Главная страница

Декоративное искусство Древнего Египта


Скачать 69.93 Kb.
Название Декоративное искусство Древнего Египта
Дата 05.04.2016
Размер 69.93 Kb.
Тип Документы

Тема: Декоративное искусство Древнего Египта.
Цели:

1. Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних

обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.

2.Сформировать представление о символике украшений и одежды этого

периода.

3.Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству,

истории культуры.

4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
Оборудование и материалы

  1. Иллюстративный материал с изображением памятников искусства

Древнего Египта, одежды, амулетов.

  1. Литературный ряд-стихи О.Таратухина из книги « Что я видел в Эрмитаже».

  2. Художественные материалы.

  3. Раздаточный материал :кукла-шаблон.


План урока.

  1. Беседа об истории и культуре Древнего Египта:

- характерные особенности египетской культуры.

- одежда, прически и украшения египтян, дошедшие до нас рельефы

и росписи Древнего Египта.

2. Постановка художественной задачи (выполнение египетского костюма

с использованием куклы-шаблона.

3. Практическое выполнение задания.

4. Подведение итогов.

Ход урока.

Беседа.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок я хочу начать со стихотворения:

На плите,

На саркофаге,

на папирусной бумаге

и на всем, что видит взгляд,

иероглифы пестрят.

Рыбы,

звери,

птицы,

точки,

загогулины,

кружочки…

Все знакомое почти,

а попробуй-ка прочти!

Как вы думаете, о какой стране идет речь? (Древний Египет)

Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур. Именно с нее вы начинаете изучать историю древних государств.

- Что вы знаете о Древнем Египте? ( Эта страна пирамид-усыпальниц, фараонов царей Древнего Египта)

О Египте говорили, что это страна загадок. Люди здесь поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных.

…Стоим перед богом по имени Гор.

С большим удивлением смотрим в упор:

при всем человечьем обличье

имеет он голову птичью!

Он рядом с богиней стоит львинолицей.

А рядом богиня-корова теснится,

И только богиня Исида

похожа на женщину видом.

…Мы видим бога по имени Тот,

а также богиню по имени Нут.

Мы помнили точно,

кто – этот, кто - тот,

Наверное, целых пятнадцать минут.

О том, как жили древние египтяне ,во, что верили, какую одежду носили, украшения, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие да нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.

Историю Древнего Египта делят на основные периоды: Древнее царство, Среднее царство и Новое царство. Основным занятием древних египтян были земледелие, скотоводство и ремесла ( гончарное, ювелирное, ткачество, производство стекла).

Общества Древнего Египта состояло из различных сословий: рабовладельческой знати, горожан, свободных крестьян, рабов. В представлении древних египтян фараон являлся наместником бога на земле. Египетская религия основывалась на культе богов Солнца, Луны, Земли, домашних и диких животных (крокодила, льва, шакала, коровы, кошки. сокола. змеи).Особую роль играла религия в искусстве, в эстетических представлениях людей. Художественные образы заключали в себе символику содержания ( лотос-символ плодородия и бессмертия, змей-символ власти). Изображение человека носило условный, схематичный характер.

Сквозь схематизм и условность проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, узкая талия и бедра, широкие плечи, крупные черты лица. Большое сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные ,тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз.

Египет считался родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы тканей, сохранившиеся до наших дней. Ткач ощущал тонкую нить только пальцами. По тонкости египетский лен не уступал шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было видно его тело

Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной ткань была в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, украшенная вышивкой.

Наиболее почитаемым цветом был белый и его оттенки: небеленые, серовато-желтые, кремовые. В узорчатых тканях на светлом или темном фоне применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый цвета узора. Черный не имел траурной символики.

Орнаментация носила геометрическмй характер(полосы, зигзаги) и располагались по всей поверхности ткани. Кроме этого были рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, пальмы, стрелы как солнечные лучи. В одежде знати использовался узор с обобщенным изображением животных – змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.

Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной.Речь идет о мужской и женской одежде. Только ее отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Но и здесь действуют точные законы. Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти, туловище было свободно от одежды.

На талии схенти поддерживалось поясом- тонким ремешком или лентой со спущенными концами, роскошно декорированной, завязанной спереди в центре талии. Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна-льняного или хлопкового; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета. Вместе с набедренной повязкой, а иногда и без нее, египтяне носили узкий треугольный передник различной длины и ширины.

И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука», стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего- королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическим орнаментом. В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен.

Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями. Эта одежда называлась калазарис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни. Сословное различие лишь выражалось в качестве ткани, кроме того в одежде знати богаче украшения. Композиция одежды строится на сочетании смуглой кожи, просвечивающей сквозь тончайшую ткань, с круглым накладным воротником-оплечьем, который богато украшали стеклянными бусами и драгоценными камнями.

Дома египтянки одежды не носили, но украшали себя ожерельями и браслетами. Бедра были убраны тончайшими цепочками.

Основное декоративное значение в костюме египтян имели украшения, заключающие в себе элементы символики.

Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса. Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка.

И мужчины и женщины Древнего Египта тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами. Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. Бороду крепили завязками на ушах подобно дужкам современных очков.

На сохранившихся фресках египтяне в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой и двумя-тремя тонкими ремешками. На подошвах изображались различные бытовые и военные сцены.

Египтянки активно употребляли косметику. Красили черной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зеленые круги, окрашивали оранжевой краской рук и ноги.

Традиционным украшением был ускх-воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга. Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, умели обращаться с драгоценными камнями и заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней: перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы.
Постановка художественной задачи.

-А теперь, ребята, давайте выполним традиционный египетский костюм. Вы можете пользоваться куклой-шаблоном, но и можете выполнить самостоятельную композицию.

1. Обвести шаблон фигуры, грамотно расположив на листе бумаги.

2. Прорисовать полученную форму(глаза, нос, рот).

3. Наметить детали одежды (мужской, женской).

4. Прорисовать складки одежды.

5. Выполнить в цвете, следуя египетским канонам.

6. Добавить украшение.(браслеты, серьги, оплечье)

Выполнение задания.

Итог урока:

Вопросы:

  1. Что изображали на фресках в Долине Царей?

  2. Какие основные детали присутствовали в одежде египтян?

  3. Какие цвета в одежде и орнаменте использовали египтяне?

  4. Что изображали чаще в египетском орнаменте?

  5. Назовите основные виды мужской и женской одежды египтян?

  6. Каким цветом изображалась мужская и женская фигуры?


Задание на дом:

Подобрать иллюстративный материал по теме «Костюм эпохи Древней Греции».
Литература:

  1. М,В.Короткова «Культура повседневности. История костюма.».М.,2002

  2. Т.Б.Сапожникова, О.А.Коблова «Методика преподавания уроков ИЗО по теме Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». М., Пед. Университет «Первое сентября» 2009.

  3. Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» М., Академия, 2003

  4. Энциклопедия для детей «Искусство» М., Аванта, 2004