|
Решить анаграмму и исключить лишнее слово.
Мапряя; чул; резоток; репитрем.
Упражнение состоит из двух частей: решить анаграмму и исключить лишнее слово, т. е. определить логическую закономерность, лежащую в основе подбора этих терминов, и, исходя из неё, исключить логически несовместимое слово. В нашем случае это слово будет «периметр».
Решить анаграмму и исключить лишнее слово.
Тадрква; прмоуякольниг; борм; апцятреи.
Другой дидактической целью использования анаграмм может быть введение нового математического понятия и его термина. Например, перед введением нового понятия «функция» мы с ребятами рассмотрели следующее логическое задание:
Решить анаграмму и исключить лишнее слово.
Чадаза; менпернаея; варунеине; циякунф.
Рассуждения ребят могут быть следующими: исходные слова - задача, переменная, уравнение, функция. Так как задача решается путем составления уравнения, содержащего переменную, то лишним будет слово «функция». Сразу возникает вопрос: «Что такое функция?». Таким образом, я перехожу к объяснению нового материала.
Аналогичные упражнения я составила и для введения других новых понятий.
Например, при изучении параллелепипеда в 5 классе можно использовать следующую анаграмму:
Прмуяоникголь; грук; дракват; палераллепипед.
Анаграммы можно использовать и на уроках геометрии. Например, при изучении окружности в 7 классе можно предложить следующую анаграмму:
Вшниене; тиверныекаль; жнсмеые; ружокность.
Осуществляя повторение, систематизацию, обобщение знаний, целесообразно рассматривать задания, предполагающие несколько вариантов решений. Например, задания по теме «Степень с целым показателем»:
Решить анаграмму и исключить лишнее слово.
Ноеборд, закопатель, лоеце, пеньсте.
Рассуждения могут быть следующими: а) если речь идёт о степени с дробным показателем, то лишним будет слово «целое», б) если же речь идёт о степени с целым показателем, то лишним будет слово «дробное».
Обсуждая и анализируя решения логического текста можно организовать беседу по пройденному материалу, повторяя определения, свойства, теоремы, относящиеся к понятиям, включенным в задание.
Следующие задания типа:
Вставьте пропущенное слово.
Числитель тело число
Дробь ? знаменатель
Задание состоит из 2 частей. В первой части дано решенное упражнение: из двух слов «числитель» и «число» получилось новое слово «тело». Задача ребят – найти логический признак, по которому было составлено это слово. Применив аналогию, при исследовании второй части вставим пропущенное слово «роль». После этого можно ребятам задать вопрос: «Как логически взаимосвязаны математические термины, представленные в этом задании?»
Мир символико-графических логических тестов очень разнообразен и богат. Прежде чем предлагать обучающимся для самостоятельного решения, необходимо коллективно рассмотреть решение одного логического теста путем проведения эвристической беседы. Как пример приведу эвристическую беседу при решении следующего упражнения:
Вставьте пропущенное число:
2(х-2)+4=6 3/5 4х-5=х+10
7х=3(х+4)-4 ? х+2=4(1-2х)+25
1. Из скольких частей состоит упражнение? (Если рассмотреть по вертикали, то мы имеем три части, а если по вертикали - две части. Исходя из того, что знак вопроса связывает части упражнения по горизонтали, будем рассматривать соответствующую горизонтальную версию.)
2. Что представляет собой первая часть? ( Два уравнения и число.)
3. Как взаимосвязаны эти уравнения с числом 3/5? (а) связь между коэффициентами соответствующих уравнений; б) связь между корнями этих уравнений)
4. Что представляет число 3/5? (Отношение корня уравнения, находящегося слева, и корня уравнения справа.)
5. Итак, что необходимо сделать для того, чтобы вставить пропущенное число? (Необходимо решить уравнения и составить дробь, числитель которой - корень уравнения слева, а знаменатель – корень уравнения справа.
6. Решите и вставьте пропущенное число. (Ответ: 2/3)
Эту беседу можно дополнить и вопросами:
Что называется корнем уравнения?
Что значит решить уравнение?
Что называется обыкновенной дробью?
Что показывает числитель и знаменатель дроби?
Аналогичные эвристические беседы необходимо проводить и при решении других логических заданий. Учителю необходимо показать обучающимся образец логических рассуждений при решении анаграмм, при составлении новых слов и т. д.
Задания символико-графического типа в основном предназначаются для формирования умений и навыков применения теоретического материала при решении задач, для повторения и закрепления материала, для его систематизации и обобщения. Они представляют собой эффективный способ взаимосвязи алгебраического материала с изображением математических фигур, что также способствует формированию у ребят правильных геометрических представлений. В каждом отдельном случае ставится конкретная дидактическая цель. Приведу пример логических упражнений, которые я использовала с целью формирования вычислительных навыков натуральных чисел.
Вставьте недостающее число.
276 15 4140 315 720 405
28 ? 1064 247 ? 339
600 124 476 43 473 11
735 ? 234 74 ? 12
Вставь недостающее число.
4,3 10,1 5,8
2,7 ? 6,9
Специально составленные логические тесты способствуют осознанному усвоению учащимися решений уравнений и неравенств. Например:
Вставьте пропущенное число.
8х+3=5 0.25
7-5х=1 ?
Вставьте пропущенное число.
2,1 < х < 6,5 3,4,5,6.
х>8 ?
К комбинированным логическим тестам относятся задания, содержащие как вербальную версию, так и символико-графическую. Таким образом, осуществляется связь математики с языковым развитием обучающихся. Такие упражнения требуют не только наблюдательности, но и умения устанавливать необычные связи между объектами. Например:
Вставьте пропущенное слово:
Математика 3≤х≤6 тема
Дециметр 5≤х≤8 ?
Проанализировав первую часть, придём к выводу, что, взяв буквы с третьей по шестую, мы получим слово « тема». Аналогично, взяв буквы с пятой по восьмую, получим слово «метр».
Более сложным является следующее задание, но подход аналогичен предыдущему:
Производная
1≤х<2 1<�х≤3
2<�х<4 повод 4 <�х<6 ?
6≤х≤8 9<�х<11
Представляют интерес для учащихся различных классов задания, которые содержат связь с алфавитом, например в 5 классе можно предложить тест:
Напишите пропущенное выражение:
12-(3+4)>2* 4 -5 Д>В
3*5- 28:4<(16+5)-10 ?
Для подсказки можно повесить в классе пронумерованный алфавит. Тогда ученики могут догадаться, что букве Д соответствует порядковый номер 5( т.е. натуральное число 5), букве В – число 3 и т.д.
Используя такие упражнения на своих уроках, я стараюсь разнообразить учебный процесс, повысить его эффективность, развивать творческий потенциал учащихся. Комбинированные логические тесты также могут быть очень разнообразными.
Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что логические тесты с успехом могут быть использованы на всех этапах обучения математики. Они являются эффективным способом формирования и развития интереса учащихся к математики. Такие тесты можно использовать и при внеклассной работе: например, как заданиям командам при проведении КВН, на конкурсах при составлении задач, на занятиях кружков, на факультативах.
Педагогическая практика показывает, что у основной массы учащихся здравый смысл опережает математическую подготовку. Это обусловливает высокий интерес школьников к решению логических задач. От обычных задач они отличаются тем, что не требуют вычислений, а решаются с помощью рассуждений. Можно сказать, что логическая задача – это особая информация, которую не только нужно обработать в соответствии с заданным условием, но и хочется это сделать. На своих уроках стараюсь показать различные методы решения задач.
Результаты обучения проявляются в осознании и управлении собственной стратегией мыслительной деятельности и в освоении методов системного творчества.
Поскольку основная масса учащихся самостоятельно не овладевает более обобщенными приемами умственной деятельности, их формирование должно стать важной задачей обучения.
В соответствии с этим одним из принципов развития творческого продуктивного мышления является специальные формирования обобщенных приемов умственной деятельности. Обобщенные приемы умственной деятельности делятся на 2 большие группы – приемы алгоритмического типа и эвристические.
Вооружения учащихся правильными, рациональными приемами мышления, обучение тому, как определять понятия, классифицировать их, строить умозаключения, решать в соответствии с данным алгоритмом задачи, оказывает положительное влияние и на самостоятельное, продуктивное мышление, обеспечивает возможность решения задач-проблем. Эвристические приемы непосредственно стимулируют поиск решения новых проблем, открытие новых проблем, открытие новых для субъекта знаний и тем самым соответствует самой природе, специфике творческого мышления. В отличии от приемов алгоритмического типа, эвристические приемы ориентируют не на формально-логический, а на содержательный анализ проблем. Они направляют мысль решающих на проникновение в суть описываемого в условии предметного содержания на то, чтобы за каждым словом они видели его реальное содержание и по нему судили о роли в решение того или иного данного.
Многие эвристические приемы стимулируют включение в процесс решения проблем наглядно-образного мышления, что позволяет использовать его преимущество перед словесно-логическим мышлением – возможность целостного восприятия, видения всей описываемой в условии ситуации. Тем самым облегчается течение характерных для продуктивного мышления интуитивных процессов. Исследования показывают, что эти приемы при решении новых задач используют лишь наиболее развитые школьники. Следовательно, одним из принципов развития творческого мышления должно быть специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.
Творческое мышление предполагает выход за пределы имеющихся знаний. Однако именно эти знания – опора в открытии нового. Чтобы открывать новое, отвергать уже известное, необходимо владеть этим старым, иметь достаточно широкий объем знаний.
Заключение
Главный принцип формирования творческого мышления школьников – системность.
Ведущая роль в умственном развитии принадлежит содержанию образования, системе научных знаний, которыми овладевают учащиеся. Овладение знаниями рассматривается как активный процесс углубления в сущность изучаемых явлений, в раскрытии их свойств, связей и отношений. Этот процесс требует овладения способами действий, аналитико-синтетическими операциями, характер которых определяется содержанием той области знаний, на усвоение которой они направлены.
Предлагая детям ту или иную задачу, мы прежде всего учитываем наличие знаний по данному вопросу, так как знаем, что «пустая голова не рассуждает» (П.П.Блонский).
Анализируя проделанную работу по результатам исследования в соответствии с поставленными задачами можно сделать вывод: мне удалось достичь основной цели, научить детей приемам творческого мышления, а следовательно облегчить усваиваимость материала и активизировать творческие способности школьников.
В результате проведенной работы стало ясно, что необходимо систематически использовать задачи, способствующие формированию у учащихся познавательного интереса и самостоятельности.
Осуществляя целенаправленное обучение решению задач, учить наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать выводы.
Целесообразно использовать задачи на сообразительность, задачи-шутки, математические ребусы, софизмы.
Учитывать индивидуальные особенности школьников, используя задания различного типа.
Формирование творчества на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.
Список использованной литературы
1. Вертгеймер М. «Продуктивное мышление». М. 2003 г.
2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»: Психологический очерк М.:Просвещение, 1991
3. Гальперин П.Я, Котик Н.Р. «К психологии творческого мышления» -Вопросы психологии – 1982г. №5 . 4. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 2003 г.
5. Давыдов. «Проблемы развивающего мышления. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования». М. 2003 г.
6. Калмыкова З.И. «Продуктивное мышление как основа обучаемости». М., 2002 г.
7. Крутецкий В.А. «Основы педагогической психологии». М., 2001 г.
8. Маркова А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте».
9. Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении». М., 1972г.
10. Пономарев Я.А. «Психология творческого мышления» М., 2002 г.
11. Пойа Д. «Математическое открытие». М., 2003 г.
12. «Развитие творческой активности школьника». Под ред. А.Н. Матюшкина. М., Педагогика, 2003 г
13. «Рациональное сочетание методов развития деятельности школьников». Под ред. Н.П.Пальянова, Поиск, 2003 г.
14. Семенов Е.М., Горбунова Е.Д. «Развитие мышления на уроках
15 «Формирование интереса к изучению у школьников». Под ред. Марковой О.Н. М.: Педагогика, 2004 г.
16. Хабиб Р.А «Организация учебно-познавательной деятельности учащихся». М.: Педагогика, 2003 г
17. Шубинский В.С. «Педагогика творчества учащихся».М.: Просвещение, 1989г.
18. Яковлева Е.А. «Развитие творческого потенциала у школьников».- Вопросы психологии – 1982 -№5
</6></4></2>
|
|
|