Главная страница

Протокол №1 от 10. 09. 2012г. Руководитель шмо куликова И. М. Согласовано Заместитель директора школы


Скачать 98.81 Kb.
Название Протокол №1 от 10. 09. 2012г. Руководитель шмо куликова И. М. Согласовано Заместитель директора школы
Дата 11.03.2016
Размер 98.81 Kb.
Тип Протокол

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г.Саяногорск

средняя общеобразовательная школа № 5.



Рассмотрено на заседании

экспертно - методического

совета.

Протокол № 1 от 10.09.2012г.

Руководитель ШМО

Куликова И.М._________

Согласовано

Заместитель директора школы

Турова Л.И._______________


Утверждено

Приказом директора № _____

от 11.09.2012г.

Директор МБОУ СОШ № 5 г.Саяногорска

Дюкарев А.Ф.___________





Рабочая программа

элективного учебного предмета по биологии

«Вы и ваши гены»

для 10 – 11 классов.

на 2012-2013 уч.год
Учитель биологии

Стреколовская Н.Н.

г.Саяногорск - 2013


Пояснительная записка.

В соответствии с требованиями Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования разработана данная программа элективного курса «Вы и ваши гены». Программа курса "Вы и ваши гены" является дополнением к разделу "Генетика" курса биологии. Содержание программы превышает требования школьного стандарта. В процессе обучения данного курса учащимся предоставляется возможность расширить знания по биологии в области генетики. Программа курса рассчитана 34 часа для учащихся старших классов. Курс программы состоит из блоков, каждый из которых можно проходить и рассматривать как отдельные темы. Курс программы ориентирован на индивидуализацию и социализацию обучающихся с учётом интересов, склонностей и способностей учащихся. Процесс обучения носит личностно-ориентированный подход в соответствии с профессиональными интересами учащихся. Усвоение программы курса способствует более эффективной подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ и преемственности между общим и профессиональным образованием. Программой курса предусматривается проведение лабораторных работ. Для реализации программы курса используются интерактивные методы обучения. По окончанию курса предполагается зачётная работа в виде защиты мини-проектов.

Цель:

Задачи:

  • Дать учащимся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету.

  • Способствовать более эффективной подготовке к сдаче ЕГЭ.

  • Создать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Предполагаемые результаты:

  • Уметь решать задачи по и составлять карты наследования по генетике

  • Знать и пользоваться терминологией генетики

Владеть умением использования информации из текстов и первоисточников.

Предполагаемые темы творческих проектов:

  1. Генетические синдромы.

  2. Наследственно ли облысение?

3. Роль наследственных факторов в развитии аллергии.

  1. Близнецы, причины появления близнецов.

  2. Выбор пола будущего ребёнка


Содержание программы (34 часа)

Введение в курс(1ч.)

Обзор изучаемых тем курса. Цели и задачи курса. Виды деятельности в процессе обучения.

Блок 1, Хромосомы (8ч.)

Хромосомы, виды хромосом. Число хромосом и их структура, размер и пол. Поэтапное деление хромосом. "Умножение" путём деления. Нормальные хромосомы

Аномальные хромосомы. Частота встречаемости. Хромосомные аномалии и врождённые дефекты. Диагнозтирование хромосомных аномалий.

Слишком много или слишком мало хромосом. Аномальное деление клетки с одной лишней хромосомой. Болезнь Дауна. Факторы, влияющие на нерасхождение хромосом. Смешение нормальных и аномальных клеток. Локализация клеток с лишними хромосомами в органах. Хромосомный мозаицизм.

Нормальное число хромосом, но структурные нарушения. Разрывы хромосом. Причины разрывов хромосом. Тенденция к хромосомным разрывам

Половые хромосомы. Женские половые хромосомы. Мужские половые хромосомы. Механизм возникновения числовых аномалий половых хромосом. Мозаицизм половых хромосом. Слишком много половых хромосом. Работы Х.Клинефелътера, синдром Клинефельтера. Клинические признаки синдрома Клинефельтера.

Слишком мало половых хромосом. Синдром Шерешевского-Тёрнера. Природные
проявления синдрома Тернера.Мозаичные хромосомные наборы. Диагноз мозаицизма. Удивительные состояния интерсексуальности. Истинный гермафродитизм. Псевдогермафрадиты

Хромосомный набор ХУУ.

Особенности мужчин с ХХУ, ХУУ - хромосомами. Мальчики с лишней У-хромосомой. Клинические признаки людей с лишней хромосомой. Хромосомные аномалии и нарушения поведения. Мужчины высокого роста. - с лишней X или У хромосомой. Антисоциальное поведение. Значение проблемы.

Блок 2. Гены (12ч.).

Что такое гены? Структура гена. Структура ДНК. Химический состав ДНК. Назначение гена. Как наследуются гены? Доминантное наследование. Наследование гениальности: род Дарвиных, род Бернулли.

Лабораторная работа: решение задач и составление родословной на доминантное наследование.

Вредные гены, унаследованные от одного из родителей.

Лабораторная работа: решение задач и составление родословной.

Вредные гены, унаследованные от обоих родителей. Гомологичные гены. Носительство вредных генов. Генетическая функция пары генов (дефектного и нормального). Носители. Синдром Тея-Сакса, его рецессивное наследование.

Лабораторная работа: решение задач и составление родословной на рецессивное наследование.

Вредные гены, получаемые от матери. Носительство. Проявления болезни - гемофилии, мышечной атрофии Дюшенна. Решение задач на наследование сцепленное с полом (X-хромосома).

Ослабленные симптомы болезни у носителей. Болезни, ограниченные определённым полом.

Наследственные болезни, вызываемые множественными факторами. Экзогенные факторы и генные аномалии. Влияние географического фактора на наследственные болезни. Влияние экономического фактора на заболевания.

Блок 3. Гены и факторы среды (11ч.)

Гены, расы и родня. Расовое происхождение. Влияние генов на расы. Группы крови и расы. Преимущества, связанные с генами. Генетическая адаптация к некоторым заболеваниям. Гены и климат. Зависимость цвета кожи, цвета волос и глаз от интенсивности солнечного излучения.

Гены в изолятах. Инбридинг - кровнородственные браки и их вред (альбинизм, слепота, умственная отсталость, глухота, ахроматопсия, карликовость). Наследственная болезнь и этническая группа. Частота некоторых наследственных заболеваний в отдельных этнических группах.

Гены и история. Миграционные процессы в истории отдельных народностей.

Гены и группы крови. Этнические различия и частота групп крови. Резус-фактор и его

значение для будущего ребёнка.

Группы крови и болезни. (Связь между О-груплой крови и язвой двенадцатиперстной

кишки, малокровием и группой крови А)

Кровное родство и инцест. Носительство вредных рецессивных генов. А кто отец?

(Проблемы спорного отцовства).

Скининг генных дефектов. Проверка на выявление вредных генов. Скрининг и будущее.

Лекарства и другие опасности.

Наследственные болезни, вызывающие неблагоприятные реакции на приём лекарств. Наследственная предрасположенность: проявление и непроявление болезни. Рецессивный и доминантный характер наследования определённых заболеваний. О том, что в уме.

Рекомендуемая литература:
Для учителя:

1 "Знайте свои гены" - О Милунски. Изд."Мир" Москва.1991г.

2 ''Педагогика здоровья" - А.Г. Алексин и др. М.: Педагогика 1990

3. "Методика преподавания факультативного курса по генетике"

С.Киселёва, А.Н.Мягкова . М.: Просвещение 1979г.
Для учащихся:

1."Общая биология" - для углубленного изучения биолгии.

А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая и др.

2. Биология "Общие закономерности" С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров,

Н.Н.Сонин Изд. "Дрофа", М.: 2000-2004г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г.Саяногорск

средняя общеобразовательная школа №5


Рассмотрено на заседании

экспертно - методического

совета.

Протокол № 1 от 09.09.2013г.

Руководитель ШМО

Куликова И.М.___________



Согласовано

Заместитель директора школы

Турова Л.И._______________


Утверждено

Приказом директора

№ 252 от 09.09.2013г.
Директор МБОУ СОШ № 5 г.Саяногорска

Дюкарев А.Ф. ._________________




Рабочая программа

элективного учебного предмета по биологии

«Вы и ваши гены»

для 11 класса

на 2013-2014 уч.год

Учитель биологии

Стреколовская Н. Н.


г. Саяногорск

Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема занятия

Количество часов

Контроль




Введение.

1







Блок 1. Хромосомы

8







Хромосомы: число, размеры, пол

1







Нормальные хромосомы, аномальные хромосомы. Смешение нормальных и аномальных клеток.

1

взаимопроверка




Нормальное число хромосом, но структурные нарушения.

1

взаимопроверка




Половые хромосомы. Слишком много половых хромосом.

Слишком мало половых хромосом.

1

взаимопроверка




Мозаичные хромосомные наборы.

1

Контрольный тест




Хромосомный набор ХYY. Особенности мужчин с XYY-хромосомами, с XXY-хромосомами. Мальчики с лишней Y-хромосомой.

1







Хромосомные аномалии и нарушения поведения. Значение проблемы.

1

взаимопроверка




Зачётный урок. Защита мини-проектов.

1