Главная страница

Рабочая программа по учебному предмету «информатика и икт»


Скачать 102.97 Kb.
Название Рабочая программа по учебному предмету «информатика и икт»
Дата 29.02.2016
Размер 102.97 Kb.
Тип Рабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 имени С.А.Красовского

п. Монино Щелковского муниципального района Московской области


Рабочая программа

по учебному предмету

«информатика и икт»

для 9 класса

Разработчик:

Яфошкина Ирина Васильевна,

учитель информатики I категории

2012-2013 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе программы «Информатика и ИКТ» авторского коллектива: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова и в соответствии с Образовательным стандартом по информатике и ИКТ для основной школы.1

  • Изучение курса информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Программа рассчитана на 70 учебных часов. Интенсивность изучения составляет 2 учебных часа в неделю.

Теоретическая часть курса раскрывает содержание основных базовых понятий таких как: информационная модель и моделирование, базы данных и телекоммуникации, алгоритмизация и программирование. Практическая часть курса формирует навыки использования средств информационных технологий для решения различного рода задач.

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие алгоритма. Учащиеся знакомятся как с формальными языками записи алгоритмов (алгоритмический язык, язык блок-схем) так и с одним из языков программирования (Pascal). Работа с алгоритмами с самого начала поддерживается практикой работы на компьютере.

Понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении практических работ и практикумов предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Практикумы рассчитаны на несколько учебных часов, поэтому большая часть их составляет домашнюю работу учащихся.

В рамках имеющегося учебного времени (63+7ч резерв времени) в программу внесены следующие изменения:

  • на 2 часа сокращено время изучения темы «Передача информации в компьютерных сетях», т.к. две практические работы «Работа с электронной почтой» и «Путешествие по WWW» вынесены за рамки учебных часов для домашней проработки. Эти часы добавлены к теме «Табличные вычисления на компьютере»;

  • 1 час «История чисел и системы счисления» из темы «Информационные технологии и общество» перенесён в тему «Табличные вычисления на компьютере», 2 часа взяты из имеющегося резерва времени.

Полное распределение часов по темам, содержание практических работ и Требования к уровню подготовки учащихся представлены в разделе Содержание обучения.

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника «Информатика и ИКТ» авторского коллектива: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова для 9 класса, и задачника-практикума по информатике: под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера.
Содержание обучения

9 класс


(Общее число часов – 65 + 5 часов резерв учебного времени)
Передача информации в компьютерных сетях (8 часов)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW, поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные ученые порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов и документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Учащиеся должны
Знать:


    • Что такое компьютерная сеть; в чем различия между локальными и глобальными сетями;

    • Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

    • Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;

    • Что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW;

Уметь:

    • Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или рабочими станциями одноранговой сети;

    • Осуществлять прием-передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

    • Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

    • Работать с одной из программ-архиваторов.


Информационное моделирование (4 часа)

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Виды моделей: натуральные и информационные (графические, табличные, вербальные, математические). Области применения компьютерного информационного моделирования.
Учащиеся должны
Знать:

    • Что такое модель; в чем разница между натуральной и информационной моделью;

    • Какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);

Уметь:

Табличные вычисления в компьютере (16 часов)

История чисел и системы счисления. Двоичная система счисления.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логической функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Учащиеся должны
Знать:

    • Что такое электронная таблица и табличный процессор;

    • Основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

    • Какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

    • Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;

    • Что такое логическая величина, логическое выражение;

    • Что такое логические операции, как они выполняются;

    • Графические возможности табличного процессора;

Уметь:

    • Открывать готовую ЭТ в одном из табличных процессоров;

    • Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой ЭТ;

    • Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ; копирование, удаление, вставка, сортировка;

    • Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

    • Создавать электронную таблицу для несложных расчетов.


Хранение и обработка информации в базах данных (10 часов)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой БД; открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблиц по одному или нескольким ключам; создание однотабличной БД; ввод, удаление и добавление записей.
Учащиеся должны
Знать:

    • Что такое БД, СУБД, информационная система;

    • Что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

    • Структуру команд поиска и сортировки информации в БД;

Уметь:

    • Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

    • Организовывать поиск информации в БД;

    • Редактировать содержимое полей БД;

    • Сортировать записи в БД по ключу;

    • Добавлять и удалять записи в БД;

    • Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.



Управление и алгоритмы (10 часов)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнения, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны
Знать:


    • Что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

    • Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

    • Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

    • В чём состоят основные свойства алгоритма;

    • Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

    • Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

    • Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;

Уметь:

    • При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

    • Пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на алгоритмическом языке;

    • Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

    • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

    • Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.



Программное управление работой компьютера (12 часов)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня, их  классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов.

Этапы решения задач с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, откладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство со средой программирования Паскаль; ввод, трансляция и исполнение программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ.

Учащиеся должны
Знать:


    • Языки программирования высокого уровня, их  классификацию;

    • Основные виды и типы величин, используемых в программах;

    • Структуру программы в среде Паскаль;

    • Правила представления данных;

    • Правила записи основных операторов (присваивания, ввода, вывода, ветвления, цикла) на языке Паскаль;

    • Что такое трансляция.

Уметь:

    • Работать с готовой программой в среде программирования Паскаль;

    • Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

    • Отлаживать и исполнять программы.


Информационные технологии и общество (3 часа)

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ.

Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе.

Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны
Знать:


    • Основные тапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

    • Историю способов записи чисел (систем счисления);

    • Основные тапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

    • В чём состоит проблема безопасности информации;

    • Какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов;

Уметь:

    • Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.



Учебно-методический комплект

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.




  1. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006




  1. Семакин И.Г., Вараскин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004




  1. Семакин И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007




  1. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике 8-9 классы, - М.:ВАКО 2008



«согласовано»
____________________ Антоненко Л.А.

(Руководитель ШМО)
Протокол метод.объединения № ____________
от «___» ______________20___г.

«согласовано»
____________________ Леончик Е.М.

(Зам. директора по УВР)

«___» ______________20___г.



1 Информатика, И.Семакин, Т.Шеина, Преподавание базового курса информатики в средней школе, Методическое пособие, Бином, Лаборатория знаний, 2007 год