Главная страница

Рабочая учебная программа по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса


Скачать 395.67 Kb.
Название Рабочая учебная программа по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса
Дата 13.02.2016
Размер 395.67 Kb.
Тип Рабочая учебная программа

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида. г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Советская, 24. Тел. 6-18-78, [email protected]

Рассмотрено Утверждено

на заседании кафедры учителей на педагогическом совете

трудового обучения.

«____» ______201__г. «____» ______201__г.

Рабочая учебная программа

по цветоводству и декоративному садоводству

для учащихся 5 класса

Автор – составитель

Мингазова Р.З.

учитель трудового обучения

Вятские Поляны

2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа (далее рабочая программа) по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса разработана на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, сборник 2 под ред. В.В.Воронковой, М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2011г., допущенной Министерством образования и науки РФ и соответствует 1 варианту базисного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденный приказом МОРФ от 10.04.2002 г. № 29. 2065-п.

Основная цель курса: создать условия для подготовки учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.

В процессе обучения по данной программе решаются следующие задачи:

  • Закомство с различными видами цветковых растений.

  • Знакомство с приемами вскапывания почвы.

  • Обучение приемам составления земляной смеси для комнатных растений.

  • Формирование умений заготовлять бумажные пакеты и расфасовать семена.

  • Формирование навыков правильного ухода за комнатными растениями.

  • Формирование общего представления о семенном и вегетативном размножении.

  • Знакомство с правилами выращивания бархатца раскидистого в цветочном горшке.

  • Знакомство с понятием перевалка и пересадка растений

  • Знакомство с правилами подготовки цветника к посеву, высадкой рассады в открытый грунт.

Данная рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса задает перечень разделов, которые подлежат обязательному изучению в 5 классе:

1. Культурные цветковые растения

2. Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений.

3. Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.

4. Вскапывание почвы в цветнике.

5. Заготовка земляной смеси для комнатных растений

6. Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.

7. Бумажные пакеты для расфасовки семян. Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.

8. Уход за комнатными растениями.

9. Цветковые растения, размножаемые семенами.

10. Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке.

11. Перевалка комнатного растения.

12. Инвентарь для работы в цветнике.

13. Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.

14. Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.

15. Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений.

16. Высадка рассады бархатца раскидистого.

В рабочей программе разделы основного трудового содержания структурированы по темам в соответствии с содержанием программы для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. сборник 2 под ред. В.В.Воронковой, М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2011г., допущенной Министерством образования и науки РФ. По предмету цветоводство и декоративное садоводство учебник отсутствует в печати. Поэтому рабочая программа при изучении разделов:

1. Культурные цветковые растения

2. Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений.

3. Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.

4.Заготовка земляной смеси для комнатных растений

5.Уход за комнатными растениями.

6.Перевалка комнатного растения

7.Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений.

ориентирована на учебник Е.А. Ковалёва «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., Просвещение, 2006г.

Работа по предложенным в программе темам благотворно сказывается на сообразительности и развитии мелкой моторики подростков с нарушением интеллекта (например, все операции, связанные с семенами). Для успешного обучения, кроме традиционных уроков с использованием наглядных материалов, в рабочую программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, практическая работа. Для закрепления знаний прилагаются упражнения, для проверки знаний самостоятельная работа. Также предусматривается практическое повторение учебного материала. Ее цель- совершенствование общетрудовых умений. Для организации обучения и воспитания школа располагает территорией, достаточной для разбивки цветников , посадки кустарников и деревьев. Также школа имеет инвентарный сарай, просторный светлый класс для выращивания большого количества комнатных растений.

Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, сборник 2 под ред. В.В.Воронковой, М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2011г., допущенной Министерством образования и науки РФ по цветоводству и декоративному садоводству разделена на 4 четверти, каждая из которых начинается с вводных занятий. Они включают в себя содержание обучения в данной четверти и организации. учебной группы. Учебный процесс в нашем образовательном учреждении разделен на доли и триместры, поэтому разделы «Вводное занятие» из рабочей программы исключены.

Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса рассчитана на 2 часа в неделю в соответствии с базисным планом, согласно учебно-календарного графика образовательного учреждения 2ч. х 34 недели = 68 часов. В течение учебного года проводятся промежуточные и итоговые проверочные работы в форме тестовых заданий для изучения обученности и обучаемости учащихся.

Цель:- уточнение знаний, умений учащихся;

-выявление пробелов в теории и практической деятельности;

-изучение умений переносить знания и умения в иные ситуации;

-корректировка рабочей программы (разделов, тем)с учётом индивидуальных особенностей и выявленных знаний и умений.

Количество часов, материал могут корректироваться с учетом объективных и субъективных причин (карантин, курсы)

В календарно-тематическом планировании изучаемые разделы разделены на темы уроков, что указано нумерацией.

Например: Раздел: Культурные цветковые растения.(3 ч.)

Темы уроков:

1 .Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур.

2. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях. Растения, выращиваемые в цветниках и комнатных условиях.

3.Ознакомление с цветковыми растениями.

Также при календарно-тематическом планировании учитываю сезонность работ. Осенние практические работы, которые не будут выполнены из-за погодных условий переносятся на весеннее время.

Все часы (68ч.) по предмету цветоводство и декоративное садоводство относится к национально-региональному компоненту, т.е. относится к компетенции региона. Для реализации национально-регионального компонента (далее н.к.р.) при изучении тем:

  • Культурные цветковые растения

  • Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений.

  • Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.

  • Вскапывание почвы в цветнике.

  • Заготовка земляной смеси для комнатных растений .

  • Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.

  • Бумажные пакеты для расфасовки семян. Объект работы. Цветочные семена.

  • Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.

  • Уход за комнатными растениями.

  • Цветковые растения, размножаемые семенами.

  • Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке.

  • Перевалка комнатного растения.

  • Инвентарь для работы в цветнике.

  • Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.

  • Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений.

  • Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений.

  • Высадка рассады бархатца раскидистого

опираюсь на субъективный и объективный опыт учащихся и содержание уроков дополняю материалом нашей местности.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которые должны достигать все учащиеся, окончившие 5 класс.

Учащиеся должны знать:

2 уровень развития по В.В.Воронковой.

  • Разницу между культурными и дикорастущими цветковыми растениями.

  • Признаки созревания семян цветковых растений.

  • Устройство лопаты.

  • Земляные смеси для комнатных растений.

  • Правила и приёмы полива комнатного растения

  • Семенное и вегетативное размножение цветковых растений.

  • Виды бархатца (высокорослый, раскидистый)

  • Понятие перевалка и пересадка растения.

  • Виды однолетних цветковых растений.

Учащиеся должны уметь:

  • Собирать семена и плоды

  • Работать лопатой.

  • Составлять земляную смесь.

  • Ухаживать за садовыми дорожками и площадками.

  • Очищать семена.

  • Поливать комнатные растения.

  • Выращивать комнатные бархатцы.

  • Проводить перевалку растений.

  • Ухаживать за комнатными растениями.

Учащиеся должны знать:

2 уровень развития по В.В.Воронковой. ( с помощью учителя)

  • Разницу между культурными и дикорастущими цветковыми растениями.

  • Признаки созревания семян цветковых растений.

  • Устройство лопаты.

  • Земляные смеси для комнатных растений.

  • Правила и приёмы полива комнатного растения

  • Семенное и вегетативное размножение цветковых растений.

  • Виды бархатца (высокорослый, раскидистый)

  • Понятие перевалка и пересадка растения.

  • Виды однолетних цветковых растений.

Учащиеся должны уметь: ( с помощью учителя)

  • Собирать семена и плоды

  • Работать лопатой.

  • Составлять земляную смесь.

  • Ухаживать за садовыми дорожками и площадками.

  • Очищать семена.

  • Поливать комнатные растения.

  • Выращивать комнатные бархатцы.

  • Проводить перевалку растений.

  • Ухаживать за комнатными растениями



Содержание учебной рабочей программы
Вводное занятие.(1ч) Цветоводство. Цветковые растения: многообразие, декоративные качества. Содержание обучения в предстоящем учебном году. Организация учебной трудовой группы.

Культурные цветковые растения(3ч).

Теоретические сведения. Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях. Растения, выращиваемые в цветниках и в комнатных условиях.

Наглядное пособие. Красочное изображение(рисунки, фотографии слайды)разных цветковых растений.

Экскурсия. Цветник. Ознакомление с цветковыми растениями.

Основная цель: Создать условия для ознакомления с видами цветковых растений.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь: -различать виды цветковых растений..

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для определения вида цветочных растений.

Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений.(4ч)

Объект работы. Семена цветковых растений.

Теоретические сведения. Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, настурция, бархатцы и др.) Признаки созревания плодов с семенами цветковых растений. Способы ускорения созревания плодов и семян у некоторых растений

( перевертывание без повреждения корней) Понятие семена –сырец. Сроки созревания и сбора семян. Осыпание семян. Приемы сбора семян. Способы хранения и просушки семян после сбора.

Умение. Сбор семян и плодов.

Практические работы: Сбор или срезка с частью стебля подсохших плодов с

семенами. Укладка плодов в картонные коробки и установка на стеллажи для просушки. Срезка некоторых растений с недозрелыми плодами под корень и подвешивание в проветриваемом помещении для дозревания семян.

Основная цель: Познакомить однолетними цветковыми растениями с крупными

семенами (ноготки, бархатцы).

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:- собирать семена.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для сбора семян.

Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.(4ч)

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. Инвентарь для работы в цветнике.

Умение. Различение растений, подземная часть которых подлежит выкопке и хранению до весны будущего года.

Практические работы: Осенние работы в цветнике Удаление с корнями

однолетних цветковых растений из цветника. Помощь старшим учащимся в выкопке подзимних частей растений (корнеклубней, корневищ и др.) Уборка растительных остатков на территории цветника.

Основная цель: создать условия для ознакомления с правилами уборки отцветающих однолетних растений из цветника.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:- разлизать растения, подземная часть которых подлежит выкопке и хранению до весны будущего года.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для удаления с корнями однолетних цветковых растений из цветника.

Вскапывание почвы в цветнике.(3ч)

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Понятие борозда, глубина вскапывания. Лопата: устройство, приёмы вскапывания почвы, рабочая поза, техника безопасности.

Умение. Работа лопатой.

Практические работы: Прокладывание первой борозды. Вскапывание почвы на заданную глубину.

Основная цель: Создать условия для определения понятия «борозда».Познакомить устройством лопаты и приемами вскапывания почвы.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь: - работать с лопатой.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для работы с лопатой.

Заготовка земляной смеси для комнатных растений .(2ч)

Объект работы. Комнатное растение.

Теоретические сведения. Земляные смеси для комнатных растений: требования к качеству, составные части ,хранение. Приемы составления смесей.

Умения. Составление земляной смеси.

Практические работы: Выбор места для заготовки огородной или дерновой земли. Вскапывание или разрыхление заготавливаемой почвы. Поднос или подвоз почвы к месту хранения. Заготовка перегноя( или закупка торфяной смеси в магазине) Смешивание перегноя (торфа) с землей по указанию учителя.

Основная цель: Создать условия для обучения приёмам составления земляной смеси для комнатных растений.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:- заготавливать земляную смесь.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для составления земляной смеси.

Практическое повторение. (2ч) Виды работы. Осенние работы в цветнике. Заготовка почвенных смесей для комнатных растений.

Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.(3ч)

Объект работы. Пришкольная территория.

Теоретические сведения. Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними.

Умение. Уход за садовыми дорожками и площадкой.

Практические работы: Сгребание опавших листьев. Прополка. Подметание

или выравнивание песком садовых дорожек.

Основная цель: Создать условия для формирования навыков правильной очистки дорожек и площадок от опавших листьев.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь: -подметать дорожки..

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для подметания дорожек.

Бумажные пакеты для расфасовки семян. (2ч)Объект работы. Цветочные семена.

Теоретические сведения. Бумажный пакет для семян: назначение (фасовка мелкими партиями.), форма, размеры. Форма заготовок и способы соединения деталей пакета.

Умение. Расфасовка семян по пакетам.

Практические работы: Вырезка заготовок для пакета по трафарету. Склеивание с двух сторон пакета. Наклеивание на пакеты изображений тех растений, чьи семена будут храниться в них.

Основная цель: Создать условия для формирования умения заготовлять бумажные пакеты для расфасовки семян.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:- расфасовать семена по пакетам.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для расфасовки семян по пакетам.

Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.(3ч)

Объект работы. Семена цветковых растений.

Теоретические сведения. Значение и приёмы обмолота и очистки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян. Использование объёмных предметов. (напёрстка, чайной или столовой ложки) для фасовки семян.

Умение. Ориентировка при работе на образец. Определение вида, качества и объема семян. Обмолот и очистка семян.

Практические работы: Извлечение семян из сухих плодов. Удаление обломков стеблей. Сортировка семян (разбор на мелкие, поврежденные, и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные.) Насыпка определённого объема семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов.

Основная цель: Создать условия для освоения значения и приёма обмолота и очистки семян.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:- определять вид, качество, объём семян.

- обмолотить и очищать семена..

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для обмолота и расфасовки семян, собранных осенью.

Уход за комнатными растениями.(2ч)

Объект работы. Комнатные растения.

Теоретические сведения. Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности почвы и воздуха. Правила и приёмы полива комнатного растения. Температура поливной воды. Определение влажности почвы в горшке и кладке. (на ощупь)

Умение. Полив комнатных растений.

Практические работы: Заготовка поливной воды для отстаивания. Проверка влажности почвы в горшках и кадках. Полив комнатных растений из детской лейки.

Основная цель: Создать условия для освоения навыков правильного ухода за комнатными растениями.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:- ухаживать за комнатными растениями.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для полива комнатных растений.

Практическое повторение. Виды работ. Изготовление бумажного пакета. Узнавание семян указанного учителем цветочного растения. Выделение их из семенной смеси и фасовка узнанных семян в пакет.

Цветковые растения, размножаемые семенами.(4ч)

Теоретические сведения. Общее представление о семенном и вегетативном размножении цветковых растений. Приемы размножения теми и другим видами. Пикировка рассады. Уход за рассадой. Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех растений, которые будут выращиваться в цветнике.

Основная цель: Создать условия для формирования общего представления о семенном и вегетативном размножении цветковых растений.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:- пикировать рассаду.

-ухаживать за рассадой.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для пикировки рассады.

Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке.(5ч)

Объект работы. Бархатец раскидистый.

Теоретические сведения. Виды бархатца (высокорослый., раскидистый) Сравнительная характеристика внешнего и декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого. Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях. (сроки посева семян, уход за растением ) Выращивание рассады бархатца раскидистого.

Умение. Выращивание комнатных бархатцев. Заполнение цветочного горшка земляной смесью. Посев семян.

Практические работы: Подготовка земляной смеси. Промывка и просушка

цветочных горшков. Подготовка бумажных водонепроницаемых стаканов.

Набивка горшков и стаканов земляной смесью. Полив смеси. Посев бархатца раскидистого в горшки по и стаканы по 2е семени в одни лунку. Укрытие пленкой и установка в тёплое место горшков и стаканов с посеянным семенами. После всходов - оставление одного растения , умеренный полив, установка на хорошо освещаемое место. Наблюдение за развитием растений..

Основная цель :создать условия для ознакомления с правилами выращивания бархатца раскидистого в цветочном горшке.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь: -выращивать комнатных бархатцев..

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для выращивания комнатных бархатцев

Перевалка комнатного растения.(3ч)

Объект работы. Комнатное растение.

Теоретические сведения. Понятие перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Растения ,подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.

Умение. Перевалка растения.

Практические работы: Подбор, промывка и просушка цветочного горшка. Полив переваливаемого растения. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый. Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив.

Основная цель: Создать условия для восприятия понятий: перевалка и пересадка. Познакомить приёмами перевалки комнатного растения.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь: - проводить перевалку комнатного растения..

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: перевалки комнатного растения.

Инвентарь для работы в цветнике.(2ч)

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Инструменты и приспособления для работы в цветнике: виды и назначение (разметка мест посева семян ,посадка рассады, инвентарь, обработка почвы, посев семян, уход за растениями.) Правила безопасной работы с инвентарем и его хранение.

Умение. Пользование мерными инструментами(лентой, шнуром, маркером)

Упражнение. Разметка с помощью мерной ленты, шнура и маркера мест посева семян.

Основная цель: Создать условия для ознакомления с инструментами для работы в цветнике и их правилами безопасной работы.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь: -работать инструментами.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для соблюдения техники безопасности.

Практическое повторение.(4ч) Виды работы. Расчистка дорожек и площадок от снега на школьном дворе. Уход за комнатными растениями. Изготовление бумажных пакетов для расфасовки семян.

Самостоятельная работа. (1ч)Подготовка почвы для посева семян и посев семян отобранного учителем цветкового растения в цветочные горшки.

Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.(4ч)

Теоретические сведения. Виды крупносемянных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и цветниках. Виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения. Характеристика этих растений(декоративные качества, продолжительность вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств и др.)

Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений. (4ч)

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Выбор места в цветнике для посева крупносемянных однолетних цветковых растений.(ноготков, настурций и др. по выбору) Подготовка почвы. Оформление краев цветочных гряд.

Практические работы: Вскапывание почвы лопатой по разметке размера цветочных гряд. Выравнивание краев гряд. Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы.

Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений.(3ч)

Объект работы. Семена цветкового растения.

Теоретические сведения. Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растений в полном развитии.(высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков) Глубина заделки семян при посеве. Способы разметки посевных рядков. Сроки посева семян.

Практические работы: Разметка посевных рядов с помощью маркера или веревки. Углубление посевных рядков. Раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив.(по необходимости.)

Высадка рассады бархатца раскидистого. (3ч)

Объект работы. Бархатец раскидистый.

Теоретические сведения. Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых.( уличные вазы, газоны, внутренние дворики и др.)Расстояния между посадками растений.

Умение. Выращивание бархатцев раскидистых. Уход за комнатными растениями. Практические работы: Подготовка почвы. Разметка мест посадки. Полив рассады. Выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады. Первоначальный полив.(дальнейший по необходимости.)

Практическое повторение. (3ч) Виды работ. Весенние работы в цветнике. Уход за комнатными растениями.

Самостоятельная работа. (2ч) Разметка посевных рядков, посев крупносемянного цветкового растения.

Основная цель: создать условия для ознакомления с правилами подготовки цветника к посеву. высадкой рассады в открытый грунт.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:- работать с лопатой и граблями.

- сеять семена однолетников.

-высадить рассаду в цветник.

-поливать растения.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной

жизни для посева семян, высадки рассады, полива растений.

Календарно - тематическое планирование

п./п

Разделы

Кол

час

Содержание занятия

Тип урока,

форма урока

Словарная работа

Информ.

сопровож.


дата

Теоретические сведения

Практическая работа

По плану

По факту

1

Вводное занятие.

1

1.Цветоводство. Цветковые растения :многообразие, декоративные качества. Содержание обучения в предстоящем учебном году Организация учебной трудовой группы.





1.Комбинированный, урок.

Цветоводство

Декоративные растения

Рисунки:

Цветковые растения.

Слайды «Цветы»







2

3

4

Культурные цветковые растения.


3

1 .Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур.

2. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях. Растения ,выращиваемые в цветниках и комнатных условиях.


3.Цветник. Ознакомление с цветковыми растениями.

1.2.Комбинированные, уроки.

3.Урок формирован. совершенствования умений и навыков

Экскурсия

Культурные растения

Дикорастущие

растения

Рисунки Культурные цветковые растения. Дикорастущие растения

слайды цветковые растения.







5

6

7

8


Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений.

4

1.Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, настурция, бархатцы)признаки созревания плодов с семенами цветковых растений. Способы ускорения созревания плодов и семян у некоторых растений(перевертывание без повреждения корней)

3.Понятие семена – сырец. Сроки созревания и сбора семян Осыпание семян. Приемы сбора семян. Способы хранения и просушки семян после сбора.


2.Сбор или срезка с частью стебля подсохших плодов с семенами. Укладка плодов в картонные коробки и установка на стеллажи для просушки.

4.Срезка некоторых растений с недозрелыми плодами под корень и подвешивание в проветриваемом помещении для дозревания семян.



1.3.Комбинированные , уроки .

2.4.Урок формирован. Совершенствования умений и навыков

ур.прак.раб.

Однолетние растения

Семена-сырец


Рисунки:

Виды однолетнее

го цветкового растения с крупными семенами (ноготки, бархатцы)

Образцы семян. (ноготки, бархатцы)








9

10

11

12

Уборка однолетних цветковых растений в цветнике

4

1.Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. Инвентарь для работы в цветнике.

2.Осенние работы в цветнике. Удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника.

3.Помощь старшим учащимся в выкопке подземных частей растений (корнеклубней, корневищ и др.)

4.Уборка растительных остатков на территории цветника.

1.Комбинированный, урок

2.3.4.Урок формирован. Совершенствования умений и навыков ур.прак.раб

Инвентарь

Корнеклубни

корневища

Технологическая карта:

Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.
С.х. инвентарь.







13

14

15


Вскапывание почвы в цветнике.

3

1.Понятие борозда, глубина вскапывания.

2.Лопата: устройство, приёмы вскапывания почвы, рабочая поза. Техника безопасности.

3.Прокладывание первой борозды. Вскапывание почвы на заданную глубину.



1.Урок изучения нового материала,

урок

2.Комбинированный, урок

3.Урок формирован. Совершенствования умений и навыков ур.прак.раб.


Борозда

Лопата



Памятка:

приёмы вскапывания почвы, рабочая поза. Техника безопасности при работе с лопатой.








16

17


18

19

Заготовка земляной смеси для комнатных растений.

2

2


1.земляные смеси для омнатных растений: требования к качеству, составные части, хранение. Приёмы составления смесей.

2.Выбор места для заготовки огородной или дерновой земли. Вскапывание или разрыхление заготавливаемой почвы. Поднос или подвоз почвы к месту хранения. Заготовка перегноя. Смешивание перегноя с землей.

1.Осенние работы в цветнике.

2.Заготовка почвенной смеси для комнатных растений.

1.Комбинированный, урок

2.Урок формирован. совершенствования умений и навыков,

ур.прак.раб


1.2.Урок контроля и коррекции ЗУНов, Практическое повторение:

Земляная смесь

Огородная земля

Дерновая земля

перегной



Памятка:

земляные смеси для комнатных растений:

с.х. инвентарь.







20

21

22

Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.


3

1.Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними.


2.Сгребание опавших листьев. Прополка. 3.Подметание или выравнивание песком садовых дорожек.


1.Комбинированный, урок

2.3.Урок формировани совершенствования умений и навыков,

ур.прак.раб

Дорожка

Площадка

Листья

прополка

таблица Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними.








23

24


Бумажные пакеты для расфасовки семян.

2

1.Бумажный пакет для семян; назначение, (фасовка мелкими партиями.) форма, размеры. Форма заготовок и способы соединения деталей пакета

2.Вырезка Заготовок для пакета по трафарету. Склеивание с двух сторон пакета. Наклеивание на пакеты изображений тех растений, чьи семена будут храниться в них.



1.Комбинированный, урок

2. Урок формирован. совершенствования умений и навыков, ур.прак.раб


Трафарет

Расфасовка


Образец

Бумажные пакеты для расфасовки семян.

Ножницы

Клей

семена






25

26

27

Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.


3

1.Значение и приёмы обмолота и очистки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян. Использование объёмных предметов. (напёрстка, чайной или столовой ложки для фасовки семян.

2.Извлечение семян из сухих плодов. Удаление обломков стеблей.

3. Сортировка семян(разбор на мелкие, поврежденные и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные) Насыпка определённого объема семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов.

1.Комбинированный, урок

2.3.Уроки формирован. совершенствования умений и навыков, ур.прак.раб.





Семена цветковых растений.






28

29

30

Уход за комнатными растениями.


2


1

1.Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности почвы и воздуха. Правила и приёмы полива комнатного растения. Температура поливной воды. Определение влажности почвы в горшке и кладке. (на ощупь)



2.Заготовка поливной воды для отстаивания, Проверка влажности почвы в горшках и кадках. Полив комнатных растений из детской лейки.


1. Изготовление бумажного пакета. Узнавание семян указанного учителем цветочного растения. Выделение их из семенной смеси и фасовка узнанных семян в пакет.

1.Комбинированный , урок

2.Урок формирован. совершенствования умений и навыков

ур.прак.раб

Урок контроля и коррекции ЗУНов,

Практическое повторение



Округлые листья

Опушённые листья

Соцветие-зонтик

Корневище

Розетка

цветонос

Комнатные растения.

Памятка Уход за комнатными растениями.

Презентация «Комнатные растения»


Клей

Ножницы

Семена цветковых растений





31

32

33

34

Цветковые растения, размножаемые семенами.


4

1.2.Общее представление о семенном и вегетативном размножении цветковых растений. Приемы размножения теми и другими видами.

3.Пикировка рассады. Уход за рассадой.

4. Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех растений, которые будут выращиваться в цветнике.






1.2. уроки изучения нового материала,

уроки

3.4.Комбинированные, уроки

Семенное

Вегетативное размножение

Пикировка рассады


Таблицы:

пикировка рассады.

Красочное изображение видов крупносеменного однолетнего цветкового растения

(ноготков, настурций, бархатцев) и их размещение в цветниках.






35

36

37

38

39

Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке.



5

1.Виды бархатца (высокорослый., раскидистый) Сравнительная характеристика внешнего и декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого. 2.Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях. (сроки посева семян, уход за растением )

3.Выращивание рассады бархатца раскидистого.

4.5. Подготовка земляной смеси. Промывка и просушка цветочных горшков. Подготовка бумажных водонепроницаемых стаканов.

Набивка горшков и стаканов земляной смесью. Полив смеси. Посев бархатца раскидистого в горшки по и стаканы по 2е семени в одну лунку. Укрытие пленкой и установка в тёплое место горшков и стаканов с посеянным семенами. После всходов - оставление одного растения умеренный полив, установка на хорошо освещаемое место. Наблюдение за развитием растений..


1.2.3. Комбинированные, уроки

4.5.Уроки формирован. совершенствования умений и навыков,

практич.раб.

Бархатцы высокорослые

Раскидистые


Технологическая карта Выращивание бархатца в комнатных условиях. (сроки посева, уход)







40

41

42

Перевалка комнатного растения.

3

1.2. Понятие перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Растения ,подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.


3.Подбор, промывка и просушка цветочного горшка. Полив переваливаемого растения. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый. Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив.


1.2.Комбинированные , уроки

3.Урок формирован. совершенствования умений и навыков,

практич.раб.

Перевалка

Пересадка

Памятка: Перевалка комнатного растения.

Памятка: Пересадка комнатного растения

Цветочные горшки.






43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53


Инвентарь для работы в цветнике.

Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.



2


4

1

4

1.Инструменты и приспособления для работы в цветнике: виды и назначение (разметка мест посева семян посадка рассады, инвентарь, обработка почвы, посев семян, уход за растениями.) Правила безопасной работы с инвентарем и его хранение.

1.2Виды крупносемянных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и цветниках.

3.4. Виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения. Характеристика этих растений(декоративные качества, продолжительность вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств и др.)

2.Разметка с помощью мерной ленты, шнура и маркера мест посева семян.( Упражнение)

1.Расчистка дорожек и площадок от снега на школьном дворе.

2.Уход за комнатными растениями.

3.4.Изготовление бумажных пакетов для расфасовки семян.
1.Подготовка почвы для посева семян и посев семян отобранного учителем цветкового растения в цветочные горшки.


1.Комбинированный, урок

2.Урок формирован. совершенствования умений и навыков

1.2.3.4.Уроки контроля и коррекции ЗУНов,

Практическое повторение

Урок формирован. совершенствования умений и навыков,

Самостоятельная работа.

1.2 урок изучения нового материала.

3.4..Комбинированные , уроки

Инвентарь

Мерная лента

Маркер


Инструменты и приспособления для работы в цветнике.

Комнатные растения

Семена цветковых растений

цветочные горшки

Семена цветковых растений

Рисунки элементов цветочного оформления улиц и помещений







54

55

56

57


Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений.

4

1.Выбор места в цветнике для посева крупносемянных однолетних цветковых растений.(ноготков, настурций и др. по выбору) Подготовка почвы. Оформление краев цветочных гряд.


2.3.4.Вскапывание почвы лопатой по разметке размера цветочных гряд. Выравнивание краев гряд. Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы.


1Комбинированный, урок

2.3.4Урок формирован. совершенствования умений и навыков,

практич.раб



Цветник

Рабатка

Клумба



Памятка:

Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений.
С.х. инвентарь







58

59

60

Выращивание крупносемянных однолетних цв-х растений.



3

1.Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растений в полном развитии.(высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков) Глубина заделки семян при посеве. Способы разметки посевных рядков. Сроки посева семян.


2.3.Разметка посевных рядов с помощью маркера или веревки. Углубление посевных рядков. Раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив.(по необходимости)

1.Комбинированный, урок

2.3.Уроки формирован. совершенствования умений и навыков,

практич.раб.


маркер

Семена цветкового растения.







61

62

63

Высадка рассады бархатцы раскидистого



3

1.Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых.(уличные вазы, газоны, внутренние дворики и др.)Расстояния между посадками растений.


2.3.Подготовка почвы. Разметка мест посадки. Полив рассады. Выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады. Первоначальный полив.(дальнейший по необходимости.)



Комбинированные уроки

Урок формирован. совершенствования умений и навыков,

практич.раб

Бархатцы раскидистые

уличные вазы, газоны


Схема:

Способы и сроки посева.

С.х. инвентарь








64

65

66
67

68

.

3


2




1. 2.Весенние работы в цветнике.

3.Уход за комнатными растениями.

1. 2. Разметка посевных рядков, посев крупносемянного цветкового растения.

1.2.3.Урок контроля и коррекции ЗУНов. Практическ. повторение
Урок контроля и коррекции ЗУНов,

самостоятельная работа.








































Ресурсное обеспечение рабочей учебной программы
1. Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, сборник 1 под ред. В.В.Воронковой, М..: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2011г.

2.Е.А. Ковалёва «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., Просвещение, 2006г.,

3.С.Л.Быховец «Энциклопедия комнатных растений»; Минск « Харвест», 2003.

4.А.А.Карпов «Энциклопедия цветовода-любителя»; Ростов-на-Дону

«Феникс»,2003.

5. Г.П.Озолин, В.А.Каргов «Деревья и кустарники для защитного лесоразведения»;

Москва «Лесная промышленность», 1994.

6. В.И.Серпухова, Г.К.Тавлинова «Комнатные и балконные растения»;

Москва «Прейскурантиздат», 1991.

7. В.А.Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974.

8. А.Н.Мальцева, Г.А.Алексеев-Малахов «Декоративные деревья и кустарники:

ландшафтный дизайн и озеленение участка»; Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.

9. О.В.Бердникова, А.В.Борисова «Комнатные растения»; Москва «Эксмо», 2004.

10. Л.А.Чечина «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005

11. З.А.Клепинина, В.С.Капралова «Трудовое обучение: сельскохозяйственные

работы. 5-7 класс средней школы»; Москва «Просвещение», 1990.

12. В.Воганка «Защита растений от болезней и вредителей»; Москва «Издательство

Мир книги», 2010.