|
Программа «Правила жизни»
ГБОУ АО «ВЫЧЕГОДСКАЯ СКОШИ»
Программа «Правила жизни»
Белых Вера Михайловна,
социальный педагог
стаж педагогической работы - 21 год
стаж работы в должности – 8 лет
Вычегодский - 2011
Паспорт программы
Наименование программы
|
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
|
Разработчики программы
|
Социальный педагог Белых В.М.
|
Цели программы
|
обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
|
Сроки реализации программы
|
2011-2016 гг.
|
Исполнители программы
|
Педагогический коллектив школы
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
|
преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.
создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
стабилизация числа безнадзорных детей и подростков;
|
Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
массовые нарушение прав детей;
рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
омоложение преступности;
увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Указы Президента РФ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
-
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Цели программы
обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Задачи программы
повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками;
защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;
развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».
Содержание программы
Программа содержит 4 блока:
Организационная работа.
Диагностическая работа.
Профилактическая работа с обучающимися.
Профилактическая работа с родителями.
-
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании.
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со школьниками включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Работа с подростками с девиантным поведением выстраивается в несколько этапов:
Этап
|
Содержание
|
Изучение подростка и окружающей среды
|
Диагностика подростка
|
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению
|
Беседы с подростком,
вхождение в доверие к нему,
пробуждение его интереса к той или иной
деятельности
|
Накопление подростком
нравственно положительных качеств,
поступков
|
Стимулирование положительных поступков,
изменений
|
Самовоспитание, самоконтроль
|
Поддержка подростка в процессе
самовоспитания и самоконтроля
|
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, проведение родительского всеобуча, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализуют: администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, воспитатели, учителя-предметники, медико-психолого-педагогическая служба.
Планы мероприятий по блокам работы:
Организационная работа:
Организация работы Совета профилактики.
Проведение тематических педагогических советов.
Педагогический всеобуч для родителей.
Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».
Составление социального паспорта классов, школы.
Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутришкольном учёте.
Выявление учащихся с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
Анкетирование учащихся 5-11(12)-х классов.
Проведение диагностических методик изучения личности ученика.
Заполнение карт развития учащихся.
Профилактическая работа со школьниками:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
реализация классных воспитательных программ;
-
проведение общешкольных собраний учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних;
проведение занятий по профилактике употребления ПАВ «Навыки жизни» (7-9 класс);
проведение тренинговых занятий «Навыки жизни» (7-9 класс);
проведение бесед по правовой тематике (реализуется на классных часах 1 раз в месяц по выбору классного руководителя):
№
п/п
|
Раздел
|
Тема
|
1
|
Правила
общения
|
Знакомство с правилами школьной жизни
Правило личной безопасности
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
|
2
|
Правила
поведения
|
Человек в мире правил
Примерно веди себя в школе, дома, на улице
За что ставят на внутришкольный учет?
Правила поведения в школе
За что ставят на учет в милиции?
Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей
Знакомство с правами и обязанностями учащихся
|
3
|
Правила
дорожного
движения
|
Правила поведения и основные правила безопасности в транспорте (автобусе, поезде)
Места игр и катания на велосипедах, роликах, лыжах, коньках, санках
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге
Обязанности пассажиров
Ответственность за повреждения имущества на транспортных средствах. Вандализм
Ответственность за нарушение ПДД пешеходом
Уголовная ответственность за кражи и угоны транспортных средств
|
4
|
Я –
гражданин России
|
Я — гражданин России
Что такое закон? Главный закон страны
Воинская обязанность
|
5
|
Права
ребёнка
|
Твои права и обязанности
Равенство прав людей от рождения
Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»
Права детей — забота государства
Подростку о трудовом праве
Что делать, если ты попал в милицию?
|
6
|
Административная
и
уголовная
ответственность
|
Преступления и правонарушения
Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония
Об ответственности подростков за преступления, совершенные на железной дороге
Административная ответственность подростков перед законом
|
7
|
Асоциальное поведение
|
Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»
Конкурс стенных газет «Не делай этого!»
Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания алкоголизм)
Алкоголь и правопорядок
|
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
вовлечение учащихся в КТД в школе;
планирование содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года;
привлечение подростков к шефской помощи дошкольникам и младшим школьникам.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:
выявление причин отклонений в поведении;
беседы классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, педагога-психолога с подростками;
-
приглашение на Совет профилактики;
беседы с инспектором ПДН;
вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
направление ходатайств в КДН;
проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями:
выбор родительского комитета в классах;
проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
привлечение родителей к проведению классных и внеклассных мероприятий;
выявление социально-неблагополучных семей и постановка их на внутриклассный и внутришкольный контроль;
запрос актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей;
организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников для родителей;
использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы, семинары, тренинги и др.;
проведение педагогического всеобуча для родителей, с использованием различных форм и методов работы:
Тема
|
Содержание
|
Ответственные
|
По профилактике употребления
ПАВ
|
ПАВ и его влияние на организм ребенка.
Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.
Устойчивость подростка в обществе.
Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ
Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка
Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.
|
педагогический коллектив
класса
|
По профилактике правонарушений
и
преступлений
|
Права и обязанности семьи.
Права, обязанности и ответственность родителей.
Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.
Причина детских суицидов.
Свободное время и развлечения учащихся.
|
Тематика лекций для родителей на классных родительских собраниях
Классы
|
Темы
|
Ответственные
|
(0) 1
|
Законы воспитания в семье. Какими им быть?
|
классный руководитель
|
2
|
Воспитание ненасилием в семье.
|
3
|
Как научить сына или дочь говорить «нет»?
|
4
|
Детская агрессивность, ее причины и последствия.
|
5
|
За что ставят на учет в милиции?
|
6
|
Свободное время — для души и с пользой, или
Чем занят ваш ребенок
|
7
|
Как уберечь подростка от насилия
|
8
|
Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
|
9
|
Как научиться быть ответственным за свои поступки?
|
10
|
Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?
|
11 (12)
|
Закон и ответственность.
|
План мероприятий направленных на реализацию направлений программы
№ п/п
|
Содержание
|
Классы
|
Сроки
|
Ответственные
|
|
Организационные мероприятия
|
|
Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей
|
дошк. гр.,
0 – 11(12)
|
сентябрь
|
классный руководитель
|
|
Организация заполнения в классах социальных паспортов
|
дошк. гр.,
0 – 11(12) кл.
|
сентябрь
|
классный руководитель социальный педагог
|
|
Составление социального паспорта школы
|
дошк. гр.,
0 – 11(12) кл.
|
сентябрь
|
социальный педагог
|
|
Организация работы Совета профилактики школы (по отдельному плану)
|
дошк. гр.,
0 – 11(12) кл.
|
сентябрь
|
зам. директора по УВР
|
|
Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций.
|
дошк. гр.,
0 – 11(12) кл.
|
сентябрь
|
педагогический
коллектив класса
|
|
Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:
индивидуальные беседы
вызов на Совет профилактики
|
дошк. гр.,
0 – 11(12) кл.
|
по мере
необходимости
|
педагогический
коллектив класса
педагог-психолог
социальный педагог
|
|
Работа с учащимися
|
|
Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов
|
дошк. гр.,
0 – 11(12) кл.
|
по мере
необходимости
|
социальный педагог
|
|
Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе
|
дошк. гр.,
0 – 11(12) кл.
|
по мере
необходимости
|
педагогический
коллектив класса
педагог-психолог
|
|
Оказание помощи воспитанникам в трудной жизненной ситуации
|
дошк. гр.,
0 – 11(12) кл.
|
по мере
необходимости
|
социальный педагог
педагог-психолог
|
|
Организация досуга воспитанников (согласно программы воспитательной работы классов)
|
дошк. гр.,
0 – 11(12) кл.
|
постоянно
|
педагогический
коллектив класса
педагоги доп.образования
|
|
Обучение учащихся способам разрешения конфликтов:
тренинговые занятия
разыгрывание конкретных жизненных ситуаций
ролевые игры
|
5-11 (12) кл.
|
по отдельному плану работы
|
педагог-психолог
воспитатели
|
|
Планирование содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года
|
5-11 (12) кл.
|
постоянно
|
педагогический
коллектив класса
|
|
Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска»
|
1-11 (12) кл.
|
ежедневно
|
классный руководитель
зам.директора по УВР
|
|
Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время
|
1-11 (12) кл.
|
раз в четверть
|
классный руководитель
|
|
Санитарно-просветительская работа по темам:
Вредные привычки
Вредные привычки
Пить и курить – здоровью вредить
Правда об алкоголе и курении
Вредные привычки их продолжение
Профилактика приобщения подростков к алкоголю
Никотин – яд для организма
Вредные привычки
Ведем здоровый образ жизни
Дай оценку своему здоровью
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
|
февраль
|
медицинские работники
|
|
Работа с семьей
|
|
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.
|
дошк. гр.,
0 – 11(12)
|
сентябрь
|
классный руководитель
социальный педагог
|
|
Работа педагогического лектория для родителей (по отдельному плану)
|
1-11 (12)
|
раз в год
|
классный руководитель
|
|
Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися
|
дошк. гр.,
0 – 11(12)
|
в течение года
по плану воспитательной работы класса
|
педагогический
коллектив класса
|
|
Индивидуальное консультирование родителей:
|
дошк. гр.,
0 – 11(12)
|
по запросам
|
педагоги
специалисты
|
|
Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми:
а) на «круглых столах»
б) на семинарах
в) на родительских собраниях
|
дошк. гр.,
0 – 11(12)
|
раз в четверть
|
педагогический
коллектив класса
специалисты
|
|
Просвещение родителей (буклеты, памятки):
Стили семейного воспитания
Поощрение и наказание детей
Чему надо научить своего ребенка?
Значение труда в воспитании детей
Памятка для родителей о том, как уберечь своих детей от насилия
|
дошк. гр.,
0 – 11(12)
|
2011-2012
2012-2013
2013-2014
2014-2015
2015-2016
|
социальный педагог
|
|
Правовой всеобуч учащихся
|
|
Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка
|
дошк. гр.,
0 – 11(12)
|
постоянно
|
педагогический
коллектив класса
|
|
Проведение бесед по правовой тематике с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений
|
0 – 11(12)
|
1 раз в месяц
(по отдельному плану)
|
классный руководитель
|
|
Ситуативная игра «Улица полна неожиданностей»
|
дошк.гр.
0-1
|
май
май
|
зав.библиотекой
|
|
Стенды для учащихся по правовому всеобучу:
Права и обязанности несовершеннолетних
Ответственность несовершеннолетних
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Мода и ее влияние на здоровье детей
Административная ответственность несовершеннолетних
Основные документы, защищающие права детей
«Учись понимать себя и других»
«О нравственных и безнравственных поступках и их последствиях. Как уберечься от насилия»
«Ответственность несовершеннолетних за правонарушения»
«Ответственность за нарушение правил поведения в школе и на уроке»
«Ответственность за порчу имущества»
«Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния»
«Правила поведения с незнакомыми людьми»
«Кодекс об административных правонарушениях»
«Материальная ответственность подростка»
«Права и обязанности школьника»
«Мелкое хулиганство, ответственность»
«Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин»
«С какого возраста наступает ответственность несовершеннолетнего»
|
0 – 11(12)
|
2011-2012
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
2012-2013
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
2013-2014
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
2014-2015
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
2015-2016
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
|
социальный педагог
|
|
Повышение правовой грамотности педагогов школы
|
|
Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних
|
дошк. гр.,
0 – 11(12)
|
постоянно
|
классные руководители
учителя предметники
воспитатели
педагог-психолог
социальный педагог
младшие воспитатели
|
|
Буклет «Дети «группы риска»
Буклет «Школьная дезадаптация: признаки, причины, последствия»
Буклет «Агрессивные дети»
Буклет «Конфликт. Пути выхода из конфликта»
|
0 – 11(12)
|
2011-2012
ноябрь
2012-2013
ноябрь
2013-2014
ноябрь
2014-2015
ноябрь
2015-2016
ноябрь
|
социальный педагог
|
|
Диагностика и анкетирование
|
|
Анкетирование учащихся:
Анкета «Отношение подростков к вредным привычкам»
|
5
|
сентябрь
|
педагогический
коллектив класса
|
|
Анкета «Твои права и обязанности»
|
6
|
октябрь
|
|
Анкета «Вредные привычки и Я»
|
7
|
ноябрь
|
|
Анкета «Я и ценности моей жизни»
|
8
|
декабрь
|
|
Анкета «Насилие в школе»
|
9
|
февраль
|
|
Анкета «Недописанный тезис»
|
10
|
март
|
|
«Я и смысл моей жизни»
|
11 (12)
|
апрель
|
|
Диагностика учащихся:
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности
«Семья и родители глазами ребенка»
Методика предрасположенности к конфликтам
Методика составления расписания
Анкета «Взаимоотношения в семье»
Проективная методика «Несуществующее животное»
Опросник Басса-Дарка
Тест тревожности Амен, Темпл, Дорки
|
5-11 (12)
(0) 1-4.
5-11 (12)
5-11 (12)
(0) 1-4
(0) 1-4
5-11 (12)
|
2011-2012
ноябрь
2012-2013
ноябрь
2013-2014
ноябрь
2014-2015
ноябрь
2015-2016
ноябрь
ежегодно
(ноябрь)
ежегодно
(февраль)
ежегодно
(март)
ежегодно
(декабрь)
ежегодно
(февраль)
ежегодно
(март)
ежегодно
(март)
|
социальный педагог
педагог-психолог
|
|
Анкетирование родителей:
«Методика изучения уровня удовлетворенности работой школы»
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка
Анкета-опрос родителей воспитанников
«Безопасность вашего ребенка на дороге»
«Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»
Анкета с целью выявления уровня педагогической культуры родителей и формы взаимодействия семьи и школы
|
дошк. гр.,
0 – 11(12)
вновь
прибывшие
дошк. гр.,
0 – 11(12)
|
ежегодно
март-апрель
ежегодно
октябрь
ежегодно
март-апрель
2011-2012
март-апрель
2012-2013 март-апрель
2013-2014
март-апрель
2014-2015
март-апрель
2015-2016
март-апрель
|
социальный педагог
|
|
Анкетирование и диагностика педагогов:
Анкетирование «Определение детей «группы риска».
Опросник выявления предрасположенности к аддиктивному (зависимому) поведению у учащихся.
Анкета для выявления способности учителя к саморазвитию
Вырабатываете ли вы в себе положительное отношение к детям в процессе беседы?
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению
Методика «Психологический портрет учителя»
|
дошк. гр.,
0 – 11(12)
|
ежегодно
2011-2012
октябрь
2012-2013
октябрь
2013-2014
октябрь
2014-2015
октябрь
2015-2016
октябрь
|
социальный педагог
социальный педагог
зам. директора по УВР
социальный педагог
социальный педагог
социальный педагог
социальный педагог
|
Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу каждого учебного года
Классы
|
Знания, умения, навыки
|
1 класс
|
Знать:
правила поведения в школе
название государства и государственную символику
законы класса
правила личной безопасности
Уметь:
соблюдать правила поведения в школе
выполнять законы класса
соблюдать безопасность на улице
|
2 класс
|
Знать:
какого человека называют гражданином
качества человека, необходимые достойному гражданину
основные обязанности и права ученика
правила поведения в общественных местах, дома, в школе
Уметь:
различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни
высказывать негативное отношение к плохим поступкам
Приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях
|
3 класс
|
Знать:
что такое закон
-
как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина
какие поступки нарушают устав школы
какие правила поведения надо соблюдать на железной дороге
Уметь:
дисциплинированно вести себя на железной дороге
соотносить моральные нормы с повседневным поведением
|
4 класс
|
Знать:
элементарные права людей
какие правонарушения и преступления может совершить школьник
первоначальные представления о юридической ответственности
Уметь:
уважать людей
бережно относиться к своему и чужому имуществу
|
5 класс
|
Знать:
права и обязанности учащихся школы
название основного документа о правах ребенка, основные его статьи
меру наказания за нарушение Правил дорожного движения
Уметь:
дисциплинированно вести себя на автодороге
защищать свои права
выполнять обязанности школьника
|
6 класс
|
Знать:
сущность преступления и правонарушения;
отличие правовых норм от норм морали;
как государство может защитить права ребенка
Уметь:
различать административный проступок и преступление;
правильно оценивать поступки людей;
|
7 класс
|
Знать:
понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении
меру наказания за преступления, совершенные на железной дороге
особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних
Уметь:
осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних
-
предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее
не создавать криминальных ситуаций на железной дороге
|
8 класс
|
Знать:
понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения
способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков
Уметь:
соблюдать правопорядок в общественных местах
противостоять вовлечению к употреблению ПАВ
|
9 класс
|
Знать:
мотивы, которые могут привести человека к преступлению
права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу
способы поведения в критической ситуации
Уметь:
защищать себя при нарушении трудовых прав
помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию
|
10 класс
|
Знать:
о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма
свои права и обязанности при общении с органами правопорядка
основные положения Декларации прав человека
Уметь:
негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы
отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка
|
11 (12) класс
|
Знать:
• понятие «воинская обязанность»
• положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя
• особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений
• уметь проявлять волевые качества в выборе образа поведения
|
Планируемые результаты
1 блок
|
разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений
создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
|
2 блок
|
получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи
-
получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи
получение информации о состоянии здоровья учащихся
|
3 блок
|
сформировать у учащихся образ жизни
сформировать жизненную позицию ребёнка
|
4 блок
|
создание приоритетного родительского воспитания
организация педагогического просвещения родителей
построение демократической системы отношений детей и взрослых
|
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы
|
появление у подростков устойчивых интересов
положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД
уменьшение количества детей «группы риска»
уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска»
|
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы
|
проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия
|
Конечный результат реализации программы
|
положительная динамика состояния правонарушений,
преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних,
создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе,
стабилизация числа безнадзорных детей и подростков.
|
Используемая литература
Альбом «Ваши права». — Тамбов, 2001.
Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. — М., 2006.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. — М., 2000.
Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. Ростов/на Дону, 2006.
Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9-11 классах. Ростов/на Дону, 2006.
Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников».
Кодекс РФ об административных правонарушениях. — М., 2006.
Комментарии к Уголовному Кодексу РФ.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.
Правовое воспитание школьников 5-9 классы. — Волгоград, 2005.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. — М., 2000.
Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. — М.
|
|
|