|
Программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе
Программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе
«С чего начинается Родина ?»
Составитель:
Короткова Е.М. воспитатель
Староюрьево 2014 г.
Пояснительная записка
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности со всем окружающим и приумножать богатство своей страны.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов, традиций и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие.
Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.
Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами воспитывать будущего гражданина своей страны.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни, особенности языка и быта.
Большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора, дома, детского сада, школы, речки расположенной рядом. Именно по этому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Чтобы дети хорошо знали свое прошлое, уважали культуру народа, своего края, знали историю страны и своего села, создана эта программа.
Программа предназначена для детей подготовительной группы и реализуется в течении одного учебного года.
Научное обоснование
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Актуальность проблемы
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Цель программы
- формирование социально-активной личности;
- развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите.
Задачи :
- гармоническое развитие личности ребенка;
- формирование человека высоконравственного, развитого как интеллектуально, так и физически;
- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую родину.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы ребенок должен:
- проявлять элементарный интерес к родному краю, русской культуре;
- знать загадки, считалки, уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами, делать соответствующее умозаключение.
- принимать осмысленное и активное участие в русских народных праздниках, знать некоторые их названия;.
- узнавать в произведениях былинных и сказочных героев;
- стремятся больше познать о своей стране, ее истории, природы.
Ребенок должен уметь:
- применять полученные знания в добрых делах и поступках на благо родине;
- принимать активное участие в выставках, дискуссиях, различных видах деятельности.
Тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому, социально- личностному развитию в подготовительной группе ДОУ.
Основные задачи и разделы
раздел
|
задачи
|
Мой дом – моя семья
|
Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.
|
2.Приобщение к истокам
|
Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
|
3.Родной край
|
Расширять знания детей об истории посёлка; воспитывать любовь к родному краю, его жителям.
|
4.Земля наш – общий дом
|
Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны.
|
5.Защитники Отечества
|
Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
|
6.Беседы о правах ребёнка
|
Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка».
|
7.Открой себя
|
Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей.
|
Отбор содержания занятий по разделам, с учётом патриотического воспитания детей дошкольного возраста, осуществляется через включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.
Перспективное планирование
Сентябрь
|
Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.
|
Цель: определение уровня знаний детей о Родине.
|
Октябрь
|
1. «Давайте познакомимся»
2. «Земля – наш общий дом»
3. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский»
4. «Дымковская игрушка»
|
Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.
Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.
Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству.
Цель: познакомить с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества.
|
Ноябрь
|
1. «Малая родина. За что мы любим свой село»
2. «Щедрые дары природы»
3. «Экскурсия в краеведческий музей»
4. «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»
|
Цель: уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Цель: продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного села. Вызвать желание познавать историю села. Развивать умение вести себя в общественном месте..
Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.
|
Декабрь
|
1. «Экскурсия к мемориалу «Скорбящая мать»
2. «Что такое генеалогическое дерево»
3. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»
4. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье»
|
Цель: продолжать ознакомление детей с историческим прошлым Родины. Воспитывать чувство гордости за своих земляков. Воспитывать уважение к прошлому, учить чтить память погибших.
Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким , осознание важности семьи для человека.
Программное содержание:
1.Ребёнок имеет право на имя, отчество, фамилию.
2.Имя ребёнку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.
3.Фамилия ребёнка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей - по их соглашению.
Программное содержание:
1.Ребёнком признаётся лицо, не достигшее 18 лет.
2.Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье.
3.Ребёнок имеет право на общение с родителями и другими родственниками.
|
Январь
Февраль
|
1. «Право ребёнка на охрану физического здоровья»
2. « Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья»
3. «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении»
4. «Права и обязанности ребёнка»
1. «Как жили славяне»
2. «Забавы вокруг печки»
3. «Защитники земли русской»
4. «Есть такая профессия – Родину защищать»
|
Программное содержание:
1.Ребёнок имеет право на охрану здоровья.
2.Детям оказывается бесплатная медицинская помощь, предусматривающая профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-профилактическую работу, санаторно-курортное лечение.
Программное содержание:
1.Ребёнок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред духовному здоровью, нравственному и психическому развитию.
Программное содержание:
1.Дети имеют право на воспитание в образовательных учреждениях.
2.Образовательные программы должны быть направлены на формирование у детей:
гражданственности, патриотизма;
представлений о нравственности;
трудолюбия;
экологической культуры;
эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное;
коммуникабельности в общении со сверстниками и взрослыми людьми;
физической культуры и навыков здорового образа жизни.
Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду.
Цель: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине.
Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине.
Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
Цель: познакомить детей с условиями жизни солдат в воинской части, с их воинской службой, особенностями быта; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.
|
Март
|
1. «Мужчины и женщины в семье»
2. «Отражение народных традиций в национальном костюме»
3. «Русские народные промыслы»
4. «Как живут в деревне? Добрые избы»
|
Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу.
Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.
Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.
Цель: вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка , украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни.
|
Апрель
|
1. «Многонациональная Родина»
2. «Что такое героизм?»
3. «Боевая слава нашего народа»
4. «Знаменитые земляки»
|
Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.
Цель: формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них.
Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.
|
Май
|
1. «День Победы»
2. «Мой село: вчера и сегодня»
3. « Поляна детства»
4. «Мы – патриоты»
|
Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну.
Цель: познакомить детей с историей возникновения села Староюрьево, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма.
Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине.
Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.
|
Продолжительность занятий – 30 минут
2 подгруппы по 12 человек
1 занятие в неделю для каждой подгруппы
Литература:
1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004
2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005
4.Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008
|
|
|