Главная страница

Психология детей в дорожном движении


Скачать 119.75 Kb.
Название Психология детей в дорожном движении
Дата 05.04.2016
Размер 119.75 Kb.
Тип Документы






Оберегая детей, мы заботимся о своем будущем. Взрослые в ответе за жизнь каждого ре­бенка. Учитывая демографические тенденции в России, гибель под колесами автомобилей в прошлом году 1525 детей означает потерю около 40 тысяч россиян в следующем веке.

Если ребенок нарушил правила дорожного движения, это не означает, что виноват только он. Безопасность детей - прежде всего забота взрослых, у которых заложена потребность помогать детям справляться со сложностями окружающего их мира. Это мы должны их на­учить и уберечь от трагедий на дороге.

Прежде чем спросить малыша, знает ли он правила дорожного движения, задайте этот вопрос себе. Помните, что дети в первую очередь учатся у своих родителей, взрослых, подра­жают им, копируют их. Родители должны не только знать правила движения, соблюдать их, учить детей, но и убедиться в том, что их дети владеют необходимыми навыками поведения на улице, постоянно их готовить к самостоятельному безопасному движению на дорогах и улицах.

Детский дорожно-транспортный травматизм - это беда, часто горе. Но ни в коем случае не стихия - и средства для предупреждения детского травматизма есть, испытанные и эф­фективные. Есть такой предупреждающий знак - «Дети». Он устанавливается там, где от во­дителя требуется особое внимание. Постоянное внимание и неосла­бевающая забота требуются от родителей, воспитателей и педагогов, всех взрослых.


Почти во всех ситуациях, когда ребенок допустил ошибку на до­роге, у него есть шанс на спасение. Этот шанс — в руках у водителей, всех взрослых, которые обязаны понимать психологию поведения ребенка в различных дорожных ситуациях, знать и выполнять Пра­вила дорожного движения, а также рекомендации по безопасному движению детей.

Помните: здоровье и жизнь детей - в наших руках!

Психология детей в дорожном движении

Недопустимо большое число детей, постра­давших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), заставляет задуматься об обеспечении их безопасности в дорожном движении. Как показы­вают результаты исследований, большая по срав­нению со взрослыми уязвимость детей объясняется в значительной степени их психологическими особенностями. Рассмотрим некоторые из них.

Ребенок - это не взрослый в миниатюре. Фи­зически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию на дороге и учитывать возникающие опасности. Маленький рост вдвойне увеличивает риск ДТП, так как и у ребенка ограничен обзор, и сам он из-за стоящих и двигающихся транспортных средств не виден водителям. Ребенок не всегда понимает символику дорожных знаков и сигналов.

Даже имея хороший слух, ребенок не может по звуку двигателя различить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии на­ходится автомобиль.

Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортных ситуаций, формируются постепенно. Например, шестилет­ний ребенок одним взглядом может выхватить из множества элементов в лучшем случае не более двух-трех. Да и поле зрения у детей на 30% мень­ше, чем у взрослых. Результаты опроса показали, что 54% четырехлетних детей, 45% пятилетних и 32% шестилетних уверены, что автомобиль в слу­чае опасности может мгновенно остановиться.

Дети иначе переходят дорогу. Взрослые, на­пример, подходя по тротуару к краю проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают дорожно-транспортную ситуацию. Дети же начи­нают наблюдение, только подойдя к самому краю проезжей части.

Исследователи подчеркивают: взрослые слиш­ком часто считают, что ДТП является результатом неправильного поведения ребенка. На самом же деле нарушается баланс между возможностями ребенка, с одной стороны, и требованиями, предъ­являемыми дорожной обстановкой и поведением других участников движения, - с другой.

Следует отметить, что детям трудно одновре­менно совершать переход и наблюдать за этим переходом со стороны, поэтому фактор риска возрастает. В то же время 50% матерей считают, что уже в 5 - 6 лет их дети могут переходить улицу с достаточно интенсивным движением. За этой цифрой кроется непонимание родителями своей ответственности.

У детей большую роль играют эмоции. Под влиянием чувства радости, удивления или инте­реса дети забывают о движущихся автомобилях и об опасности. Известен случай, когда семилетняя девочка, которая хорошо знала, как следует перехо­дить дорогу, и безошибочно отвечала на вопросы, касающиеся правил поведения на улице, увидев на противоположной стороне дороги учительницу, бросилась ей навстречу, и только благодаря своевре­менной реакции водителя удалось избежать ДТП.

Необходимо помнить, что привычка выбегать из-за предмета, мешающего обзору, не посмотрев, что за ним, формируется у детей незаметно еще в раннем возрасте. Ребенок привыкает выбегать из-за дверей, мебели, из-за углов - возникает опасный негативный навык, с которым семи-восьми-летний пешеход

включается в самостоятельную жизнь на городских улицах. Конечно, не каждый случай, когда ребенок пересекает улицу, создает на дорогах опасную ситуацию. Но ошибка, закончившаяся благополучно, не воспринимается ребенком как ошибка, и неправильный навык закрепляется.

К сожалению, многие водители плохо пред­ставляют себе психологию восприятия дорожной ситуации ребенком, стоящим на середине дороги. Привычка отступить, отшатнуться, отпрыгнуть, не поглядев заранее назад, свойственная детям, на­тренирована за годы детских игр в доме, во дворе, вдали от улицы. И бывает, что она срабатывает на дороге, то есть там, где это смертельно опасно.

Большое влияние на поведение детей на улице оказывает и окружение, в котором они находятся. Так, отдельные дети, находясь в обществе своих сверстников, меньше наблюдают за состоянием проезжей части при переходе дороги, полагаясь на спутников. Мальчики в возрасте 7-9 лет более склонны перебегать улицу, чем девочки. Образ поведения на улице учащихся старших классов ближе к поведению взрослых. Как показали иссле­дования, только 55% детей, переходящих дорогу вместе со взрослыми, начинали и заканчивали переход вместе с ними. Согласно статистике, око­ло трети всех ДТП с участием детей дошкольного возраста произошло несмотря на то, что они были в сопровождении взрослых. Одна из причин - в том, что взрослые (особенно лица пожилого возраста) не в состоянии сдерживать их подвижность. Кроме того, на остановках детям быстро надоедает стоять, они ищут себе какую-нибудь забаву и могут даже выбежать на проезжую часть.

Вместе с этим большинство детей (91% от числа опрошенных), попадая на улицу с интенсивным движением, испытывают страх. Отсюда и зна­комая многим водителям непредсказуемость их поведения.

Есть особенности и в восприятии ребенком потока машин. Для водителя, приближающегося к стоящим, например, на осевой линии дороги детям, скажем, четвертым или пятым, ситуация воспринимается менее опасной, чем для того, кто приближается первым: ведь дети стояли, пропуская транспорт, значит, будут стоять и дальше, и этот четвертый или пятый водитель расслабляется. А для ребенка в этой ситуации каждая пропущенная машина - трудная победа над своим желанием не ждать и перебежать улицу. Поэтому расслабляться водителю, пока он не минует детей, нельзя.

Намного возрастает возможность неожидан­ного появления ребенка на проезжей части, когда вслед за грузовыми машинами или автобусами следуют легковые автомобили. Причина - в не­достаточном умении детей определять скорость и подмене ее габаритами. Особенно надо быть начеку, если какая-то машина отстала от вереницы машин, проехавших ранее.

У детей очень распространено мнение о гаран­тированной безопасности при пересечении дороги по переходу «зебра» и о необходимости быстрого перехода дороги.

Надо также помнить, что имеются два времен­ных «пика» детской аварийности в году: май-июнь и август-сентябрь. В течение суток для детей наиболее опасно время с 12 до 17 часов.

Водителям необходимо учитывать, что предель­ное внимание надо даже тогда, когда, например, мать с ребенком, которого держат за руку, спокойно стоит перед «зеброй», намереваясь перейти на дру­гую сторону дороги. Нередко ребенок вырывается. Статистика говорит, что каждого седьмого ребенка из пострадавших на улице перед этим держал за руку взрослый.

Известно, что дети любят подражать взрослым. Взрослый-эталон поведения для ребенка, и роди­тельский пример играет особую роль. Достаточно один раз на его глазах перебежать дорогу или перейти на красный сигнал светофора - и при пер­вом же удобном случае, оставшись один, ребенок повторит то же самое. Однако, как показал опыт, родители способны добиваться успехов в вопросах обучения детей переходу через дорогу, а приобре­тенные детьми навыки не утрачиваются в течение четырех месяцев после окончания обучения.

Как и чему учить детей

1. Обучение и приготовление детей к само­стоятельному участию в дорожном движении необходимо начинать с дошкольного возраста. Трехлетний ребенок уже хорошо ходит и может анализировать окружающую обстановку. Зна­ние элементарных правил движения и привычка их соблюдать в таком случае прочно сохранятся на всю жизнь.

Дети рано начинают интересоваться автомо­билями, запоминают названия отдельных марок, имеют игрушечные автомобили — все это надо использовать для обучения. Каждую прогулку с малышом необходимо использовать для объяс­нения типичных ситуаций на дороге.

  1. В интересах и ребенка, и родителей — как можно раньше, еще до школы, приучать прини­мать решение самостоятельно исходя из сло­жившейся обстановки.

  2. Для обеспечения безопасности детей до­ школьного и младшего школьного возраста не­обходимо:

  • осуществлять систематический надзор за ними;

  • прививать навыки поведения на улице лич­ным примером;

  • не концентрировать внимание детей на ужасах несчастных случаев: они должны пони­мать опасность, а не бояться ее, так как чувство страха парализует;

  • переводить детей через дорогу, только крепко держа их за руку, а не за одежду и т.п.;

  • учить не только внимательно смотреть на дорогу, но и прислушиваться к ее шуму — это дополнительная информация {к тому же тот, кто прислушивается, более сосредоточенно наблю­дает за ситуацией);

  • помнить, что наиболее опасными являются слишком быстрый подъезд автомобиля к «зеб­ре» или пешеходному переходу, плохой обзор на
    перекрестке, чересчур короткие фазы светофо­ров, особенно зеленый сигнал светофора, раз­решающий водителям делать правый поворот
    одновременно с движением пешеходов на зеле­ный свет, разрешающий им переход.


В последней ситуации дети просто не подо­зревают об опасности, они смело бегут через дорогу, доверяя светофору.

Дети должны

  • Переходить улицу под прямым углом там, где и когда это разрешено, наблюдать за движением транспорта.

  • Идти через дорогу шагом, а не бежать, не спешить.

  • Уступать дорогу транспорту, не перебегать улицу перед приближающейся машиной.

  • Понимать опасность игр и шалостей на дороге, иметь правильное представление о героизме, храбрости, мужестве.

  • Безопасно пользоваться общественным транс­портом, быть предельно внимательным в зоне остановок транспорта,

  • He кататься на роликовых коньках и доске в опасных местах, а только на стадионах, в парках и на закрытых для движения транспорта площадках, потому что это травмоопасные занятия, а правила дорожного движения не причисляют катающихся к водителям.

  • Выезжать на дорогу на велосипеде только с 14 лет, а на мопеде - с 16 лет. При этом надо иметь навыки езды и досконально знать Прави­ла дорожного движения наравне с водителем.

Родители должны помнить

При выходе из дома

  • У если у подъезда возможно движение транс­порта, сразу обратите внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам мотоцикл, мопед, велосипед;

  • Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, остановитесь и оглядитесь - нет ли за препятствием опасности.

При движении по тротуару

  • Придерживайтесь правой стороны тротуара;

  • Не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый всегда должен находиться со стороны проез­жей части;

  • Ведите маленького ребенка, крепко держа за руку, будьте готовы удержать его при попытке вырваться;

  • Приучите ребенка, идя по тротуару, внима­тельно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия;

  • Покажите и разъясните детям, что забрасыва­ние проезжей части камнями, стеклом и т.п. и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;

  • Не выезжайте с колясками и санками на про­езжую часть;

  • Учите детей идти парами, если это группа, не выходя из колонны и выполняя все указания сопровождающих.

Готовясь перейти дорогу

  • замедлите движение, остановитесь, осмотрите проезжую часть;

  • привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге;

  • подчеркивайте, объясняйте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановка для осмотра дороги, остановка для пропуска автомобилей;

  • учите ребенка всматриваться вдаль и различать приближающиеся транспортные средства;

  • не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, наехать задними колесами;

  • обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота и о жестах мотоциклиста и велосипедиста;

  • неоднократно покажите ребенку, как транс­портное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции, как водитель пытается резко его остановить, чтобы не сбить пешехода.


При переходе проезжей части

  • переходите дорогу только по пешеходным переходам и на перекрестках, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;

  • идите только на зеленый сигнал светофора. Ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый сигнал не переходят, даже если нет транспорта. Не переходите дорогу на красный сигнал светофора: если ребенок это делает с вами, он тем более сделает это без вас;

  • выходя на проезжую часть, прекращайте раз­говоры: ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги разговаривать не надо;

  • не спешите и не бегите, переходите дорогу размеренным шагом, иначе ребенок привыкнет спешить и бегать там, где надо наблюдать, что­бы обеспечить себе безопасность перехода;

  • не переходите дорогу под острым углом к осевой линии, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идете строго попе­рек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за транс­портными средствами;

  • не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, так как он приучится делать так же - это типичная ошибка детей;

  • не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним — приучите ре­бенка, что это опасно;

  • не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили неожиданно могут выехать из переулка, со двора;

  • при переходе проезжей части по нерегулиру­емому перекрестку в группе людей приучите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть при переходе подражать поведе­нию спутников.

При посадке и высадке из транспортных средств общего пользования (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси)

  • выходите впереди ребенка: он может упасть или выбежать на проезжую часть;

  • если вы выходите с ребенком последним, то предупредите водителя, чтобы он не закры­вал дверь, посчитав, что посадка и высадка закончены;

  • подходите для посадки к двери транспортного средства после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колесо;

  • не садитесь в общественный транспорт (трол­лейбус, автобус) в последний момент перед его отправлением (может прищемить дверями). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под задние ко­леса этого транспортного средства;

  • научите ребенка быть внимательным в зоне остановки - это опасное место: стоящий ав­тобус сужает обзор дороги, пешеходы здесь часто спешат, и могут вытолкнуть ребенка на проезжую часть.

При ожидании транспортных средств

  • стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине;

  • такси: при необходимости остановить автомо­биль вне зоны посадочной площадки стойте с ребенком только на тротуаре или обочине;

  • трамвая: стойте на специальной посадочной площадке для ожидания рельсового транспорта на проезжей части улицы, а при ее отсутствии (на узких участках проезжей части) - только на тротуаре или обочине; после выхода из трамвая вместе с ребенком не задерживайтесь на проезжей части.