Подготовка к экзамену
-
Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние веще, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
-
Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
Чередуй занятия и отдых, скажем 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
-
Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
Выполняй как можно больше различных опубликованных текстов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
-
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена
-
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настоя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
Приложение 9
Анкета «Психологическая готовность к ГИА/ЕГЭ»
Фамилия, имя___________________________________ Класс_________
Друзья!
Приближается время сдачи Итоговой государственной аттестации /Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты будут использоваться только психологом.
Просим вас оценить свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 10-бальной шкале от 1 — «полностью не согласен» до 10 — «абсолютно согласен».
Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.
№
|
Утверждение
|
Критерий
|
Балл
|
Критерий
|
1
|
Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ
|
Полностью не согласен
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Абсолютно согласен
|
2
|
Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕГЭ
|
Полностью не согласен
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Абсолютно согласен
|
3
|
Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий
|
Полностью не согласен
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Абсолютно согласен
|
4
|
Считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего
|
Полностью не согласен
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Абсолютно согласен
|
5
|
Я совсем не волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене
|
Полностью не согласен
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Абсолютно согласен
|
6
|
Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку
|
Полностью не согласен
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Абсолютно согласен
|
7
|
Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества
|
Полностью не согласен
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Абсолютно согласен
|
8
|
Считаю, что могу сдать ЕГЭ на высокую оценку
|
Полностью не согласен
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Абсолютно согласен
|
9
|
Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации
|
Полностью не согласен
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Абсолютно согласен
|
10
|
Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ
|
Полностью не согласен
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Абсолютно согласен
|
11
|
Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене
|
Полностью не согласен
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Абсолютно согласен
|
12
|
Я достаточно много знаю про ЕГЭ
|
Полностью не согласен
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Абсолютно согласен
|
13
|
Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам
|
Полностью не согласен
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Абсолютно согласен
|
Спасибо!
Анализ данных:
Низкими показателями считаются 4 и меньше, высокими — 8 и больше.
Знакомство с процедурой: показатели по вопросам 1,4, 6, 7, 12. Низкие показатели указывают на низкий уровень знакомства с процедурой.
Уровень тревоги: показатели по вопросам 5, 8,11,13. Низкие показатели указывают на высокий уровень тревоги.
Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: показатели по вопросам 2,3,9. Низкие показатели указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля.
Анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ГИА/ЕГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает следующие составляющие:
- способность к самоорганизации (познавательный компонент),
- уровень тревоги (личностный компонент),
- знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент).
Анкета может быть использована для скрининговой диагностики в выпускных классах.
Источник: Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. — М.: Генезис, 2009. — 184 с. — (Психолог в школе).
|