|
Личностно – ориентированное взаимодействие – это взаимодействие, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ребенка исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности
К 1. П4.
Личностно – ориентированное взаимодействие – это взаимодействие, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ребенка исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Личностно – ориентированное взаимодействие
Гуманно – личностные технологии
Технология свободного воспитания
Технология
сотрудничества
К 1. П4.
Технология сотрудничества.
Диагностика социально- нравственного развития детей (младшая - средняя группы).
Критерии
|
Диагностические методики
|
Ребёнок и взрослые
|
|
1. Понимает различия взрослых людей по половому признаку (папа, мама, бабушка, дедушка, мальчик, девочка).
2. Показывает и называет основные части тела, лица человека.
3. Связывает эмоциональные состояния с определёнными действиями и словами взрослого.
4. Выделяет на картинках факты доброго отношения взрослых к детям, и наоборот.
|
Задание: Показать и назвать на фотографии членов семьи.
Задание: Показать и назвать по картинке основные части тела, лица человека.
Наблюдения за ребёнком.
Д/и "Хорошо-плохо". Ход: По сюжетным картинкам детям предлагается оценить поступки взрослых и детей по отношению друг к другу.
|
Ребёнок и сверстники
|
|
1. Знает и различает изображения детей по половому признаку (мальчик, девочка).
2. Знает и называет имена детей своей группы.
3. Знает и различает элементарные состояния детей своей группы (плачет, смеётся, радуется).
4. Понимает поступки других детей.
5. Может высказать свои предположения в проблемно-игровых ситуациях.
|
Задание: Выбрать картинки, где изображён мальчик (девочка).
Задание: Назвать детей своей группы по имени.
Д/и "Настроение". Детям предлагается набор сюжетных картинок с различным эмоциональным состоянием. Задание: определить настроение.
Детям предлагается набор сюжетных картинок. Задание: Покажи картинки, где мальчик (девочка) поступил (а) хорошо (плохо).
Детям предлагаются ситуации на выбор воспитателя, например, "Наш зайчик поранил лапку". Что делать?
|
Отношение ребёнка к самому себе
|
|
1. Знает свое имя, фамилию. Пол, возраст, имя, отчество воспитателей, ближайших родственников.
2. Задаёт вопросы при освоении нового действия, а также вопросы об окружающей действительности: "Для чего это?", "Почему?", "Как?", "Где?".
|
Беседа с ребёнком "Расскажи о себе и своей семье".
Наблюдения за ребёнком.
|
Уровни освоения.
Низкий: Ребенок проявляет боязнь и недоверие к окружающим. Контакты со сверстниками непродолжительны, часто конфликтует с ними. Ребенок плохо различает людей по половому признаку. Не различает элементарные эмоциональные состояния. Не дифференцирует поступки взрослых и детей. Общее эмоциональное состояние неустойчиво.
Средний: Ребенок приветлив с окружающими, проявляет активный интерес к словам и действиям взрослых и детей. По показу и побуждению взрослых повторяет положительные действия и эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких. Большинство заданий выполняет верно.
Высокий: Все задания выполняет правильно. Ребенок проявляет активность в общении с окружающими, охотно включается в совместную деятельность. Относится к сверстникам дружелюбно, правильно реагирует на ярко выраженные эмоциональные состояния окружающих.
Диагностика социально-нравственного развития (старшая - подготовительная группы).
Критерии
|
Диагностические методики
|
Ребёнок и взрослые
|
|
1. Имеет знания об общем ходе возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек.
2. Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина — любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).
3. Имеет представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях внешнего вида, национальной одежды.
4. Имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых.
5. Имеет представления о культурных традициях своей семьи.
6.Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе.
7. Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).
8. Имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека.
|
1. Д/упр. "Выложи цепочку". Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?
2. Инд. Беседы с детьми: Как мама заботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем мама любит заниматься в свободное время?
3. Инд. Беседа с ребёнком: Как называется наша планета? Какие страны мира ты знаешь? Воспитатель предлагает показать на картинке людей разных народов мира и назвать их.
4. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни, анализ бытовых ситуаций.
5. Инд. беседа с ребёнком: Как вы встречаете Новый год? Другие праздники? Есть ли в вашей семье что-то такое, чего нет в других семьях?
6. Рассматривание ил. с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.
7. Чтение худ. литературы. Оценка качеств личности персонажей. (Красная шапочка добрая или хитрая? И т. д.)
8. Вопросы: Девочку зовут Оля. Как её будут звать, когда она вырастет? У Вовы папу зовут Алексей. Как будет полное имя Вовы, когда он вырастет?
|
Ребёнок и сверстники.
|
|
1. Имеет представления о некоторых характерных особенностях детей разного возраста и пола, некоторых характерных особенностях их внешнего вида, любимых занятиях.
2. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.
3. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.
|
1. Игра "Что кому?". Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагается разложить картинки по парам.
2. Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто не любит расчёсываться? У кого кудрявые волосы и т. д.
3. Рассматривание ил. с разными эмоциональными состояниями: Что чувствует этот ребёнок? Что он делает? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.
|
Отношение ребёнка к самому себе.
|
1. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей.
2. Знает о назначении некоторых внутренних органов человека и условия их нормального функционирования.
3. Знает правила пользования электроприборами, знает как оказать первую медицинскую помощь.
4. Знает отдельные правила дорожного движения.
5. Знает свою родословную.
6. Знает некоторые сведения об истории Волгограда, достопримечательности, главные улицы.
7. Имеет представления о школе, жизни школьника.
|
1. Индивидуальная беседа с ребёнком.
2. Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, лёгкие, и т.д. Зачем человеку ...? Как сохранить их здоровье? Что можно делать и чего нельзя?
3. Вопросы по картинке. Набор предметных картинок с изображением электроприборов. Вопросы: Что это? Как правильно пользоваться? Чего нельзя делать? Если случилась беда, что делать?
4. Д/И на правила дорожного движения.
5. Вопросы: Как зовут бабушек (дедушек)? Сколько у них детей? Как звали их мам (пап)? Кем они были?
6. Рассматривание иллюстраций о г.Волгограде, вопросы: Как называется город где ты живёшь? Какие знаешь памятники, улицы? И т.д.
7. Беседа: Что делают в школе? Как называются занятия в школе? Как называется школьная сумка? Как проходит день школьника?
|
Уровни освоения.
Низкий: Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребенок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение.
Средний: Поведение и общение ребенка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе).
Высокий: Поведение и общение ребенка устойчиво и положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения. Охотно вступает в общение. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров. Правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, стремиться овладеть грамотой.
Методы, выявляющие объективную картину межличностных отношений
Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются: социометрия, метод наблюдения, метод проблемных ситуаций.
Остановимся на описании этих методов подробнее.
Социометрия
Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие – менее. Обычно предпочтения одних детей перед другими связывают с понятием «лидерство». Проблема лидерства является одной из важнейших в социальной психологии. При всем многообразии трактовок этого понятия сущность лидерства в основном понимается как способность к социальной воздейственности, руководству, доминированию и подчинению себе других. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в частности к группе детского сада. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности. Поэтому более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития. Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы. Остановимся на описании некоторых из методик, соответствующих возрастным особенностям дошкольников 4–7 лет.
Капитан корабля
Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:
1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
4. Кто еще остался на берегу?
Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).
Два домика
Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.
Метод вербальных выборов.
Старшие дошкольники (5-7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:
1.С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?
2.Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?
3.С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет ?
Обработка данных и анализ результатов. В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.
Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу)
Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:
популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов
предпочитаемые – дети, получившие один - два положительных выбора
игнорируемые - дети не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками)
отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.
При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные звезды и отверженные.
Следует подчеркнуть, что далеко не всякая группа имеет столь четкую социометрическую структуру. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов. Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников распределяется примерно поровну между всеми членами группы. По-видимому, данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания межличностных отношений и является наиболее благоприятной.
Методы, выявляющие субъективные аспекты отношения к другому
Как отмечалось выше, отношение к другому всегда связано с особенностями самосознания ребенка. Спецификой межличностных отношений является тот факт, что другой человек не является объектом отстраненного наблюдения и познания. Нам всегда важно, как к нам относится другой, какова его реакция на наши обращения и поведение, мы всегда так или иначе сравниваем себя с другим, сопереживаем ему. Все это отражает нашу связь с другими людьми, степень нашей включенности в их переживания. Поэтому в межличностных отношениях и восприятии другого всегда отражается собственное Я человека. В случае если такой включенности нет, можно говорить об отсутствии межличностных отношений, как таковых: другой здесь выступает только как объект использования или познания.
Исходя из этого, очевидно, что все методики, направленные на выявление внутренних, субъективных аспектов отношения к другому, имеют проективный характер: человек проецирует (переносит) свое Я (свои ожидания, представления и установки) на других людей. Характерно, что слово «отношение» является производным от глагола «относить», что отражает процесс переноса собственного Я в личность других людей.
В данной части пособия представлены некоторые, наиболее распространенные проективные методики, которые используются психологами в работе с детьми дошкольного возраста. Эти методики можно разделить на две группы, в которых выявляются:
1. Позиция ребенка в отношениях с окружающими, его общая ориентация в социальной действительности.
2. Восприятие другого и конкретный характер отношения к нему.
Остановимся на описании конкретных методик, относящихся к данным группам.
Ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект
Общей особенностью данных методик является то, что ребенку предъявляют определенную проблемную ситуацию. В отличие от метода проблемных ситуаций, описанного выше, здесь ребенок сталкивается не с реальным конфликтом, а с проблемной ситуацией, представленной в проективной форме. Это может быть изображение какого-либо знакомого и понятного сюжета на картинках, в рассказах, незаконченных историях и пр. Во всех этих случаях ребенок должен предложить свой вариант решения социальной проблемы. Способность решать социальные задачи нашла свое отражение в термине «социальный интеллект» (или «социальные когниции»). Решение такого рода задач предполагает не только интеллектуальные способности, но и постановку себя на место других персонажей и проекцию собственного возможного поведения в предложенные обстоятельства.
Для определения уровня развития социального интеллекта можно использовать две методики: вопросы, заимствованные из теста Д. Векслера (субтест «Понятливость») и проективная методика «Картинки».
Понятливость
Для беседы можно выбрать шесть наиболее понятных детям и соответствующих современным условиям вопросов из теста Д. Векслера для измерения общего интеллекта (субтест «Понятливость»):
1. Что ты будешь делать, если порежешь себе палец?
2. Что ты будешь делать, если потеряешь мяч, который тебе дали поиграть?
3. Что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеба там не оказалось?
4. Что ты будешь делать, если маленький мальчик (девочка), меньше тебя ростом, стал(а) бы с тобой драться?
5. Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?
6. Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?
Степень решения проблемы измеряется по трехбалльной шкале в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера:
0 баллов – отсутствие ответа;
1 балл – обращение за помощью к кому-либо;
2 балла – самостоятельное и конструктивное решение проблемы.
Картинки
Здесь детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду изображающие следующие ситуации:
1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
2. Девочка сломала у другой девочки ее куклу.
3. Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.
Таким образом, в данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.
Степень решения проблемы оценивается по той же шкале, что и в предыдущем тесте.
Помимо уровня развития социального интеллекта, методика «Картинки» может дать богатый материал для анализа качественного отношения ребенка к сверстнику. Этот материал может быть получен из анализа содержания ответов детей при решении конфликтных ситуаций. Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:
1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме).
2. Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т. п.).
3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).
4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).
В тех случаях, когда из четырех ответов более половины являются агрессивными, можно говорить о том, что ребенок склонен к агрессивности. Если же большинство ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику.
Беседа
Для выявления представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих с ним проводится индивидуальная беседа. Перед ее началом взрослый знакомится с ребенком и предлагает поговорить с ним, создавая при этом доброжелательную атмосферу общения с ребенком. Ребенку задаются следующие вопросы:
1. Нравится ли тебе ходить в детский сад, почему?
2. Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоей группе? Кто? Почему?
3. Если ты дашь другу игрушку поиграть и сразу заберешь ее, когда он еще не успел наиграться, как ты думаешь, какое настроение будет у него?
4. Смог бы ты подарить другу какую-нибудь игрушку насовсем? Как думаешь, какое настроение будет у него, если ты подаришь ему игрушку?
5. Если твоего друга (сверстника) накажут, как ты думаешь, каково ему будет? Почему?
6. Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?
7. Если воспитательница хвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя бывает настроение?
8. Если похвалят твоего друга, как ты думаешь, что будет чувствовать он?
9. Если у твоего друга не получается какое-то дело, как думаешь, какое у него будет настроение? А ты бы смог ему помочь?
10. Мама пообещала сходить с тобой в выходной день в цирк, а когда наступил выходной, оказалось, что ей надо сделать домашние дела (убраться, постирать и др.) и она не может идти с тобой в цирк. Какое у тебя будет тогда настроение?
Эти десять вопросов можно подразделить на три группы:
Первая – вопросы, выявляющие общее оценочное отношение и представление ребенка о других детях. Например, второй вопрос является провокационным. Предполагается, что гуманная позиция – это принятие всех детей и их положительная оценка. Если же ребенок дает отрицательную оценку детям – это свидетельствует о поверхностном, предметно-оценочном отношении к сверстникам.
Вторая – вопросы, позволяющие судить об уровне сформированности представлений ребенка о состояниях сверстника и адекватности их оценки. К таким вопросам относятся 3, 4, 5, 8, 9 (см. текст беседы). Задавая ребенку такие вопросы, важно выявить понимание ребенком субъективных состояний сверстника, т. е. что ребенок переживает в конкретной моделированной ситуации, а не его знания о том, какой сверстник (жадный, добрый и т. д.).
Третья – вопросы, имеющие целью выяснить уровень сформированности представлений ребенка о своих собственных переживаниях и степень их адекватного оценивания. Примером таких вопросов являются вопросы 6, 7, 10.
При обработке ответов на вопросы первой группы фиксируются: а) ответы, в которых дается отрицательная оценка детскому саду и сверстникам; б) ответы, положительно оценивающие детский сад и детей в группе; в) варианты отсутствия ответов.
При обработке вопросов второй и третьей групп фиксируются иные показатели: а) адекватность оценки; б) варианты ответов «не знаю» либо отсутствие ответов.
Методика Рене Жиля
Данная методика выявляет избирательные предпочтения детей, а также преобладающую позицию ребенка среди других.
Начиная с 4 лет можно использовать эту методику для определения того, с кем ребенок стремится общаться, как он относится к своим сверстникам. Методика позволяет выявить следующие данные:
чье общество – сверстников или взрослых – ребенок предпочитает;
наличие внутрисемейных конфликтов;
стиль поведения ребенка в конфликтных ситуациях.
Для проведения методики необходимы картинки с изображением различных ситуаций из детской жизни
Ребенку одна за одной предлагаются картинки, по поводу каждой из которых взрослый задает вопросы.
1. Ты на прогулке за городом. Покажи: где находишься ты
2. Размести на этом рисунке себя и еще нескольких человек. Скажи: что это за люди
3. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то один получил подарок гораздо лучше, чем у других. Кого бы ты хотел видеть на его месте?
4. Твои друзья идут на прогулку. Где находишься ты
5. С кем ты больше всего любишь играть?
6. Вот твои товарищи. Они ссорятся и, по-моему, даже дерутся. Покажи, где находишься ты. Расскажи, что произошло.
7. Товарищ взял твою игрушку без разрешения. Что ты будешь делать: плакать, жаловаться, кричать, постараешься отобрать, начнешь бить?
Ситуации (1–2) помогают выяснить отношения, с какими людьми ребенок предпочитает поддерживать. Если он называет только взрослых, это означает, что он испытывает трудности в контактах со сверстниками или сильную привязанность к значимым взрослым. Отсутствие же на рисунке родителей может означать отсутствие эмоционального контакта с ними.
Ситуации (3–7) определяют отношения ребенка с другими детьми. Выясняется, есть ли у ребенка близкие друзья, кто получает вместе с ним подарки (3), находится рядом на прогулке (4), с кем малыш предпочитает играть (5).
Ситуации (6–7) определяют стиль поведения ребенка в конфликтных ситуациях и его умение решать их.
Незаконченные истории
Еще одним проективным методом, позволяющим выявить отношение ребенка к окружающим, является тест «завершение историй». Эта методика состоит из ряда незавершенных предложений, предъявляемых ребенку для их завершения. Обычно предложения выбираются с целью исследования конкретных важных моментов в установках ребенка.
Взрослый просит ребенка закончить несколько ситуаций:
1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?
2. Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?
3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?
4. Таня и Оля играли в дочки-матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», – ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?
5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?
6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?
7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?
При анализе ответов детей и результатов наблюдения следует обращать внимание на следующие моменты:
1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.
2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т. д.).
3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях.
4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.
5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.
6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, неадекватно, т. е. завидует успеху другого, радуется его неудаче).
При обработке результатов особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку.
Аналитическая справка о деятельности воспитателя
Корсаковой Анны Афанасьевны за 2008 – 2011г.
Критерий II. Эффективность применения современных образовательных технологий и методик.
К2П1 Позитивная динамика достижений воспитанников.
Мониторинг позитивной динамики достижений воспитанников проводится в ходе итоговой психолого-педагогической диагностики. Динамика индивидуального развития детей отслеживается через использование диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.
Результаты развития детей анализируются в соответствии с программой «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. (Приложение К.2П.1.)
По результатам наблюдений и диагностики у детей группы данного педагога наблюдается положительная динамика. (Приложение К.2П.1.)
К.2П.2 Достижения воспитанников на конкурсных мероприятиях художественно - эстетической, патриотической, экологической, краеведческой направленности, конкурсных спортивных мероприятиях.
Воспитатель Корсакова А.А. ответственно подходит к организации конкурсных мероприятий разного уровня. Активно работает с родителями - первыми помощниками воспитателя в организации и проведении всевозможных мероприятий. Ежегодно родители совместно с детьми и воспитателями, принимают активное участие в оформлении участка в зимнее и летнее время.
Воспитанники неоднократно участвовали в муниципальных конкурсах ДОУ ДОД «Дом детского творчества г.Петровска Саратовской области»:
Конкурс детского рисунка «Мир глазами детей»- 27.03.2009г.: Резепова Зуля- 1 место.(На муниципальном и региональном уровне)
Конкурс рисунка «Всероссийская перепись населения»- 2010г.:Хаджимуратова Алсу- 1 место.
Конкурс поздравительных открыток ко Дню Учителя (Воспитателя) и пожилого человека» - 31.10.2011г. –Чукаева Настя – 1 место, Учеваткина Даша – 2 место.
(приложение К2П2)
К2П3 Организация педагогом студийно -кружковой работы.
Воспитатель Корсакова А.А. организует дополнительное образование через работу танцевального кружка «Непоседы». Работа проводиться в соответствии с распорядительными документами (Приложение К.2П.3.),утвержденной программой дополнительного образования (Приложение К.2П.3.)
Директор МОУ «Начальная школа-
детский сад» с.Ножкино ____________________(А.В.Садкова)
|
|
|