Главная страница

Программа «Правила жизни»


Скачать 368.3 Kb.
Название Программа «Правила жизни»
Дата 09.03.2016
Размер 368.3 Kb.
Тип Программа

ГБОУ АО «ВЫЧЕГОДСКАЯ СКОШИ»


Программа «Правила жизни»

Белых Вера Михайловна,

социальный педагог

стаж педагогической работы - 21 год

стаж работы в должности – 8 лет

Вычегодский - 2011

Паспорт программы


Наименование программы

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Разработчики программы

Социальный педагог Белых В.М.

Цели программы

  • обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

  • создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.




Сроки реализации программы

2011-2016 гг.

Исполнители программы

Педагогический коллектив школы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.

  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;

  • стабилизация числа безнадзорных детей и подростков;


Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

  • рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

  • массовые нарушение прав детей;

  • рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

  • омоложение преступности;

  • увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

  • Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • Указы Президента РФ;

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.


Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

  • Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

  • Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

  • Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

  • Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

  • Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.


Цели программы


  • обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

  • создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.


Задачи программы


  • повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками;

  • защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

  • раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

  • создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

  • осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

  • осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;

  • развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».


Содержание программы
Программа содержит 4 блока:


  1. Организационная работа.

  2. Диагностическая работа.

  3. Профилактическая работа с обучающимися.

  4. Профилактическая работа с родителями.




  1. Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании.




  1. Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.




  1. Профилактическая работа со школьниками включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.


Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Работа с подростками с девиантным поведением выстраивается в несколько этапов:


Этап

Содержание

Изучение подростка и окружающей среды

Диагностика подростка

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком,

вхождение в доверие к нему,

пробуждение его интереса к той или иной

деятельности

Накопление подростком

нравственно положительных качеств,

поступков

Стимулирование положительных поступков,

изменений

Самовоспитание, самоконтроль

Поддержка подростка в процессе

самовоспитания и самоконтроля




  1. Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, проведение родительского всеобуча, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.


Программу реализуют: администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, воспитатели, учителя-предметники, медико-психолого-педагогическая служба.

Планы мероприятий по блокам работы:


  1. Организационная работа:




  • Организация работы Совета профилактики.

  • Проведение тематических педагогических советов.

  • Педагогический всеобуч для родителей.

  • Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».

  • Составление социального паспорта классов, школы.

  • Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутришкольном учёте.

  • Выявление учащихся с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.




  1. Диагностическая работа:




  • Анкетирование учащихся 5-11(12)-х классов.

  • Проведение диагностических методик изучения личности ученика.

  • Заполнение карт развития учащихся.




  1. Профилактическая работа со школьниками:


1 направление:

Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • реализация классных воспитательных программ;

  • проведение общешкольных собраний учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних;

  • проведение занятий по профилактике употребления ПАВ «Навыки жизни» (7-9 класс);

  • проведение тренинговых занятий «Навыки жизни» (7-9 класс);

  • проведение бесед по правовой тематике (реализуется на классных часах 1 раз в месяц по выбору классного руководителя):






п/п

Раздел

Тема

1

Правила

общения

  • Знакомство с правилами школьной жизни

  • Правило личной безопасности

  • Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

2

Правила

поведения

  • Человек в мире правил

  • Примерно веди себя в школе, дома, на улице

  • За что ставят на внутришкольный учет?

  • Правила поведения в школе

  • За что ставят на учет в милиции?

  • Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей

  • Знакомство с правами и обязанностями учащихся

3

Правила

дорожного

движения

  • Правила поведения и основные правила безопасности в транспорте (автобусе, поезде)

  • Места игр и катания на велосипедах, роликах, лыжах, коньках, санках

  • Основные правила поведения учащихся на улице и дороге

  • Обязанности пассажиров

  • Ответственность за повреждения имущества на транспортных средствах. Вандализм

  • Ответственность за нарушение ПДД пешеходом

  • Уголовная ответственность за кражи и угоны транспортных средств

4

Я –

гражданин России

  • Я — гражданин России

  • Что такое закон? Главный закон страны

  • Воинская обязанность

5

Права

ребёнка

  • Твои права и обязанности

  • Равенство прав людей от рождения

  • Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»

  • Права детей — забота государства

  • Подростку о трудовом праве

  • Что делать, если ты попал в милицию?

6

Административная

и

уголовная

ответственность

  • Преступления и правонарушения

  • Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония

  • Об ответственности подростков за преступления, совершенные на железной дороге

  • Административная ответственность подростков перед законом

7

Асоциальное поведение

  • Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»

  • Конкурс стенных газет «Не делай этого!»

  • Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания алкоголизм)

  • Алкоголь и правопорядок


Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

  • вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;

  • вовлечение учащихся в КТД в школе;

  • планирование содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года;

  • привлечение подростков к шефской помощи дошкольникам и младшим школьникам.


2 направление:

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:

  • выявление причин отклонений в поведении;

  • беседы классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, педагога-психолога с подростками;

  • приглашение на Совет профилактики;

  • беседы с инспектором ПДН;

  • вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

  • направление ходатайств в КДН;

  • проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.




  1. Профилактическая работа с родителями:

  • выбор родительского комитета в классах;

  • проведение «Дня открытых дверей» для родителей;

  • привлечение родителей к проведению классных и внеклассных мероприятий;

  • выявление социально-неблагополучных семей и постановка их на внутриклассный и внутришкольный контроль;

  • запрос актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей;

  • организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников для родителей;

  • использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы, семинары, тренинги и др.;

  • проведение педагогического всеобуча для родителей, с использованием различных форм и методов работы:




Тема

Содержание

Ответственные

По профилактике употребления

ПАВ

  • ПАВ и его влияние на организм ребенка.

  • Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.

  • Устойчивость подростка в обществе.

  • Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ

  • Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка

  • Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.



педагогический коллектив

класса


По профилактике правонарушений

и

преступлений

  • Права и обязанности семьи.

  • Права, обязанности и ответственность родителей.

  • Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.

  • Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.

  • Причина детских суицидов.

  • Свободное время и развлечения учащихся.


Тематика лекций для родителей на классных родительских собраниях


Классы

Темы

Ответственные

(0) 1

Законы воспитания в семье. Какими им быть?


классный руководитель

2

Воспитание ненасилием в семье.

3

Как научить сына или дочь говорить «нет»?

4

Детская агрессивность, ее причины и последствия.

5

За что ставят на учет в милиции?

6

Свободное время — для души и с пользой, или

Чем занят ваш ребенок

7

Как уберечь подростка от насилия

8

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.

9

Как научиться быть ответственным за свои поступки?

10

Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?

11 (12)

Закон и ответственность.

План мероприятий направленных на реализацию направлений программы


п/п

Содержание

Классы

Сроки

Ответственные




Организационные мероприятия




Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей

дошк. гр.,

0 – 11(12)

сентябрь

классный руководитель




Организация заполнения в классах социальных паспортов

дошк. гр.,

0 – 11(12) кл.

сентябрь

классный руководитель социальный педагог




Составление социального паспорта школы

дошк. гр.,

0 – 11(12) кл.

сентябрь

социальный педагог




Организация работы Совета профилактики школы (по отдельному плану)

дошк. гр.,

0 – 11(12) кл.

сентябрь

зам. директора по УВР




Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций.

дошк. гр.,

0 – 11(12) кл.

сентябрь

педагогический

коллектив класса




Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:

  • индивидуальные беседы

  • вызов на Совет профилактики

дошк. гр.,

0 – 11(12) кл.

по мере

необходимости

педагогический

коллектив класса
педагог-психолог

социальный педагог




Работа с учащимися




Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов

дошк. гр.,

0 – 11(12) кл.

по мере

необходимости

социальный педагог




Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе

дошк. гр.,

0 – 11(12) кл.

по мере

необходимости

педагогический

коллектив класса
педагог-психолог




Оказание помощи воспитанникам в трудной жизненной ситуации

дошк. гр.,

0 – 11(12) кл.

по мере

необходимости

социальный педагог

педагог-психолог




Организация досуга воспитанников (согласно программы воспитательной работы классов)

дошк. гр.,

0 – 11(12) кл.

постоянно

педагогический

коллектив класса

педагоги доп.образования




Обучение учащихся способам разрешения конфликтов:

  • тренинговые занятия

  • разыгрывание конкретных жизненных ситуаций

  • ролевые игры

5-11 (12) кл.


по отдельному плану работы


педагог-психолог

воспитатели




Планирование содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года

5-11 (12) кл.

постоянно

педагогический

коллектив класса




Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска»

1-11 (12) кл.

ежедневно

классный руководитель

зам.директора по УВР




Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время

1-11 (12) кл.

раз в четверть

классный руководитель





Санитарно-просветительская работа по темам:

  • Вредные привычки

  • Вредные привычки

  • Пить и курить – здоровью вредить

  • Правда об алкоголе и курении

  • Вредные привычки их продолжение

  • Профилактика приобщения подростков к алкоголю

  • Никотин – яд для организма

  • Вредные привычки

  • Ведем здоровый образ жизни

  • Дай оценку своему здоровью






1

2

3
4
5
6

7
8

9
10



февраль

медицинские работники




Работа с семьей




Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.

дошк. гр.,

0 – 11(12)

сентябрь

классный руководитель

социальный педагог




Работа педагогического лектория для родителей (по отдельному плану)

1-11 (12)

раз в год

классный руководитель





Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися

дошк. гр.,

0 – 11(12)

в течение года

по плану воспитательной работы класса

педагогический

коллектив класса




Индивидуальное консультирование родителей:

  • педагогами

  • специалистами

дошк. гр.,

0 – 11(12)

по запросам

педагоги

специалисты




Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми:

а) на «круглых столах»

б) на семинарах

в) на родительских собраниях

дошк. гр.,

0 – 11(12)

раз в четверть

педагогический

коллектив класса

специалисты



Просвещение родителей (буклеты, памятки):

  • Стили семейного воспитания

  • Поощрение и наказание детей

  • Чему надо научить своего ребенка?

  • Значение труда в воспитании детей

  • Памятка для родителей о том, как уберечь своих детей от насилия

дошк. гр.,

0 – 11(12)



2011-2012
2012-2013
2013-2014
2014-2015
2015-2016


социальный педагог




Правовой всеобуч учащихся




Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка

дошк. гр.,

0 – 11(12)

постоянно

педагогический

коллектив класса




Проведение бесед по правовой тематике с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений

0 – 11(12)

1 раз в месяц

(по отдельному плану)

классный руководитель




Ситуативная игра «Улица полна неожиданностей»

дошк.гр.
0-1

май
май

зав.библиотекой




Стенды для учащихся по правовому всеобучу:


  • Права и обязанности несовершеннолетних

  • Ответственность несовершеннолетних

  • Уголовная ответственность несовершеннолетних

  • Мода и ее влияние на здоровье детей



  • Административная ответственность несовершеннолетних

  • Основные документы, защищающие права детей

  • «Учись понимать себя и других»

  • «О нравственных и безнравственных поступках и их последствиях. Как уберечься от насилия»




  • «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения»




  • «Здоровый образ жизни»




  • «Ответственность за нарушение правил поведения в школе и на уроке»




  • «Ответственность за порчу имущества»



  • «Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния»

  • «Правила поведения с незнакомыми людьми»




  • «Кодекс об административных правонарушениях»




  • «Материальная ответственность подростка»


  • «Права и обязанности школьника»

  • «Мелкое хулиганство, ответственность»

  • «Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин»

  • «С какого возраста наступает ответственность несовершеннолетнего»

0 – 11(12)


2011-2012

1 четверть
2 четверть
3 четверть

4 четверть
2012-2013
1 четверть

2 четверть
3 четверть
4 четверть


2013-2014
1 четверть

2 четверть

3 четверть


4 четверть
2014-2015

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть
2015-2016

1 четверть
2 четверть
3 четверть


4 четверть


социальный педагог




Повышение правовой грамотности педагогов школы




Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних

дошк. гр.,

0 – 11(12)

постоянно

классные руководители

учителя предметники

воспитатели

педагог-психолог

социальный педагог

младшие воспитатели




  • Буклет «Дети «группы риска»




  • Буклет «Школьная дезадаптация: признаки, причины, последствия»




  • Буклет «Агрессивные дети»




  • Буклет «Конфликт. Пути выхода из конфликта»




  • Буклет «Детский суицид»




0 – 11(12)

2011-2012

ноябрь
2012-2013

ноябрь

2013-2014

ноябрь
2014-2015

ноябрь
2015-2016

ноябрь

социальный педагог




Диагностика и анкетирование




Анкетирование учащихся:

Анкета «Отношение подростков к вредным привычкам»



5


сентябрь

педагогический

коллектив класса




Анкета «Твои права и обязанности»

6

октябрь




Анкета «Вредные привычки и Я»

7

ноябрь




Анкета «Я и ценности моей жизни»

8

декабрь




Анкета «Насилие в школе»

9

февраль




Анкета «Недописанный тезис»

10

март




«Я и смысл моей жизни»

11 (12)

апрель




Диагностика учащихся:

  • Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

  • «Семья и родители глазами ребенка»

  • Методика предрасположенности к конфликтам

  • Методика составления расписания

  • Анкета «Взаимоотношения в семье»




  • Проективная методика «Несуществующее животное»

  • Опросник Басса-Дарка




  • Тест тревожности Филипса




  • Тест тревожности Амен, Темпл, Дорки




  • Социометрия




  • Социометрия




5-11 (12)

(0) 1-4.

5-11 (12)
5-11 (12)

(0) 1-4

(0) 1-4
5-11 (12)



2011-2012

ноябрь
2012-2013

ноябрь

2013-2014

ноябрь

2014-2015

ноябрь

2015-2016

ноябрь
ежегодно

(ноябрь)
ежегодно

(февраль)

ежегодно

(март)

ежегодно

(декабрь)
ежегодно

(февраль)

ежегодно

(март)

ежегодно

(март)

социальный педагог

педагог-психолог





Анкетирование родителей:

  • «Методика изучения уровня удовлетворенности работой школы»

  • Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка

  • Анкета-опрос родителей воспитанников



  • «Идеальная школа»




  • «Мои методы наказания»




  • «Безопасность вашего ребенка на дороге»




  • «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»

  • Анкета с целью выявления уровня педагогической культуры родителей и формы взаимодействия семьи и школы





дошк. гр.,

0 – 11(12)
вновь

прибывшие

дошк. гр.,

0 – 11(12)



ежегодно

март-апрель
ежегодно

октябрь

ежегодно

март-апрель

2011-2012

март-апрель

2012-2013 март-апрель

2013-2014

март-апрель
2014-2015

март-апрель
2015-2016

март-апрель


социальный педагог





Анкетирование и диагностика педагогов:

  • Анкетирование «Определение детей «группы риска».

  • Опросник выявления предрасположенности к аддиктивному (зависимому) поведению у учащихся.

  • Анкета для выявления способности учителя к саморазвитию

  • Вырабатываете ли вы в себе положительное отношение к детям в процессе беседы?

  • Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению

  • Методика «Психологический портрет учителя»




  • Опросник Басса-Дарки




дошк. гр.,

0 – 11(12)



ежегодно


2011-2012

октябрь
2012-2013

октябрь

2013-2014

октябрь

2014-2015

октябрь
2015-2016

октябрь



социальный педагог

социальный педагог

зам. директора по УВР

социальный педагог


социальный педагог


социальный педагог

социальный педагог



Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу каждого учебного года


Классы

Знания, умения, навыки

1 класс

Знать:

  • правила поведения в школе

  • название государства и государственную символику

  • законы класса

  • правила личной безопасности

Уметь:

  • соблюдать правила поведения в школе

  • выполнять законы класса

  • соблюдать безопасность на улице

2 класс

Знать:

  • какого человека называют гражданином

  • качества человека, необходимые достойному гражданину

  • основные обязанности и права ученика

  • правила поведения в общественных местах, дома, в школе

Уметь:

  • различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни

  • высказывать негативное отношение к плохим поступкам

Приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях

3 класс

Знать:

  • что такое закон

  • как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина

  • какие поступки нарушают устав школы

  • какие правила поведения надо соблюдать на железной дороге

Уметь:

  • дисциплинированно вести себя на железной дороге

  • соотносить моральные нормы с повседневным поведением

4 класс

Знать:

  • элементарные права людей

  • какие правонарушения и преступления может совершить школьник

  • первоначальные представления о юридической ответственности

Уметь:

  • уважать людей

  • бережно относиться к своему и чужому имуществу

5 класс

Знать:

  • права и обязанности учащихся школы

  • название основного документа о правах ребенка, основные его статьи

  • меру наказания за нарушение Правил дорожного движения

Уметь:

  • дисциплинированно вести себя на автодороге

  • защищать свои права

  • выполнять обязанности школьника

6 класс

Знать:

  • сущность преступления и правонарушения;

  • отличие правовых норм от норм морали;

  • как государство может защитить права ребенка

Уметь:

  • различать административный проступок и преступление;

  • правильно оценивать поступки людей;

7 класс

Знать:

  • понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении

  • меру наказания за преступления, совершенные на железной дороге

  • особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних

Уметь:

  • осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних

  • предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее

  • не создавать криминальных ситуаций на железной дороге

8 класс

Знать:

  • понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения

  • способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков

Уметь:

  • соблюдать правопорядок в общественных местах

  • противостоять вовлечению к употреблению ПАВ

9 класс

Знать:

  • мотивы, которые могут привести человека к преступлению

  • права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу

  • способы поведения в критической ситуации

Уметь:

  • защищать себя при нарушении трудовых прав

  • помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию

10 класс

Знать:

  • о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма

  • свои права и обязанности при общении с органами правопорядка

  • основные положения Декларации прав человека

Уметь:

  • негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы

  • отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка

11 (12) класс

Знать:

• понятие «воинская обязанность»

• положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя

• особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений

• уметь проявлять волевые качества в выборе образа поведения


Планируемые результаты


1 блок

  • разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений

  • создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

2 блок

  • получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи

  • получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи

  • получение информации о состоянии здоровья учащихся

3 блок

  • сформировать у учащихся образ жизни

  • сформировать жизненную позицию ребёнка

4 блок

  • создание приоритетного родительского воспитания

  • организация педагогического просвещения родителей

  • построение демократической системы отношений детей и взрослых



Критерии отслеживания эффективности программы


Отслеживание эффективности всей программы

  • появление у подростков устойчивых интересов

  • положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД

  • уменьшение количества детей «группы риска»

  • уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска»

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия

Конечный результат реализации программы

  • положительная динамика состояния правонарушений,

  • преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних,

  • создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе,

  • стабилизация числа безнадзорных детей и подростков.


Используемая литература


  1. Альбом «Ваши права». — Тамбов, 2001.

  2. Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. — М., 2006.

  3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. — М., 2000.

  4. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. Ростов/на Дону, 2006.

  5. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9-11 классах. Ростов/на Дону, 2006.

  6. Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников».

  7. Кодекс РФ об административных правонарушениях. — М., 2006.

  8. Комментарии к Уголовному Кодексу РФ.

  9. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.

  10. Правовое воспитание школьников 5-9 классы. — Волгоград, 2005.

  11. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. — М., 2000.

  12. Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. — М.