрытие пленкой и установка в тёплое место горшков и стаканов с посеянным семенами. После всходов - оставление одного растения , умеренный полив, установка на хорошо освещаемое место. Наблюдение за развитием растений..
Основная цель :создать условия для ознакомления с правилами выращивания бархатца раскидистого в цветочном горшке.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь: -выращивать комнатных бархатцев..
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для выращивания комнатных бархатцев
Перевалка комнатного растения.(3ч)
Объект работы. Комнатное растение.
Теоретические сведения. Понятие перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Растения ,подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.
Умение. Перевалка растения.
Практические работы: Подбор, промывка и просушка цветочного горшка. Полив переваливаемого растения. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый. Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив.
Основная цель: Создать условия для восприятия понятий: перевалка и пересадка. Познакомить приёмами перевалки комнатного растения.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь: - проводить перевалку комнатного растения..
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: перевалки комнатного растения.
Инвентарь для работы в цветнике.(2ч)
Объект работы. Цветник.
Теоретические сведения. Инструменты и приспособления для работы в цветнике: виды и назначение (разметка мест посева семян ,посадка рассады, инвентарь, обработка почвы, посев семян, уход за растениями.) Правила безопасной работы с инвентарем и его хранение.
Умение. Пользование мерными инструментами(лентой, шнуром, маркером)
Упражнение. Разметка с помощью мерной ленты, шнура и маркера мест посева семян.
Основная цель: Создать условия для ознакомления с инструментами для работы в цветнике и их правилами безопасной работы.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь: -работать инструментами.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для соблюдения техники безопасности.
Практическое повторение.(4ч) Виды работы. Расчистка дорожек и площадок от снега на школьном дворе. Уход за комнатными растениями. Изготовление бумажных пакетов для расфасовки семян.
Самостоятельная работа. (1ч)Подготовка почвы для посева семян и посев семян отобранного учителем цветкового растения в цветочные горшки.
Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.(4ч)
Теоретические сведения. Виды крупносемянных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и цветниках. Виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения. Характеристика этих растений(декоративные качества, продолжительность вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств и др.)
Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений. (4ч)
Объект работы. Цветник.
Теоретические сведения. Выбор места в цветнике для посева крупносемянных однолетних цветковых растений.(ноготков, настурций и др. по выбору) Подготовка почвы. Оформление краев цветочных гряд.
Практические работы: Вскапывание почвы лопатой по разметке размера цветочных гряд. Выравнивание краев гряд. Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы.
Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений.(3ч)
Объект работы. Семена цветкового растения.
Теоретические сведения. Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растений в полном развитии.(высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков) Глубина заделки семян при посеве. Способы разметки посевных рядков. Сроки посева семян.
Практические работы: Разметка посевных рядов с помощью маркера или веревки. Углубление посевных рядков. Раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив.(по необходимости.)
Высадка рассады бархатца раскидистого. (3ч)
Объект работы. Бархатец раскидистый.
Теоретические сведения. Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых.( уличные вазы, газоны, внутренние дворики и др.)Расстояния между посадками растений.
Умение. Выращивание бархатцев раскидистых. Уход за комнатными растениями. Практические работы: Подготовка почвы. Разметка мест посадки. Полив рассады. Выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады. Первоначальный полив.(дальнейший по необходимости.)
Практическое повторение. (3ч) Виды работ. Весенние работы в цветнике. Уход за комнатными растениями.
Самостоятельная работа. (2ч) Разметка посевных рядков, посев крупносемянного цветкового растения.
Основная цель: создать условия для ознакомления с правилами подготовки цветника к посеву. высадкой рассады в открытый грунт.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:- работать с лопатой и граблями.
- сеять семена однолетников.
-высадить рассаду в цветник.
-поливать растения.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной
жизни для посева семян, высадки рассады, полива растений.
Календарно - тематическое планирование
п./п
|
Разделы
|
Кол
час
|
Содержание занятия
|
Тип урока,
форма урока
|
Словарная работа
|
Информ.
сопровож.
|
дата
|
Теоретические сведения
|
Практическая работа
|
По плану
|
По факту
|
1
|
Вводное занятие.
|
1
|
1.Цветоводство. Цветковые растения :многообразие, декоративные качества. Содержание обучения в предстоящем учебном году Организация учебной трудовой группы.
|
|
1.Комбинированный, урок.
|
Цветоводство
Декоративные растения
|
Рисунки:
Цветковые растения.
Слайды «Цветы»
|
|
|
2
3
4
|
Культурные цветковые растения.
|
3
|
1 .Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур.
2. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях. Растения ,выращиваемые в цветниках и комнатных условиях.
|
3.Цветник. Ознакомление с цветковыми растениями.
|
1.2.Комбинированные, уроки.
3.Урок формирован. совершенствования умений и навыков
Экскурсия
|
Культурные растения
Дикорастущие
растения
|
Рисунки Культурные цветковые растения. Дикорастущие растения
слайды цветковые растения.
|
|
|
5
6
7
8
|
Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений.
|
4
|
1.Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, настурция, бархатцы)признаки созревания плодов с семенами цветковых растений. Способы ускорения созревания плодов и семян у некоторых растений(перевертывание без повреждения корней)
3.Понятие семена – сырец. Сроки созревания и сбора семян Осыпание семян. Приемы сбора семян. Способы хранения и просушки семян после сбора.
|
2.Сбор или срезка с частью стебля подсохших плодов с семенами. Укладка плодов в картонные коробки и установка на стеллажи для просушки.
4.Срезка некоторых растений с недозрелыми плодами под корень и подвешивание в проветриваемом помещении для дозревания семян.
|
1.3.Комбинированные , уроки .
2.4.Урок формирован. Совершенствования умений и навыков
ур.прак.раб.
|
Однолетние растения
Семена-сырец
|
Рисунки:
Виды однолетнее
го цветкового растения с крупными семенами (ноготки, бархатцы)
Образцы семян. (ноготки, бархатцы)
|
|
|
9
10
11
12
|
Уборка однолетних цветковых растений в цветнике
|
4
|
1.Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. Инвентарь для работы в цветнике.
|
2.Осенние работы в цветнике. Удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника.
3.Помощь старшим учащимся в выкопке подземных частей растений (корнеклубней, корневищ и др.)
4.Уборка растительных остатков на территории цветника.
|
1.Комбинированный, урок
2.3.4.Урок формирован. Совершенствования умений и навыков ур.прак.раб
|
Инвентарь
Корнеклубни
корневища
|
Технологическая карта:
Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.
С.х. инвентарь.
|
|
|
13
14
15
|
Вскапывание почвы в цветнике.
|
3
|
1.Понятие борозда, глубина вскапывания.
2.Лопата: устройство, приёмы вскапывания почвы, рабочая поза. Техника безопасности.
|
3.Прокладывание первой борозды. Вскапывание почвы на заданную глубину.
|
1.Урок изучения нового материала,
урок
2.Комбинированный, урок
3.Урок формирован. Совершенствования умений и навыков ур.прак.раб.
|
Борозда
Лопата
|
Памятка:
приёмы вскапывания почвы, рабочая поза. Техника безопасности при работе с лопатой.
|
|
|
16
17
18
19
|
Заготовка земляной смеси для комнатных растений.
|
2
2
|
1.земляные смеси для омнатных растений: требования к качеству, составные части, хранение. Приёмы составления смесей.
|
2.Выбор места для заготовки огородной или дерновой земли. Вскапывание или разрыхление заготавливаемой почвы. Поднос или подвоз почвы к месту хранения. Заготовка перегноя. Смешивание перегноя с землей.
1.Осенние работы в цветнике.
2.Заготовка почвенной смеси для комнатных растений.
|
1.Комбинированный, урок
2.Урок формирован. совершенствования умений и навыков,
ур.прак.раб
1.2.Урок контроля и коррекции ЗУНов, Практическое повторение:
|
Земляная смесь
Огородная земля
Дерновая земля
перегной
|
Памятка:
земляные смеси для комнатных растений:
с.х. инвентарь.
|
|
|
20
21
22
|
Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.
|
3
|
1.Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними.
|
2.Сгребание опавших листьев. Прополка. 3.Подметание или выравнивание песком садовых дорожек.
|
1.Комбинированный, урок
2.3.Урок формировани совершенствования умений и навыков,
ур.прак.раб
|
Дорожка
Площадка
Листья
прополка
|
таблица Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними.
|
|
|
23
24
|
Бумажные пакеты для расфасовки семян.
|
2
|
1.Бумажный пакет для семян; назначение, (фасовка мелкими партиями.) форма, размеры. Форма заготовок и способы соединения деталей пакета
|
2.Вырезка Заготовок для пакета по трафарету. Склеивание с двух сторон пакета. Наклеивание на пакеты изображений тех растений, чьи семена будут храниться в них.
|
1.Комбинированный, урок
2. Урок формирован. совершенствования умений и навыков, ур.прак.раб
|
Трафарет
Расфасовка
|
Образец
Бумажные пакеты для расфасовки семян.
Ножницы
Клей
семена
|
|
|
25
26
27
|
Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.
|
3
|
1.Значение и приёмы обмолота и очистки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян. Использование объёмных предметов. (напёрстка, чайной или столовой ложки для фасовки семян.
|
2.Извлечение семян из сухих плодов. Удаление обломков стеблей.
3. Сортировка семян(разбор на мелкие, поврежденные и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные) Насыпка определённого объема семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов.
|
1.Комбинированный, урок
2.3.Уроки формирован. совершенствования умений и навыков, ур.прак.раб.
|
|
Семена цветковых растений.
|
|
|
28
29
30
|
Уход за комнатными растениями.
|
2
1
|
1.Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности почвы и воздуха. Правила и приёмы полива комнатного растения. Температура поливной воды. Определение влажности почвы в горшке и кладке. (на ощупь)
|
2.Заготовка поливной воды для отстаивания, Проверка влажности почвы в горшках и кадках. Полив комнатных растений из детской лейки.
1. Изготовление бумажного пакета. Узнавание семян указанного учителем цветочного растения. Выделение их из семенной смеси и фасовка узнанных семян в пакет.
|
1.Комбинированный , урок
2.Урок формирован. совершенствования умений и навыков
ур.прак.раб
Урок контроля и коррекции ЗУНов,
Практическое повторение
|
Округлые листья
Опушённые листья
Соцветие-зонтик
Корневище
Розетка
цветонос
|
Комнатные растения.
Памятка Уход за комнатными растениями.
Презентация «Комнатные растения»
Клей
Ножницы
Семена цветковых растений
|
|
|
31
32
33
34
|
Цветковые растения, размножаемые семенами.
|
4
|
1.2.Общее представление о семенном и вегетативном размножении цветковых растений. Приемы размножения теми и другими видами.
3.Пикировка рассады. Уход за рассадой.
4. Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех растений, которые будут выращиваться в цветнике.
|
|
1.2. уроки изучения нового материала,
уроки
3.4.Комбинированные, уроки
|
Семенное
Вегетативное размножение
Пикировка рассады
|
Таблицы:
пикировка рассады.
Красочное изображение видов крупносеменного однолетнего цветкового растения
(ноготков, настурций, бархатцев) и их размещение в цветниках.
|
|
|
35
36
37
38
39
|
Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке.
|
5
|
1.Виды бархатца (высокорослый., раскидистый) Сравнительная характеристика внешнего и декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого. 2.Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях. (сроки посева семян, уход за растением )
3.Выращивание рассады бархатца раскидистого.
|
4.5. Подготовка земляной смеси. Промывка и просушка цветочных горшков. Подготовка бумажных водонепроницаемых стаканов.
Набивка горшков и стаканов земляной смесью. Полив смеси. Посев бархатца раскидистого в горшки по и стаканы по 2е семени в одну лунку. Укрытие пленкой и установка в тёплое место горшков и стаканов с посеянным семенами. После всходов - оставление одного растения умеренный полив, установка на хорошо освещаемое место. Наблюдение за развитием растений..
|
1.2.3. Комбинированные, уроки
4.5.Уроки формирован. совершенствования умений и навыков,
практич.раб.
|
Бархатцы высокорослые
Раскидистые
|
Технологическая карта Выращивание бархатца в комнатных условиях. (сроки посева, уход)
|
|
|
40
41
42
|
Перевалка комнатного растения.
|
3
|
1.2. Понятие перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Растения ,подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.
|
3.Подбор, промывка и просушка цветочного горшка. Полив переваливаемого растения. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый. Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив.
|
1.2.Комбинированные , уроки
3.Урок формирован. совершенствования умений и навыков,
практич.раб.
|
Перевалка
Пересадка
|
Памятка: Перевалка комнатного растения.
Памятка: Пересадка комнатного растения
Цветочные горшки.
|
|
|
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
|
Инвентарь для работы в цветнике.
Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.
|
2
4
1
4
|
1.Инструменты и приспособления для работы в цветнике: виды и назначение (разметка мест посева семян посадка рассады, инвентарь, обработка почвы, посев семян, уход за растениями.) Правила безопасной работы с инвентарем и его хранение.
1.2Виды крупносемянных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и цветниках.
3.4. Виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения. Характеристика этих растений(декоративные качества, продолжительность вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств и др.)
|
2.Разметка с помощью мерной ленты, шнура и маркера мест посева семян.( Упражнение)
1.Расчистка дорожек и площадок от снега на школьном дворе.
2.Уход за комнатными растениями.
3.4.Изготовление бумажных пакетов для расфасовки семян.
1.Подготовка почвы для посева семян и посев семян отобранного учителем цветкового растения в цветочные горшки.
|
1.Комбинированный, урок
2.Урок формирован. совершенствования умений и навыков
1.2.3.4.Уроки контроля и коррекции ЗУНов,
Практическое повторение
Урок формирован. совершенствования умений и навыков,
Самостоятельная работа.
1.2 урок изучения нового материала.
3.4..Комбинированные , уроки
|
Инвентарь
Мерная лента
Маркер
|
Инструменты и приспособления для работы в цветнике.
Комнатные растения
Семена цветковых растений
цветочные горшки
Семена цветковых растений
Рисунки элементов цветочного оформления улиц и помещений
|
|
|
54
55
56
57
|
Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений.
|
4
|
1.Выбор места в цветнике для посева крупносемянных однолетних цветковых растений.(ноготков, настурций и др. по выбору) Подготовка почвы. Оформление краев цветочных гряд.
|
2.3.4.Вскапывание почвы лопатой по разметке размера цветочных гряд. Выравнивание краев гряд. Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы.
|
1Комбинированный, урок
2.3.4Урок формирован. совершенствования умений и навыков,
практич.раб
|
Цветник
Рабатка
Клумба
|
Памятка:
Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений.
С.х. инвентарь
|
|
|
58
59
60
|
Выращивание крупносемянных однолетних цв-х растений.
|
3
|
1.Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растений в полном развитии.(высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков) Глубина заделки семян при посеве. Способы разметки посевных рядков. Сроки посева семян.
|
2.3.Разметка посевных рядов с помощью маркера или веревки. Углубление посевных рядков. Раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив.(по необходимости)
|
1.Комбинированный, урок
2.3.Уроки формирован. совершенствования умений и навыков,
практич.раб.
|
маркер
|
Семена цветкового растения.
|
|
|
61
62
63
|
Высадка рассады бархатцы раскидистого
|
3
|
1.Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых.(уличные вазы, газоны, внутренние дворики и др.)Расстояния между посадками растений.
|
2.3.Подготовка почвы. Разметка мест посадки. Полив рассады. Выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады. Первоначальный полив.(дальнейший по необходимости.)
|
Комбинированные уроки
Урок формирован. совершенствования умений и навыков,
практич.раб
|
Бархатцы раскидистые
уличные вазы, газоны
|
Схема:
Способы и сроки посева.
С.х. инвентарь
|
|
|
64
65
66
67
68
|
.
|
3
2
|
|
1. 2.Весенние работы в цветнике.
3.Уход за комнатными растениями.
1. 2. Разметка посевных рядков, посев крупносемянного цветкового растения.
|
1.2.3.Урок контроля и коррекции ЗУНов. Практическ. повторение
Урок контроля и коррекции ЗУНов,
самостоятельная работа.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ресурсное обеспечение рабочей учебной программы
1. Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, сборник 1 под ред. В.В.Воронковой, М..: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2011г.
2.Е.А. Ковалёва «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., Просвещение, 2006г.,
3.С.Л.Быховец «Энциклопедия комнатных растений»; Минск « Харвест», 2003.
4.А.А.Карпов «Энциклопедия цветовода-любителя»; Ростов-на-Дону
«Феникс»,2003.
5. Г.П.Озолин, В.А.Каргов «Деревья и кустарники для защитного лесоразведения»;
Москва «Лесная промышленность», 1994.
6. В.И.Серпухова, Г.К.Тавлинова «Комнатные и балконные растения»;
Москва «Прейскурантиздат», 1991.
7. В.А.Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974.
8. А.Н.Мальцева, Г.А.Алексеев-Малахов «Декоративные деревья и кустарники:
ландшафтный дизайн и озеленение участка»; Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.
9. О.В.Бердникова, А.В.Борисова «Комнатные растения»; Москва «Эксмо», 2004.
10. Л.А.Чечина «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005
11. З.А.Клепинина, В.С.Капралова «Трудовое обучение: сельскохозяйственные
работы. 5-7 класс средней школы»; Москва «Просвещение», 1990.
12. В.Воганка «Защита растений от болезней и вредителей»; Москва «Издательство
Мир книги», 2010.
|
|
|