|
Протокол № программа уроков библиотечно библиографические и информационные знания школьникам
УТВЕРЖДЕНА
На заседании Координационного совета
МОУ «Средняя школа № 3»
.. . .. . 2011г. протокол №
ПРОГРАММА УРОКОВ
БИБЛИОТЕЧНО – БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКАМ
педагог- библиотекарь Огрызкова Л.Е.
Программа библиотечно – библиографических и информационных знаний
для учащихся 1- 10 классов
Структура программы
1. Пояснительная записка
2. Цели уроков
3. Задачи уроков
4. Контроль
5. Содержание программы
6. Примерное тематическое планирование.
7. Требование к уровню подготовки учащихся
8. Список используемой литературы
Пояснительная записка
Программа «Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам» рассчитана на обучение детей с 7-летнего возраста. Она построена с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой – к изучению содержания различных разделов книжного фонда. От выбора книг по иллюстрированному каталогу «Что нам читать?» - к использованию систематического каталога, картотек, рекомендательных пособий; от краткой записи о прочитанной книге – к развернутому отзыву о ней; от знакомства с «энциклопедией для маленьких» - к работе со справочной литературой. Отдельные темы повторяются: знания детей углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, для их проведения можно использовать уроки внеклассного чтения, экскурсии, классные часы.
Система библиографических занятий направлена на повышение качества чтения и воспитательного воздействия литературы на детей и подростков, на расширение их кругозора.
Первая часть программы «Путешествие в страну Читалию» разработана как занятия для начальной школы (1 – 4 класс). Учащиеся младшего школьного возраста предпочитают всем видам деятельности игру, с учетом этого все занятия проводятся с использованием игровых технологий. Все занятия построены как путешествия в мир книги, библиотеки, информации. Занятия проводятся 3 раза в год с классом учащихся.
Вторая часть программы для 5 – 8 классов продолжает знакомить учащихся со структурой книги с использованием ИКТ, помогающей при выборе книги, мотивирует подростков быть частыми посетителями библиотеки, испытывать ежедневную потребность обращения к дополнительным источникам информации. Третья часть программы разработана для 9 – 10 классов.
«Основы библиотечно – информационных знаний» для 1 – 11 классов, позволяют моделировать информационную среду для детей и юношества, способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические и творческие потребности личности.
Цели
Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
Задачи
1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
2. Научить учащихся работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой.
3. Пропаганда ценности чтения и книги.
Формы контроля: тестирование, самостоятельное библиографическое разыскание, час вопросов и ответов, творческие задания.
Форма занятий: беседы, диспут, лекция, практические занятия, урок – презентация.
На занятиях с малышами используются игровые и театрализованные ситуации, наглядные и технические средства, групповые и индивидуальные задания, стимулирующие познавательную деятельность. В старших классах предусматривается проведение занятий в форме практических работ, лекций – обзоров, доклад или сообщение, урок – презентация.
Контроль качества образования: конкурсы между командами, тестирование, изготовление книжки-малышки, закладки, написание отзыва, и т.д.
Семинарские занятия – лучшая форма проверки домашних работ. Библиотечно – библиографические знания и навыки учащиеся могут использовать в приготовлении самостоятельных учебных заданий по различным предметам, в подготовке к олимпиадам, написании рефератов.
Содержание программы:
В программу входят: беседы о библиотеке, о создании книги; о строении (структуре) книги; о периодических изданиях для детей; о справочном аппарате книги и библиотеки; о художественном оформлении книги; воспитании бережного отношения к книге. Значительное место отведено практическим занятиям.
Примерное тематическое планирование
№
|
Тема
|
Содержание темы
|
Использование ИКТ
|
Часы
|
|
1 класс
|
|
|
|
|
Первое посещение библиотеки. Экскурсия
|
Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом», с понятием «читатель», «библиотекарь», «абонемент», «читальный зал»
|
Видео ролик
|
1
|
|
Правила поведения в библиотеке, умение обращаться с книгой
|
Бережное отношение к книге, ознакомление с правилами обращения с книгой. Работа с плакатом «Убедительная просьба книги»
|
Слайд - презентация
|
1
|
|
Посвящение в читатели. Утренник
|
Дети становятся новыми читателями школьной библиотеки, получают в подарок буклеты
|
|
1
|
|
|
|
|
3
|
|
2 класс
|
|
|
|
1
|
Знакомство с библиотекой. Экскурсия
|
Продолжение разговора о библиотеке. Представление любимых книг.
|
|
1
|
2
|
Строение книги. Элементы книги
|
Внешнее и внутреннее оформление книги. Изучение основных элементов: обложка, корешок, переплет, титульный лист.
|
Слайд - презентация
|
1
|
3
|
Газеты и журналы для детей
|
Знакомство с понятиями газета, журнал, термины статья, корреспондент, журналист.
|
|
1
|
4
|
«Угадай книгу» викторина
|
В виде игры
|
|
1
|
|
|
|
|
4
|
|
3 класс
|
|
|
|
1
|
Структура книги.
Иллюстрации в книге
|
Изучение структурного элемента книги – иллюстрация. Понятия «художник – сказочник», «художник-анималист»
|
Слайд -презентация
|
1
|
2
|
Выбор книг в библиотеке
|
Открытый доступ к книжному фонду: порядок и расстановка, полочные разделители
|
Слайд - презентация
|
1
|
3
|
Твои первые словари и энциклопедии
|
Представление о справочной литературе, цели обращения, обучение работе с ними
|
|
1
|
|
|
|
|
3
|
|
4 класс
|
|
|
|
1
|
Справочная литература
|
Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями
|
|
1
|
2
|
Научно-познавательная литература для младших школьников
|
Знакомство с энциклопедиями «Что такое, Кто такой?» и др.
|
|
1
|
3
|
«Путешествие в мир мультимедиа»
|
Знакомство с компьютером в библиотеке (урок – экскурсия)
|
|
1
|
4
|
Как читать книги
|
Работа с библиографическими пособиями
|
Слайд -презентация
|
1
|
|
|
|
|
4
|
|
5 класс
|
|
|
|
1
|
О книге и библиотеке. Библиотеки России
|
История книги и библиотеки. Крупнейшие библиотеки
|
|
1
|
2
|
Книга и ее создатели
|
Знакомство с новыми терминами и понятиями, роль иллюстраций в книгах, какую службу несут все эти элементы.
|
Слайд -презентация
|
1
|
3
|
Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог
|
Открытый доступ к книжному фонду. Структура систематического каталога.
|
|
1
|
4
|
Записи о прочитанном: дневник чтения, отзыв.
|
Обучение правилам ведения дневника. Отзыв на книгу как один из видов записи о прочитанном.
|
|
1
|
|
|
|
|
4
|
|
6 класс
|
|
|
|
1
|
Справочная литература
|
Расширение знаний о справочной литературе. Виды справочных изданий по содержанию, структуре, функциональному назначению. Энциклопедии. Справочники. Словари.
|
|
1
|
2
|
Периодические издания для младших подростков
|
Газеты и журналы как печатные издания, отличия их от книг.
|
|
1
|
3
|
Выбор книг: библиографические указатели
|
Библиографические указатели и списки литературы для школьников – первые помощники в выборе книг
|
|
1
|
4
|
Тестирование
|
Проверка на усвоение материала в игровой форме
|
|
1
|
|
|
|
|
4
|
|
7 класс
|
|
|
|
1
|
Справочно – библиографический аппарат библиотеки
|
Структура, назначение, способы использования в различных поисковых ситуациях. Алгоритм поиска
|
Слайд - презентация
|
1
|
2
|
Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении
|
Занятие, углубляющее знание учащихся о справочном аппарате книги, развивающее навыки самостоятельной работы с книгой.
|
|
1
|
3
|
Чтение как удовольствие
|
Специфика чтения художественной литературы. Медленное чтение, перечитывание текста.
|
|
1
|
4
|
«Мультимедиа ресурсы»
|
Знакомство с электронными учебниками
|
|
1
|
|
|
|
|
4
|
|
8 класс
|
|
|
|
1
|
Естественнонаучная литература для подростков
|
Основные виды и типы источников, возможности и особенности использования. Отражение литературы в систематическом каталоге и СКС.
|
|
1
|
2
|
Книги по искусству
|
Жанровое и тематическое разнообразие книг по искусству: биография, очерк, Монография, мемуары, альбомы
|
|
1
|
3
|
Методы самостоятельной работы с литературой
|
Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка
|
|
1
|
|
|
|
|
3
|
|
9 класс
|
|
|
|
1
|
Литература о литературе
|
Работа с критической литературой. Специфика поиска информации по литературоведению
|
|
1
|
2
|
Рецензия
|
Рецензия как жанр литературоведения, виды и специфика рецензий.
|
|
|
|
10 класс
|
|
|
|
1
|
Информационные ресурсы библиотеки
|
Периодические издания, энциклопедии, справочники, словари, каталоги и картотеки, рекомендательные списки
|
|
1
|
2
|
Информационно-поисковая система в библиотеке
|
Каталоги, картотеки, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки
|
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
Итого 1 – 10 классы
|
36
|
Требования к уровню подготовки учащихся
Программой предусматривается, чтобы к концу обучения каждый школьник:
испытывал потребность в систематическом чтении; был знаком со структурой книги;
умел определять примерное содержание книги при беглом ее просмотре;
-
умел самостоятельно проводить поиск и выбор литературы, используя книжные выставки, рекомендательные библиографические указатели, каталоги, картотеки, полки открытого доступа; умели составлять список книг для чтения;
научился использовать в учебных целях критическую, справочную литературу и периодические издания;
умел применять библиотечно – библиографические знания при изучении дисциплин и в процессе самообразования.
Литература:
1. Библиотечно – библиографические знания школьникам: Практ. пособие / Гос.респ.дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: изд-во «Кн.палата», 1989. – 216с.
2. Бровина М.Б., Воробьева Н.Н. Тематическое планирование работы творческого объединения учащихся «Юный библиотекарь» // Шк. библиотека.-№1/2010. – С.41- 43
3. Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры // Шк. библиотека. – 2002. – № 1. – С. 24-28.
4. Чулкина Г.Д. Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам // Шк. библиотека. – 2001 – № 1. – С. 8 – 13.
5. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Шк. библиотека. – 2001. – № 8. – С. 16 - 25.
|
|
|