Главная страница

Программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе


Скачать 105.98 Kb.
Название Программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе
Е.М. воспитатель
Дата 16.02.2016
Размер 105.98 Kb.
Тип Программа

Программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе

«С чего начинается Родина ?»

Составитель:

Короткова Е.М. воспитатель

Староюрьево 2014 г.

Пояснительная записка

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности со всем окружающим и приумножать богатство своей страны.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов, традиций и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие.

Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.

Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами воспитывать будущего гражданина своей страны.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни, особенности языка и быта.

Большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора, дома, детского сада, школы, речки расположенной рядом. Именно по этому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Чтобы дети хорошо знали свое прошлое, уважали культуру народа, своего края, знали историю страны и своего села, создана эта программа.

Программа предназначена для детей подготовительной группы и реализуется в течении одного учебного года.

Научное обоснование

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:

- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;

- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;

- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

Актуальность проблемы

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Цель программы

- формирование социально-активной личности;

- развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства;

- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите.

Задачи :

- гармоническое развитие личности ребенка;

- формирование человека высоконравственного, развитого как интеллектуально, так и физически;

- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую родину.

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы ребенок должен:

- проявлять элементарный интерес к родному краю, русской культуре;

- знать загадки, считалки, уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами, делать соответствующее умозаключение.

- принимать осмысленное и активное участие в русских народных праздниках, знать некоторые их названия;.

- узнавать в произведениях былинных и сказочных героев;

- стремятся больше познать о своей стране, ее истории, природы.

Ребенок должен уметь:

- применять полученные знания в добрых делах и поступках на благо родине;

- принимать активное участие в выставках, дискуссиях, различных видах деятельности.

Тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому, социально- личностному развитию в подготовительной группе ДОУ.

Основные задачи и разделы

раздел

задачи

  1. Мой дом – моя семья

Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

2.Приобщение к истокам

Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

3.Родной край

Расширять знания детей об истории посёлка; воспитывать любовь к родному краю, его жителям.

4.Земля наш – общий дом

Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны.

5.Защитники Отечества

Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

6.Беседы о правах ребёнка

Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка».

7.Открой себя

Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей.

Отбор содержания занятий по разделам, с учётом патриотического воспитания детей дошкольного возраста, осуществляется через включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.

Перспективное планирование

Сентябрь

Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

Цель: определение уровня знаний детей о Родине.

Октябрь

1. «Давайте познакомимся»

2. «Земля – наш общий дом»

3. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский»

4. «Дымковская игрушка»

Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.

Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству.

Цель: познакомить с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества.

Ноябрь

1. «Малая родина. За что мы любим свой село»

2. «Щедрые дары природы»

3. «Экскурсия в краеведческий музей»

4. «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

Цель: уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Цель: продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного села. Вызвать желание познавать историю села. Развивать умение вести себя в общественном месте..

Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Декабрь

1. «Экскурсия к мемориалу «Скорбящая мать»

2. «Что такое генеалогическое дерево»

3. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»

4. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье»

Цель: продолжать ознакомление детей с историческим прошлым Родины. Воспитывать чувство гордости за своих земляков. Воспитывать уважение к прошлому, учить чтить память погибших.

Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким , осознание важности семьи для человека.

Программное содержание:

1.Ребёнок имеет право на имя, отчество, фамилию.

2.Имя ребёнку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.

3.Фамилия ребёнка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей - по их соглашению.

Программное содержание:

1.Ребёнком признаётся лицо, не достигшее 18 лет.

2.Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье.

3.Ребёнок имеет право на общение с родителями и другими родственниками.

Январь

Февраль

1. «Право ребёнка на охрану физического здоровья»

2. « Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья»

3. «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении»

4. «Права и обязанности ребёнка»

1. «Как жили славяне»

2. «Забавы вокруг печки»

3. «Защитники земли русской»

4. «Есть такая профессия – Родину защищать»


Программное содержание:

1.Ребёнок имеет право на охрану здоровья.

2.Детям оказывается бесплатная медицинская помощь, предусматривающая профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-профилактическую работу, санаторно-курортное лечение.

Программное содержание:

1.Ребёнок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред духовному здоровью, нравственному и психическому развитию.

Программное содержание:

1.Дети имеют право на воспитание в образовательных учреждениях.

2.Образовательные программы должны быть направлены на формирование у детей:

  • гражданственности, патриотизма;

  • представлений о нравственности;

  • трудолюбия;

  • экологической культуры;

  • эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное;

  • коммуникабельности в общении со сверстниками и взрослыми людьми;

  • физической культуры и навыков здорового образа жизни.

Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду.

Цель: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине.

Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине.

Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Цель: познакомить детей с условиями жизни солдат в воинской части, с их воинской службой, особенностями быта; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

Март

1. «Мужчины и женщины в семье»

2. «Отражение народных традиций в национальном костюме»

3. «Русские народные промыслы»

4. «Как живут в деревне? Добрые избы»

Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу.

Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.

Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Цель: вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка , украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни.

Апрель

1. «Многонациональная Родина»

2. «Что такое героизм?»

3. «Боевая слава нашего народа»

4. «Знаменитые земляки»

Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.

Цель: формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них.

Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Май

1. «День Победы»

2. «Мой село: вчера и сегодня»

3. « Поляна детства»

4. «Мы – патриоты»

Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Цель: познакомить детей с историей возникновения села Староюрьево, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма.

Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине.

Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.



  • Продолжительность занятий – 30 минут

  • 2 подгруппы по 12 человек

  • 1 занятие в неделю для каждой подгруппы

Литература:

1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004

2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007

3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005

4.Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008