|
Рабочая программа по литературе для 9 класса Васюткиной Светланы Егоровны Нефтекамск, 2012год пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Зам. директора по УР Директор МОБУ СОШ № 4
Мозжерина Л.А. _____ Зиангирова Л.Н._______ Юсупова Л.Ю._________
Протокол № ____ от «___» ______2012 г. «___» __________2012 г. «___» __________ 2012 г.
Рабочая программа
по литературе для 9 класса
Васюткиной Светланы Егоровны
Нефтекамск, 2012год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также Программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) под ред. В.Я.Коровиной.
Структура документа
Рабочая программа по литературе для 9 класса базового уровня представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; тематический план, основное содержание учебного материала; требования к уровню подготовки выпускников 9 класса;календарно-тематическое планирование; список литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
-
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССА
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, а также других писателей, изучение творчества которых предусмотрено программой
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
9 класс
ВВЕДЕНИЕ
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы: литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА
Характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы: ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор).
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву»
Теория литературы: понятие о классицизме. Основные каноны классицизма.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы: сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА.
Василий Андреевич Жуковский. Слово о писателе.
«Светлана». Особенности поэтического языка
Александр Сергеевич Грибоедов. Слово о драматурге.
Пьеса «Горе от ума». Обзор содержания. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей.»Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А.Гончаров. «Мильон терзаний»).
Александр Сергеевич Пушкин. Слово о поэте.
Роман «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев.
Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
Теория литературы: понятие о реализме.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте.
Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности.
Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувства одиночества, темы любви, поэта и поэзии.
Теория литературы: понятие о романтизме.
Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе.
Рассказ «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящей бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Поэма «Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «подлец-приобретатель» - новый герой эпохи.
Теория литературы: развитие понятий о литературном типе, о сатире. Образ-символ.
Из поэзии 19 века. (Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы: обогащение понятий о видах (жанрах) лирических произведений.
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
Пьеса «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы: комедия как жанр драматургии.
Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе.
Повесть «Первая любовь». Психологический характер конфликта в повести. Композиция, особенности сюжета. Система образов: люди «прежнего времени», герои-эгоисты, герои высокой духовности. Любовь в жизни героев. «Тургеневская» девушка в повести. Образ героя-повествователя, лиризм, эмоциональность тона рассказа. Роль пейзажа в повести.
Теория литературы: повесть.
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в повести. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
Повесть «Юность» - обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л.Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Теория литературы: автобиографичность произведений, внутренний монолог.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска». Художественное мастерство писателя. Рассказ «Анна на шее». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Совершенство композиции рассказа. Тема брака по расчету, разрушение семьи, фальшивость семейных отношений. Истинные и ложные ценности героев рассказа.
Теория литературы: жанровые особенности рассказа.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений 20 века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Максим Горький. Слово о писателе.
Рассказ «Макар Чудра». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Проблема любви и свободы. Герои рассказа. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов, эмоциональность и красочность языка. Роль рассказчика.
Теория литературы: развитие понятия о романтизме.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы: художественная условность, фантастика, сатира.
Из русской поэзии 20 века.
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди людей…», «Возмездие», «Ямбы», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уже вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся». Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Сатирические стихи, стихи о любви.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.
«Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая неясность?..», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Родина». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия». Стихотворения о Родине, о природе.
«Я убит подо Ржевом…». Реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.
Теория литературы: силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки.
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
«Матрёнин двор». Трагизм жизни и судьбы Матрёны.
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы: реализм в художественной литературе.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ж.-Б. Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы: классицизм, сатира.
Г.В.Катулл, К.Г.Флакк. Слово о поэтах. Лирика.
У.Шекспир. Своеобразие лирики.
И.В.Гёте. Творческий путь. Трагедия «Фауст»
Данте Алигьери. «Божественная комедия». Особенности произведения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
Практика
|
1
|
Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека
|
1
|
1
|
|
|
Из древнерусской литературы.
|
4
|
|
|
2
|
Самобытный характер древнерусской литературы
|
|
1
|
|
3
|
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
|
|
|
1
|
4
|
Художественные особенности «Слова…»
|
|
|
1
|
5
|
Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков
|
|
1
|
|
|
Из русской литературы 18 века
|
10
|
|
|
6
|
Характеристика русской литературы 18 в. Гражданский пафос русского классицизма
|
|
1
|
|
7
|
М.В.Ломоносов. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка
|
|
1
|
|
8
|
Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова
|
|
|
1
|
9
|
Г.Р.Державин. Новая эра русской поэзии
|
|
1
|
|
10
|
Внеклассное чтение. Стихотворения Державина
|
|
|
1
|
11
|
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву»
|
|
|
|
12
|
Вн. чт Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии
|
|
1
|
|
13
|
Н.М.Карамзин – писатель и историк
|
|
1
|
|
14
|
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме
|
|
|
1
|
15
|
Главные герои повести. Нравственность и безнравственность
|
|
|
1
|
|
Из русской литературы 19 века
|
48
|
|
|
16
|
Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму. Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана»
|
|
1
|
|
17
|
А.С.Грибоедов: личность и судьба
|
|
1
|
|
18
|
Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями
|
|
|
1
|
19
|
«Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии
|
|
|
1
|
20
|
Чацкий в поединке с обществом. Смысл названия комедии
|
|
|
1
|
21
|
Критика о комедии. И.А.Гончаров «Мильон терзаний».
|
|
|
1
|
22
|
А.С.Пушкин: жизнь и судьба
|
|
1
|
|
23
|
Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина
|
|
|
1
|
24
|
Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина. Тема поэта и поэзии
|
|
|
1
|
25
|
Любовная лирика А.С.Пушкина
|
|
|
1
|
26
|
«Евгений Онегин». История создания, замысел и композиция романа
|
|
|
1
|
27
|
Система образов романа. Сюжет. «Онегинская» строфа
|
|
|
1
|
28
|
Литературная полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками
|
|
1
|
|
29
|
М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха
|
|
1
|
|
30
|
Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы лермонтовской лирики
|
|
|
1
|
31
|
Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова
|
|
|
1
|
32
|
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе
|
|
|
1
|
33
|
Своеобразие сюжета и композиции романа
|
|
|
1
|
34
|
Печорин – «портрет поколения»
|
|
|
1
|
35
|
Н.В.Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи
|
|
1
|
|
36
|
Цикл «Петербургские повести»
|
|
|
1
|
37
|
«Шинель» - центральная повесть цикла
|
|
|
1
|
38
|
«Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов.
|
|
|
1
|
39
|
Путешествие как прием воссоздания широкой панорамы Руси. Чичиков у Манилова.
|
|
|
|
40
|
Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
|
|
|
|
41
|
Губернский город в поэме «Мертвые души»
|
|
|
|
42
|
Лирические отступления в поэме. Образ автора.
|
|
|
|
43
|
Мертвые и живые души. Поэма в оценке Белинского.
|
|
|
1
|
44
|
Жанровое своеобразие «Мертвых душ»
|
|
|
1
|
45
|
Внеклассное чтение. Беседа о стихах Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова
|
|
|
1
|
46
|
Внеклассное чтение. Беседа о стихах Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова
|
|
|
1
|
47
|
А.Н.Островский. Слово о драматурге. Имена и фамилии в пьесах Островского
|
|
1
|
|
48
|
Пьеса «Бедность не порок»
|
|
|
1
|
49
|
Основной конфликт комедии
|
|
|
1
|
50
|
Любовь в патриархальном мире
|
|
|
1
|
51
|
И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Повесть «Первая любовь»
|
|
1
|
|
52
|
История любви как основа сюжета повести «Первая любовь»
|
|
|
1
|
53
|
Психологизм и лиризм И.С.Тургенева. Образ героя-повествователя
|
|
|
1
|
54
|
Идейный замысел повести. Мастерство пейзажной живописи Тургенева
|
|
|
1
|
55
|
Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества
|
|
1
|
|
56
|
Повесть «Белые ночи». Место в творчестве
|
|
|
1
|
57
|
Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей
|
|
|
1
|
58
|
Петербург Достоевского
|
|
|
1
|
59
|
Внеклассное чтение. Личность Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия. Обзор содержания
|
|
|
1
|
60
|
Подлинные и мнимые ценности жизни
|
|
|
1
|
61
|
Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приемы психологического самоанализа героя
|
|
|
1
|
62
|
Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. «Тоска».
|
|
1
|
|
63
|
Особенности рассказа «Анна на шее» Истинные и ложные ценности героев рассказа
|
|
|
1
|
|
Из русской литературы 20 века
|
34
|
|
|
64
|
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века
|
|
1
|
|
65
|
И.А.Бунин. Мотивы русской литературы в новелле И.А.Бунина «Темные аллеи»
|
|
|
1
|
66
|
М.Горький. Судьба писателя и раннее творчество.
|
|
1
|
|
67
|
Рассказ «Макар Чудра». Идеализация гордых и сильных людей
|
|
|
1
|
68
|
Художественное своеобразие рассказа
|
|
|
1
|
69
|
М.А.Булгаков. Жизнь и судьба. Сатирический дар
|
|
1
|
|
70
|
Повесть «Собачье сердце». Обзор содержания
|
|
|
1
|
71
|
Новая социальная обстановка и новая социальная психология в повести «Собачье сердце»
|
|
|
1
|
72
|
Художественные особенности повести «Собачье сердце»
|
|
|
1
|
73
|
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии
|
|
1
|
|
74
|
А.А.Блок. Художественное своеобразие поэзии Блока
|
|
1
|
|
75
|
Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности
|
|
|
1
|
76
|
Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире»
|
|
|
1
|
77
|
С.А.Есенин: судьба и творчество
|
|
1
|
|
78
|
Тема любви в лирике поэта
|
|
|
1
|
79
|
Тема Родины в лирике поэта
|
|
|
1
|
80
|
В.В.Маяковский. Поэт-публицист, поэт-новатор
|
|
1
|
|
81
|
Сатирические стихи, стихи о любви
|
|
|
1
|
82
|
Особенности стиха
|
|
|
1
|
83
|
М.И.Цветаева. Лирическая биография поэтессы
|
|
1
|
|
84
|
Стихотворения о поэзии, о любви
|
|
|
1
|
85
|
Особенности поэтики Цветаевой
|
|
|
1
|
86
|
Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте
|
|
1
|
|
87
|
«Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого
|
|
|
1
|
88
|
А.А.Ахматова. «Я отраженье вашего лица»
|
|
1
|
|
89
|
Стихотворения о любви, о поэте и поэзии
|
|
|
1
|
90
|
Особенности поэтики стихотворений Ахматовой
|
|
|
1
|
91
|
А.Т.Твардовский. Слово о поэте
|
|
1
|
|
92
|
Стихотворения о Родине, о природе
|
|
|
1
|
93
|
Военная тема в творчестве Твардовского
|
|
|
1
|
94
|
А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». Трагизм жизни и судьбы Матрёны.
|
|
|
|
95
|
М.А.Шолохов. Слово о писателе
|
|
1
|
|
96
|
«Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека
|
|
|
1
|
97
|
Особенности композиции рассказа. Образ автора-рассказчика
|
|
|
1
|
|
Из зарубежной литературы
|
5
|
|
|
98
|
Ж.-Б.Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве». Общечеловеческий смысл комедии
|
|
1
|
|
99
|
Лирика Г.В.Катулла и К.Г.Флакка
|
|
1
|
|
100
|
Своеобразие лирики У.Шекспира.
|
|
1
|
|
101
|
Творческий путь И.В.Гёте. Трагедия «Фауст»
|
|
1
|
|
102
|
Данте Алигьери. «Божественная комедия». Особенности произведения.
|
|
1
|
|
|
|
|