|
Программа по подготовке детей к школе р азработал: Винникова Э. Л. заведующая доу №51 уо «Голубок»
«Дорога в школу»
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Разработал: Винникова Э.Л. –
заведующая ДОУ №51 УО «Голубок»
Цель данной программы - максимальное содействие индивидуальному развитию детей путем углубленного изучения и развития уровня психического развития, психологической готовности к обучению в школе.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
1. Развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников;
2. Развитие способностей у ребенка;
3. Развитие коммуникативности.
Программа призвана обеспечить:
1. Интеллектуальное развитие ребенка;
2. Создание условий для развития личности ребенка, его способностей;
3. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
4. Оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления.
Принципы построения программы:
1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей
2. Систематичность и последовательность в проведении коррекционной работы
3. Личностно-ориентированный подход к детям.
Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с различными подгруппами детей, учитывает их возрастные особенности.
Диагностика детей проводится в два этапа: сентябрь, май. Диагностика позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на протяжении всего учебного года, своевременно оказать квалифицированную помощь. Необходимость диагностики заключается в получении полной информации об особенностях развития каждого воспитанника. Не зная особенностей развития детей дошкольного возраста, нельзя правильно организовать занятия, установить доверительные отношения взрослого и ребенка, учитывать эмоциональное состояние, создать предметно-развивающую среду.
По результатам первичной диагностики комплектуются подгруппы:
с пограничным уровнем между средним и высоким уровнем;
со средним уровнем;
с низким уровнем.
Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе.
Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная.
Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки сенсомоторную координацию.
Под эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.
К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости
С целью формирования психологической готовности детей к школе нами разработана коррекционная программа, которая учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, а также включает в себя все виды деятельности, которыми занимаются дети в дошкольном учреждении.
Школьная зрелость подразумевает интеллектуальную, социальную и эмоциональную готовность ребенка.
Интеллектуальная зрелость - дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, также развитие мелкой моторики руки, сенсомоторная координация.
Эмоциональная зрелость - уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.
Социальная зрелость - потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.
Виды деятельности ребенка
в детском саду
Игровая деятельность: дидактические и сюжетно-ролевые
игры, театрализованные представления;
Учебная деятельность: занятия по программе;
Познавательная деятельность: наблюдения,
эксперименты, опыты, беседы;
Коммуникативная деятельность: разыгрывание
ситуаций, психологические
тренинги, упражнения;
Двигательная деятельность: подвижные игры,
спортивные праздники, пешие переходы;
Индивидуальная работа с детьми.
Основные принципы коррекционной программы.
Каждый вид деятельности должен иметь учебно-воспитательный и развивающий характер.
Ребенок учится преимущественно в игре.
В обучении равноправно участвуют родители, так как без их помощи подготовка детей к школе не будет качественной. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний: открытия, сделанные дома, он должен закрепить и проверить в детском саду, и наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с домашними.
Обучение требует систематичности: 10-15 мин каждый день дадут лучший результат, чем 1-2 часа раз в неделю.
Необходимо оценивать успехи, при неудачах одобрять действия ребенка и мягко указывать на ошибку. Нельзя сравнивать ребенка с другими одногодками.
Учитывать в учебно-воспитательной работе эмоциональный настрой ребенка. Общение должно быть интересным и для ребенка и для взрослого.
Не навязывать ребенку однозначного видения мира и себя.
Организовать условия, при которых ребенок будет иметь возможность приобретать и обобщать свой собственный чувственный опыт. Для дошкольника основной путь развития – это эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на наглядные представления ребенка. Взрослый помогает обобщить и зафиксировать этот опыт с помощью наглядного средства: эталона, символа, модели.
Организация развивающей познавательно-игровой среды необходима для эмоционального благополучия ребенка в группе.
Достаточное обеспечение детей информацией о школе необходимо для успешной адаптации к новым условиям.
Обеспечение психофизического развития ребенка.
Социализация учебно-воспитательного процесса.
Формы работы с детьми
Игры и упражнения на моделирование. Используются в игровой, учебной деятельности и индивидуальной работе с детьми.
Мышление всегда предполагает решение какой-либо задачи. Это значит, что, прежде всего, нужно соотнести цель задачи с ее условиями. Если у ребенка стоит цель создать определенную постройку, используя данный строительный материал, имеет место проанализировать, какие детали взять, как их расположить. Если ребенок хочет рассказать сказку, то он должен придерживаться определенного плана, а при творческом составлении сказки или рассказа он может использовать знаки и символы. Как показали психологические исследования, основным средством решения задач у дошкольников является наглядная модель. Это схемы, планы, символы, знаки. Модель всегда передает строение предмета, его структуру, позволяет выделить самые существенные для решения задачи стороны действительности, установить между ними отношения.
Игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, восприятия, мышления и речи. Используются в игровой, учебной деятельности, индивидуальной работе.
Познавательный опыт детей. Используется в учебной, познавательной, двигательной, коммуникативной деятельности.
Наблюдение и экспериментирование – позволяет выявить свойства живой и неживой природы и помогает увидеть ребенку новое в знакомом.
«Проживание» ребенком различных ситуаций – включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к этой действительности.
Комплексные и интегрированные занятия, охватывающие несколько разделов учебно-воспитательной программы (например: математика, развитие речи, грамота, ознакомление с окружающим).
Основные требования к комплексным занятиям:
частая смена деятельности;
игровая форма проведения;
-
учет индивидуальных особенностей детей;
проведение физкультминуток;
создание позитивной эмоциональной атмосферы. Используется в учебной деятельности.
Беседы, экскурсии, рассказы на тему «Школа», носящие информационный характер. Используются в игровой, учебной, познавательной деятельности, индивидуальной работе.
Сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления, в которых обыгрывается школьная жизнь. Используются в игровой, учебной, коммуникативной деятельности.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия. Используются во всех видах деятельности.
Требования к здоровьесберегающей среде
При организации занятий рекомендуем учитывать основные принципы здоровьесберегающего пространства:
Мультисенсорность.
Двуполушарность (работа на развитие правого и левого полушария)
Учет стадий процесса познания: чувство – образ – логика – мыслеобразность.
Свобода выбора способов получения информации, разных способов действий, темпа, восприятия, обработки информации.
Высокая учебная мотивация
Развитие поисковой активности, творчества
Использование на занятиях собственно здоровьесберегающих технологий:
Включение в образовательный процесс методов, предоставляющих для ребенка свободу выбора способа работы с информацией;
Использование методов, направленных на стимулирование активности ребенка (цвет, музыка, нетрадиционные вопросы)
Обучение на занятиях способам действий;
Обеспечение мотивации: внешняя – одобрение, внутренняя – интерес;
Система отношений »воспитатель – ребенок» не авторитарного типа.
Реализация эколого-гигиенических требований к учебной деятельности:
Комфортность учебного помещения (температура, светорешение, влажность, эстетичность и др.)
Место в расписании и учет воспитателем биологического времени активности детей для определения нагрузок и видов деятельности.
Включение в образовательный процесс собственно оздоровительных моментов:
Разные формы организации занятий: фронтальные, по подгруппам (сидя за столами, лежа на коврике, стоя за конторками)
На столах держалки, чтобы поставить маленький цветок в горшочке, положить ракушку, поделку из бересты – кусочек живой природы – он греет душу ребенка;
Перед сложным занятием слушать музыку Моцарта (активизирует мыслительные процессы);
Для самоорганизации использовать тихую музыку, музыкальную игрушку, цветовые эффекты.
Использовать на занятиях потолочный офтальмотренажер;
Включение элементов релаксации и физминуток;
Использование упражнений, игр для снятия напряжения;
Эмоциональные качели для смены настроения (шутка, забавный случай, музыка, творческие задания и т.д.);
Разные виды поисковых заданий
Требования к ребенку
при подготовке к школе
Организационные умения: осознавать задачу и пытаться решить ее в группе с помощью взрослого.
Информационные умения: выделять новую информацию (это я не знал раньше) и соотносить ее с имеющейся.
Познавательная сфера: действовать по образцу, проводить наблюдение и делать выводы совместно со взрослым.
Коммуникативные умения: умение общаться со своими сверстниками и со взрослыми.
Эмоционально-волевая сфера: умение сдерживать себя; развивать самоконтроль и саморегуляцию.
|
|
|