|
Программа «Керамика»
Государственное образовательное учреждение лицей №1451
|
Программа «Керамика»
|
(на основе типовых программ по народно-художественным промыслам)
|
МОСКВА ЮАО
|
Лаписова Наталия Васильевна
|
2014
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность программы:
по дополнительному образованию КЕРАМИКА – художественно-эстетическая.
Актуальность
программы заключается в том, что формирование качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в новых социально-экономических условиях невозможно без развития художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности учащихся.
Главным фактором продуктивного взаимодействия человека с действительностью должно стать образование, направленное на развитие творческой личности, духовно связанной с культурой и природой в области народного искусства.
Предмет изучения: керамика.
Традиции гончарного искусства складывались тысячелетиями и являются объектами изучения, продолжения и восхищения. Керамика - это изделия из глины, прошедшей обжиг. Это первая в истории человечества технология с применением огня. Глина после обжига приобретает абсолютно новые свойства, получается совершенно иное вещество, которое имеет один недостаток - хрупкость. Изделия из керамики сохраняются веками. Благодаря долговечности этого вещества сделаны многие открытия в истории человечества. Изобретение керамики относится к позднему палеолиту.
В наше время определили, по сохранившемся отпечаткам пальцев на черепке, что первобытные посуду и фигурки сделали женские руки. Видимо, женщины, поддерживая огонь в очаге, заметили, что отдельные виды земли каменеют в огне, а после обжига не размокают. Глина – одно из самых распространенных веществ на земле. Неудивительно, что гончарные промыслы сложились там, где находилась подходящая глина.
Программа способствует развитию у детей желания познавать и творить, развиваться духовно, воспитывает эмоционально-эстетическое отношение к традиционной национальной культуре, раскрывает красоту и своеобразие предметного мира.
Программа направлена на попытку сохранить живое наследие народа, представляя его частью современной жизни и показывая возможность продолжения традиций народного мастерства в современном искусстве.
Керамическая технология, формообразование и приемы декорирования представляют собой широкое поле для развития творческих способностей учащихся.
Отличительные особенности данной программы
в том, что сложный процесс изготовления керамических изделий обязывает к точности и аккуратности исполнения и приводит учащихся к пониманию того, что на занятии дети работают как настоящие мастера.
Несмотря на то, что способы изготовления глиняных изделий (жгут, пласт, вытягивание из комка) изобретены тысячи лет назад, каждый человек и, особенно ребенок, начинает свое общение с данным материалом с лепки, очень похожих на древние, фигурок птиц, зверей, людей. И для того, чтобы обучение трудному делу шло по намеченному плану, изучаются свойства глины: пластичность (зависит от влажности и однородности массы) и возможности материала, а следом усваиваются приемы лепки.
Еще одна особенность: некоторые приемы легко даются, а другие долго не получаются; и тогда работа ведется медленнее (изделие сохраняется для следующего занятия в рабочем состоянии и не один раз).
На занятиях учащиеся могут выполнять изделия разными способами.
Создание коллективных работ на заданную тему также является отличительной особенностью данной программы. Совместная работа представляет собой рельефное панно, состоящее из более крупных фрагментов, чем элементы мозаики. Применяется смешанная техника лепки. Коллективное выполнение задания приучает к ответственности и чувству товарищества.
На занятиях бывают родители, часто в объединении занимаются старшие и младшие братья-сестры и складывается семейная студийная образовательная среда. В общении дети разного возраста учатся творческому взаимодействию. Необходимость заставляет быть внимательней к своим и к чужим ошибкам.
Цель программы:
Формирование художественной культуры, нравственно-эстетической отзывчивости учащихся на прекрасное и безобразное в жизни путем приобщения их к народным традициям; практическое освоение народного гончарного ремесла, керамической технологии.
Задачи программы:
Раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества. Познакомить с историей развития гончарного ремесла, с традициями основных центров русской народной керамики, с особенностями керамики в разных странах мира.
Ознакомить со спецификой художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация). Овладеть художественным строем орнамента в процессе изучения основных видов народной керамики.
- Освоить культуру труда с данным материалом
- Обучить навыкам работы с инструментами и приспособлениями
- Познакомить с технологией производства керамических изделий
- Освоить приемы работы с глиной; способы лепки, методы скульптурного и живописного декорирования
Обеспечение возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения.
Цели и задачи первого года обучения:
сформировать интерес к изучению керамики; помочь преодолеть трудности начального этапа. Ученик гончара начинал работать в мастерской с приготовления материала, учился определять нужную влажность и пластичность глины (это требует времени и терпения), а главное длительно наблюдал за процессом создания форм. Задача для первого года обучения получить представление об истории керамики, а также навыки для выполнения простейших предметов утилитарного и декоративного назначения. Последовательно изучать способы изготовления глиняных изделий.
|
|
|