Главная страница

Рабочая программа Кружка «Народные промыслы»


Скачать 243.11 Kb.
Название Рабочая программа Кружка «Народные промыслы»
Дата 09.02.2016
Размер 243.11 Kb.
Тип Рабочая программа


Рабочая программа
Кружка «Народные промыслы»
2015-2016 учебный год.
54 часа (2 часа в неделю)


Пояснительная записка

Общая характеристика кружка « Народные промыслы».

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

Посредством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

Основная цель программы: раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, через занятия декоративным искусством.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

художественно-творческой :

– развития творческих способностей;

- фантазии и воображения;

-образного мышления, используя игру цвета и фактуры;

-нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

технической:

– освоения практических приемов и навыков художественной росписи по дереву.

-  воспитательной:

– формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество;

- восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

- коррекционной:

-развитие наблюдательности, фантазии,

- развитие пространственной ориентировки,

- развитие мелкой моторики;

- развитие художественно – творческих способностей;

- развитие художественного вкуса, творчества, самостоятельности в работе.

-формирование правильных эмоционально- социальных навыков в процессе творческой деятельности;

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Личностные результаты

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, многовековые традиции своего народа.

  • Формирование уважительного отношения к мнению окружающих, истории и культуре народов России.

  • Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.

  • Развитие личной и самостоятельной ответственности за свои поступки.

  • Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

  • Развитие у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности и общетрудовых навыков.

  • Осознавание возможностей самореализации.

  • Стремление к совершенствованию.

  • Формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха, неуспеха в учении.

  • Умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.

Метапредметные результаты

  • Формирование способности принимать и сохранять поставленные цели и задачи учебной деятельности.

  • Формирование умения искать способы решения любых учебных проблем.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

  • Формировать умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.

  • Формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

  • Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

Предметные результаты

  • Получение представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

  • Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

  • Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных технологических и организационных задач.

  • Получение первоначальных профессиональных умений по росписи изделий.

  • Применение приобретённых навыков и практических умений по росписи изделий; усвоение санитарно-гигиенических правил и правил техники безопасности при выполнении различных практических работ.

Межпредметная интеграция занятий осуществляется с:

- Изобразительным искусством (зарисовка эскизов, прорисовка элементов, составление композиции, работа в цвете акварелью, гуашью);

- Информатикой (использование ПК и программных средств для показа образцов);

- Историей (история возникновения росписи, вышивки);

- Чувашским языком и культурой (изучение чувашского национального орнамента)

-Трудовым обучением ( работа с тканью, нитями).

- Письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи);
Место предмета в учебном плане:

Кружок «Народные промыслы» рассчитан на 54 часа (2 часа в неделю) всего 31 неделя. Занятия проводятся с 1 октября по 25 мая. Содержание кружка делится на два блока: «Чувашская национальная вышивка» и «Художественная роспись». На каждый блок данной программы отводится 27 часов.

Программа кружка рассчитана на обучающихся 5-7 классов коррекционной школы 8 вида.
Блок «Чувашская национальная вышивка» .
Народная художественная вышивка- яркое и неповторимое явление национальной культуры , изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.

Данная область знаний развивает в личности ученика эстетическое восприятие мира, воспитывает художественный вкус, потребность в общении с прекрасным в жизни и в искусстве чувашского края. Обеспечивает определенный уровень знаний в сфере чувашской национальной культуры.

Содержание программы направлено на развитие художественно-творческих и практических способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к чувашской национальной вышивке. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям. Воспитание патриотизма, чувства гордости за богатую художественную культуру чувашского края. Одна из главных задач, стоящих перед работниками народного образования – задача улучшения трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения. В решении этой задачи помогают занятия учащихся декоративно – прикладным искусством, где в активном творческом труде они учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия формируют у детей эстетический вкус, дают технические знания, развивают трудовые умения и навыки.

Цель: Овладеть техникой чувашской вышивки, как уникального явления в декоративно-прикладном искусстве чувашского народа.

Задачи:

- изучить историю развития чувашской вышивки;

-научить умело разбираться в чувашском орнаменте;

-изучить технику чувашской вышивки.

- развивать способность эстетического восприятия произведений декоративно - прикладного искусства, творческое мышление;

- воспитывать любовь и уважение к народной вышивке, к национальному искусству.
В чувашском творчестве выразилась красота души и мудрость народа. Это наследие является неиссякаемым источником вдохновения для последующих поколений.

Воспитание учащихся на опыте народной педагогики, приобщение их к истокам народного творчества, эстетическим и трудовым традициям, развитие у них художественно-исполнительских, общетрудовых умений помогает восстановить преемственность совершенствования национальной культуры, возродить этноэстетику, определить пути познания от чувашского народного искусства к искусству других народов. Известно, в народное искусство вложена душа народа. Пре­красные вещи, как и произведения искусства, выражают чув­ства и миропонимание их создателей. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства,

их художественных осо­бенностей и выразительных средств воспитывает бережное от­ношение и уважение к национальной культуре.


    Освоение знаний:

    -о чувашской национальной вышивке Чувашии

-о выдающихся мастерах современной чувашской вышивки, их творчестве;

-получить определенный уровень эрудиции по данному курсу.

Овладение умениями:

-практически изучить технику чувашской вышивки;

-изучить технику выполнения различных видов узоров в чувашской вышивке;

- различать вышивку по этнографическим группам;

- последовательности изготовления изделия в технике чувашской вышивки.

Понимание:

-национальной специфики чувашской вышивки как составной части многонациональной культуры России, более глубокое понимание великого национального достояния - Чувашского декоративного искусства;

Формирование:

-интереса к чувашскому декоративному искусству, к чувашской национальной вышивке, способности воспринимать ее исторические и национальные особенности;

-определять собственное отношение к произведениям народного декоративного искусства;

-осознавать свою культурную и национальную принадлежность;

- устойчивых навыков в технике выполнения элементов чувашской вышивки;

- навыков грамотного изготовления изделий, украшенных чувашской вышивкой.
Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения чувашской национальной вышивки ученик должен:

Знать-понимать

-историческое прошлое и настоящее декоративно-прикладного искусства Чувашского края.

-известных мастеров чувашской национальной вышивки.

- крупные музеи, в которых хранятся образцы чувашской вышивки;

-классификацию орнаментов по назначению и по способу выполнения;

- отличительные черты чувашской вышивки от других видов вышивок;

- уникальность чувашской национальной вышивки.

Уметь:

-узнавать изученные виды узоров;

-пользоваться различными источниками информации о чувашской вышивке;

-выполнять творческие задания ;

-ориентироваться в основных узорах;

-использовать для решения познавательных и практических задач различных источников информации , включая энциклопедии ,словари ,Интернет-ресурсы и другие базы данных

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    - выбора путей своего культурного развития;

    - организации личного и коллективного досуга;

    выражения собственного суждения о произведениях народного и современного искусства;

    -самостоятельного художественного творчества.




Основное содержание.

1.Знакомство с историей чувашской национальной вышивки.

Чувашская вышивка в прошлом и настоящем.

Развитие чувашской национальной вышивки. Художник М. С. Спиридонов, изучавшией чувашскую вышивку. Современные мастера чувашской вышивки.

2.Техника выполнения чувашской вышивки. Виды швов.

Выполнение образцов простых стежков « сиктерулле, хаю(стебельчатый шов), «кукар- макар» (зигзаг). Изучение стежков « эрехле, вырасла тере» (редкий крест, русский крест). Изучение стежков « сайра шулам» (косой шов, косая стежка). Мережка « кистек» (кисточка), 2 в раскол». Зарисовка схемы орнаментальных швов. Выполнение образцов орнаментальных швов « Сенек юп» ( «вилочка» узор с вилами), « Салакайак ури» (воробьиные лапки. Выполнение швов « Сысна ури» ( « свиные ножки») , « юплешке» (« рогатки» ). Выполнение образца заполнения узора швом « сайра шулам». Сложные швы. Зарисовка и выполнение швов: « Ухмах тере, син пелми тере ( пустяшный шов, мудреный шов). Выполнение шва «хантас» (косая стежка, мелкая стежка) , заполнение квадрата швом « хантас».

3.Изготовление салфетки в технике чувашской вышивки.

Композиционное решение салфетки, составление ее эскиза. Зарисовка орнамента салфетки на миллиметровую бумагу. Подготовка ткани к вышивке, вышивание « краевой мережки «кистек» . кисточка. Вышивание каемки салфетки. Выполнение швов «редкий крест, косая стежка, рогатки». Вышивание ромбика ступенчатого с усиками и крючком в углах салфетки. Заполнение узоров салфетки швом « сайра шулам», косая стежка. Окончательная обработка изделия.

Оформление выставки работ.

Композиционное расположение работ. Влажно-тепловая обработка изделий.
Блок «Художественная роспись».

Роспись по дереву является частью народного искусства, частью народного творчества, народной мудрости. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям. Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями, уходящее в далекие народные традиции, которые питают современные виды культуры. Возрождение традиций, промыслов, искусства росписи поможет узнать детям как можно больше о народном искусстве, возродить и приумножить полученные знания. Значение декоративного рисования для развития детей, с ограниченными возможностями здоровья, исключительно велико, т. к. оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно – прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности способствует эстетическому воспитанию школьников, он более понятен и доступен. Программа нацелена на деятельность обучающихся, их всестороннее личностное развитие и формирования их готовности к жизни.
Цель:

Развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса посредством овладения навыками художественной росписи по дереву.

Задачи:

- Познакомить детей с основами народного декоративно-прикладного искусства

- Воспитывать чувство прекрасного на примерах изделий народных мастеров и способствовать сохранению культурных традиций русского народа.

- Развивать у детей интерес к декоративно-прикладному искусству.

- Формировать навыки кистевого письма.

- Воспитание чувства коллективизма, приобщение к общественно полезной деятельности.

-Развивать творческие способности обучающихся через создание самостоятельных художественных изделий.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны знать: 

- историю хохломской росписи;

- основные цвета хохломской росписи;

- элементы травного орнамента.

- историю появления городецкой росписи;

- основные цвета, используемые в городецкой росписи;

- названия и технику выполнения традиционных элементов и мотивов Городца.
Обучающиеся должны уметь:

- узнавать работы хохломских мастеров среди других произведений декоративно-прикладного искусства;

- выполнять простейшие элементы хохломской росписи (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики) и узоры «травка», «листочки», «ягодки»;

- составлять композицию по хохломским мотивам на основе изученных элементов.

- узнавать работы городецких мастеров         среди других произведений декоративно-прикладного искусства;

- последовательно выполнять простейшие элементы городецкой росписи (дуги, капельки, спиральки, штрихи, точки, скобочки), а также традиционные элементы и мотивы;

- ориентироваться в композиции и самостоятельно её составлять;

- декоративно оформлять деревянное изделие с использованием традиционных мотивов.
Основное содержание.

Вводное занятие.

Организация рабочего места. Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. Цветоведение и композиция. Выполнение упражнений

Работа над росписью по хохломским мотивам

Из истории хохломской росписи. Изучение техники Хохломы (цветовое решение, орнаменты). Анализ композиций

Простейшие элементы травного орнамента.

Узор «травка» (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустик)

 

«Подарок для Мишутки» - самостоятельное украшение ложки элементами травного

орнамента (импровизация)

Травный орнамент (сложной формы с использованием ранее изученных элементов)

Самостоятельное украшение чашки травным узором (импровизация). Узор «листочки»

Роспись салфетницы с использованием изученных элементов (импровизация)

Упражнение в рисовании  узора «ягодки» кистью и печаткой-тычком

Роспись солонки (импровизация). Знакомство с приемом «разживка»

Орнамент с «ягодками» и «листочками». Дорисовывание орнаментальной полосы по образцу

Роспись вазочки для цветов непрерывной полосой орнамента

Составление композиции «Золотые травы России»

Коллективная творческая работа «Хохломской букет» (аппликация )

Работа над росписью по городецким мотивам

Из истории городецкой росписи. Изучение техники Городца (цветовое решение, орнаменты).

Анализ композиций

Простейшие элементы росписи Городца (дуги, капельки, спиральки, штрихи, точки, скобочки)

Освоение традиционных городецких орнаментов. Украешки и рамки

Традиционные элементы городецкой росписи - «розан» и «ромашка». Прием «оживки»

               

Рисование вазы с цветами (с розаном и ромашкой). Дорисовывание начатых элементов

Знакомство с художественными элементами городецкой росписи – «листьями» и «кустиками»

Составление узора из листьев «Расписное панно»

Знакомство с традиционными элементами  городецкой росписи – «купавкой» и «бутоном»

                      

Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов Городца

Традиционный городецкий мотив – «гроздь винограда»

Выполнение панно с использованием мотива «гроздь винограда»

Декоративное изображение розы в городецкой росписи

Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционного мотива «городецкая роза»

Основы композиции (варианты размещения узора на разделочной доске). Самостоятельная работа

Исполнение росписи разделочной доски. Общая композиция
Традиционный мотив городецкой росписи -  «птица» (городецкий фазан)

Изображение различных видов городецких птиц - петух, голубь, павлин, кукушка, лебедь

«Конь вороной» - знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи – конем

Последовательность росписи Городецкого коня

Итоговое занятие.

Организация и проведение выставки ученических работ.


Тематический план занятий кружка «Народные промыслы»

Блок «Чувашская национальная вышивка»

27 часов.




занятия


Тема


Цель занятия


Деятель-

ность

Учащихся.

Матери-

алы и

инстру-

менты

Для учащихся.

Кол-во

Ча-

сов.

1

Вводная беседа. Знакомство

Учащихся с историей чувашской народной

вышивки.

Ознакомить с распорядком

работы кружка. Познакомить

с историей развития чувашской вышивки.

Записывают

новые понятия

в тетради.

Тетрадь,

Ручка.

1.



2

«Чувашская вышивка в прошлом и настоящем». Экскурсия в краеведческий музей.


Возбудить в детях интерес к чувашской вышивке и желание создавать прекрасное своими руками.


Задают

вопросы

по данной теме экскурсоводу.




1

3-4

Простые стежки.

изучить технику выполнения простых стежков, научиться вышивать практически.

Зарисовка

в тетради

схемы и выполнение

Образцов

простых швов.

Тетрадь,

Карандаш

Ластик,

ткань,

нитки мулине,

наперсток,

игла.


2

5-8

Орнаментальные швы.

изучить технику выполнения орнаментальных швов, научиться вышивать практически.

Зарисовка

в тетрадях

схемы и выполнение образцов орнаментальных швов.

Тетрадь,

Карандаш

Ластик,

ткань,

нитки мулине, наперсток,

игла.


4

9-10

Заполнение узоров швом «Сайра шулам».

Научиться технике заполнения узоров и закрепить навыки выполнения шва «Сайра шулам» на ткани нитью.

выполнение образцов заполнения

узора швом «Сайра шулам»

на примере ступенчатого ромбика.

Тетрадь,

карандаш

Ластик,

ткань,

нитки мулине, наперсток,

игла.


2

11-12

Сложные швы.



изучить технику выполнения сложных швов,

научиться вышивать практически.

Зарисовка

в тетрадях

схемы и выполнение образцов

сложных швов.

Тетрадь,

карандаш

Ластик,

ткань,

нитки мулине, наперсток,

игла.


2

13-14

Изготовление салфетки.

Научить правильно составлять композицию.

Познакомить детей с технологией изготовления салфетки и вышить ее.

Композиционно правильно составляют эскиз салфетки,

Зарисовывают орнамент на миллиметровой бумаге.

Тетрадь,

Карандаш

Ластик,

Цветные

Карандаши,

миллиметровая бумага.

2

15-16

Подготовка ткани к вышивке.

Вышивание краевой мережки.

Научить подгатавливать ткань к работе и

Познакомить с техникой выполнения краевой мережки.

Обметывают срезы салфетки и подготавливают ткань к вышиванию мережки,

выполняют ее.

Ткань,

нитки мулине, наперсток,

игла.

2

17-20

Вышивание каемки салфетки.

Технически правильно выполнить швы «Редкий крест», «Косая стежка»,

«Рогатки».

Выполнение швов «Редкий крест», «Косая стежка», «Рогатки» на кайме салфетки.

Ткань,

нитки мулине,

наперсток,

игла, пяльцы.

4

21-24

Оформление углов салфетки.



Технически правильно выполнить узоры на салфетке.

В каждом углу салфетки вышивают ромбик ступенчатый с усиками

крючком.

Ткань,

нитки мулине,

наперсток,

игла, пяльцы.

4

25

Заполнение узоров салфетки.

Технически правильно заполнить узоры швом «сайра шулам»,косая стежка.


заполняют узоры швом «сайра шулам»,косая стежка.

Ткань,

нитки мулине,

наперсток,

игла, пяльцы.

1

26

Окончательная отделка изделия.

Научиться производить чистку и влажно-тепловую обработку вышитого изделия, с соблюдением всей технологии.

Производят чистку и влажно-тепловую обработку вышитого изделия.

Гладильная доска,

кусок марли, мягкая подстилка,

пульверизатор,

утюг.

1

27

Оформление выставки работ.


научить ценить труд другого человека при подготовке работ,

правильно организовывать и оформлять выставку.

Организовывают и оформляют выставку.

Готовые изделия,

передвижные раскладные стенды.

1

Итого:

27



Общее

кол-во часов

2

12


































19























































1

Блок « Художественная роспись»

27 часов.




п/п

Раздел, тема

Теор. занятия

Практ.

занятия

1

2

Вводное занятие.

Организация рабочего места. Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. Цветоведение и композиция. Выполнение упражнений

1

1

3

Работа над росписью по хохломским мотивам

Из истории хохломской росписи.

1




4

Простейшие элементы травного орнамента.

-

1

5

Узор «листочки»

-

1

6

Роспись салфетницы с использованием изученных элементов

-

1

7

Узор «ягодки» кистью и печаткой- тычком

-

        

1

8

Знакомство с приемом «разживка»

-

1

9

Орнамент с «ягодками» и «листочками

-

1

10

Роспись вазочки для цветов непрерывной полосой орнамента

-

1

11

Составление композиции «Золотые травы России»

-

1

12

Коллективная творческая работа «Хохломской букет» (аппликация )

-

1

13

Работа над росписью по городецким мотивам

Из истории городецкой росписи.

1

-

14

Простейшие элементы росписи.

-

        

1

15

Украешки и рамки

-

1

16

Традиционные элементы городецкой росписи - «розан» и «ромашка».

        

        -

        

1

17

Рисование вазы с цветами.

-

1

18

Элементы росписи – «листья» и «кустики»

-

1

19

«Купавка» и «бутон»

        

        -

         1

20

Композиция с использованием мотива «гроздь винограда»

-

1

21

Декоративное изображение розы в городецкой росписи

-

1

22

Традиционный мотив «городецкая роза»

-

        

1

23

Исполнение росписи разделочной доски.

-

1

24

Мотив городецкой росписи -  «птица» (городецкий фазан)

-

1

25

Мотив городецкой росписи – конь.

        

        -

        

1

26

Роспись Городецкого коня

-

1

27

Итоговое занятие.

Организация и проведение выставки ученических работ

-

-



Литература.

  1. Анцыгина А.А. Учимся вышивать: методические рекомендации в помощь любительским объединениям по национальной вышивке и руководителям кружков по народному искусству. Чебоксары, 1992.

  2. Жачева Е.Н. Чувашская вышивка. Техника, приемы . Чувашское книжное издательство, 2006.

  3. Иванов В.П., Фокин П.П., Трофимов А.А., Матвеев Г.Б., Кондратьев М.Г. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Чебоксары, 1993.

  4. Меджитова Э.Д., Трофимов А.А. Чувашское народное искусство. Чувашское книжное издательство. Чебоксары, 1981.

  5. Никитин Г.А. Этноэстетика в трудовой подготовке детей: учебно - методическое пособие. Чебоксары,200.

  6. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Москва. Просвещение, 1980.

  7. Сергеева Е.И. Учитесь вышивать по-чувашски. Чебоксары, Новое время,2007.

  8. Трофимов А.А. Поиски истоков чувашской вышивки. Чувашское искусство, Чебоксары, 1971.

  9. Трофимов А.А. Композиция узоров чувашской вышивки.-

Чувашское искусство. Сб.ст. ЧНИИ, вып. 3. Чебоксары, 1974.

  1. Трофимов А.А. Цвет в чувашской вышивке. Чувашское искусство» ,сб. ст.ЧНИИ, вып. 3. Чебоксары, 1974.

  2. Трофимов А.А. Космогонические представления древних чувашей и отражение их в орнаменте вышивки. Чувашское искусство. Чебоксары, 1976.

  3. Трофимов А.А. Вопросы изучения чувашской народной вышивки. Трофимов А.А. Искусство: избранные труды. Чебоксары, 2005.

  4. Трофимов А.А. О чувашском искусстве. Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при совете министров Чувашской АССР. Чебоксары, 1977.

14.Махмутова Х. И. роспись по дереву: Пособие для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987.

15. Народный умелец/ Учебно-методическое издание.- Вологда: ООО «Индау», 2001.

16. Народные промыслы. Жостово: Альбом аппликаций.: М.: ООО «Хатбер-пресс», 2003.

17. Народные промыслы. Хохлома: Альбом аппликаций.: М.: ООО «Хатбер-пресс», 2003.