|
Программный комплекс «Информатика» для дошкольников Пояснительная записка
Программный комплекс «Информатика» для дошкольников
Пояснительная записка
Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Всё это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию-первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого- заложить потенциал обогащённого развития личности ребёнка.
Дошкольное воспитание как составная часть всей системы непрерывного образования начальные этапы развития личности.
Применительно к детской познавательной деятельности ,средством которой является компьютер, система может быть обозначена отношением «человек(ребёнок)-компьютер-цель»,где цель понимается как более развёрнутый и обобщённый внутренний, психический образ мира, ориентирующий деятельность, то есть дающий её содержание и определённое качество.
Современное общество живёт среди огромного и постоянно увеличивающегося потока информации, который с каждым годом увеличивается в разы .Не «захлебнуться» в этом потоке ,решая различные практические задачи человеку помогает компьютер. Будущее наших детей-это информационное общество ,в котором неумение пользоваться компьютером будет означать социальную «инвалидность».
Уже сегодня ,отдавая ребёнка в школу, родители должны быть готовы к тому, что ребёнок в скором времени столкнётся с применением вычислительной техники. Поэтому нужно заранее подготовить его к предстоящему взаимодействию с компьютером.
Предлагаемый курс предполагает подготовку по информатике детей дошкольного возраста.
Курс ориентирован на:
Развитие логического и комбинаторного мышления;
Отработку навыков работы с компьютером(восприятие информации с экран её анализ, управление мышью и клавиатурой);
-
Креативную деятельность с использованием компьютера;
На формирование понятий «информация» и «информационный процесс»,представлений об информационной картине мира; о значении информации ,информационных технологий в обществе;
Знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами; основными работами в среде Windows,созданием графических изображений ,знакомством с возможностями сети Интернет.
Курс адаптирован к возрастным особенностям детей.
Цель курса- пропедевтика основных понятий информатики ,развитие интеллекта и творческих способностей детей.
Основные задачи курса:
-
Формирование навыков работы с компьютером(дать необходимые знания ,обеспечивающие возможность работы на компьютере; сформировать основные умения ,необходимые при работе с компьютером; формировать правильное отношение к компьютеру: компьютер- сложное техническое устройство, созданное человеком, помогающее в учёбе и в труде, отдыхе; показать ребёнку его собственные возможности в управлении компьютером);
-
Закрепление знаний знаний и умений детей по основным разделам комплексных программ ,реализуемых в предшкольной подготовке образовательного учреждения;
Развитие психических процессов ,абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти ,основных мыслительных операций ,основных свойств внимания;
Совершенствование речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы ,смысл заданий ,уметь задавать вопросы ,отвечать на них;
Расширение кругозора, устранение психологического барьера «человек-компьютер»;
Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками ,умения подчинять свои интересы определённым правилам.
Содержание программного курса.
1.Компьютер
Устройство компьютера. Монитор. Системный блок . Клавиатура. Манипулятор «мышь».Принтер. Сканер. Компьютерные программы. Интернет. Правила работы в компьютерном классе.
Требования к знаниям и умениям:
-
Уметь называть части компьютера и знать их значение;
Использовать в своей работе клавиатуру ,мышь ,сканер , принтер , Интернет;
Осуществлять простейшие операции при работе в различных программах;
Знать правила работы в компьютерном классе.
2.Предметы.Отличительные признаки, составные части и действия предметов.
Признаки, составные части и действия предметов.
Цвет предметов. Форма и размеры предметов. Названия предметов. Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих средств у разнородных предметов.
Действия предметов.
Последовательность действий ,заданная устно и графически. Последовательность действий и состояний в природе.
Требования к знаниям и умениям:
Находить предметы с одинаковым значением признака(цвет , форма, размер, число элементов и др.)
Объединять предметы в группы по признакам;
Обобщать по признаку;
Выделять существенный признак предмета или несколько предметов;
-
Находить лишний предмет в группе однородных;
Выделять группы однородных предметов среди разнородных и называть их;
Расставлять события в правильной последовательности ;
Выполнять перечисляемую или изображённую последовательность действий;
Описывать свои действия.
3.Элементы логики
Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логические операции.
Требования к знаниям и умениям:
Определять истинные и ложные высказывания;
Отличать заведомо ложные высказывания;
Называть противоположные по смыслу слова;
-
Объединять отдельные предметы в группу с общим названием;
Выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки ;ориентироваться в условиях задачи ,выделять среди них наиболее существенные;
Планировать ход решения ;
Предусматривать и оценивать возможные варианты.
Тематическое распределение часов по курсу
«Информатика» для дошкольников
№ п/п
|
Программное содержание
|
Название темы
|
Количество занятий
|
1
2
3
4
5
6
7
8
|
Познакомить детей с необычным царством компьютерной техники(история развития, что такое «информация»,кто создал теорию, позволившую создать машину; как выглядели первые компьютеры )
Ознакомить детей с правилами техники безопасности и правилами поведения в компьютерном классе
Познакомить учащихся с составляющими компьютера(системный блок ,монитор , клавиатура ,мышь)
Первое знакомство детей с применениями компьютера
Познакомить детей с мышкой, показать что она умеет делать. Игра «Собери портфель»
Знакомство детей с графикой. Учить детей собирать различные картинки, пазлы.
Первое знакомство с графическим редактором. Графические примитивы . Палитра.
Программа «Обучение с приключением»
Развивать внимание ,пространственное восприятие ,память, логическое мышление, навыки владения компьютерной мышкой ;воспитывать любовь к животному миру.
Повторение изученного материала
|
Компьютерный класс, здравствуй!
История компьютеров
Из чего состоит компьютер
Для чего нужны компьютеры
Инструмент мышь
«Собери картинку»
Нарисуй картинку
Работа с развивающими играми типа:
«Найди пару»
|
4
2
2
5
5
7
6
3
|
Итого 34 часа
|
|
|